Дискуссия: бизнес Ozon — «полное фиаско без намека на лидерские позиции» или «местный аналог Amazon» Статьи редакции
Сооснователь сети DNS Дмитрий Алексеев на странице в Facebook раскритиковал развитие бизнеса Ozon и указал на проблемы. С его позицией согласились не все читатели — в комментарии пришли другие предприниматели и венчурные инвесторы.
Сам Алексеев не называет конкретную компанию в заметке, но его слова о продаже книг, финансовых показателях и скором IPO сервиса явно указывают на то, что он говорит про Ozon.
По его мнению, спустя десятилетия Ozon пришёл к «полному фиаско» — это «крайне затратный и неповоротливый бизнес с убытком в 31,4 млрд рублей и отсутствием даже намека на лидерские позиции». Единственная рабочая бизнес-модель сервиса — «продавать рубль за 80 копеек», считает предприниматель.
Алексеев предлагает Ozon «выгнать эффективных менеджеров и инвесторов и вернуться к книжному бизнесу» вместо IPO, благодаря которому «эффективные менеджеры разведут инвесторов ещё на миллиарды и через год свалят с победой».
На публикацию Алексеева обратили внимание пользователи, инвесторы и предприниматели, которые разобрали высказывания сооснователя DNS.
Например, бизнес-модель и действия Ozon поддержали управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава, глава «Техносилы» Илья Тимченко и руководитель Retail Rocket Николай Хлебинский.
«За» Ozon: компания правильно растет, инвестор не менялся, а убытки отражают реалии современного бизнеса
Управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава сказал, что многие ИТ-компании выходят на американские биржи только с идеей, и на их фоне Ozon «очень неплохо смотрится».
Похожего мнения придерживается сооснователь и глава Retail Rocket Николай Хлебинский. По его словам, он «сам негодовал по поводу финансовых показателей, пока не провел две недели в Кремниевой долине» и теперь уверен, что Ozon — это «бизнес по-американски», где накопление денег приравнивают к недостаточному вложению в рост.
Некоторые вспомнили, что сам DNS выходил в новые регионы с убытком.
Создатель «Идеономики» Павел Власов-Мрдуляш отметил, что у Ozon ключевой инвестор не менялся уже 20 лет. Это Baring Vostok — фонд, который на ранних стадиях инвестировал в «Яндекс», «Тинькофф», «1С» и другие крупные ИТ-компании России. Им управляют «толковые и вдумчивые люди», которые не будут инвестировать в провальные стартапы, отмечает Власов-Мрдуляш.
По его мнению, Ozon мог бы по примеру «Лабиринта» продавать книги и сопутствующие товары, но компания изначально задумывалась как русский Amazon, который и пытаются строить.
Инвесторы относятся к маркетплейсу как к «уменьшенному аналогу Amazon», который долгое время не выходил на прибыль, поделились другие пользователи.
Глава «Техносилы» Илья Тимченко сравнил бизнес-модели Ozon и DNS, отметив, что Ozon в глазах инвесторов более конкурентный из-за базовых вещей: цены, сервиса, клиентского пути при оформлении покупки, особенно у молодёжи. Алексеев не согласился: «Только вот с чего бы это она была более конкурентная?»
Ещё одно мнение поддержавших — прибыль от IPO может покрыть операционный убыток, а полученные деньги позволят развиваться дальше, отстроить свою логистику, как сделал Amazon.
Возникли вопросы к составлению графика выручки и убытков Ozon, построенному Алексеевым. По словам Алексеева, он получен из официальной бухгалтерской отчетности, а учитывались все виды расходов («все в круг»).
Пользователи же добавили, что нужно анализировать факты, повлиявшие на расходы компании.
«Против» Ozon: маркетплейс похож на «пузырь», а Wildberries растёт лучше и быстрее
Часть пользователей подчёркивает, что Ozon продает «будущие успехи» потенциальным инвесторам, тогда как его конкуренты появились позже и работают эффективнее на том же рынке — причем без помощи внешних инвестиций.
Читатели упоминали Wildberries — лидера на рынке российской электронной торговли.
Читатели отметили и 15-летнее генерирование убытков Ozon — включая время, когда компания занималась только продажей книг.
Некоторых отталкивает внешний вид сервиса:
В целом же, несмотря на критику Ozon, Алексеев желает маркетплейсу «только успехов». На вопрос, выйдет ли DNS на биржу по примеру Ozon, Алексеев ответил, что «в его деревне — это ругательство, за которое и в табло можно получить».
Наблюдаю за работой ПВЗ озон со стороны как за цирком с конями)))
1. Высокомерие московских кураторов зашкаливает - они абсолютно спокойно при замене старого сайта на новый, спустя примерно 2 месяца после запуска нового сайта приняли решение что сайт не будет работать в Windows XP... Все сайты работают, и Боксберри и т.п., а вот ОЗОН - он особенный и мнение людей на него работающих для него ничего не значит. В итоге ПВЗ, где я подрабатываю программистом, встрял на покупку двух коробочных версий Windows 7, а многие сотни пунктов попали на полную замену компьютера...
2. Озону и его менеджерам вообще пофиг на предотвращение мошеннических действий с отправлениями со стороны клиентов. Выдавать посылки предлагается просто по предъявлению номера отправления... Лично наблюдал картинку - приходит женщина, забирает посылку по паспорту, тут же вслед за ней является подросток и называет фамилию и номер только что выданной посылки и внаглую требует её выдачи... Вы спросите как он узнал номер? Он просто нашел в помойке коробку с номером... ну скажем 83568365-008-1 (что означает ID клиента-Посылка №8-Часть 1) и прикинул, что можно нахаляву получить посылку №9, написал на бумажке Фамилию, якобы своей мамы и номер посылки 83568365-009 и внаглую поперся за посылкой...
3. Озон начал сокращение своих ПВЗ не отвечающих неким, только что пришедшим в голову менеджеров требованиям... Требования очень простые и озвучиваются такими же простыми низовыми менеджерами - Стать как Wildberries и захапать себе на пункты их долю одежды... Для этого сверху приказано всех владельцев ПВЗ заставить "перекрасить помещение под бренд ОЗОН", обеспечить 12 часовую ЕЖЕДНЕВНУЮ работу, закупить за свой счет мебель и световую рекламу, разместить на территории ПВЗ не менее 2 примерочных кабин, перейти на новую систему оплаты, при которой будет оплачиваться не за посылку, а за сумму реализации и все возвраты будут вычитаться из суммы вознаграждения!!! А тут закладывается некая мина - хочешь доход - убеди клиента не возвращать товар, саботируй процесс возврата, чтобы клиент 100 раз подумал...
У меня еще много наблюдений, но когда я увидел новость о попытке выхода на биржу - все стало ясно, как божий день! Уже год как ОЗОН наводит шмон как в части при приезде генерала... даже траву... т.е пункты перекрашивают))) и причем часть изменений ложится финансовым бременем на предпринимателей-партнеров ОЗОНА... А вот выгоду от этих добровольных пожертвований получат как раз менеджеры ОЗОНА при IPO///
Я думал открыть пвз озона . Почитал требования. Прикинул доход расход и забыл эту идею. Пусть сами открывают за свои миллиарды.