Качество продукции: хочу всё знать
Часть первая. Что же там, в глубине?
Добрый день, дорогой читатель. Сегодня я начинаю цикл рассуждений о некоторых вопросах, которые касаются как лично меня, так и многих, если не всех, людей. Это будут такие вопросы, как качество жизни, продукции, услуг. Что и как мы должны получать, учитывая, что на дворе сейчас 2020 год?
Я говорю даже не о том, где же всё то, о чём мечтали фантасты годы назад, эти города на Луне, полная автоматизация, летающие автомобили и всё, что представляется при этом. Нет, этого пока я касаться не буду.
То, что могло быть – это меня сейчас не интересует, меня интересует то, что должно быть сейчас, почему этого нет и как этого добиться. Каково текущее положение.
Итак, приступим. Начну я с качества продукции. Что с ней не так? Почему до сих пор я встречаюсь с продукцией ненадлежащего качества? Во-первых, потому что она продаётся. Производитель законно и привычно выпускает массовые партии товаров, которые, возможно, даже соответствуют, пусть и впритирку, текущим стандартам и нормам.
На время оставлю вопрос соответствия этих стандартов тому, что я хочу получать, я ещё вернусь к этому вопросу. Я решил провести небольшое исследование, на какие законодательные акты опирается производство продукции и услуг, как это контролируется. Что защищает нас с вами от некачественной продукции? Как распознать, что именно предлагает производитель, как это произведено?
С позиции обычного потребителя я хочу разобраться в этих вопросах.
«Небольшое исследование» внезапно превратилось в изучение огромного количества документов, организаций и отсеивание недостоверной и устаревшей информации, чтобы опираться на реальные факты. Поэтому я буду приводить документы, из которых и были взяты те или иные определения и положения на момент написания данной статьи.
Я это делаю потому, что практически сразу я обнаружил несоответствия, устаревшие понятия и неактуальные данные, читая обзоры и статьи на просторах Интернета. Надеюсь, данное исследование будет полезным.
Самый первый вопрос - где получить актуальную информацию о законодательных актах, которые действуют сейчас? Для этого можно использовать любой электронный фонд правовой и нормативно-технической документации, в Интернете их достаточно много. Я также воспользовался одним из них.
С чего начать? Я думаю, что все слышали об обязательной и добровольной сертификации продукции. То есть - некоторые виды продукции можно выпускать не совсем уж как угодно, но, скажем так, по – разному. Хоть и есть общие требования к производству, но как производитель будет относиться к качеству такой продукции? Что его ограничивает? Только покупательская способность.
А если он может продавать эту продукцию дешевле, используя некачественное или самого низкого качества сырье? Она будет продаваться. И будут те, кто её покупает. Что же это значит? Есть товары, которые можно выпускать практически без какого-либо контроля? Или нет? Я решил разобраться.
Итак, есть Федеральный закон "О техническом регулировании" N 184-ФЗ (с изменениями на 28 ноября 2018 года) О чём он? Читаем:
Также этот закон регулирует требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, и в нём представлен перечень отношений, которые он не регулирует, но сейчас мы не будем их рассматривать. Я рекомендовал бы каждому на досуге ознакомиться с этим законом и изучить его, а пока продолжу.
Итак, существует единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 (с изменениями на 26 июня 2020 года). Это огромный перечень, который периодически редактируется и дополняется. Это, к примеру, электроэнергия, стеклопластики, цемент и так далее, позиций множество.
Далее мы узнаём, что не вся продукция подлежит обязательной сертификации, для некоторой необходимо только декларирование. Это, к примеру, на момент написания данных строк – медицинское оборудование, многие виды посуды, светотехническое оборудование и многое, многое другое.
Кстати, что же это такое – сертификация? Что она даёт потребителю, как его защищает? Обратимся к Статье 2 всё того же закона "О техническом регулировании".
Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата соответствия — это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В Статье 25 говорится:
Также в этом законе есть такое определение:
Тема сертификации крайне обширна, есть много нюансов, по поводу получения сертификатов, условий и прочего, которые невозможно рассмотреть в этой статье, но я вернусь к этой теме в последующих. Таким образом, вся продукция контролируется, однако если почитать Статью 19, Принципы подтверждения соответствия всё того же закона, я увидел:
Таким образом, если требования технических регламентов не установлены, то заставить проходить как обязательное, так и добровольное подтверждение соответствия не нужно. Если же установлены, то добровольная сертификация не заменяет обязательную.
Но стоит понимать, что продукцию без сертификата качества не будет принимать в продажу ни один магазин, ведь для продавца важно, чтобы продукция была безопасной.
Теперь поговорим о доступности информации. Существует Росстандарт - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, оно входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. На их сайте можно получить огромное количество информации по их деятельности, проводимым проверкам и многое другое. Государственная услуга "Информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов" предоставляется Росстандартом в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Минпромторга России от 29.02.2012 № 190.
Таким образом, именно в Росстандарт можно обратиться за разъяснениями по поводу того, как можно получить информацию о соблюдении требований технических регламентов.
Итак, продукция. Есть аналоги, которые лучше, хуже, но получить хотя бы минимальную информацию о том, что именно я куплю, можно. Для этого нужно внимательно изучить маркировку. Что я могу узнать о товаре? Что за символы, значки и ярлыки на нём и зачем?
Я решил внимательно осмотреть то, что меня окружает – вещи, продукты питания, приборы - и попробовать узнать, что же мне скажет маркировка на них.
Рассмотрим Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) "О защите прав потребителей" Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах) Там говорится следующее:
А также:
В том же законе о техническом регулировании мы можем узнать, что есть знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (абзац дополнен с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ.
Теперь рассмотрим эти знаки повнимательнее.
Настоящий стандарт устанавливает форму, размеры и технические требования к знаку соответствия (в том числе к знаку соответствия, защищенному от подделок), применяемому в Системе сертификации ГОСТ Р для указания соответствия маркированной им продукции, работ и услуг требованиям, предусмотренным для обязательного подтверждения соответствия
Цифры внизу знака - Код органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия
Концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
Добровольная сертификация - производится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов) с целью подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий и других документов, которые определил заявитель.
Этот знак обращения
Специальный знак, наносимый на изделие, который удостоверяет, что изделие соответствует основным требованиям директив ЕС и гармонизированным стандартам Европейского союза, а также то, что продукт прошёл процедуру оценки соответствия директивам.
Это - самые общие знаки, которые можно увидеть на продукции. Отдельная статья будет посвящена детальному описанию этих и многих других знаков, указанных на товаре. Не стоит забывать про дату изготовления, если это пищевые продукты, а также обращать внимание на штрих-код или QR-код.
Сейчас есть возможность установить приложение для сканирования QR\штрих-кода прямо на свой телефон и получить информацию о товаре сразу же, или, если она отображается некорректно либо вообще отсутствует – сделать вывод о его несоответствии.
С сертификацией в самых общих чертах разобрались. А что же делать потребителю, если он обнаружил, что товар некачественный? В этом нам поможет уже указанный выше закон "О защите прав потребителей" В нём говорится:
Думаю, каждому стоит внимательно прочитать и этот, довольно немаленький, к слову, закон. Там объясняются многие спорные моменты, с которыми, я уверен, хоть раз в жизни, но сталкивался каждый из нас. Для потребителя наиболее интересна Статья 14, Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)» В ней говорится:
Резюмируя, я могу сказать, что в данный момент существует и действует большое количество организаций, законов, решений, которые защищают меня, как потребителя, и в рамках одной статьи невозможно объять весь этот комплекс.
Каждый вопрос, который я начал рассматривать, открывает огромное количество связанной информации, ведь тема качества продукции огромна, я коснулся только вершин целых айсбергов.
Законы, которые я рассмотрел, вместе с комментариями есть в свободном доступе, есть много особенностей каждой продукции. Например, существуют свои стандарты в пищевой промышленности, особые условия для ввозимой электроники и многое, многое другое.
Нужно понимать, что чем больше я, как потребитель буду знать о своих правах, чем больше знаний, а значит, и возможностей у меня будет для выбора качественной продукции.
Потребитель «голосует рублём», и от его выбора будет зависеть, что именно останется на рынке, а что уйдёт.
В последующих статьях я буду более детально рассматривать уже упомянутые механизмы контроля качества и рассматривать те, которые ещё не озвучил. Я вижу, что в огромном многообразии товаров и услуг контролировать качество, причём делать это согласованно с мировым опытом, чтобы общий уровень качественной продукции в мире рос – это огромный масштаб деятельности.
Была проведена огромная работа, если рассматривать один только переход от дикой экономики девяностых до текущего времени. Необходимо не только контролировать качество продукции, ограничивать возможность появления контрафакта на рынке, но и взаимодействовать с производителями, чтобы процедуры контроля были прозрачными, понятными и действенными.
То есть, с одной стороны – ограничивать и контролировать, с другой стороны – не задушить излишне строгими нормами. Эти нормы и законы должны быть проработанными настолько, чтобы они были необходимы и достаточны. Это долгий путь, который зависит от государственных органов, производителей и, конечно же, всех нас - потребителей.
Надеюсь, что культура потребления тоже будет расти, и меня будут окружать только качественные и безопасные товары и услуги. А пока я буду продолжать свои рассуждения и исследования текущего положения вещей.
В планах - сделать обзор обозначений на продуктах питания, на что обращать внимание, что означают те или иные знаки соответствия и символы.
Обычно в обзорах указывают только то, что эти символы значат, хотелось бы более подробно, с указанием нормативной базы рассказать о них. Постараюсь использовать инфографику, будет много обозначений, много текста.
В комментариях можно оставить мнение, насколько это было бы интересно лично Вам.