{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

QR-коды в малом бизнесе: кому выгодны и как их использовать?

Оплата по QR-коду появилась в России в августе прошлого года. Рассказываем, для какого бизнеса она может быть интересна и как ее подключить на торговой точке.

Если у нас продавец обычно спрашивает: «Оплата картой или наличными?», то в Китае: “Wechat или Alipay?”. В России QR-кодами уже тоже никого не удивить, они давно уже используются на квитанциях ЖКХ и других платежках. Но в торговле оплата по QR-коду начала набирать обороты только в середине этого года. Для малого бизнеса оплата по QR-коду может стать альтернативным эквайрингом или возможностью сэкономить на эквайринговой комиссии.

Оплата по QR-коду стала активно развиваться в этом году

QR как альтернативный эквайринг

Сейчас по закону “О защите прав потребителей” обязаны принимать оплату по карте торговые точки с оборотом более 40 млн рублей за прошлый год (с 1 ноября 2020 ― 30 млн рублей, с 1 июля 2021 года ― 20 млн рублей). Отдельным пунктом закон освобождает от необходимости подключать эквайринг точки с оборотом менее 5 млн в год. Однако россияне уже привыкли оплачивать картой даже самые мелкие покупки: газеты, сигареты или уличную еду. Так что необходимость принимать безнал диктует уже не закон, а покупатель.

Некоторые предприниматели предлагают клиентам, у которых нет при себе наличности, сделать перевод на карту. При этом они могут пробивать чек с оплатой наличными. Но такой обходной путь невыгоден уже самому покупателю. За перевод может сниматься комиссия и не начисляются бонусы/кэшбек. В этом случае клиенту выгоднее оплата по QR-коду.

Для микробизнеса QR может стать вариантом эквайринга. Во-первых, не нужно устанавливать на точке дополнительное оборудование для приема карт (pos-терминала). А во-вторых, комиссия при оплате по QR для продавца выгоднее, чем по эквайрингу.

Почему QR выгоднее обычного эквайринга?

По данным Эвотора, доля безналичного торгового оборота в сентябре достигла 54% (в сентябре 2019 года ― 40%). Для некоторых сфер наличие эквайринга на точке может быть критично. К примеру, по данным Эвотора, в сентябре в салонах красоты доля оборота по картам составила 76%, а средний чек по карте был на 70% выше, чем по налу. Доля эквайринга в фитнес-центрах ― 72%, магазинах нижнего белья ― 70%, цветов ― 66%, обуви ― 65%, одежды ― 64%, парфюмерии - 61%. Средний чек по безналу в этих сферах был на 23-56% выше, чем по покупкам за наличные.

По данным Эвотора, в магазинах парфюмерии доля безналичного оборота в сентябре достигла 61%

У некоторых магазинов доля продаж по карте уже стремится к 100%. Андрей Ковтун, индивидуальный предприниматель, владелец магазинов домашней одежды и пижам “Ивановский трикотаж”, подтверждает: “Более 90% продаж сейчас ― это безнал, наличные деньги почти никто не носит с собой, разве что мелочь”. Предприниматель начал использовать оплату по QR-коду еще в прошлом году, сразу после того, как Сбер запустил сервис сервис “Плати QR”. Распечатал наклейку с QR-кодом и объяснял покупателям, как сканировать код и оплачивать покупку. После того как Сбер интегрировал “Плати QR” в онлайн-кассы “Эвотор”, механика оплаты стала проще. Кассир пробивает чек, как обычно, выбирает способ оплаты “Плати QR”, после чего на экране кассы появляется QR-код, который нужно отсканировать покупателю в приложении. И оплата будет произведена. Покупателю не нужно вводить сумму покупки, а продавец сразу пробивает чек. «Эвотор» также умеет считывать QR-код, который покупатель может генерировать в банковском приложении. С июля этого года такая возможность появилась у всех пользователей Сбербанк Онлайн.

Андрей Ковтун всегда предлагает оплату по QR, уточняя использует ли покупатель карту и мобильное приложение Сбербанка или Тинькофф. По его словам, покупатели относятся к такому виду оплаты с интересом. Опыт Ковтуна стали использовать и его знакомые продавцы.

Андрей Ковтун стал использовать «Плати QR», потому что тариф по нему выгоднее эквайринга. Второе важное преимущество, который он отмечает, ― оплата по QR-коду не требует дополнительной техники. Pos-терминал иногда сбоит, а по QR оплата проходит без осечки.

QR-код сгенерирован на онлайн-кассе при продаже

Для низкомаржинального бизнеса, такого как продажа автомобилей, турпутевок и т.п. оплата по QR может стать единственным приемлемым способом безналичной оплаты. Ставка по эквайрингу для этих сегментов — на уровне 2% — может “съедать” почти всю прибыль.

Комиссия по «Плати QR»

0,6% — для организаций соцсферы

1% — для турагентств, автосалонов и агентств недвижимости (но не более 10 тысяч рублей за транзакцию)

1,5% — для других отраслей

“Средняя маржинальность туров ― 6-7%, по России может быть чуть выше”, — рассказывает Наталья Винокурова, директор турагентства “Зеленый чемодан” из Рязани. Эквайринг в 2%, который часто предлагают для турагентств в банках, для туров от 100 тысяч рублей и более просто гибелен для турбизнеса. “Зеленый чемодан” принимает платежи за туры по карте. При этом комиссия по эквайрингу составляет 1,6% и 1,4% (два банка). Комиссия по “Плати QR” существенно ниже — 1% и не более 10 000 рублей за транзакцию. Винокурова говорит, что консультанты ее турагентства предлагают оплату по QR по турам от 100 тысяч рублей, если у клиента подходящий банк. “Зеленый чемодан” использует оплату по QR как в офисе, так и для дистанционных продаж, отправляя код клиенту для оплаты. Для удаленной оплаты в турагентстве составили понятную инструкцию.

Елена Стрекалова из группы RuDive (дайвингтуры и обучение дайвингу) подтверждает, что с точки зрения тарифов “Плати QR” выгоднее обычного эквайринга. Эквайринговая комиссия по дайвингтурам составляет 1,65%, в то время как по “Плати QR” ― 1%. По обучению дайвингу эквайринговая комиссия составляет 2,05%, в то время как по «Плати QR» ― 1,5%.

В RuDive предлагают оплату по QR на сайте. Клиенты могут сканировать QR-код в своем мобильном приложении (Сбербанк онлайн или Тинькофф) и ввести нужную сумму. Единственная сложность здесь для бизнеса ― фискализация таких платежей. По закону покупателю обязательно должен быть выдан чек, при онлайн-продажах ― направлен по электронной почте. При оплате по QR-коду на сайте покупатель не оставляет своих контактов, что доставляет сложности бухгалтерии.

Сервис "Плати QR" летом был интегрирован с онлайн-кассами "Эвотор"

В сети Эвотора, оплату по QR-кодам уже начали использовать торговые и сервисные точки в 68 регионах страны, причем столичных предпринимателей из них менее 10%. Функционал востребован в стоматологических клиниках и медцентрах, турагентствах, в розничной непродовольственной торговле, в строительных компаниях, гостиничной сфере и музеях.

Как принимать оплату по QR-коду?

Принимать оплату по QR-кодам можно разными способами. Во-первых, получить QR-код от банка и разместить там, где клиенту будет удобно его считывать. Покупатель считывает QR-код в приложении банка и вводит сумму своей покупки. После чего продавцу нужно отдельно пробить чек.

Во-вторых, оплата по QR-коду может быть интегрирована в онлайн-кассу. Тогда QR-код с данными покупки будет выводится на экран кассового терминала при продаже, а покупателю нужно будет только считать его. Так, сервис “Плати QR от Сбербанка” интегрирован в онлайн-кассу “Эвотор”. Этой осенью появились аналогичные интеграции банков и производителей кассового оборудования. В ближайшем будущем можно ожидать больше таких запусков.

QR-код сгенерирован в приложении

Если кассовая система не позволяет показывать QR-код покупателю (например, из-за расположения кассы на прилавке), то можно использовать другой сценарий. Покупатель в приложении сгенерит код, а продавец считает его сканером и пробьет чек. Такой функционал уже реализован в “Плати QR” для онлайн-касс «Эвотор». В-третьих, в рамках “Плати QR” можно дать курьеру или кассиру ограниченный доступ в Сбербанк Бизнес Онлайн. Тогда кассир или курьер сможет генерировать код для каждой покупки на своем смартфоне, а покупатель будет считывать его в своем приложении.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Давид Сабаури

Я не понимаю, а смысл от оплаты с помощью QR-кода? Насколько бесполезной штуковины я ещё не видел! Бесконтактная оплата? Есть! Физ. Карта? Есть! Все есть! А смысл тогда?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

Смысл есть для продавца. Комиссия по эквайрингу выше, чем по Плати QR. Об этом весь материал. 

Ответить
Развернуть ветку
Nekton

На 0.5 %..

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Федин

Комиссия эквайринга определяется объемом платежей, проходящих через предоставленное оборудование, т.е. при обращении в банк даешь прогноз.оборот по картам 2-3 млн.р. в месяц, комиссию ставят 2,0- 2,2%, если оборот больше - комиссия меньше. Банки мониторят, нужно просто обращаться письменно при достижении оборотов, чтобы комиссию снижали для торговой точки.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Сабаури

Скорее всего это подачки от государства. Если это начнёт пользоваться популярности, то комиссия будет выше! Кстати, так же было и с карточками. Я не думаю, что кьюар коды на долго задержатся в России.

Ответить
Развернуть ветку
Ватная Корзиночка

Ничего у вас не выйдет, в той же Индонезии, где массово стала популярной оплата по QR (Go-Pay), тратились огромные бюджеты на рекламу и акции, Go-Pay платил 30%(!) кешбэк за оплату по QR в торговых точках пользователям, а вы не предлагаете покупателям вообще никаких бонусов.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

И тем не менее сейчас очень заметный движ пошел со стороны и ритейла, и банков в эту тему. И мы (в Эвоторе) видим, что бизнес использует сервис и по росту оборота и по росту подключающихся. Поэтому нам и было интересно поговорить с этими людьми и узнать, как и почему они стали использовать этот сервис.   

Ответить
Развернуть ветку
Arabic Perfume

Честно сказать, когда увидел заголовок статьи, думал что речь пойдёт не только об оплате)... У нас инет магазин по наливной парфюмерии и мы каждому покупателю в посылку ложили визитки с промо-кодом и qr-кодом чтобы быстро можно было зайти на сайт через скан. Думали на сколько в яндекс метрике повысится уровень постоянных клиентов и прямых заходов. Оказалось через пол года прибавка приблизительно 10% трафика по прямым заходам и % постоянных увеличился.

Сейчас хотим распечатать небольшие буклеты и класть в посылку покупателю с хорошим чеком. В буклете будут самые продаваемые селективные ароматы с небольшим описанием, промо-кодом  и qr кодом для него. Посмотрим что из этого получиться.

А на счет оплаты, то для малого бизнеса это просто круто конечно. Я только за)

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда