Оплата по QR-коду появилась в России в августе прошлого года. Рассказываем, для какого бизнеса она может быть интересна и как ее подключить на торговой точке.
Если у нас продавец обычно спрашивает: «Оплата картой или наличными?», то в Китае: “Wechat или Alipay?”. В России QR-кодами уже тоже никого не удивить, они давно уже используются на квитанциях ЖКХ и других платежках. Но в торговле оплата по QR-коду начала набирать обороты только в середине этого года. Для малого бизнеса оплата по QR-коду может стать альтернативным эквайрингом или возможностью сэкономить на эквайринговой комиссии.
QR как альтернативный эквайринг
Сейчас по закону “О защите прав потребителей” обязаны принимать оплату по карте торговые точки с оборотом более 40 млн рублей за прошлый год (с 1 ноября 2020 ― 30 млн рублей, с 1 июля 2021 года ― 20 млн рублей). Отдельным пунктом закон освобождает от необходимости подключать эквайринг точки с оборотом менее 5 млн в год. Однако россияне уже привыкли оплачивать картой даже самые мелкие покупки: газеты, сигареты или уличную еду. Так что необходимость принимать безнал диктует уже не закон, а покупатель.
Некоторые предприниматели предлагают клиентам, у которых нет при себе наличности, сделать перевод на карту. При этом они могут пробивать чек с оплатой наличными. Но такой обходной путь невыгоден уже самому покупателю. За перевод может сниматься комиссия и не начисляются бонусы/кэшбек. В этом случае клиенту выгоднее оплата по QR-коду.
Для микробизнеса QR может стать вариантом эквайринга. Во-первых, не нужно устанавливать на точке дополнительное оборудование для приема карт (pos-терминала). А во-вторых, комиссия при оплате по QR для продавца выгоднее, чем по эквайрингу.
Почему QR выгоднее обычного эквайринга?
По данным Эвотора, доля безналичного торгового оборота в сентябре достигла 54% (в сентябре 2019 года ― 40%). Для некоторых сфер наличие эквайринга на точке может быть критично. К примеру, по данным Эвотора, в сентябре в салонах красоты доля оборота по картам составила 76%, а средний чек по карте был на 70% выше, чем по налу. Доля эквайринга в фитнес-центрах ― 72%, магазинах нижнего белья ― 70%, цветов ― 66%, обуви ― 65%, одежды ― 64%, парфюмерии - 61%. Средний чек по безналу в этих сферах был на 23-56% выше, чем по покупкам за наличные.
У некоторых магазинов доля продаж по карте уже стремится к 100%. Андрей Ковтун, индивидуальный предприниматель, владелец магазинов домашней одежды и пижам “Ивановский трикотаж”, подтверждает: “Более 90% продаж сейчас ― это безнал, наличные деньги почти никто не носит с собой, разве что мелочь”. Предприниматель начал использовать оплату по QR-коду еще в прошлом году, сразу после того, как Сбер запустил сервис сервис “Плати QR”. Распечатал наклейку с QR-кодом и объяснял покупателям, как сканировать код и оплачивать покупку. После того как Сбер интегрировал “Плати QR” в онлайн-кассы “Эвотор”, механика оплаты стала проще. Кассир пробивает чек, как обычно, выбирает способ оплаты “Плати QR”, после чего на экране кассы появляется QR-код, который нужно отсканировать покупателю в приложении. И оплата будет произведена. Покупателю не нужно вводить сумму покупки, а продавец сразу пробивает чек. «Эвотор» также умеет считывать QR-код, который покупатель может генерировать в банковском приложении. С июля этого года такая возможность появилась у всех пользователей Сбербанк Онлайн.
Андрей Ковтун всегда предлагает оплату по QR, уточняя использует ли покупатель карту и мобильное приложение Сбербанка или Тинькофф. По его словам, покупатели относятся к такому виду оплаты с интересом. Опыт Ковтуна стали использовать и его знакомые продавцы.
Андрей Ковтун стал использовать «Плати QR», потому что тариф по нему выгоднее эквайринга. Второе важное преимущество, который он отмечает, ― оплата по QR-коду не требует дополнительной техники. Pos-терминал иногда сбоит, а по QR оплата проходит без осечки.
Для низкомаржинального бизнеса, такого как продажа автомобилей, турпутевок и т.п. оплата по QR может стать единственным приемлемым способом безналичной оплаты. Ставка по эквайрингу для этих сегментов — на уровне 2% — может “съедать” почти всю прибыль.
Комиссия по «Плати QR»
0,6% — для организаций соцсферы
1% — для турагентств, автосалонов и агентств недвижимости (но не более 10 тысяч рублей за транзакцию)
1,5% — для других отраслей
“Средняя маржинальность туров ― 6-7%, по России может быть чуть выше”, — рассказывает Наталья Винокурова, директор турагентства “Зеленый чемодан” из Рязани. Эквайринг в 2%, который часто предлагают для турагентств в банках, для туров от 100 тысяч рублей и более просто гибелен для турбизнеса. “Зеленый чемодан” принимает платежи за туры по карте. При этом комиссия по эквайрингу составляет 1,6% и 1,4% (два банка). Комиссия по “Плати QR” существенно ниже — 1% и не более 10 000 рублей за транзакцию. Винокурова говорит, что консультанты ее турагентства предлагают оплату по QR по турам от 100 тысяч рублей, если у клиента подходящий банк. “Зеленый чемодан” использует оплату по QR как в офисе, так и для дистанционных продаж, отправляя код клиенту для оплаты. Для удаленной оплаты в турагентстве составили понятную инструкцию.
Елена Стрекалова из группы RuDive (дайвингтуры и обучение дайвингу) подтверждает, что с точки зрения тарифов “Плати QR” выгоднее обычного эквайринга. Эквайринговая комиссия по дайвингтурам составляет 1,65%, в то время как по “Плати QR” ― 1%. По обучению дайвингу эквайринговая комиссия составляет 2,05%, в то время как по «Плати QR» ― 1,5%.
В RuDive предлагают оплату по QR на сайте. Клиенты могут сканировать QR-код в своем мобильном приложении (Сбербанк онлайн или Тинькофф) и ввести нужную сумму. Единственная сложность здесь для бизнеса ― фискализация таких платежей. По закону покупателю обязательно должен быть выдан чек, при онлайн-продажах ― направлен по электронной почте. При оплате по QR-коду на сайте покупатель не оставляет своих контактов, что доставляет сложности бухгалтерии.
В сети Эвотора, оплату по QR-кодам уже начали использовать торговые и сервисные точки в 68 регионах страны, причем столичных предпринимателей из них менее 10%. Функционал востребован в стоматологических клиниках и медцентрах, турагентствах, в розничной непродовольственной торговле, в строительных компаниях, гостиничной сфере и музеях.
Как принимать оплату по QR-коду?
Принимать оплату по QR-кодам можно разными способами. Во-первых, получить QR-код от банка и разместить там, где клиенту будет удобно его считывать. Покупатель считывает QR-код в приложении банка и вводит сумму своей покупки. После чего продавцу нужно отдельно пробить чек.
Во-вторых, оплата по QR-коду может быть интегрирована в онлайн-кассу. Тогда QR-код с данными покупки будет выводится на экран кассового терминала при продаже, а покупателю нужно будет только считать его. Так, сервис “Плати QR от Сбербанка” интегрирован в онлайн-кассу “Эвотор”. Этой осенью появились аналогичные интеграции банков и производителей кассового оборудования. В ближайшем будущем можно ожидать больше таких запусков.
Если кассовая система не позволяет показывать QR-код покупателю (например, из-за расположения кассы на прилавке), то можно использовать другой сценарий. Покупатель в приложении сгенерит код, а продавец считает его сканером и пробьет чек. Такой функционал уже реализован в “Плати QR” для онлайн-касс «Эвотор». В-третьих, в рамках “Плати QR” можно дать курьеру или кассиру ограниченный доступ в Сбербанк Бизнес Онлайн. Тогда кассир или курьер сможет генерировать код для каждой покупки на своем смартфоне, а покупатель будет считывать его в своем приложении.
Хорошая попытка Эвотор, но нет. И я объясню почему.
"Pos-терминал иногда сбоит, а по QR оплата проходит без осечки." Мы, слава Микросхеу, Эвотором никогда не пользовались, но у многих коллег он есть. И все, подчеркиваю ВСЕ мои знакомые, кто им пользуются жалуются на глючность этих аппаратов. Виснут, самоперегружаются, выключаются, теряют связь, не видят бесконтактную карту и так далее. Так что без осечки, ну вы это серьёзно?
Далее, все эти танцы с бубном - открой приложение, отсканируй или ещё лучше, сгенерируй, а я отсканирую , .. Наверняка кому-то подойдёт, но это лишние усилия , а главное время. Например я занимаюсь кофейнями, и лишние 10-20, а по факту наверное и все 40-60 секунд на дополнительные операции в пиковые часы создадут такой затор, что мы больше потеряем на выручке, чем сэкономим.
А сэкономим ли? Вишенка на торте. Для фаст-фуд в Точке есть прекрасный тариф с экайрингом в 0,99%. Да да, 099%, без привязки к оборотам, абонентской платы, отрицательного теста на ковид и других требований мелким шрифтом. Да, терминал купить придётся, но если надо то и в рассрочку отдадут. И в других банках наверняка можно поторговаться и получить нормальный процент по стандартному эквайрингу.
Так что, кому-то это всё может и надо, но не стоит позиционировать это как манну небесную для страждущих.
Очень смело критиковать статью исходя из только своего бизнеса. Ну раз так , то у той же точки тариф по эквайрингу в среднем 2,3% на непродовольственные товары , QR - 0,4% итого при обороте в 10 млн рублей / месяц, экономия составит 190 000. Да это пока не удобно , да в таких нишах как твой бизнес это действительно может не иметь смысл, но учитывая что с 2021 года , 2 млн компаний решаются возможности работать с таким режимом налогообложения как ЕНВД и переходить на УСН 6% , приходиться искать пути как можно срезать косты на 4-5% , что бы максимально остаться в рынке и в своем бюджете, это имеет смысл.
Эта тема может прижиться у нас как в Китае, только если комиссия по ней будет что-то вроде 0,1% и тогда бизнес сможет стимулировать клиентов платить именно так , предлагая взамен какие-то микроплюшки, на действительно сэкономленные деньги.
а где это 0,4% вы получили?
вон сбер с эвотором дают 1,5% для торговли.
В Точке банк, вот сообщение от них пришло:
Сейчас есть новая услуга в рамках которой вы можете отправлять покупателям ссылку для оплаты или они смогут оплатить товары и услуги по QR-коду.
Ключевые отличия от эквайринга:
1. Нет нужды покупать оборудование.
2. Ниже ставка – не более 0,7% против средних по рынку 2% у эквайринга.
Мы подали заявку и под нашу деятельность - 0,4%
поглядел) нужно быть клиентом точки. там дофига каких то подводных камней на которые можно нарваться:)
и вот что я не люблю. так это всякие "мелкие шрифты". вот тариф 700р в месяц. но на первые 3 месяца. а нажимаешь на i а там 3500!!! 3500 карл:) выбор клиентов:)
Я написал почему считаю эту тему пока очень сырой на примере своего бизнеса, что здесь не так? Минимальная комиссия по QR 0.6% и воу-воу, с каких пор непродовольственные товары стали органзацией соцсферы? 1.5% для остальных видов бизнеса, думаю , что ваши товары относятся именно туда. При обороте 10 000 000 в месяц вам любой банк даст терминалы с радостью под 1,5-1,6%.И вот уже экономия на кодах испаряется.
Имеет смысл. У меня инет магазин, чистая прибыль около 10%.
Интернет эквайринг 2.5-2.8%
Если будет оплата qr кодами за 0.5% - мы просто поставим ее, и отключим обычный эквайринг.
Ещё бы эту ненужную прослойку в виде онлайн-касс упразднили. И без них все платежи прозрачны.
На святое покушаетесь. У меня знакомый онлайн-кассами занимается. Дискавери в максималке, дом на берегу озера и все дела. А вы тут крамольные мысли. Может быть расценено как экстремизм.
Я не понимаю, а смысл от оплаты с помощью QR-кода? Насколько бесполезной штуковины я ещё не видел! Бесконтактная оплата? Есть! Физ. Карта? Есть! Все есть! А смысл тогда?
Если я правильно поняла про что речь, то встретила такое летом в Сочи в ларьках по продаже кваса. Чтобы вы понимали, это маленькие сетевые будки в огромном количестве по всему городу. Работают с мая по октябрь, а дальше уходят на зимовку. Оборудовать каждый терминалом - дороговато, а вот вывесить QR код - это компромиссный вариант. Плюс клиенты, которые не носят наличку, минус проблемы со сдачей т.к. цена среднего стаканчика, кажется, 25₽ и мало кто носит на отдыхе под расчёт или хочет потом топать с мелочью в кармане.
На моих глазах, большинство выбирало оплату по QR. Да и я, как клиентка, была просто счастлива этому
Еще как вариант сбора пожертвований - уличные музыканты, группы, приюты животных и т.п.
Тот QR о котором вы говорите не имеет отношения к рекламе в этом посте.
У них все равно нужно покупать девайс, пусть и попроще устроенный.
Комиссия эквайринга определяется объемом платежей, проходящих через предоставленное оборудование, т.е. при обращении в банк даешь прогноз.оборот по картам 2-3 млн.р. в месяц, комиссию ставят 2,0- 2,2%, если оборот больше - комиссия меньше. Банки мониторят, нужно просто обращаться письменно при достижении оборотов, чтобы комиссию снижали для торговой точки.
Скорее всего это подачки от государства. Если это начнёт пользоваться популярности, то комиссия будет выше! Кстати, так же было и с карточками. Я не думаю, что кьюар коды на долго задержатся в России.
Ничего у вас не выйдет, в той же Индонезии, где массово стала популярной оплата по QR (Go-Pay), тратились огромные бюджеты на рекламу и акции, Go-Pay платил 30%(!) кешбэк за оплату по QR в торговых точках пользователям, а вы не предлагаете покупателям вообще никаких бонусов.
На квитанциях ЖКХ QR код имеет сумму, поэтому потребитель не может "соскочить" с навязанных услуг (общедомовые нужды, начисления по нормативу за воду и свет, страховка). Отсюда ноги и растут.
Я правильно понял: терминалы эвотор так часто глючат, что лучше пользоваться qr-кодами на терминалах Эвотор?
Кстати, забыл еще один минус для покупателя при оплате по QR - это отсутствие чарджбэка по операции. Допустим, вы купили путевку на сайте турагенства, а оно через месяц, за неделю до поездки, взяло да и закрылось. При оплате по QR вам не вернут ничего, при оплате по карте, вы можете подать на чарджбэк, и вам вернут все ваши деньги. И в том числе из-за механизма чарджбэка такой высокий процент комиссии по интерчейнджу у платежных систем.
Клиентам не нужна оплата по QR-коду в обычных условиях, это самое главное, что надо знать. Мне, как человеку, занимающемуся в том числе ретэйлом, очевидна его полезность для бизнеса, потому что да, платишь меньше, чем за обычный эквайринг, проблема в том, что как клиенту мне этот QR-код нафиг не уперся. Выше была история про квас - вот там да, такая штука может помочь, но вопрос в том, что коды, пытаясь сэкономить, начали использовать те, у кого и так был полноценный эквайринг. Два раза за последнее время предлагали такой способ оплаты, оба раза отказывался и просил нормальный терминал, т.к. в первый раз мне не хотелось даже разбираться, что это такое и как я им должен пользоваться, и могу ли вообще, а во второй раз у меня банально телефон в машине остался лежать, а карта была с собой. В целом, подозреваю, широкого распространения эта система оплаты не получит как раз из-за этого - она не решает никаких проблем покупателя, при этом добавляя ему головной боли. Ну и смысл?
Смысл только в том , что ты это только подозреваешь, по факту же весь Китай только так и оплачивает и у нас будет развиваться активнее.
Китай так оплачивает потому что изначально выбрали такой путь.
NFC удобнее в разы, те же paypass / paywave / apple / samsungpay etc.
Но да, местные любители сравнивать рынки Китая (миллиард) и России (дай бог 30-40млн) до сих пор жрут говно "как в Китае", вон Яндекс с Тиньком супераппы уже замутили и говна поесть успели. Зато Как в Китае!
У Китая всё-таки это сделано через одно приложение, «навёл отсканировал» и готово. У нас же пока есть куча банковских приложений где опция оплаты по QR скрыта на разных уровнях в дебрях менюшек, у каких-то банков возможно такой функции вообще нет, или надо скачивать отдельное второе приложение и звонить в колл-центр и просить, чтобы тебе активировали возможность платить по QR-кодам (привет, Авангард)
Как тут правильно написали ниже, у Китая другая история, у них вообще толком нет экспириенса с карточными платежными системами, они начали с супераппов, для них до недавнего времени (а может и сейчас) карточные платежи были примерно как у нас супераппы и QR-коды, то есть ситуация строго обратная российской. Так что Китай тут вообще мимо.
А это у нас запрещено, насколько я помню, ну то есть цена в магазине для физика не может отличаться в зависимости от того, платишь ты картой, или кэшем, или еще как-то. Причем по-моему даже по правилам платежных систем.
Ну если бы у нас запретили гугл и apple pay.....
Китай гораздо жестче, чем многим кажется
А еще с помощью QR кодов можно идентифицировать участников промоакций, чему и посвящен мой сервис)
Если я захочу дать клиенту скидку я ее просто дам без условий всяких коды и все это лишние движения которые приведут к потери конверсии это как поставить на сайт большую форму в итоги 70% брошеных корзин и не закрытые сделки
1,6% и 1,4% (два банка). Комиссия по “Плати QR” существенно ниже — 1%
Не знал, что 0,4 процента это СУЩЕСТВЕННО ниже.
Бесполезная трата времени лучше создавать счета банкам для мелкого бизнеса на счет упало налоги сращу сняло а банк взял за использование счета и хранения средств там зачем создавать не нужные инструменты и волокиту перевести на счет может любой человек а qr коды это надо объяснять что это и как пользоваться людям которые всего боятся по жизни что за коды , зачем, для чего, это тормозит экономику нашей страны всем понятно кто перевел и куда зачем лишние создавать припоны
Внедрили "Плати QR" нескольким клиентам для оплаты онлайн заказов.
QR код для оплаты показываем сразу после заказа, дублируем на мейл и показываем в истории заказов (чтобы была возможность оплатить заказ не сразу).
Пока отзывы от клиентов только положительные.
Можете дать ссылку на такие клиентские кейсы или в личку ваши контакты?
При комиссии в 1% нет смысла в этой штуке ну вообще, в Русском стандарте можно получить эквайринг 1.5-1.6% абсолютно подо что угодно с почти любыми оборотами. А большинство клиентов сейчас подсажены на кешбэки от банков, у клиента вполне может быть кешбэк 5-7% в вашей категории, и, если вы ему предложите оплатить по qr, он просто пожмёт плечами и уйдёт к конкурентам. Даже если таких клиентов будет немного, покроет ли их потерю разница в 0.5 на комиссии?
Так проблема не в том, что по QR коду ставка ниже, а просто что по экварингу идёт законный грабёж со стороны банка. Просто, платишь процент крыше, которые для твоего бизнеса ничего не делают.
Очень наивное мнение, вы просто не в курсе как работает банковская система. В эту комиссию включены куча вещей, например, интерчейндж платежных систем виза и мастеркард. Ставка за эквайринг меньше 2% вообще минусовая для банка по большинству mcc кодов, они идут на это ради оборотов и возможности пару дней покрутить деньги у себя.
Сколько раз прочитал - так и не понял:
1. Вот висит бумажка с QR-кодом на джинсах в магазине. Каким приложением я должен его отсканировать со своего смартфона, чтобы оплатить? СберОнлайн, СБП? Они же разные.
2. Как всё же решить вопрос с фискализацией? Есть уже сервисы (кто знает - плиз ссылку), которые организуют весь процесс "безконтактной" оплаты?
1. т.е. на товаре минимум два разных кода - для Сбера или СБП?
2. Я писал про "бесконтактно" - без физического пробития чека на отдельном оборудовании
1. Пока только приложения Сбера или Тинькова.
2. Не уверен, но. В ЛК Сбера платёж отображается моментально. А сервисов, которые интегрировали кассы со Сбером множество (rocketr.ru на пример). По идее всё должно работать без проблем.
2. т.е. в ЛК остаются некие контакты плательщика, на которые сервис высылает чек в электронном виде?
Проблема в том что большинство людей не знают как и чем этот код сканировать, у кого то это опция камеры смартфона, у кого то это отдельное приложение. Про людей от 50 и старше вообще молчу, для них это вообще неведомые технологии и сложно-непонятно.
У меня кафе рядом с оплатой по QR через сбп. Из 20 попыток успешных менее половины, при этом с картами такой проблемы нет.
Кто там глючит. сбп или софт эвотора(специально посмотрел сейчас) на кассе мне не интересно.
Есть ещё пара точек там другие кассы, но также глючило пару раз.
Когда последний раз где-либо глючила оплата картами в офлайне я даже не помню.
И да, у меня карты части банков умеют в оффлайн авторизацию (когда в магазе нет тырнета на терминалах, но ты настаиваешь на оплате картой и всё проходит чем удивляет кассиров).
То есть мало того, что покупатель должен делать лишние движения (искать приложение банка, поискать где там сканирование кодов), так ещё он должен разобраться, какого типа этот код и чем его сканировать. Зачем это покупателю, если можно просто Apple/Google Pay оплатить?
Я в таких случаях просто разворачиваюсь и иду к нормальному продавцу, у которого есть эквайринг. Благо рынок огромный, и аналогичный товар не составит проблем найти.
Видны уши менеджеров сбера.
Все к чему прикасается сбер стремительно протухает.
Комментарий удален
Комментарии