QR-коды в малом бизнесе: кому выгодны и как их использовать?
Оплата по QR-коду появилась в России в августе прошлого года. Рассказываем, для какого бизнеса она может быть интересна и как ее подключить на торговой точке.
Если у нас продавец обычно спрашивает: «Оплата картой или наличными?», то в Китае: “Wechat или Alipay?”. В России QR-кодами уже тоже никого не удивить, они давно уже используются на квитанциях ЖКХ и других платежках. Но в торговле оплата по QR-коду начала набирать обороты только в середине этого года. Для малого бизнеса оплата по QR-коду может стать альтернативным эквайрингом или возможностью сэкономить на эквайринговой комиссии.
QR как альтернативный эквайринг
Сейчас по закону “О защите прав потребителей” обязаны принимать оплату по карте торговые точки с оборотом более 40 млн рублей за прошлый год (с 1 ноября 2020 ― 30 млн рублей, с 1 июля 2021 года ― 20 млн рублей). Отдельным пунктом закон освобождает от необходимости подключать эквайринг точки с оборотом менее 5 млн в год. Однако россияне уже привыкли оплачивать картой даже самые мелкие покупки: газеты, сигареты или уличную еду. Так что необходимость принимать безнал диктует уже не закон, а покупатель.
Некоторые предприниматели предлагают клиентам, у которых нет при себе наличности, сделать перевод на карту. При этом они могут пробивать чек с оплатой наличными. Но такой обходной путь невыгоден уже самому покупателю. За перевод может сниматься комиссия и не начисляются бонусы/кэшбек. В этом случае клиенту выгоднее оплата по QR-коду.
Для микробизнеса QR может стать вариантом эквайринга. Во-первых, не нужно устанавливать на точке дополнительное оборудование для приема карт (pos-терминала). А во-вторых, комиссия при оплате по QR для продавца выгоднее, чем по эквайрингу.
Почему QR выгоднее обычного эквайринга?
По данным Эвотора, доля безналичного торгового оборота в сентябре достигла 54% (в сентябре 2019 года ― 40%). Для некоторых сфер наличие эквайринга на точке может быть критично. К примеру, по данным Эвотора, в сентябре в салонах красоты доля оборота по картам составила 76%, а средний чек по карте был на 70% выше, чем по налу. Доля эквайринга в фитнес-центрах ― 72%, магазинах нижнего белья ― 70%, цветов ― 66%, обуви ― 65%, одежды ― 64%, парфюмерии - 61%. Средний чек по безналу в этих сферах был на 23-56% выше, чем по покупкам за наличные.
У некоторых магазинов доля продаж по карте уже стремится к 100%. Андрей Ковтун, индивидуальный предприниматель, владелец магазинов домашней одежды и пижам “Ивановский трикотаж”, подтверждает: “Более 90% продаж сейчас ― это безнал, наличные деньги почти никто не носит с собой, разве что мелочь”. Предприниматель начал использовать оплату по QR-коду еще в прошлом году, сразу после того, как Сбер запустил сервис сервис “Плати QR”. Распечатал наклейку с QR-кодом и объяснял покупателям, как сканировать код и оплачивать покупку. После того как Сбер интегрировал “Плати QR” в онлайн-кассы “Эвотор”, механика оплаты стала проще. Кассир пробивает чек, как обычно, выбирает способ оплаты “Плати QR”, после чего на экране кассы появляется QR-код, который нужно отсканировать покупателю в приложении. И оплата будет произведена. Покупателю не нужно вводить сумму покупки, а продавец сразу пробивает чек. «Эвотор» также умеет считывать QR-код, который покупатель может генерировать в банковском приложении. С июля этого года такая возможность появилась у всех пользователей Сбербанк Онлайн.
Андрей Ковтун всегда предлагает оплату по QR, уточняя использует ли покупатель карту и мобильное приложение Сбербанка или Тинькофф. По его словам, покупатели относятся к такому виду оплаты с интересом. Опыт Ковтуна стали использовать и его знакомые продавцы.
Андрей Ковтун стал использовать «Плати QR», потому что тариф по нему выгоднее эквайринга. Второе важное преимущество, который он отмечает, ― оплата по QR-коду не требует дополнительной техники. Pos-терминал иногда сбоит, а по QR оплата проходит без осечки.
Для низкомаржинального бизнеса, такого как продажа автомобилей, турпутевок и т.п. оплата по QR может стать единственным приемлемым способом безналичной оплаты. Ставка по эквайрингу для этих сегментов — на уровне 2% — может “съедать” почти всю прибыль.
“Средняя маржинальность туров ― 6-7%, по России может быть чуть выше”, — рассказывает Наталья Винокурова, директор турагентства “Зеленый чемодан” из Рязани. Эквайринг в 2%, который часто предлагают для турагентств в банках, для туров от 100 тысяч рублей и более просто гибелен для турбизнеса. “Зеленый чемодан” принимает платежи за туры по карте. При этом комиссия по эквайрингу составляет 1,6% и 1,4% (два банка). Комиссия по “Плати QR” существенно ниже — 1% и не более 10 000 рублей за транзакцию. Винокурова говорит, что консультанты ее турагентства предлагают оплату по QR по турам от 100 тысяч рублей, если у клиента подходящий банк. “Зеленый чемодан” использует оплату по QR как в офисе, так и для дистанционных продаж, отправляя код клиенту для оплаты. Для удаленной оплаты в турагентстве составили понятную инструкцию.
Елена Стрекалова из группы RuDive (дайвингтуры и обучение дайвингу) подтверждает, что с точки зрения тарифов “Плати QR” выгоднее обычного эквайринга. Эквайринговая комиссия по дайвингтурам составляет 1,65%, в то время как по “Плати QR” ― 1%. По обучению дайвингу эквайринговая комиссия составляет 2,05%, в то время как по «Плати QR» ― 1,5%.
В RuDive предлагают оплату по QR на сайте. Клиенты могут сканировать QR-код в своем мобильном приложении (Сбербанк онлайн или Тинькофф) и ввести нужную сумму. Единственная сложность здесь для бизнеса ― фискализация таких платежей. По закону покупателю обязательно должен быть выдан чек, при онлайн-продажах ― направлен по электронной почте. При оплате по QR-коду на сайте покупатель не оставляет своих контактов, что доставляет сложности бухгалтерии.
В сети Эвотора, оплату по QR-кодам уже начали использовать торговые и сервисные точки в 68 регионах страны, причем столичных предпринимателей из них менее 10%. Функционал востребован в стоматологических клиниках и медцентрах, турагентствах, в розничной непродовольственной торговле, в строительных компаниях, гостиничной сфере и музеях.
Как принимать оплату по QR-коду?
Принимать оплату по QR-кодам можно разными способами. Во-первых, получить QR-код от банка и разместить там, где клиенту будет удобно его считывать. Покупатель считывает QR-код в приложении банка и вводит сумму своей покупки. После чего продавцу нужно отдельно пробить чек.
Во-вторых, оплата по QR-коду может быть интегрирована в онлайн-кассу. Тогда QR-код с данными покупки будет выводится на экран кассового терминала при продаже, а покупателю нужно будет только считать его. Так, сервис “Плати QR от Сбербанка” интегрирован в онлайн-кассу “Эвотор”. Этой осенью появились аналогичные интеграции банков и производителей кассового оборудования. В ближайшем будущем можно ожидать больше таких запусков.
Если кассовая система не позволяет показывать QR-код покупателю (например, из-за расположения кассы на прилавке), то можно использовать другой сценарий. Покупатель в приложении сгенерит код, а продавец считает его сканером и пробьет чек. Такой функционал уже реализован в “Плати QR” для онлайн-касс «Эвотор». В-третьих, в рамках “Плати QR” можно дать курьеру или кассиру ограниченный доступ в Сбербанк Бизнес Онлайн. Тогда кассир или курьер сможет генерировать код для каждой покупки на своем смартфоне, а покупатель будет считывать его в своем приложении.
Хорошая попытка Эвотор, но нет. И я объясню почему.
"Pos-терминал иногда сбоит, а по QR оплата проходит без осечки." Мы, слава Микросхеу, Эвотором никогда не пользовались, но у многих коллег он есть. И все, подчеркиваю ВСЕ мои знакомые, кто им пользуются жалуются на глючность этих аппаратов. Виснут, самоперегружаются, выключаются, теряют связь, не видят бесконтактную карту и так далее. Так что без осечки, ну вы это серьёзно?
Далее, все эти танцы с бубном - открой приложение, отсканируй или ещё лучше, сгенерируй, а я отсканирую , .. Наверняка кому-то подойдёт, но это лишние усилия , а главное время. Например я занимаюсь кофейнями, и лишние 10-20, а по факту наверное и все 40-60 секунд на дополнительные операции в пиковые часы создадут такой затор, что мы больше потеряем на выручке, чем сэкономим.
А сэкономим ли? Вишенка на торте. Для фаст-фуд в Точке есть прекрасный тариф с экайрингом в 0,99%. Да да, 099%, без привязки к оборотам, абонентской платы, отрицательного теста на ковид и других требований мелким шрифтом. Да, терминал купить придётся, но если надо то и в рассрочку отдадут. И в других банках наверняка можно поторговаться и получить нормальный процент по стандартному эквайрингу.
Так что, кому-то это всё может и надо, но не стоит позиционировать это как манну небесную для страждущих.
Очень смело критиковать статью исходя из только своего бизнеса. Ну раз так , то у той же точки тариф по эквайрингу в среднем 2,3% на непродовольственные товары , QR - 0,4% итого при обороте в 10 млн рублей / месяц, экономия составит 190 000. Да это пока не удобно , да в таких нишах как твой бизнес это действительно может не иметь смысл, но учитывая что с 2021 года , 2 млн компаний решаются возможности работать с таким режимом налогообложения как ЕНВД и переходить на УСН 6% , приходиться искать пути как можно срезать косты на 4-5% , что бы максимально остаться в рынке и в своем бюджете, это имеет смысл.
Эта тема может прижиться у нас как в Китае, только если комиссия по ней будет что-то вроде 0,1% и тогда бизнес сможет стимулировать клиентов платить именно так , предлагая взамен какие-то микроплюшки, на действительно сэкономленные деньги.
0,4% против 2,3 нас уже стимулировало.
а где это 0,4% вы получили?
вон сбер с эвотором дают 1,5% для торговли.
В Точке банк, вот сообщение от них пришло:
Сейчас есть новая услуга в рамках которой вы можете отправлять покупателям ссылку для оплаты или они смогут оплатить товары и услуги по QR-коду.
Ключевые отличия от эквайринга:
1. Нет нужды покупать оборудование.
2. Ниже ставка – не более 0,7% против средних по рынку 2% у эквайринга.
Мы подали заявку и под нашу деятельность - 0,4%
поглядел) нужно быть клиентом точки. там дофига каких то подводных камней на которые можно нарваться:)
и вот что я не люблю. так это всякие "мелкие шрифты". вот тариф 700р в месяц. но на первые 3 месяца. а нажимаешь на i а там 3500!!! 3500 карл:) выбор клиентов:)
Ну линейки тарифные у всех банков есть для ведения расчетного счета. Мне получилось выгоднее использовать Расчетный счет + QR у точки а эквартингом пользоваться стороннего банка, так как 2,3% конечно они перегнули.
спасибо, погляжу
Я написал почему считаю эту тему пока очень сырой на примере своего бизнеса, что здесь не так? Минимальная комиссия по QR 0.6% и воу-воу, с каких пор непродовольственные товары стали органзацией соцсферы? 1.5% для остальных видов бизнеса, думаю , что ваши товары относятся именно туда. При обороте 10 000 000 в месяц вам любой банк даст терминалы с радостью под 1,5-1,6%.И вот уже экономия на кодах испаряется.
0,4% у Точки.
"При обороте 10 000 000 в месяц вам любой банк даст терминалы с радостью под 1,5-1,6%."
Минимально МТС 1,69 +1500 рублей, все остальное к 2% ближе