{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

QR-коды в малом бизнесе: кому выгодны и как их использовать?

Оплата по QR-коду появилась в России в августе прошлого года. Рассказываем, для какого бизнеса она может быть интересна и как ее подключить на торговой точке.

Если у нас продавец обычно спрашивает: «Оплата картой или наличными?», то в Китае: “Wechat или Alipay?”. В России QR-кодами уже тоже никого не удивить, они давно уже используются на квитанциях ЖКХ и других платежках. Но в торговле оплата по QR-коду начала набирать обороты только в середине этого года. Для малого бизнеса оплата по QR-коду может стать альтернативным эквайрингом или возможностью сэкономить на эквайринговой комиссии.

Оплата по QR-коду стала активно развиваться в этом году

QR как альтернативный эквайринг

Сейчас по закону “О защите прав потребителей” обязаны принимать оплату по карте торговые точки с оборотом более 40 млн рублей за прошлый год (с 1 ноября 2020 ― 30 млн рублей, с 1 июля 2021 года ― 20 млн рублей). Отдельным пунктом закон освобождает от необходимости подключать эквайринг точки с оборотом менее 5 млн в год. Однако россияне уже привыкли оплачивать картой даже самые мелкие покупки: газеты, сигареты или уличную еду. Так что необходимость принимать безнал диктует уже не закон, а покупатель.

Некоторые предприниматели предлагают клиентам, у которых нет при себе наличности, сделать перевод на карту. При этом они могут пробивать чек с оплатой наличными. Но такой обходной путь невыгоден уже самому покупателю. За перевод может сниматься комиссия и не начисляются бонусы/кэшбек. В этом случае клиенту выгоднее оплата по QR-коду.

Для микробизнеса QR может стать вариантом эквайринга. Во-первых, не нужно устанавливать на точке дополнительное оборудование для приема карт (pos-терминала). А во-вторых, комиссия при оплате по QR для продавца выгоднее, чем по эквайрингу.

Почему QR выгоднее обычного эквайринга?

По данным Эвотора, доля безналичного торгового оборота в сентябре достигла 54% (в сентябре 2019 года ― 40%). Для некоторых сфер наличие эквайринга на точке может быть критично. К примеру, по данным Эвотора, в сентябре в салонах красоты доля оборота по картам составила 76%, а средний чек по карте был на 70% выше, чем по налу. Доля эквайринга в фитнес-центрах ― 72%, магазинах нижнего белья ― 70%, цветов ― 66%, обуви ― 65%, одежды ― 64%, парфюмерии - 61%. Средний чек по безналу в этих сферах был на 23-56% выше, чем по покупкам за наличные.

По данным Эвотора, в магазинах парфюмерии доля безналичного оборота в сентябре достигла 61%

У некоторых магазинов доля продаж по карте уже стремится к 100%. Андрей Ковтун, индивидуальный предприниматель, владелец магазинов домашней одежды и пижам “Ивановский трикотаж”, подтверждает: “Более 90% продаж сейчас ― это безнал, наличные деньги почти никто не носит с собой, разве что мелочь”. Предприниматель начал использовать оплату по QR-коду еще в прошлом году, сразу после того, как Сбер запустил сервис сервис “Плати QR”. Распечатал наклейку с QR-кодом и объяснял покупателям, как сканировать код и оплачивать покупку. После того как Сбер интегрировал “Плати QR” в онлайн-кассы “Эвотор”, механика оплаты стала проще. Кассир пробивает чек, как обычно, выбирает способ оплаты “Плати QR”, после чего на экране кассы появляется QR-код, который нужно отсканировать покупателю в приложении. И оплата будет произведена. Покупателю не нужно вводить сумму покупки, а продавец сразу пробивает чек. «Эвотор» также умеет считывать QR-код, который покупатель может генерировать в банковском приложении. С июля этого года такая возможность появилась у всех пользователей Сбербанк Онлайн.

Андрей Ковтун всегда предлагает оплату по QR, уточняя использует ли покупатель карту и мобильное приложение Сбербанка или Тинькофф. По его словам, покупатели относятся к такому виду оплаты с интересом. Опыт Ковтуна стали использовать и его знакомые продавцы.

Андрей Ковтун стал использовать «Плати QR», потому что тариф по нему выгоднее эквайринга. Второе важное преимущество, который он отмечает, ― оплата по QR-коду не требует дополнительной техники. Pos-терминал иногда сбоит, а по QR оплата проходит без осечки.

QR-код сгенерирован на онлайн-кассе при продаже

Для низкомаржинального бизнеса, такого как продажа автомобилей, турпутевок и т.п. оплата по QR может стать единственным приемлемым способом безналичной оплаты. Ставка по эквайрингу для этих сегментов — на уровне 2% — может “съедать” почти всю прибыль.

Комиссия по «Плати QR»

0,6% — для организаций соцсферы

1% — для турагентств, автосалонов и агентств недвижимости (но не более 10 тысяч рублей за транзакцию)

1,5% — для других отраслей

“Средняя маржинальность туров ― 6-7%, по России может быть чуть выше”, — рассказывает Наталья Винокурова, директор турагентства “Зеленый чемодан” из Рязани. Эквайринг в 2%, который часто предлагают для турагентств в банках, для туров от 100 тысяч рублей и более просто гибелен для турбизнеса. “Зеленый чемодан” принимает платежи за туры по карте. При этом комиссия по эквайрингу составляет 1,6% и 1,4% (два банка). Комиссия по “Плати QR” существенно ниже — 1% и не более 10 000 рублей за транзакцию. Винокурова говорит, что консультанты ее турагентства предлагают оплату по QR по турам от 100 тысяч рублей, если у клиента подходящий банк. “Зеленый чемодан” использует оплату по QR как в офисе, так и для дистанционных продаж, отправляя код клиенту для оплаты. Для удаленной оплаты в турагентстве составили понятную инструкцию.

Елена Стрекалова из группы RuDive (дайвингтуры и обучение дайвингу) подтверждает, что с точки зрения тарифов “Плати QR” выгоднее обычного эквайринга. Эквайринговая комиссия по дайвингтурам составляет 1,65%, в то время как по “Плати QR” ― 1%. По обучению дайвингу эквайринговая комиссия составляет 2,05%, в то время как по «Плати QR» ― 1,5%.

В RuDive предлагают оплату по QR на сайте. Клиенты могут сканировать QR-код в своем мобильном приложении (Сбербанк онлайн или Тинькофф) и ввести нужную сумму. Единственная сложность здесь для бизнеса ― фискализация таких платежей. По закону покупателю обязательно должен быть выдан чек, при онлайн-продажах ― направлен по электронной почте. При оплате по QR-коду на сайте покупатель не оставляет своих контактов, что доставляет сложности бухгалтерии.

Сервис "Плати QR" летом был интегрирован с онлайн-кассами "Эвотор"

В сети Эвотора, оплату по QR-кодам уже начали использовать торговые и сервисные точки в 68 регионах страны, причем столичных предпринимателей из них менее 10%. Функционал востребован в стоматологических клиниках и медцентрах, турагентствах, в розничной непродовольственной торговле, в строительных компаниях, гостиничной сфере и музеях.

Как принимать оплату по QR-коду?

Принимать оплату по QR-кодам можно разными способами. Во-первых, получить QR-код от банка и разместить там, где клиенту будет удобно его считывать. Покупатель считывает QR-код в приложении банка и вводит сумму своей покупки. После чего продавцу нужно отдельно пробить чек.

Во-вторых, оплата по QR-коду может быть интегрирована в онлайн-кассу. Тогда QR-код с данными покупки будет выводится на экран кассового терминала при продаже, а покупателю нужно будет только считать его. Так, сервис “Плати QR от Сбербанка” интегрирован в онлайн-кассу “Эвотор”. Этой осенью появились аналогичные интеграции банков и производителей кассового оборудования. В ближайшем будущем можно ожидать больше таких запусков.

QR-код сгенерирован в приложении

Если кассовая система не позволяет показывать QR-код покупателю (например, из-за расположения кассы на прилавке), то можно использовать другой сценарий. Покупатель в приложении сгенерит код, а продавец считает его сканером и пробьет чек. Такой функционал уже реализован в “Плати QR” для онлайн-касс «Эвотор». В-третьих, в рамках “Плати QR” можно дать курьеру или кассиру ограниченный доступ в Сбербанк Бизнес Онлайн. Тогда кассир или курьер сможет генерировать код для каждой покупки на своем смартфоне, а покупатель будет считывать его в своем приложении.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Нарушев

Сколько раз прочитал - так и не понял:
1. Вот висит бумажка с QR-кодом на джинсах в магазине. Каким приложением я должен его отсканировать со своего смартфона, чтобы оплатить? СберОнлайн, СБП? Они же разные.
2. Как всё же решить вопрос с фискализацией? Есть уже сервисы (кто знает - плиз ссылку), которые организуют весь процесс "безконтактной" оплаты?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

1) Если это наклейка Плати QR - то покупатель считывает код в Сбербанк онлайн или в приложении Тинькофф. А если СБП - то в приложении банка, входящего в СБП.
2) Вопрос с фискализацией решается так. Если вы вешаете в точке QR-код с наклейкой, то пробиваете чек отдельно (По Плати QR - вот инструкция https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/help/payqr). Если у вас Эвотор - то при оплате есть возможность выбрать: наличные, карта или Плати QR и там все вместе. Такую же интеграцию начали в октябре запускать банки СБП с кассовыми производителями (Райффайнзенбанк +Бифит). Потом подтянуться и другие. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Нарушев

1. т.е. на товаре минимум два разных кода - для Сбера или СБП?
2. Я писал про "бесконтактно" - без физического пробития чека на отдельном оборудовании

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

1. На товаре нет QR-кодов. QR-код может быть у точки в виде наклейки (там зашита информация о р/с магазина). Он либо от Сбера, либо от СБП и соответствено для Сбера - приложения Сбер или Тинькофф, а для СБП - СБП. На эвоторах стоит Плати QR от Сбера, когда кассир пробивает чек, он может выбрать оплату по QR, тогда у него на экране будет сгенерирован QR-код покупки - и сосканировать и оплатить такой QR-код сможет только клиент со Сбер онлайн или Тинькофф. Если вы будете сканировать такой код приложением Райффайзенбанка, допустим, то ничего не получится. Это как WeChat попытаться оплатить Alipay :) 2. Клиенту при розничной офлайн-продаже нужно пробить чек. Это 54-ФЗ. Для этого нужна онлайн-касса. Или выслать чек по почте - при дистанционных продажах. Для этого есть сервисы онлайн-фискализации, а не отдельное оборудование.

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда