{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Слишком большой бизнес: зачем основатель «Красного & Белого» объединил сеть с конкурентами и что поменялось за два года Статьи редакции

Сергей Студенников продолжает самостоятельно управлять сетью, и партнёры, по его словам, не вмешиваются.

В январе 2019 года крупная сеть алкомаркетов «Красное & Белое» объявила о слиянии с сетями «Бристоль» и «Дикси», которые принадлежат Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву.

Спустя почти два года основатель «Красного & Белого» Сергей Студенников рассказал Forbes, зачем пошёл на сделку и что она изменила для бизнеса.

Наиль Фаттахов, ТАСС

О слиянии и его причинах

  • Сделку закрыли в сентябре 2019 года. В результате слияния сети стали третьим по обороту ритейлером в России после X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») и «Магнита».
  • «Красное & Белое», «Бристоль» (компания «Альбион 2002») и «Дикси» вошли в объединённую группу «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», позднее переименованную в «Меркурий Ритейл Груп Лимитед».
  • Объединённая компания зарегистрирована на Кипре. Кесаев и Кациев получили 51% акций, Студенников — 49%.

Классического due diligence бизнесов не проводилось: только внутренняя оценка, в результате которой стоимость активов оказалась равнозначной. Дополнительные средства в пользу одной из сторон не вносились.

Сергей Студенников
, об условиях слияния

После объявления о слиянии на рынке спорили, что это: классическое M&A или бизнес у Студенникова «отжали». По словам самого предпринимателя, он пошёл на сделку, потому что бизнес стал очень большим и управлять им было сложно.

«Бизнес стал таким большим, что нам уже не хватало управленческих компетенций. С такими масштабами мы никогда не работали», — объяснил Студенников.

Неназванный челябинский бизнесмен рассказал Forbes, что основатель «Красного & Белого» за всё время предпринимательства опробовал много идей, но многое не получалось из-за проблем с систематизацией и планированием. Поэтому когда сеть алкомаркетов оказалась успешной, «все были в шоке».

По итогам 2018 года выручка «Красного & Белого» выросла на 40% и составила 301 млрд рублей, а по количеству магазинов сеть уступала только «Магниту» и X5. Вместе с тем кредитная нагрузка росла, но прибыли почти не было.

Мы вышли на рынок с опозданием почти на десять лет и поставили задачу занять сколько-нибудь значимую долю. Поступательными шагами этого не удалось бы, только интенсивно, без остановки.

С самого начала я понимал, что придется терпеть: во всем себе отказать и заниматься делом 25 часов в сутки. Но не знал, что придется терпеть так долго.

Сергей Студенников

Кроме того, всё чаще возникали проблемы с госорганами: летом налоговики взыскали с компании 1,95 млрд рублей за неуплату НДС и налога на прибыль, в декабре в офисы и на склады «Красного & Белого» пришли с обысками сотрудники ФНС, ФСБ, ОМОН и Росалкогольрегулирования. Сеть заподозрили в продаже контрафакта и неуплате налогов, но по итогам проверки подозрения не подтвердились.

Что изменила сделка

Владелец «Красного & Белого» передал партнёрам часть работы, с которой ему не удавалось справиться в одиночку. Новые акционеры в том числе взяли на себя взаимодействие с госорганами: Кесаев и Кациев накопили лучшую в России экспертизу на сложном рынке табака и алкоголя, пишет Forbes.

Кесаев и Кациев — основатели крупнейшего в стране табачного дистрибьютора «Мегаполис» и занимаются продажей сигарет с начала 1990-х. В декабре 2013 года партнёры продали 40% акций компании международным производителям сигарет Philip Morris и Japan Tobacco за $1,5 млрд. На тот момент «Мегаполис» контролировал 70% российского табачного рынка.

У каждого есть свои компетенции. У моих партнёров — это умение общаться с внешним миром: банками, представителями государственных органов на разных уровнях.

Что нас с партнёрами роднит? Это вовлечённость акционеров в операционную деятельность каждой из трех компаний. Одна голова хорошо, а три лучше. Объединение активов было стратегическим решением акционеров, которые «варятся» в бизнесе, хотят стать эффективнее.

Сергей Студенников

После слияния сетями «Дикси» (включая «Викторию» и «Мегамарт»), «Бристоль» и «Красное & Белое» по-прежнему управляют разные команды. Акционеры совместно принимают стратегические решения, а оперативные вопросы команды «дошлифовывают» сами, описал работу Студенников.

По словам предпринимателя, за год удалось в пять раз снизить кредитную нагрузку «Красного & Белого» — до 5 млрд рублей на октябрь 2020-го, увеличить прибыль и открыть около 700 новых магазинов. Всего сеть насчитывает 8800 точек.

По итогам 2019 года оборот «Красного & Белого» достиг 420 млрд рублей, в 2020-м, по прогнозам Студенникова, вырастет до 530 млрд рублей. Показатели прибыли предприниматель не раскрыл. Оборот объединённой компании по итогам года должен достигнуть 1,1 трлн рублей.

Дальше Студенников планирует развивать «Красное & Белое» уже за пределами России: через три-пять лет он хочет вывести бизнес в США, Китай и Индию.

Структура продаж «Красного & Белого» на сегодня:

  • 25% оборота приносят крепкий алкоголь и вино. Доля вина постоянно растёт, а доля крепкого алкоголя постепенно снижается.
  • 25% — продукты питания.
  • Остальные 50% — табак, пиво и непродовольственные товары.

Владельцы «Дикси» и «Бристоля» тоже получили преимущество от объединения — возможность увеличить стоимость бизнеса и капитализировать его, выведя на биржу, считает гендиректор исследовательского агентства Infoline Михаил Бурмистров. Акции «Дикси» торговались на бирже с 2007 года, но в 2018-м компания провела делистинг, объяснив это ухудшением финансовых показателей.

Что думает о статусе миллиардера

В марте 2020 года Forbes оценил состояние Студенникова в $1 млрд, Bloomberg присвоил предпринимателю из Челябинска статус миллиардера ещё в октябре 2018 года. Но основатель «Красного & Белого» к этому равнодушен.

Вы спрашиваете, как я себя ощущаю? Никак. Для меня нет разницы. Если ты ретейлер, для тебя действует закон природы — развиваться. А деньги — это лишь следствие, я работаю не ради них.

Сергей Студенников
0
27 комментариев
Написать комментарий...
Санти Воид
алкомаркет
работает не ради денег
Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

за идею! 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зубов

Отличный тост!)

Ответить
Развернуть ветку
Перси Джексон

Накатим!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Ну а что, вполне возможно, особенно когда у тебя столько денег, что все потребности уже закрыты. Лично видел этого человека когда он с топ менеджерами на автобусе приезжал инспектировать магазины в одном из Мухосрансков Челябинской области. Т.е. реально этот миллиардер периодически собирал свою команду и гонял по разным городам страны с инспекцией магазинов. Довольно показательно как мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гусев

Отряд по уничтожению коварной воды, кто если не он...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов

Конечно, у них же есть Миссия! как и у любой крупной корпорации!

только как озвучить эту миссию???))

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Когда появились первые магазины КБ, я шутил на VC на тему, мол никому не интересен такой формат магазинов. Теперь чувак миллиардер, а я все шучу на VC ))))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подливчук

Сеть Ельцин-центров расширяется.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Семенов

Шутка дебила.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Denis
Кесаев и Кациев накопили лучшую в России экспертизу на сложном рынке табака и алкоголя

учитывая предшествующие продаже события, экспертизой называют знакомых из нужных органов)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Teplo
развивать «Красное & Белое» ... хочет вывести бизнес в США

Придётся локализовать название:
«Красное & Белое & Чёрное»

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Шевцов

С названием "Красное и Белое" ему нужно стартовать в штатах с большой долей коренного населения - индейцев 😁

Ответить
Развернуть ветку
Alex Teplo

И сразу открывать там казино? 
   — Ставлю на красное и белое!
   — ♥️♥️ Удваиваю!!!                   ♠️♣️

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Продают «немецкое» пиво за 50 рублей с надписямии на русском языке.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Чижевский

Это не к ним вопрос так-то.

Ответить
Развернуть ветку
Grolribasi

Надпись на бутылке/банке не имеет значения. Всегда указывается страна-производитель. И даже если надпись на русском, производитель всё равно может быть немецкий. Такие дела. Другое дело, что пиво это делается специально для России и в Германии не продаётся, но это другая история.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim L.

Всё равно лучше, чем балтика #3.

Ответить
Развернуть ветку
Yakovlev

да и в самой Германии есть дешевое шлак-пиво. просто про него у нас мало кто знает.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Teplo

Спасибо, что не «Шампанское» )

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Раманов

КБшечка, родная, расти!) 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кудин

В некоторых магазинах, на сотрудников без слез не взглянешь...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Семенов

А зачем ты их рассматриваешь вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Panfilov

Как удобно, что автор поставил эти предложения вместе. Конечно же, это не отъем бизнеса в пользу приближенных к...=)

Ответить
Развернуть ветку
F.J.

Да он тратить наверное их не успевает, поскольку работы много, постоянно при деле

Ответить
Развернуть ветку
Николай

Ну не хватало компетенций, ну не было еще двух голов - ну нанял бы на оклад хороших управляющих. Видимо ребята из Дикси - самые пиздатые управляющие, за которых и контрольный пакет не жалко, какой там оклад...А еще они не вмешиваются.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Zp

К масштабной задаче алкоголизации населения подключились Кесаев и Кациев - лучшие умы по данной теме с отличными навыками общения с банками, гос. органами, внешним миром. Жди беды теперь в масштабах страны от этих "специалистов". 

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда