{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Отмена ЕНВД, монополия «Эвотора», премьер-министр. Как закон об онлайн-кассах повлиял на бизнес?

Режим ЕНВД почти 20 лет его действия хотели отменить неоднократно, однако постоянно продлевали. Влияние тут оказывал как малый бизнес, считающий этот режим жизненно важным, так и регионы — ведь налоги поступали в их бюджеты. Дума внимала доводам тех и других и милосердствовала, насколько вообще она это умеет. Всё изменил закон об онлайн-кассах.

Главный плюс от ФЗ-54 — прозрачность расчётов — обнажил главный минус ЕНВД. Уже в 2016-м после перехода на онлайн-кассы большинства действующих игроков рынка, а также с попутным введением системы маркировки налоговая обнаружила, что, например, объём продаваемых меховых шуб (первая продукция, «подвергнутая» маркировке) увеличился в 7, если не 10-20, раз. А роста налоговых поступлений это не принесло от слова “почти». Так как большинство продавцов указанных шуб сидели на ЕНВД. То же и с остальными продажами. Налоговая, наконец, оценила, насколько это невыгодно. И решилась. Региональное лобби пыталось продавить очередное продление ЕНВД в августе 2020-го, но в этот раз им сказали: «Патенты, самозанятость, УСН — выбирай не хочу. А вместо налогов есть дотации и кредиты, их и кушайте».

Что дальше? Дальше, конечно, предприниматели будут выбирать между оставшихся зол. Самозанятые, по сути — физики — не в счёт, поэтому остаются УСН и патенты… Хорошо — только УСН.

Монополия

Это было лето 2015 года. Я ездил по миру и искал единорога. Хотелось повторить в России что-то большое, инфраструктурное. У меня есть давний друг и партнер Леша Макаров, основатель компании АТОЛ, один из лидеров кассового рынка. Я рассказал ему, что есть такая тема в мире — смарт-терминалы. А в России как раз готовился закон об онлайн-кассах. Встретились, обсудили и расстались до ноября или декабря, когда стало более-менее понятно, что закон действительно движется.
Никто не верил, что закон заработает и все взлетит в стране. Но ФНС и Мишустин его продвигали.

Андрей Романенко, в интервью Елизавете Осетинской (лето 2020 г.)

Формально на рынке производителей касс (как автономных, так и смарт, и облачных) сейчас очень много игроков. И на рынке операторов фискальных данных тоже. Формально в ТОП-3 производителей значатся Атол, Штрих-М и Эвотор. Доля остальных мизерная. Но Атол и Эвотор — одна «банда”. Основатель Атол Алексей Макаров, владеет третьей частью компании Эвотор, среди учредителей которой числятся Андрей Романенко и Сбербанк (через свои “Цифровые технологии»).

Т.е. Эвотор = Макаров (крупнейший производитель автономных касс и облачного решения) + Романенко (основатель Qiwi, один из влиятельных современных инвесторов и собственно идеолог Эвотора) + Сбербанк (банк № 1 = ЦБ = и с недавних пор Правительство).

По градации Романенко, Эвотор = Хард (т.е. техника Атол) + Софт (т.е. ПО от Эвотора) + Банк.

Герман Греф, Андрей Романенко и Алексей Макаров на открытии "Эвотора".  Источник

Формально, повторюсь, Эвотор+Атол владеют третьей частью кассового рынка. И среди ОФД ситуация та же.

Но. Как вообще определяется — монополист на рынке или нет?

  1. Эвотору так-то и не нужен весь рынок, сразу во всяком случае. Он очень большой, разношёрстный и неосвоенный, сразу его не проглотишь — 2017-й год с дефицитом, спекуляциями и прочей паникой очень показателен. Видимая монополия идёт лишь во вред, а имитация конкуренции выгоднее, тем более что постепенно можно поедать всякую конкурирующую «мелочь и среднечь».
  2. Кстати, о поедании. Показателен ещё один пример с самым крупным сбоем после вступления ФЗ-54 в силу. Кратко — в декабре 2017-го обновляли ПО, что-то там не учли. В результате пострадали тысячи ритейлеров с кассами, как думаете, от какого производителя? Правильно — от Штриха. Атол при этом не пострадал. Но самое интересное, кто отвечал за обновление указанного ПО? ФНС и Эвотор во главе с Романенко. Т.е. от кого зависят Штрих и другие? И кто на самом деле владеет рынком?

Можно ещё пройтись по оборотам, насколько это возможно. Например, если судить по бух.отчётности, то обороты Эвотора и Атола исчисляются десятками миллиардов и постоянно растут.

А обороты Штрих-М до миллиардов не дотягивают.

А если судить по закредитованности Штриха (иначе чем объяснить находящиеся в залоге доли всех учредителей компании?) и по Сберу в партнёрах Эвотора, то разница между лидером и остальными усиливается.

Что дальше? Эвотор сотоварищи, конечно же, не смогут проглотить весь кассовый рынок, это им и не нужно. Но в ближайшие годы свою долю определённо будут наращивать. Остальных ждёт участь слияний, поглощений и бессмысленной гонки за лидером и своим куском.

Новый Премьер

…Никто не верил, что закон заработает и все взлетит в стране. Но ФНС и Мишустин его продвигали.

…Заместитель Мишустина шутил на открытии компании Эвотор, что закон ещё не принят, а компания уже есть.


Андрей Романенко, в том же летнем интервью

Вообще шутить на такие темы перед людьми опасно — сочтут за правду. Причём это и есть правда: и компанию создали раньше принятия закона, и даже бизнес стали разрабатывать и запускать за год до, минимум. Суть этой шутки сводится к двум вариантам: либо в Эвоторе настолько гениальны, что предвосхитили последствия закона, принятого только через год, поймали волну и теперь почивают на лаврах. Либо же сами продавили его в массы, воспользовавшись админ. ресурсом. Вот теперь скажите — в какой вариант верите вы, и совпадёт ли он с вариантом от Навального, займись он изучением этого вопрос? :)

А в итоге Мишустин теперь ещё и второе лицо государства и первое лицо после В.В., сформировавшее «своё» Правительство. Закономерно ли? Какие вообще ключевые события в налоговой сфере произошли при нём? Из того, что на поверхности:

  1. Интеграция банков и налоговой (даже сейчас — я пишу эту статью и сомневаюсь, пошли уже или нет запросы в банки, и обработала ли ФНС все мои копейк? :)
  2. Упрощение взаимодействия ФНС и предпринимателей (внедрение электронных сервисов и центров обработки данных)
  3. Кассовая реформа как венец цифровизации и борьбы с «грязными данными»
  4. И наконец, то, ради чего ФНС существует — двухкратное увеличение поступления налогов в бюджет (тут сыграли и отменённый ЕНВД, и Платоновый налог, и НДС, и та же цифровизация, и конечно, кассы)

Зайдём с другой стороны — по каким делам на посту руководителя ФНС запомнят Мишустина (я не про хоккей и песни Лепсу, конечно)? Никто ли не вспомнит про онлайн-кассы?

В общем, отрицать связь ФЗ-54 и продвижение Премьера по лестнице не стоит. Но и говорить, что только из-за касс всё случилось, тоже глупо. Середина опять рулит. А вдали от середины не даёт покоя шальная мысль: «Как красиво Эвотор наварился на ФЗ-54 и заодно продвинул своего человека в Правительство!».

Что дальше? Для Мишустина дальше только Президент. Во всяком случае, относительно других Премьеров он пошёл очень хорошо. 2024-й год покажет:) Для «Эвотора» в связи с этим уже сейчас всё очень хорошо.

А предприниматели?

А предпринимателям тяжело. Это покупателям теперь легко. А предпринимателям было тяжело, стало тяжелее, будет, разумеется, ещё хуже. Но как известно, всё, что не делает вас сильнее — то убивает. И наоборот…

Что именно сделает вас сильнее в связи с указанным ФЗ-54?

  1. Стоимость касс на рынке в скором времени вырастет, Романенко об этом уже намекал в трижды упомянутом интервью. Если пока они работают в убыток, то рано или поздно начнут «копить» на прибыль.
  2. Налоги тоже обязательно вырастут — когда они падали?
  3. Пандемия в конце концов выкосит солидную часть бизнеса (уже выкосила?). Но бизнес опять поднимется, переобуется и куда ему вообще деваться от этого?
  4. Но чтобы не делать из предпринимателей бесконечно сильных, случится и что-то хорошее, скорее всего, неведомо откуда взявшаяся новая технология будет проще и дешевле всех прежних касс. Ах, да — альтернативная энергетика всё перевернёт.
0
6 комментариев
Написать комментарий...
Леван Какубава

Я одного не понимаю, зачем надо втюхивать физическую кассу в 21 веке, для самозанятых же есть софт, для остальных не судьба? И как вообще защищает от подделки касса потребителя? Есть статистика, где показано как падает доля контрафактного рынка после этих на-на-технологии?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ленский
Автор

Тут, наверно, как с нефтяной отраслью. Есть перспективная альтернативная энергетика, но нефтяники не дадут ей развиваться, пока сами не задохнутся. А на кассовом рынке много железа, и если для исполнения ФЗ-54 будет достаточно только софта, куда они это железо денут? 

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Эвотор явно не монополист. Есть кассовые аппараты получше Эвоторовских и Атоловских. Например, MS-POS на примере МодульКассы и МТС Кассы. Да можно долго перечислять. 
А что касается отмены ЕНВД, то патент получше будет. Проще. Вроде как чеки не обязательно пробивать.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ленский
Автор

Явно) 

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Zemskikh

Такое кричащее сочетание основательной подготовленности к введению ФЗ-54 с самим введением вызывает вопросы. Множество вопросов. Многие скажут, что, мол, Россия века живет по понятиям, и что закон нам только снится, но лично я считаю, что коммерческий лоббизм в наших условиях вещь сильно дорогая и возможен только при “полном непротивлении сторон”. Сегодня государство последовательно проводит линию на повышение прозрачности бизнеса и налогового контроля. Огромная часть «серой экономики» просто не может остаться вне домена госинтересов и именно поэтому обязана быть обложена налогами и пополнять бюджет. И все прекрасно понимают почему. А если знаешь куда дует ветер, то отчего же не поднять парус?
Отмена ЕНВД, в этом смысле, является очень логичным развитием государственной политики, которую теперь претворяет в жизнь наш новый премьер, кстати, весьма успешно, кто бы что не говорил. Малому бизнесу придётся осваиваться с новыми системами налогообложения, а руководству регионов искать альтернативные механизмы пополнения бюджетов. И то и это - хорошо!
Дефицит региональных бюджетов в этой всей картине выглядит самым проблематичным, особенно для “традиционно дотационных” регионов.
Малому бизнесу найти бухгалтерию на аутсорсинге за разумный ценник легко, равно как и воспользоваться возможностью подумать о новых возможностях и точках роста, если предприниматель и в самом деле предприниматель, а не самозанятый, при всем к ним уважении, или «выживальщик».
Региональные бюджеты и источники их пополнения как были, так и останутся проблемой. Далеко не факт, что предложенного механизма субсидий и дотаций хватит, и сбалансированности налоговой системы не потребует коррекции, чтобы у регионов появилось больше возможностей и самостоятельности.
А коммерческий лоббизм - он был, есть и будет. Это часть рынка, но вот справедливая ли?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ленский
Автор

Хорошо загнули - позитивно) Позитива в статье как раз и не хватало, я его всё выдумывал, а он всё не выдумывался) Поэтому "сойдёт за мировоззрение", как говорили Стругацкие) 
А вот детали ответа переварить надо) 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда