«Никто не понимает, на чём мы зарабатываем. И слава богу!»: чем примечателен бизнес Fix Price с оценкой в $6 млрд Статьи редакции
За 13 лет с открытия магазина, где товары продаются по одной цене, сеть доросла до 4000 точек с годовой выручкой 143 млрд рублей.
18 ноября Bloomberg написал, что российская сеть магазинов фиксированных цен Fix Price задумалась о выходе на биржу в первой половине 2021 года. По словам двух источников издания, компания может провести IPO с оценкой около $6 млрд.
О том, что Fix Price изучает возможность размещения акций на бирже, пишут не впервые: в 2018 году о таких планах сообщали источники «Коммерсанта». Собрали главное, что известно о бизнесе компании.
Идея Fix Price и ключевые этапы роста сети
Первый магазин Fix Price открылся в декабре 2007 года, основатели компании — давние партнёры Сергей Ломакин и Артём Хачатрян. Они вместе развивали сеть магазинов-дискаунтеров «Копейка» с 1998 года до продажи в начале 2007-го. В Fix Price перешли и топ-менеджеры «Копейки», в том числе Дмитрий Кирсанов, который возглавляет сеть 13 лет.
Запуск Fix Price пришёлся на «золотой» для розницы 2007 год, когда ещё не было речи о кризисе, писал журнал РБК в 2014 году. «Мы внимательно смотрим на Западе на все успешные концепции. Мы знали, что это сработает: моя цель – порадовать как можно больше людей», — объяснял Ломакин.
Магазины Fix Price стали новым для России форматом фиксированных цен, или «всё за доллар». Прообразом во многом стала американская Dollar Tree — одна из крупнейших в мире сетей магазинов фиксированных цен. Основанная в 1986 году компания в августе 2020-го насчитывала больше 15 тысяч магазинов в США и Канаде, её продажи достигли $6,3 млрд за квартал.
За первый год Fix Price открыла 60 магазинов. Тысячный магазин открылся спустя шесть лет после запуска — в сентябре 2013-го. Дальше сеть росла быстрее:
Магазины Fix Price есть в России, Казахстане, Белоруссии и Латвии, указано на сайте компании. В ассортименте около 2000 позиций, в том числе продукты, товары повседневной необходимости, косметика, канцелярия и одежда.
Как Fix Price сохраняет низкие цены
В 2007-м первые магазины Fix Price открывались со слоганом «Всё по 30 рублей». Но инфляция, падение рубля и стремление расширить ассортимент привели к постепенному повышению цен.
В 2009 году компания подняла фиксированную стоимость до 35 рублей, к февралю 2016-го — до 50 рублей. Сейчас сеть продаёт товары по цене от 50 до 199 рублей.
Гендиректор и основатели компании никогда не раскрывали все секреты, как им удаётся продавать почти все товары по одной цене. Одним из элементов успеха они называли поиск самых дешёвых товаров и умение выбить скидку из поставщиков.
Департамент маркетинга «роет Китай», как археологи, сравнивал гендиректор Fix Price в 2009 году. Долгое время большая часть ассортимента сети оставалась импортной: в 2014 году доля импорта составляла 70%, в 2016-м — 50%. В основном товары сделаны в Китае.
Кирсанов рассказывал, что компания привозит товар сама, без дистрибьюторов, которые продают его с наценкой 100–200%. Исключив посредников, можно дать «лучше цену на полке», объяснил гендиректор сети.
«То же самое и в российском ассортименте происходит — исключаем лишние звенья из цепочки, уже на этом можно зарабатывать», — говорил Кирсанов. В России Fix Price закупает в первую очередь продукты.
Секретом успеха Fix Price Ломакин называл знание рынка и умение работать с категорией непродовольственных товаров: «Молоко продаётся всегда, а если ты завез воздушных змеев и не продал за лето, сидишь перед Новым годом с забитым складом и без денег».
В 2014 году журнал РБК так описывал формирование цены в Fix Price:
- 3,9 рубля — цена у поставщиков в Китае.
- 5,8–6,2 рубля — цена в распределительном центре в России (с учётом логистики, таможенного оформления и уплаты НДС).
- 39 рублей — цена на полке в магазине Fix Price (с учётом логистики, цены аренды, коммунальных и прочих платежей, торговой наценки).
- 12% – маржа по EBITDA сети Fix Price (оценка Infoline).
Один из поставщиков в 2014 году рассказывал РБК, что Fix Price работает с поставщиками не как розничная компания, а как оптовик: «Сеть очень требовательна к входной цене, но при этом у неё нет никаких бонусов, отсрочка платежа минимальная, а обороты высокие».
Насколько эффективен бизнес Fix Price и кто её конкуренты
По данным самой компании, в 2019 году выручка Fix Price составила 142,9 млрд рублей, EBITDA — 27,2 млрд, чистая прибыль — 13,2 млрд рублей. Данные близки к показателям ООО «Бэст Прайс», управляющей компании сети Fix Price:
- Выручка — 143 млрд рублей против 108,9 млрд в 2018 году.
- Чистая прибыль — 12,4 млрд рублей против 6,6 млрд в 2018 году (данные системы «Контур.Фокус»).
Основными кредиторами гендиректор Fix Price в 2016 году называл ВТБ и «Сбербанк» — в этих банках у ритейлера открыты мультивалютные кредитные линии. Их размер Кирсанов не раскрывал: «Стараемся жить так, чтобы отношение долга к EBITDA не превышало 1. Поэтому внимательно и трепетно следим за кредитным портфелем. Иногда стараемся, если есть возможность, досрочно гасить».
Прямых крупных конкурентов Fix Price в России найти сложно. По формату ближе всего жёсткие дискаунтеры вроде «Светофора». В 2020 году об открытии магазин-дискаунтеров объявили крупнейшие продуктовые сети России:
- X5 Retail Group, которая развивает сети «Пятёрочка» и «Перекрёсток», открыла магазины «Чижик». Ритейлер верит в сегмент дисконтных магазинов, так как «ситуация в стране будет только ухудшаться», говорил глава X5 Игорь Шехтерман в разговоре с Financial Times.
- «Магнит» тестирует магазины с низкими ценами под брендом «Моя цена». Гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг в колонке для Forbes писал, что развитие дискаунтеров — это ставка не на беднеющее население, а на потребителя, который становится всё более похож на европейского.
Прямым конкурентом Fix Price была сеть «Заодно», её первые магазины фиксированных цен открылись в 2014 году. Среди инвесторов проекта были основатель KupiVip Оскар Хартманн и фонд Winter Capital Partners, один из основных инвесторов которого — «Интеррос» Владимира Потанина.
В 2018 году компания провела ребрендинг: магазины «Заодно» перешли под бренд дискаунтеров Home Market. На тот момент сеть «Заодно» насчитывала более 80 магазинов.
Кому принадлежит Fix Price
Полный состав акционеров и инвесторов компания никогда не раскрывала. Единственный владелец «Бэст Прайс» — кипрская Kolmaz Holdings, которая контролируется Meridian Management Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Её конечные владельцы неизвестны.
В 2016 году «Ведомости» написали, что основатели Fix Price Сергей Ломакин и Артём Хачатрян вышли из состава акционеров компании. Новыми акционерами стали топ-менеджеры Fix Price, в том числе гендиректор Дмитрий Кирсанов, структура «ВТБ Капитала», а также фонд Quadro Capital Partners.
Однако в разговоре с Bloomberg в ноябре 2020 года Ломакин заявил, что в начале года вместе с Хачатряном они продали миноритарный пакет акций (менее 10%) Fix Price группе Goldman Sachs. По данным Bloomberg, у Ломакина 40% акций Fix Price, которые могут стоить не менее $800 млн.
В 2014 и 2016 году РБК писал, что QCP — фонд Ломакина и Хачатряна, а также бывшего управляющего директора Troika Capital Partners Гедрюса Пукаса. Основной источник денег фонда — деньги Ломакина и Хачатряна, но как именно распределяются источники инвестиций — неизвестно, рассказывал РБК сотрудник одного из инвестбанков.
Приходила вакансия на удалёнку в качестве разработчика, но без указания зарплаты. Какие там вилки по факту? Просто уже сделали оффер ваши конкуренты. Но всё же интересно.
в статье указали от 50 до 199 рублей
В час 😹😹
Ну норм чё, для Мухосранска. 160*199=31840. Средняя зарплата мидла.
Та не, нигде столько мидлу не платят, чего вы.
Ещё меньше?) В нашем мухосранске 40 сеньорам платят. (веб-стек: js, python, php, ruby).
Какая жуть.
Ваш Мухосранск не подключён к интернету, а сообщение вы из соседней деревни отправили?
Причём здесь интернет?
Вы действительно не понимаете? Интернет позволяет, будучи физически в Мухосранске, работать удалённо. И тут мы приходим к очевидной истине: условному сеньору-помидору это даёт возможность поднимать больше чем 40к. Может быть даже, о ужас, в долларах США. Ну только если он и правда сеньор.
Вы прям капитан очеведность.
До ковида не было никакой удалёнки. Был грёбанный фриланс с кидаловом по оплате от каждого второго и постоянным поиском заказов и демпингом с индийцами. Это не удалённая работа, а хз что. Плюс даже сейчас на удалёнку, при громадном количестве кандидатов, работодатели проводят по 10 этапов собеседований длинною по 3 месяца и дают тестовые задания объёмом на месяц.
И не надо тут писать что нет "хороших разработчиков".
Программисты не работали до ковида удалённо? Не смешите мои тапочки. Мы, видимо, живём в разных мирах и спорить насчёт разницы в их устройстве я считаю избыточным. Пусть каждый останется при своём.
Могу лишь посоветовать к стеку js, python, php, ruby добавить владение английским языком на уровне B2 и границы существенно расширятся. Знакомый клепает и дорабатывает сайты ,в основном e-comerce всякий из городка под Екб с населением около 20к(нравится ему там экология и вода из под крана) и зарабатывает 100+к. Работает 40-60 часов в неделю, с российскими и зарубежными заказчиками. Да он не в первый год набрал обойму постоянных клиентов, но и 100 в месяц это не предел его дохода.
В массе своей не работали. То о чём вы говорите называется фрилансом. Фриланс - это не то же самое что работа с трудовым договором, белой зарплатой, и оплачиваемым отпуском.
Да и работать фултайм удалённо можно, на спор мог бы поискать вакансии 2-3-4 годичной давности, но зачем мне это...
Сеньор может сам выбирать на кого ему работать, на местных, которые платят 550$ компетентному специалисту или искать более щедрых нанимателей, вместо того чтобы пенять на Мухосранск. Что с помощью интернета делается элементарно.
Вакансии то есть, только вот после всех этих собеседований после вопроса "когда вы пришлёте мне трудовой договор на руки" они сразу включают дурочку и никогда вы его не увидете, а после того как зайдёте на сайт налоговой или госуслуг, то выяснится что никаких страховых отчислений они не платят и вот вы сами уже в поле зрения налоговой т.к. не заплатили налогои с "зарплаты" которые должен платить работодатель.
А еще есть такое явление как релокация, если уж совсем не получается в удалёнку. Это риск, но и куш присутствует.
Релокация не всегда возможна когда есть семья и квартира. И опять же нужно много денег на переезд, снимание хаты с залогом, и пару месяцев хождения по собесам и выполнения тестовых. Особенно если это переезд за бугор. А с Мухосранской зарплаты и семьей накопить денег не так просто.
я почему-то считал, что релокация, это когда ты сначала находишь работу, а потом переезжаешь. У меня прямо сейчас сын из томска собеседуется с несколькими московскими, питерскими и европейскими компаниями.
Да, этот подход верный сначала собеседоваться. Но опыт моих коллег говорит об обратном - работодатели всё-равно отдают приоритет местным кандидатам (Московским, Питерским) чтобы в офис ходили и чтобы можно было их контролировать. А собеседования на релокцию или удалёнку гораздно сложнее и дольше. Плюс ещё зарплату всё-равно меньше предлагают, чем местным. Например, для местного человека из Москвы достаточно 1-2 собеседования в одну контору в течении дня или недели и ты принят, а на удалёнку или релокацию из Томска это будет 6 этапов собеседований в течении пары месяцев на зарплату на 40% меньшую чем Москвичам. Да, для трамплина это сойдёт и перебравшись через год можно будет поменять на другую работу с рыночной зарплатой. В общем, быстрее приехать со своими деньгами если есть и найти работу на месте.