{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как привезти клиенту гантели и бокалы и ничего не разбить: опыт Яндекс.Маркета

Пандемия научила нас не только правильно носить маски, но и заказывать необходимое в интернете. На дом привезут практически всё что угодно: продукты, товары для дома, детское питание, косметику. Но после восхитительных минут анпэкинга у нас на руках остаются пустые коробки, пупырка, пакеты и бумага. Почему маркетплейсы использует такое количество упаковки и зачем всё это нужно?

На эти вопросы в колонке для vc.ru ответил руководитель службы операционной поддержки фулфилмента Яндекс.Маркета Роман Кикоть.

Роман Кикоть
руководитель службы операционной поддержки фулфилмента Яндекс.Маркета

Как мы упаковываем

Представим один обычный заказ: подгузники, детское питание, тушь, пара банок солёных огурцов, средство для мытья ванны и гречка. Мягкое, тяжелое, бьющееся, мелкое, едкое, хрупкое — наша задача не только упаковать это так, чтобы всё доехало до покупателя в целости и сохранности, но и соблюсти СанПиНы по товарному соседству. Например, бытовую химию нужно изолировать от продуктов питания, а сыпучие должны быть в отдельных пакетах.

К упаковке заказа мы подходим с двух сторон: логистической и потребительской.

С точки зрения логистики нам надо заказ уместить в коробку одного из 12 размеров. Выбираем самый оптимальный: нам не нужны пустóты, но и всовывать товары силой нельзя. Где-то проложим бумагу, чтобы товары не катались по коробке, а что-то обмотаем плёнкой или пупыркой.

Самое главное — мы не заинтересованы использовать слишком много упаковки: это плохо и для экономики, и для экологии. Нам важно использовать ровно столько упаковки, чтобы товар в первоначальном виде доехал до заказчика. Ни больше ни меньше.

Из этого пункта мы переходим к упаковке заказа с точки зрения потребителя. Тут мы учитываем и наш климат со всевозможными осадками, и промежуточные пункты между логистическим комплексом и руками клиента. Хорошие картонные короба спасут от непогоды, а бумага, пупырка и плёнка нужны, чтобы исключить повреждения товара во время транспортировки. В то же время нам важно качество упаковки: коробка — это первое, что видит наш клиент, это лицо нашей компании.

Во что мы упаковываем

Упаковка делится на два типа: основная и вспомогательная. Начнём с основного:

  • картонные короба

Наши гофрокороба сделаны из макулатурного картона — это вторсырье. Их мы закупаем у компании, у которой есть сертификаты Лесного попечительского союза (FSC) — нам важно знать, что наша упаковка соответствует экологическим нормам.

При выборе коробок мы думали и о наших упаковщиках. Они трогают десятки, сотни коробок в день, и нам важно, чтобы им было комфортно. Например, исходя из этого, мы отказались от полностью переработанного картона — он ворсистый, наощупь похож на стекловату, поэтому работать с ним без перчаток невозможно. Кроме того, мы продумывали и конструкцию коробки — она должна быть несложной, чтобы не падала скорость обработки и сбора заказа.

Для заботы о клиенте мы иногда отходим от принципов строгой экономии. Например, каждый из нас сталкивался с тем, что этикетки, как назло, клеят на самое важное (состав, способ применения). Мы решили, что будем использовать только легкосъёмные этикетки, которые хоть дороже обычных, но зато их просто снять с флакона детского шампуня или подарка. Из-за этого нашего решения сразу выросла стоимость упаковки одного товара — тогда мы уменьшили этикетку до минимально возможного размера и даже немного сэкономили.

  • Бумажные пакеты с пупыркой

В них мы кладём мелкие и хрупкие изделия, например, тушь для ресниц, маркеры, чтобы не использовать большие для них коробки. К сожалению, пакеты с пупыркой переработать нелегко, но можно — нужно разделить их на два слоя (пластиковый и бумажный) и положить в разные контейнеры для сбора мусора. Сейчас мы ищем альтернативу такой упаковке, и один из вариантов — картон, который используют в упаковке для яиц.

  • Стрейч-плёнка

Товары, у которых уже есть своя жёсткая упаковка, мы оборачиваем всего лишь в цветную стрейч-плёнку. Аналогично поступаем и с крупногабаритными товарами.

Также стрейч-плёнка выступает в роли вспомогательной упаковки. В неё мы оборачиваем жидкости, бытовую химию. Её основная задача — удержать крышку на месте и не дать, например, шампуню расплескаться по коробке. На это всё мы тратим граммы плёнки. У упаковщика есть чёткая инструкция по количеству слоёв — он не может заболтаться и намотать 15 оборотов.

Основная задача вспомогательной упаковки — минимизировать потери при транспортировке. Хрупкие предметы кладём в воздушно-пузырчатую пленку, жидкое — в стрейч-пленку, корма и порошки — в пакеты. Бумагой прокладываем товары, чтобы они не болтались по коробке и не бились друг об друга.

И всё это делаем в строгом соответствии с СанПиНами — вспомогательная упаковка на даёт товарам соприкасаться друг с другом.

Что делаем с возвратами

Иногда покупатели возвращают свои заказы. Когда они поступают к нам на склад, мы разделяем их на сам товар и упаковку. Товары идут опять в оборот, если не использовались клиентом, или мы отдаём их сертифицированным компаниям на утилизацию.

Упаковку мы отправляем на переработку, и 99% реализуем как вторсырьё. Мы перерабатываем любую входящую упаковку: коробки, макулатуру, втулки от стрейч-пленки, картонные уголки, излишки, все виды пленки. Для e-commerce такая переработка — это большое достижение. Мы всё это не выбрасываем, а продаём сертифицированным компаниям. Плёнку мы продаём производителю стрейч-пленки и полиэтилена для повторной переработки.

Сейчас мы устанавливаем прессы для того, чтобы сбывать макулатуру не перекупщику, а непосредственно на гофрокомбинат, который производит для нас коробки. Вот такой круговорот.

Таким образом за год мы уже собрали более 500 тонн макулатуры, порядка 12 тонн воздушно-пузырчатой пленки и около 60 тонн стрейч-пленки.

Результаты по сбору вторсырья на переработку за год

В наших логистических комплексах в Софьине и Ростове-на-Дону из возвращенных коробов мы делаем сетку для упаковки.

Не перерабатывается пока только скотч, этикетки и стреппинг-лента (используется для обвязки тяжелых, крупногабаритных товаров), но мы стремимся к полностью безотходному производству.

Что ещё

Что ещё мы делаем для эффективной и экологичной упаковки:

  • В нашем пункте выдачи заказов есть экобокс, куда можно принести коробку.

  • В логистическом комплексе в Софьине установили новый палетообмотчик, чтобы экономить плёнку.

  • Мы делали коробки, которые не захочется выбрасывать. Из одной можно было сделать домик для кошки, а из другой — домик для игрушек ребенка.

Увы, пока нереализуем сценарий, когда пользователь отдаёт курьеру пустые коробки, которые будут привозить обратно в логистический комплекс. Это нерентабельно, поскольку обычно машины не возвращаются на склад отгрузки. Но никто не говорит, что невозможно. Уверен, что в будущем мы придём и к этому.

Наши основные цели в упаковке товаров — это одновременно экономия, экология и переработка. Нам невыгодно использовать слишком много упаковки, но мы обязаны соблюдать СанПиНы. Мы хотим экономить на закупке, зарабатывать на переработке, заботиться о наших клиентах и экологии. И всё это делать красиво и эффективно. Пока получается.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Александр Кадетов

Как Ya.Market работает на самом деле. Москва. Оплаченный заказ.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Купцов

Алексей, здравствуйте! Я из команды Яндекс.Маркета. Извините, пожалуйста, что доставка заказа задерживается. Не хотели вас подвести. Напишите, пожалуйста, номер заказа здесь или мне в личные сообщения. Обязательно помогу!

Ответить
Развернуть ветку
Yo

Там не написано что задерживается. А написано "Пришлось отменить". и как бы видимо подвели человека что в итоге отменили заказ) Еще как работает поддержка) никогда они не читают твои сообщении до конца )

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Miko

До свидания

Ответить
Развернуть ветку
tommyvercetti

в комменты уже ворвались нытики со своими отмененными заказами... скидывайте еще скрины, всем интересно же :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ирина

У меня тоже я.маркет работает просто великолепно) и такое уже не первый раз, в итоге пришлось отменить и заказать в другом месте. 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Купцов

Ирина, здравствуйте! Я из команды Яндекс.Маркета. Извините, что вам пришлось отказаться от доставки заказа. Я понимаю, как важно получить нужные товары точно в срок. По заказу проведём разбирательство и проверим работу транспортной службы. Чтобы немного сгладить нашу вину отправил письмо с промокодом на скидку вам в почту. 

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Ignatov

Ха ха) везете посылку по сочи уже две недели пытаетесь довезти посылку, как выкупили весь беру стало хуже ребята. Две посылки и обе проблемные, а две недели это.... по Сочи и пешком донести можно за такое время, чините доставку. Сервис очень страдает

Ответить
Развернуть ветку
Олег Купцов

Глеб, сейчас нагрузка на транспортные компании увеличилась, поэтому сроки доставки тоже стали дольше. Конечно, две недели - много и долго. Подскажите номер заказа, с которым так вышло. Постараюсь помочь.

Ответить
Развернуть ветку
Вячовскi

Ахаха, это наследник беру учит доставке с средним балом около единицы? После того как Сбербанк рассказывал про войс бота уже конечно не так разрывает от смеха, но тоже забавно.

Ответить
Развернуть ветку
Илона Кравченко

Уважаемый Яндекс!

Пошла вторая неделя ваших лицемерных извинений и обещаний ответить в течении 48 часов по поводу возврата на разбитый и грязный масляный обогреватель, который я настаиваю вернуть со дня его получения. Старшие специалисты не перезванивают уже который день. Ваша поддержка — дно.

Как только я написала о вас в историях Инстаграма — вы ответили очень быстро, но сама поддержка не решает вопрос, а только кормит обещаниями.

У меня готова публикация жалобы на вас во всех социальных сетях с большим охватом аудитории. На vc.ru и Пикабу я размещу её в первую очередь, если вы не решите мой вопрос с возвратом в течении 3 дней. Направлять на продавца меня не нужно.

Все фото обогревателя я отправляла.

Номер заказа — 29243674. Я жду возврат!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Купцов

Илона, здравствуйте! Я из команды Яндекс.Маркета. Сожалею, что возникли трудности при возврате товара. Конечно же, такие ситуации не должна возникать. Я попросил коллегу из службы качества взять ваш запрос на контроль и связаться с вами сегодня, в течение дня. Ожидайте, пожалуйста, обратную связь.

Ответить
Развернуть ветку
Илона Кравченко

Мой запрос «на контроле» вторую неделю. Вы только и можете, что кормить завтраками и общаться по скриптам.

Ответить
Развернуть ветку
Илона Кравченко

Скоро конец рабочего дня и ваши старшие менеджеры или специалисты уйдут на выходные.

Нам собираются звонить, или опять одни обещания?

Ответить
Развернуть ветку
Илона Кравченко

Скоро конец рабочего дня и ваши старшие менеджеры или специалисты уйдут на выходные.

Нам собираются звонить, или опять одни обещания?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Купцов

Здравствуйте! Сегодня в  17:13 написали вам письмо на почту, что назначили курьера. А ещё запрашиваем ваши реквизиты. Будем ждать ваш ответ.

Ответить
Развернуть ветку
Илона Кравченко

Идёт четвертый день, обогреватель увезли, а возврата нет. Хотя срок был по телефону заявлен — 3 дня. Ни письма на почте, ни звонка от оператора. Вы опять? Или скажете мне идти и спрашивать напрямую у продавца о сроках?

И вы затрахали со своими старшими специалистами. Напишите конкретный срок!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Купцов

Здравствуйте! Проверяем статус возврата и постараемся скорее всё решить. В течение 1-2 дней ответ будет на почте. 

Ответить
Развернуть ветку
Uuno Turhapuro

А почему для упаковки канистр с жидкостями не используете термопленку? Стрейч для этого не очень..

Ответить
Развернуть ветку
Олег Купцов

 Здравствуйте! Я из команды Яндекс.Маркета. Спасибо за обратную связь. Обязательно учтем ваше замечание :) 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Соколов

У вас реально такая работа или каждого кто провинится в Яндекс отправляют сюда выполнять роль бота?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
MILAN

"мы не заинтересованы использовать слишком много упаковки: это плохо и для экономики, и для экологии."
Если бы вы не только так говорили, но и делали, то давным-давно ввели бы многоразовую многооборотную упаковку, которую можно было взять в залог и вернуть например, в пунктах ПВЗ. (такая практика существует в Ю.Корее, где для переезда используют многоразовые коробки). Каждый раз в пунктах ПВЗ вижу огромные мешки коробок и пластика. Давным давно пора это изменить! Я бы и сама это создала, но к сожалению, нет ни финансов ни связей. А у вас? 

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда