ИТ-специалисты Wildberries жалуются на массовые увольнения, а маркетплейс их отрицает Статьи редакции
Это связано с «недостаточно эффективным» выходом маркетплейса на зарубежный рынок, считает источник на рынке.
29 ноября руководительница группы мобильной разработки в Wildberries Татьяна Аверьянова рассказала в Instagram о массовых сокращениях в компании. По её словам, маркетплейс увольняет людей «целыми командами по "собственному желанию"», не выплачивая компенсации.
Wildberries задерживает зарплату, технику для работы выдаёт сотрудникам только «в аренду» за плату. Компания приостановила набор новых сотрудников и иногда отзывает уже отправленные кандидатам предложения, добавила Аверьянова.
По её словам, пункты выдачи заказов (ПВЗ) и сортировочные центры в Москве закрывают, чтобы снизить расходы на аренду. Оставшиеся точки не справляются с выросшей во время ноябрьских распродаж нагрузкой, добавила она.
В начале сентября Wildberries говорила о 19 тысячах своих и партнёрских точках выдачи заказов, включая постаматы. В начале октября заявила, что количество ПВЗ выросло на 18,5 тысяч до 26 тысяч. Сейчас у маркетплейса, по собственным данным, 14705 пунктов выдачи заказов и 13185 постаматов.
Представитель маркетплейса заявил vc.ru, что количество точек выдачи заказов достигло 31 тысячи.
Анонимный источник из числа бывших сотрудников компании предоставил скриншоты с внутреннего сайта компании с новостями о закрытии ПВЗ.
В Wildberries добавили, что в 2020 году закрытий сортировочных центров не было — только открытия. В регионах открыли 18 СЦ и несколько крупных распределительных центров, заявили в компании. Кроме того, в 2020 году Wildberries запустил строительство последней очереди своего крупнейшего логистического центра в Московской области площадью около 250 тысяч м².
В разговоре с vc.ru Аверьянова рассказала, что в конце сентября закрыли крупный проект из 30 человек, а от руководства поступило указание сократить на некоторых проектах 30% штата.
«Сейчас закрыли проект с командой в 20 человек, затем пару соседних проектов (5-10 человек), также сократили один из отделов, cвязанных с финансами (около 30 человек). На оставшихся проектах тоже закрыт набор сотрудников и идут сокращения», — добавила Аверьянова.
«Сегодня [30 ноября — vc.ru] в офисе увольнялось столько людей, что отдел кадров и бухгалтерия не справлялись с обработкой и выдачей документов, часть попросили прийти завтра за документами», — рассказала она.
На вопрос, с чем связаны сокращения, она ответила, что стратегия компании не доводится до руководителей и сотрудников. «Решения сверху всегда внезапны», — говорит Аверьянова.
Один из бывших разработчиков Wildberries в разговоре с vc.ru подтвердил, что маркетплейс массово увольняет людей без компенсаций. «Я говорю сейчас именно про ИТ, так как не в ИТ текучка в Wildberries всегда была большой», — уточнил он. Один из текущих разработчиков маркетплейса, которого также сейчас сокращают «по принудительному соглашению сторон», и Аверьянова согласились с тем, что увольнения в основном касаются ИТ-специалистов.
Сокращения начались в сентябре, «почти в полном составе» уволили команду, которая занималась основным клиентским сайтом, заявил бывший сотрудник компании. Увольнения также коснулись финансового отдела и отдела закупок, добавил он. По его оценке, сокращения коснулись «десятков» сотрудников в «ближайших известных» ему отделах. «Так что думаю, что по всей компании — сотни», — заключил собеседник vc.ru.
Причины массовых увольнений оба источника vc.ru назвать затрудняются.
Он добавил, что в середине осени Wildberries начал задерживать зарплаты: в октябре выплаты за сентябрь задержали на «пару недель», в ноябре зарплату за сентябрь — на три недели. Второй источник подтвердил задержки зарплаты.
«Появился слух, что руководство хочет получить со всех отделов какой-то новый отчёт, и пока его не будет, то и зарплаты не будет. Но, в итоге, всё-таки выплатили», — добавил бывший разработчик компании.
«Знаю, что компания прекратила развитие нескольких проектов и видимо с этим связано массовое увольнение людей. Людей информируют о прекращении разработки проекта и предлагают внутреннюю биржу компании, многие видят это предложение не интересным и увольняются сами», — сказал в разговоре с vc.ru один из бывших ИТ-специалистов компании, который уволился по собственному желанию.
В середине октября 2020 года сообщения о массовых сокращениях в Wildberries начали появляться на сайтах с отзывами сотрудников о компании.
13 октября на «Хабр.Карьере» пользователь, который назвал себя бывшим Ui/Ux-дизайнером Wildberries, написал, что в компании «работал почти полтора года и внезапно решили сократить "по собственному желанию"». Другой сотрудник, который сейчас работает в компании на позиции бэкенд-разработчика, упомянул, что в компании «большая волна увольнений». «Нет разницы, кто ты и какие проекты ты делал», — добавил он.
Похожие комментарии и на других сайтах с отзывами сотрудников. «Легко могут сократить целую команду и вынудить уволиться по собственному желанию, чтобы не выплачивать положенное по закону», — говорится в отзыве бывшего разработчика компании от 21 октября на сайте Indeed.
16 ноября на сайте «О труде» пользователь, который, судя по описанию, работал дизайнером в Wildberries больше года, рассказал «о ситуации, которая сейчас происходит в компании».
Что говорят в Wildberries
На сайте по поиску работы HeadHunter у Wildberries около 3000 открытых вакансий. В самой компании заявили vc.ru, что информация о массовых сокращения не соответствует действительности.
Один из текущих сотрудников отдела информационных технологий Wildberries заявил vc.ru, что ничего не знает о массовых сокращениях.
«В чатах отдела, где я работаю, информации об этом нет. Было недавно два случая увольнений, когда люди писали, что уходят. Но это, как я понял, было по собственному желанию. Никто не говорил, что это "сокращение". Знаю, что жизнь в компании сильно зависит от отдела, но у меня нет знакомых из других отделов», — добавил он.
Что говорят на рынке
В «Яндекс.Маркете», «AliExpress Россия» и Ozon отказались от официальных комментариев. Существует информация, что экспортный проект Wildberries не показал себя достаточно эффективным, рассказал vc.ru источник на рынке.
Кроме России, Wildberries работает в Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии. В январе 2020 года компания вышла на рынок Польши, а в сентябре — заработал в Украине. Какой именно «экспортный проект» оказался неэффективным, собеседник не уточнил.
До выхода в Польшу в сентябре 2019 года компания объявляла о планах вложить €200 млн в строительство логистического центра в Словакии для выхода на европейский рынок.
«Видел список стран, в которых должны произойти открытия. И, похоже, к этому действительно прикладываются усилия — команды, которые занимаются новыми странами, не сокращают», — ответил бывший сотрудник Wildberries на вопрос о состоянии экспортных проектов компании.
«Насколько мне известно, проекты, связанные с экспортом, не закрывают», — прокомментировала Аверьянова.
Представитель Wildberries заявил, что компания «успешно» развивается на новых рынках и демонстрирует быстрый рост показателей. Сейчас маркетплейс готовится к выходу в новые страны, добавил он.
«Выход в новые страны позволяет российским предпринимателям наращивать свои экспортные продажи: в январе-октябре 2020 года они выросли почти в два раза — до 17,1 млрд рублей. На 1 ноября 17 тысяч предпринимателей экспортируют отечественные товары через Wildberries, за год их число увеличилось почти в три раза», — рассказал представитель маркетплейса.
Развитие без внешних инвестиций
Wildberries основала Татьяна Бакальчук вместе с мужем Владиславом в 2004 году. Предпринимательница говорила, что проект создан без внешних инвестиций: первоначальный капитал составил $700 на сайт и бэк-офис. В начале 2020 года Бакальчук стала самой богатой женщиной России по версии Forbes с состоянием в $1,4 млрд.
Выручка маркетплейса по итогам 2015 года составила 29,4 млрд рублей, а чистая прибыль — 293,8 млн рублей. В 2019 году выручка достигла уже 116,9 млрд рублей, чистая прибыль превысила 4,4 млрд рублей.
В августе 2020 года The Bell рассказывал, как маркетплейс вырос до таких размеров без внешних инвестиций — компания накапливала долги. По словам бывшего федерального чиновника, у Wildberries высокий совокупный долг, а её крупнейший кредитор — ВТБ, но маркетплейс сотрудничает и с другими банками.
Первая кредитная линия на неназванную сумму у Wildberries появилась в 2010 году, говорили в компании. По данным СПАРК, первый кредит на 2,5 млрд рублей появился у Wildberries в 2014 году. В 2015-2019 годах операционная деятельность маркетплейса финансировалась в основном за счет кредитов, следует из отчётности компании. В 2015 году долг составил 8 млрд рублей, а затем — 20 млрд рублей, писало издание.
За 2019 год долг вырос на 12,8 млрд рублей: компания взяла кредиты на 73,8 млрд рублей, из которых 60,9 млрд рублей выплатила. В самой Wildberries говорят, что кредитная нагрузка находится на «комфортном уровне».
«Финансовая эффективность бизнеса всегда находится в центре нашего внимания. Мы стремимся автоматизировать бизнес-процессы, чтобы сделать их эффективными. Кредитный портфель компании сбалансирован», — заявил представитель компании.
Дорогие разработчики, давайте делать действительно полезный продукт, а не очередной маркетплейс. Приходите в BostonGene, мы разработываем платформу для персонализированного лечения онкологии. Нам нужны разработчики на Java, python, JS (react) разного уровня. Тг @ caterinatitova
https://hh.ru/employer/2628219
Интеллигентная команда, белый доход, интересные задачи
Почитал про компанию, опять США, опять что то мутное, видимо опыт Элизабет Холмс и ее лохотрона Тэранос на тему анализов ничему людей не научил.
На сайте есть раздел с нашими публикациями, в том числе в nature и cancer cell. Уже сейчас работаем с крупнейшими онкоцентами США. К сожалению, любой биотех начинается с США.
Комментарий недоступен
К счастью, нет. Некоторые начинаются с Гонконга, Британии или Канады
Последние 50 лет США исправно дает больше половины новых технологий в медицине и биохимии в мире (являясь лидером с отрывом в поставках фарм-продукции, медоборудовании, софте, а так же протоколов лечения абсолютно во всех сферах медицины)
Ваш комментарий странный, как минимум.
Но при этом последние лет 15 там настолько конский ценник на медицину, что биотех-стартапы последние годы стараются не лезть в Штаты. Израиль, Германия, даже Индия...
Кроме того, биотех - вообще довольно дорогая штука, венчурные капиталисты их не очень любят, особенно после фейлов с Теранос сотоварищи.
Конский ценник на медицину - это самый жирный + для медстартапа, т.к. предполагает огромный денежный поток за любой тип услуг. Там, где в медицине нет денег, например, в РФ или той же Индии, нет и доли тех разработок, что есть в США. Все вместе взятые страны, которые вы озвучили, не дают и половины от того количества стартапов, что есть в США в этой сфере. Достаточно зайти на условный Crunchbase и почитать ресерчи.
Венчурные капиталисты не имеют ничего против биотеха, особенно сейчас, в период ковид-шизы, когда даже сервисы цифровизации обычных консультаций собирают десятки млн $ В США во 2 квартале абсолютный рекорд по притоку денег в сегменте - почти 6,5B $
Весь рынок vc в биотехе в прошлом году оценивался примерно в 20B, причем на США приходилось около 16B из них.
Нет, не предполагает. Я работал в нескольких стартапах, и там где услуги реально стоят дорого - ты знаешь всех своих клиентов, и понимаешь, что других ближайшие четверть века у тебя не будет.
Чем выше ценник - тем меньше способных его заплатить.
По-настоящему успешные сервисы - окучивают миллионы клиентов по принципу "одна старушка - рубль, десять - червончик".
Это не имеет отношения к медицине.
Есть такое понятие в экономике, как "неэластичный спрос" Сфера медобслуживания входит в этот сегмент.
Здесь не идет речь о том, платить или не платить. Варианта только 2: платить много или стараться снизить расходы отдельным компаниям с помощью в т.ч. новых технологий.
Ваш опыт никакого отношения к общему рынку медицины не имеет. Это не узкий круг потребителей, а сфера услуг, которой пользуются все, от которой люди не могут отказаться. Да, премии растут (зарплаты, кстати, тоже растут, но премии по страховкам в США растут быстрее), но люди меньше пользоваться услугами не стали (это статистический факт. в основном за счет большей доступности medicaid и реализации obamacare). Оборот рынка увеличивается, каждый из игроков на этом рынке хочет занять свою нишу, в т.ч. за счет инноваций. Именно инновации в частном секторе позволяют иметь конкурентное преимущество. Медицина в США в основном частная. Отсюда не стоит удивляться тому, что на этом рынке максимальное количество денег вкладывается в инновации и стартапы. Компании просто хотят усилить свое технологическое превосходство над другими игроками, либо занять какие-то новые ниши.
США - это клеймо, для разработчика это означает что заставят работать в режиме 24/7 с сумасшедшим потоком задач
Комментарий удален модератором
Удаленка?
А чё по бабкам у Вас мидлам питонистам дают?