Wildberries FBS: каждый понедельник у нас — черный

Привет! Я хотел бы рассказать вам о том, как крупнейшая ecommerce площадка в России попыталась запустить продажи по модели настоящего маркетплейса, и что из этого вышло. Наверняка вы читали публикацию про принудительные скидки к Чёрной пятнице на Wildberries, так вот эта история не менее интересна.

Маркетплейс в маркетплейсе, и чем он отличается от FBS OZON

В начале августа в новостном разделе для поставщиков появился анонс новой модели продаж: продажа со склада поставщика. Для тех, кто работает с Озоном, эта модель известна. FBS: Fulfilled by Seller, далее — ПССП — именно так называли проект в WB с самого его начала.

Модель «продажа со склада поставщика» подразумевает загрузку стоков товаров на портал и получение предоплаченных заказов с необходимостью их обеспечения в течение ограниченного времени. Ключевым, на мой обывательский взгляд, отличием ПССП от всем известной и многим ненавистной модели FBS Ozon было отсутствие возвратов на склад поставщика.

Если вы имеете опыт с Озоном, вы сразу поймёте, о чем речь. В отличие от Озона, возвратов в этой модели нет: в случае отказа покупателя от заказа, товар, переданный WB, возвращается на их склад и становится доступен для вторичной продажи. Думаю, многие продавцы согласятся, что возвраты от Озона зачастую приходили в состоянии, непригодном для вторичной продажи, или не приходили вовсе. Если вы занимаетесь одеждой, возможно, вы поймёте меня ещё лучше.

To the moon!

Узнав об условиях модели и о том, что проводится набор в группу тестирования, я буквально не мог уснуть. Спать мешали мысли об увеличении ассортимента на площадке в 5-7 раз без замораживания товара на складах.

Просто представьте, что вы производите условные пять тысяч наименований гаек. Недешевых гаек. Удельный спрос невелик, планировать поставки на склад сложно и дорого — и тут перед вами открывается возможность показать свой ассортимент всей стране. Практически бесплатно. За обещанную комиссию 5%, но об этом читайте в обсуждении поста.

Неделя-полторы, и вот начался тест! 21 сентября 2020 первая группа поставщиков подключена к модели. Пара накладок при регистрации из-за недоработок системы, ручное заведение склада, торжественная конференция в Zoom, и все дороги открыты: осталось лишь загрузить первый список артикулов для продажи и проставить стоки. Вот он — мир бесконечных возможностей для роста. По крайней мере, все искренне в это верили.

Мы не знаем, как это работает

На то это и тест, но приколы, достойные только какого-нибудь глубокого альфа-тестирования, начались сразу. Например, вы могли загрузить абсолютно случайные товары чужих брендов для продажи со своего склада. С горем пополам разобрались с номенклатурой, загрузили остаток, товар появился на сайте.

Бинго! Ощущение приближающегося успеха не покидало. Грузим стоки на все желаемые товары. Ждём полчаса и получаем первые заказы.

Понять, что конкретно у нас заказали, было сложно. Потому что вместо артикула был указан цвет товара. Ничего, переживём, тем более, что программисты работают прямо на бою. Пара часов и проблема исправлена. Самое время собрать товар на складе и подготовить его к отгрузке. Товар готов, необходимо его промаркировать.

Подготовка поставки, приёмка

В отличие от Озона, ПССП WB мыслит товаром, а не отправлением, поэтому каждый товар необходимо промаркировать соответствующим ему стикером. Товара было собрано немало. Это только повышало боевой дух и веру в успех. Но оказалось, что на часть товаров из самых первых заказов в проекте система выдала неверную маркировку. Точнее, маркировка просто повторялась. Так мы получили первый зависший товар, который необходимо было забрать со склада. Обратите внимание: возвратов в этом проекте нет.

Товар, не подлежащий приемке, мог образовываться не только по причине неправильной маркировки, но и по причине не нажатой в кабинете кнопки, сигнализирующей о готовности продавца передать товар. Бывает. Стоит отдать должное: когда половина участников стала забывать нажимать на волшебные кнопки, команда быстро внесла правки в процесс, кнопку нажимать стало не обязательно.

Инстаграм для убогих наклеек

Кстати, дойти до этапа отгрузки было тоже непросто: в личном кабинете маркировка представляла из себя HTML-документ, который нужно было отправить на печать. Ошибок при печати было ровно столько, сколько в проекте было поставщиков. Разные настройки, разрешения экрана и операционные системы делали свое дело. Да и сама маркировка имела серый фон, который портил этикетку при печати на термопринтере.

Маркировке в проекте уделяли очень большое внимание: требовалось четко соответствовать установленному размеру стикера и расположению элементов на нем, а печатать его нужно было на том самом термопринтере. Так чат поставщиков превратился в инстаграм для убогих наклеек.

Первые баны

Наряду с фиксом собственных косяков, маркетплейс ввел показатели качества поставщиков, похожие на показатели FBS OZON. За одним маленьким исключением: показатели считаются некорректно, бан выдается на неопределенный срок «по распоряжению руководства Wildberries». Мы побывали в бане два раза: в первый — по тому злополучному распоряжению: показатель доли доставленных вовремя заказов был ниже требуемого, второй раз, в один из понедельников, по этой же причине, но бан уже произошел автоматически.

Оба раза блокировка была безосновательной. Показатель доставленных вовремя заказов на дэшборде проекта стремился к 100%, но руководство площадки, очевидно, получало несколько другие данные. Эти данные включали возвращенные селлеру заказы по вине площадки, когда система выдала неправильные маркировки, а также заказы, статусы по которым отображались некорректно.

3000+
участников чата по проекту Wildberries Marketplace (FBS)

Пешие курьеры в Коледино

Тем временем, доступ к проекту открывают для всех желающих поучаствовать в этом цирке поставщиков. Чат потихоньку разрастается до трех тысяч участников. Некоторые до сих пор не могут распечатать этикетку, другие собираются отправлять на склад Коледино пеших курьеров, третьи ищут свой товар на складе — он продолжает теряться и сейчас.

Преобладающая часть селлеров пытается добиться ответа на вопрос о разбане: многие его так и не дождались. К слову, после первых банов площадка стала блокировать продавцов иначе: теперь блокируется показ товаров, реализуемых по любой модели. Другими словами, вас блокируют полностью. Даже если на фуллфилменте у вас товара на миллионы рублей. И даже если сам бан произошел по причине ошибки в формуле расчета показателей качества.

OZON — на IPO, Wildberries — в бочке с дер***мом

Здесь я прерываю сторителлинг: на текущий момент все мелкие технические недочеты устранены. А еще сегодня понедельник, и это значит, что нас ждут новые приключения. Дальше я приведу факты о проекте на сегодняшний день:

  • Подключение новых продавцов к проекту временно приостановлено. Чат FBS Wildberries на 3000+ участников, в который изредка поступали ответы и новые баны от руководства, удален. Участники исключены. Перед этим создан новый чат и опубликована ссылка. Кто успел — тот вступил.

  • Судя по сообщениям в чате от руководства, программисты трудятся над разбаном и правильным учетом поставок непокладая рук. Прошло две недели. Продавцы продолжают находиться в бане не по собственной воле. Товар лежит на складах маркетплейса мертвым грузом. Происходит начисление платы за хранение из-за нулевой оборачиваемости.

  • API и кабинет — максимально сырые. API позволяет гонять заказы по статусам в обратном направлении, кабинет позволяет принять в работу уже отмененный заказ или вернуть на сборку заказ, помеченный переданным на склад.
  • Показатели качества продавцов до сих пор не отражают действительность. Точнее, они показывают вашу эффективность, но руководства проекта и система автобана опираются на другие значения, которых в кабинете нет.
  • По проекту отсутствует документооборот. Система работает на доверии. Приемка на складе осуществляется без подписания передаточных актов, водителя заставляют ожидать приемки поставки, но по ее завершению не предоставляют документов, отражающих приемку товара. Остается надеяться, что кладовщикам не показалось, и весь ваш товар правда приняли. P.S.: некоторые поставщики возят товар по одному и тому же сборочному заданию по 2-3 раза в надежде, что его все таки примут.

Резюме

Не понимаю, как крупнейшая E-commerce площадка по обороту в России позволила себе так похабно реализовать настолько многообещающий проект. И непонятно, что будет дальше, потому что светлых голов в проекте не только мало, но их число еще и уменьшается (привет, Артем!). Предлагаю другим поставщикам присоединиться к открытому обсуждению проблемы, в которую мы ввязались, а также обсудить обещанные комиссии.: ) Спасибо за внимание.

Знаете ли вы о новой модели продаж?
Уже торгую. Не в бане. 
Торговал, нахожусь в бане. 
Знаю, но не торговал. 
Не знаю. 
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
{ "author_name": "Владимир Петрик", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 16, "likes": 10, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 182305, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 30 Nov 2020 14:38:56 +0300", "is_special": false }
0
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

Этот проект WB, прекрасный на уровне идеи. И просто полный треш в качестве реализации. Причем все баги и недоработки – это не страшно, большинство поставщиков легко могут с этим мириться, на старте не у всех получается с первого раза. Самое страшное это отношение к партнерам. Было ощущение что это не партнеры WB а случайное бесполезное сообщество. 

Ответить
4

Все по делу. А еще некоторые поставщики (которые на склад ВБ до этого не грузили) , уже почти 2 месяца грузят по пссп, а денег от ВБ еще не получили.. Отправляют в сд и обещают исправить ситуацию...  Ну и в целом самый ужас - это хамское отношение поддержки в чатах, отфутболивание, повышение комиссии и игнорирование проблем поставщиков. 

Ответить
2

 В начале запуска проекта точно такие же ожидания были, как у автора.. Топил за проект всей душой и везде его хвалил... Счас все скатилось в такое дно, что ужас.. Хорошо на озоне и беру запустились.. 

Ответить
1

Ооооо, как же я вас понимаю, ребята...
Правда у меня не только понедельник чёрный. 

Ответить
1

У меня полубан, полу разбан)
Привет, коллеги!

Ответить
1

Что они не делают, не идут дела
видно в понедельник их..... 

Ответить
0

Мы ждали этого формата в СПб. Не дождались. Теперь радуюсь.

Ответить
0

"Меня арестовали за то, что в пятницу вечером я был черным."

Ответить
0

Подождите-ка, неужели у вб все плохо? 🤔

Ответить
0

Волшебный мир высоких ИТ технологий у крупного успешного хайпового бизнеса . На деле - все как обычно, лол.

Ответить
0

Я больше скажу, мы в Бане не по нашей вине, и когда задаю вопрос по сроком, ПОЛНЕЙШИЙ ИГНОР или удаляют сообщение из чата. 

Ответить
0

а на ком ещё альфа-тестировать? 5% - это и есть ваш бесплатный сыр

Ответить
0

Вы прям точь в точь описали 👍я работаю с озоном уже 1,5 года и когда узнал что WB сделали возможно работать по системе FBS прям обрадовался, ну вот сейчас начнём, работали неделю были 27 заказов, с нашей стороны небыли нарушении, удалении и так дале, 28-го у них был какой то собой в системе, у меня указатель качество был 100% и 13 часов время доставки товара, 29 смотрю указатель показывает 88.9% и меня отправили в бан к сожалению до сих пор там, вообще не понятно за что.

Ответить
0

Плевать на реализацию, у всех первый блин комом, плевать на баги ЛК, понятно, что все делали на скорую руку и прогеры не успевают, ибо продукт сложный. 
Самое больное было и до сеих пор есть – это полное отсутсвие обратной связи от WB по проблемам связанные с FBS. 

Ответить
0

Как понять товар "Товар лежит на на складе мертвым грузом"? Если товар не принят,. склад его оприходует и помещает на продажу со склада WB. Если поставщики не удосужились клеить на свой товар баркод, то хз о чем они думали, как, по их мнению, WB должен был идентифицировать что это их товар? 

Ответить

Комментарий удален

Комментарии

null