Гайд по точкам логистической цепочки: везде успеть, ничего не потерять

Мы совершаем покупки почти каждый день самыми разными способами: забегая в магазин, с ноутбука в онлайн-супермаркете, в мобильном приложении маркетплейса. Эти привычные и почти естественные для нас действия. Но мы даже не подозреваем о том, что кроется за ними — а именно, о нешуточном пути, который проделывает каждый купленный нами товар. Всё от бутылки воды до мебели незаметно попадает к нам от производителя, благодаря множеству логистических точек и функций, скованных в гармоничную цепь.

В статье мы расскажем про этот путь, состоящий из различных складов и операционных точек. Разложим по полочкам факты о самом необходимом для того, чтобы успеть все доставить и ничего не потерять.

Даркстор: всё под рукой

Что это?

Даркстор — это склад для быстрой сборки заказов для онлайн-магазинов. Называется он так потому, что действительно почти неотличим от обычного супермаркета, только этот store (магазин) закрыт для покупателей, отсюда и dark.

Зачем?

2020 год показал, что недостаточно просто предлагать доставку. Нужны гибкие процессы, чтобы реагировать быстро, собирать бережно и отдавать в доставку моментально. В этом плане дарксторы становятся все более важным логистическим узлом. Конкуренция в онлайн-ритейле усиливается, спрос растёт, а значит важней становится эффективная автоматизация и качество сборки. А потому всё больше зависит от сборщиков, главных посетителей дарксторов.

Как организован даркстор?

Дарксторы — это супермаркеты с идеальным UX, спроектированным для быстрой сборки заказов.. Сотрудники перемещаются по даркстору, как это делал бы покупатель магазина. Однако сборщик – это профессионал с определёнными задачами, а значит и его магазин устроен куда умнее.Сборщик работает с «умной» навигацией, которая сама строит маршрут для сборки нужных товаров Скорость и простоту сборки обеспечивают специальные приложения, которые выстраивают оптимальные маршруты, позволяя сборщикам собирать несколько заказов сразу.

Расположение ассортимента на полках тоже продумано: например, расставлено по категориям, например от тяжелых к легким — в итоге большая канистра оливкового масла не окажется на связке бананов. При этом товары легкодоступны, а то, что заказывают редко, хранится отдельно, не мешаясь под рукой. Специальные сервисы контролируют количество товаров и отслеживают своевременное восполнение недостающих единиц из распределительных центров.В зависимости от задач бизнеса дарксторы варьируются в размерах и могут располагаться в разных местах. Например, сервис экспресс-доставки «Самокат» работает с сетью небольших дарксторов в районах города. Парковка им не нужна: курьеры используют велосипеды и самокаты. Однако, в интернет-магазине «Впрок» всё иначе: большой даркстор с парковкой для грузовых автомобилей расположен за городом, что позволяет организовать сборку заказов из множества единиц. Таким образом дарксторы — это склады, заточенные под функцию сборки заказов. В них сочетаются 3 ключевых черты: удобство работы сборщиков, показатели эффективности бизнеса и качественный товар для получателей.

Распределительный центр: развилка товаропотока

Что это?

Склад, необходимый для сокращения транспортных затрат. Основной механизм работы – получение крупных партий товара от складов готовой продукции или других распределительных центров (РЦ), отправка менее крупными партиями.

Зачем?

В РЦ поступают крупные партии продукции, которые комплектуют и отправляют меньшими партиями дальше по логистической цепочке. Однако они служат ещё и для хранения страховых запасов, которыми всегда можно быстро воспользоваться, например, чтобы пополнить склад супермаркета.

А что внутри?

Распределительный центр — как правило, высокий ангар большой площади, в котором на паллетах или стеллажах хранятся товары, при этом количество ярусов может достигать шести. РЦ связывают поставщиков и точки продаж, и, чтобы сделать доставку максимально быстрой, располагаются рядом с городами.В распределительных центрах используют кросс-док площадки, которые нужны для перемещения паллет с одного транспорта на другой. В РЦ кипит жизнь: орудуют штабелёры, погрузчики, скутеры — «руки и ноги» центра. С их помощью перемещают, комплектуют и распределяют грузы в транспорт поменьше для дальнейшего развоза по магазинам в разных районах. Всю эту активность нужно постоянно контролировать, регистрировать и быстро адаптировать к изменениям и неожиданностям. В этом помогают различные ИТ-инструменты.Прежде всего для контроля РЦ используется WMS-система. Без преувеличения это — «мозг» любого распределительного центра, который содержит всю информацию по происходящему. Вдобавок к этой системе есть и другие, например система, которая отвечает за управление персоналом (контролирует всё: от перемещения по территории до учёта каждого часа смены и её оплаты) или yard management (отвечает за передвижение транспорта по территории, позволяя всегда понимать какими задачами заняты погрузчики и когда каждый из них освободится).Но на этом IT-начинка не заканчивается. В России работают требования по маркировке отдельных категорий товаров — например, шуб, шин, парфюмерии, алкоголя. Каждый товар имеет специальный код, по которому отслеживается действительно ли с производства приехал оригинальный продукт.

С одной из этих систем мы сталкиваемся в магазинах. Замечали, что на кассах магазинов некоторые товары сканируют дважды? Этот короткий звук означает, что система ЕГАИС подтвердила покупку того самого виски из Шотландии, а не гаражный контрафакт.

Эта система работает и на распределительных складах, отслеживая законное происхождение товара на своём этапе. Затем то же самое делает и кассир магазина при продаже потребителю.

Фулфилмент-центр: сердце e-commerce

Что?

Фулфилмент-центры по задачам похожи на дарксторы: они также обрабатывают онлайн-заказы. Только в таких центрах хранятся куда более крупные партии товаров. Когда приходит онлайн заказ, центр выполняет свою главную функцию — быстро укомплектовать и отправить либо напрямую заказчику, либо в сортировочный центр.

Где находятся и кому полезны?

Как правило такие центры находятся за городом и бывают больше любого другого звена логистической цепочки (до 140 000 м²). Фулфилмент центры необходимы крупному e-commerce вроде Ozon или IKEA. Шведский мебельный гигант и вовсе новаторски подошёл к этому элементу логистики, интегрировав фулфилмент прямо в существующие магазины, таким образом совместив логистику для онлайн и оффлайн ритейла.

Что внутри?

E-commerce стремится к максимальному ускорению обслуживания клиентов и этого максимально автоматизируют фулфилмент-центры, создавая условия для эффективной штучной сборки заказов с помощью конвейеров, роботов и других технологий.

Также фулфилмент-центр невозможно представить без системы электронного учета. Благодаря ей в интернет-магазине отображается актуальная информация о доступности, а система автозаказа автоматически понимает, когда нужно пополнить запасы, не допустив дефицита или хранения излишнего количества. ИТ-начинка чутко реагирует на изменения спроса, чтобы управлять и корректировать объёмы поставок.

После комплектации в фулфилмент-центре заказ отправляется в сортировочный центр для дальнейшей отправки покупателям.

Буферный склад: подушка безопасности для краткосрочного хранения

Что это такое?

Отдельная категория складов размером до 10 000 м². Буферные склады, в зависимости от специфики использования также могут называть «склад готовой продукции» или «склад сырья». Они расположены при производствах или транспортных узлах, таких, как морские доки, аэропорты и вокзалы.

Для чего используется?

Буферные склады нужны для хранения готовой продукции, сырья и материалов. По сути это пространство для краткосрочного хранения грузов, в котором имеется зона для большегрузного транспорта. Организовать его можно различными способами, неизменным остаётся только использование WMS-системы управления процессами.

Сортировочный центр

Что это?

Как следует из названия, сортировочные центры используют для распределения товаров по городам, постаматам, пунктам выдачи или же конечным получателям.

В чём отличие от распределительного центра?

В отличие от РЦ сортировочные центры только получают несортированные посылки, опознают их сканерами и отправляют дальше в следующий пункт логистической цепи или напрямую получателю. Работают эти центры только с e-commerce и посылочными сервисами, не отвечают за комплектацию больших грузов на меньшие.Сортировка, будучи ключевой функцией, хорошо налажена и автоматизирована. Помимо сканеров, центры укомплектованы сортировочными машинами — это всё необходимо для быстрого выполнения ключевых задач: опознать посылку, передать статус доставки в систему отслеживания и отправить в следующую точку.

Что в итоге?

Как это ни странно, но как бы мы ни приобретали продукты, путь даже маленькой баночки Кока-Колы сложен и полон логистических особенностей. Более того, логистика меняется в зависимости от того, как и где куплен продукт: в Самокате или в онлайн-магазине вроде OZON. Так или иначе все логистические точки обеспечивают то, что заказанная баночка попадёт к вам вовремя, в целости и сохранности. Дарксторы, распределительные центры, склады — это всё закулисье, которое и позволяет сделать путь той самой банки быстрым, оптимизировать его и тем самым увеличить эффективность бизнеса и снизить стоимость для конечного покупателя.

В следующих статьях мы на практике разберём, как это работает. Вывернем маршрут продукта от производства упаковки до попадания к вам в руки наизнанку и посмотрим на ключевые моменты. Будет интересно!

0
1 комментарий
Ахундов Эмиль

"онлайн-магазине вроде OZON"

Если я правильно помню - озон, это маркетплейс.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда