Вино и Пиво в Китае: онлайн или оффлайн?

Российское вино в Китае - есть шанс!?

E-commerce Китая стремительно развивается, но о вытеснении оффлайн продаж еще рано говорить. Поэтому хайп – хайпом, но про оффлайн не забываем.

Обратим свой взгляд в сторону пустующих бокалов и подумаем что туда налить и где это продается в Китае.

Рисунок №1: сравнение объема продаж пива онлайн и оффлайн с октября 2019 по сентябрь 2020.

Сравнение объема продаж пива онлайн и оффлайн с октября 2019 по сентябрь 2020 Nielsen e-Commerce Panel & Retail Index

Невооруженным взглядом видно, что продажи оффлайн в разы превышают объем продаж онлайн, даже несмотря на падение 1,9% за аналогичный период. Да это и очевидно, мне кажется: по дороге с работы заскочил в 7/11 и купил пивасик на вечер. Хотя рост онлайн составил аж 27% за аналогичный период. Но куда интересней посмотреть на долю рынка в разрезе брендов – рисунок №2:

Распределение доли брендов пива на рынке Китая Nielsen e-Commerce Panel & Retail Index

Интересно, что Hoegaarden, Heineken и Corona не вошли в 10ку оффлайн продаж – это стратегия игры на рынке Китая такая? Думаю, что помимо оналайн они делают большой акцент на бары/рестораны, потому что куда не зайди в Китае тебе всегда предложат один из этих трех брендов. На графике видно как просел объем продаж во время пандемии. В январе был скачок – все закупились, понимая, что на сухую сидеть в локдауне это нереально и весь февраль сильно просел. Через месяц все пришли в себя, ситуация с вирусом поутихла и объем продаж начал восстанавливаться. Также стоит отметить рост продаж в летний сезон – ну тут и так все понятно.

Перейдем к более «культурным» напиткам – вино. На рисунке №3 показана динамика объема продаж онлайн и оффлайн, но в сравнении с пивом ситуация тут кардинально отличается:

Сравнение объема продаж вина онлайн и оффлайн с октября 2019 по сентябрь 2020 Nielsen e-Commerce Panel & Retail Index

Рынок оффлайн просел на 21,4% за аналогичный период, а онлайн наоборот вырос на 14,7%. В целом объем продаж вина онлайн – выше, чем оффлайн. Думаю, что это обусловлено сложностью выбора: большое количество информации о вине, культура потребления, западные веяния и т.д. Т.е. прежде чем купить вино – о нем надо почитать. Февральское падение продаж не обошло стороной и вино, даже несмотря на то, что вино доставлялось почтовой службой – общаться с курьером тоже было стремно. Да и вообще, лечить болезнь алкоголем «это же не наш метод!». А теперь давайте глянем на статистику по брендам. Тут тоже очень интересно – рисунок №4 (Спойлер: российского вина в списке нет):

Распределение доли брендов пива на рынке Китая Nielsen e-Commerce Panel & Retail Index

В онлайне лидирует «импортное вино» в целом. А на втором месте находится австралийский бренд «Penfolds». Если Вы внимательно следили за взаимоотношениями Китая и Австралии, то Вы наверняка слышали новость о введение санкций на импорт австралийского вина в Китай. А, учитывая, что он занимает 13% рынка – то это неплохая возможность Российскому вину попытать счастье на рынке Китая. Но расслабляться нельзя, потому что судя по данным, китайские бренды занимают большУю долю рынка, а это значит, что их качество уже очень и очень высокое и вполне может сравниться со «старым светом».

В настоящий момент мы с партнерами сформировали сборный 40HC контейнер Российского вина в Китай. Как только товар приедет в Китай и начнутся продажи - сделаю здесь пост.

0
3 комментария
Екатерина Растворова

Андрей, спасибо за интро в китайский винный рынок. Интересно, а какое распределение продаж вина по каналам? Изучали?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Tuzhikov
Автор

Спасибо за интерес к статье. Попробую разобрать и написать статью про каналы сбыта.
В ближайшее время будет статья про продвижение вина на Taobao: стоимость клика, конверсии, тонкости и "плюшки") 

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Растворова

Здорово, было бы и интересно почитать

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда