{"id":13575,"url":"\/distributions\/13575\/click?bit=1&hash=54c6a175f6d55810c4f2e9679d708c81b0c9477871e16c95ac727223b9e48b92","title":"\u0410\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u0430","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Polina Taranenko

E-commerce: главные тренды посткарантинной реальности

Российский рынок электронной торговли взял курс на уверенный рост. Ограничительные меры в связи с пандемией, когда люди ради собственной безопасности начали покупать все онлайн, и вынужденный переход бизнеса в сеть, когда приходилось вести продажи по-новому, стали основными причинами роста e-comm. Локдаун и полное закрытие границ стали уже следствием пандемии и финальным аккордом. Чем ответит рынок на снижение доли трансграничной торговли, в чем мощный потенциал маркетплейсов и что будет дальше?

Рост онлайн-торговли в 2020 году связан с несколькими факторами. Первая волна пандемии, из-за которой во многих городах закрылись торговые центры и магазины, а люди не могли свободно передвигаться по городу, вынудила потребителей уйти в онлайн. Новые пользователи интернет-магазинов осваивали интернет-шопинг, а уже опытные — наращивали объемы покупок.

После отмены локдауна большой процент покупателей так и остался в «сети». Покупки онлайн – это удобство и возможность заказать максимально широкий ассортимент товаров по выгодной цене, получить это со всеми преференциями заказа в одном месте.

Но все-таки ключевая причина роста e-comm — в изменении модели потребительского поведения. Главная ценность до эпидемии — время — можно заказать любой товар и не тратить время на поход в магазин и дорогу. С эпидемией к времени добавилась другая ключевая ценность — безопасность. Онлайн-шопинг не только экономит время, но и гарантирует безопасность, бережет здоровье покупателей. Давайте рассмотрим все составляющие.

Доставка на дом

Главная причина роста рынка электронной коммерции в России — изменение покупательского поведения. Появились клиенты, которых в обычной ситуации нам пришлось бы ждать еще несколько лет. Те, кто раньше не пробовал доставку покупок к порогу, включая продукты питания, оценил её удобство. Общий рост доставок «Почты России» на дом за три квартала 2020 года составил 41% к 2019 г., их количество выросло до 10 млн. Одним из драйверов стала доставка «по отмашке» – из почтового отделения до дома. Среди доставок на дом объемы курьерской доставки выросли до 8,7 млн штук, что почти на треть выше результатов за аналогичный период прошлого года.

Почта заинтересована в том, чтобы быть самым быстрым и экономичным способом доставки товаров по всей территории России, и здесь мы ищем оптимальные модели сотрудничества. Мы нацелены на создание инфраструктуры для малого и среднего бизнеса. Это в первую очередь первая миля, возможность отправить через отделение «Почты России» посылку до конечного клиента или до склада маркетплейса, а также курьерский сбор и прием в центрах выдачи посылок или в универсальных центрах «Почты России». Наши инфраструктурные возможности на последней миле заключаются в доставке до конечного клиента курьером или в пункт выдачи. В сентябре 2020 года совместно с компанией goods.ru «Почта России» запустила товарную витрину в мобильном приложении.Теперь мобильное приложение Почты является витриной маркетплейса с полноценным функционалом: через него можно оформить и оплатить заказ, выбрать способ доставки, после чего получить товар в отделении Почты или курьером.

Мы также активно наращиваем количество магазинов-партнеров. К началу сезона мы подключили на свою доставку все крупные российские маркетплейсы Wildberries, “Яндекс.Маркет”, Lamoda и другие. Мы видим рост этого сегмента бизнеса и верим в потенциал и рост рынка. В первом полугодии 2020 года доля российского e-commerce в общем обороте розничной торговли достигла 10,9%, что намного ближе к показателям развитых рынков, чем было раньше. По прогнозам Data Insight, только влияние пандемии на рост онлайн-торговли в России составит не менее 6% в среднем в год до 2024 года. Совокупный дополнительный прирост за счет факторов пандемии за эти годы составит 4,4 трлн рублей из 23,3 трлн рублей общего рынка за эти 5 лет.

При подобном росте e-commerce рынка собственникам онлайн-магазинов крайне важно сохранять высокое качество и следить за индексом NPS — показатель лояльности клиентов. Сегодня этот индекс как никогда зависит от скорости и качества доставки товаров. Логистическим компаниям придется конкурировать друг с другом уже на совершенно ином уровне — в проекции ИТ сервисов, которые оптимизируют логистику. В этом году «Почта России» в качестве генерального партнера конкурса «Цифровой прорыв» предоставила участникам для решения восемь задач, которые являются актуальными не только для компании, но и для всего рынка. Например, разработчики из Новосибирской, Омской, Томской, Иркутской областей, Красноярского края и других регионов России решали задачу по оптимизации системы доставок «Почты России». Кстати, всего в решении задач от компании приняли участие более 300 человек из 82 команд. Команды разработали алгоритм для каждого звена в цепочке поставок.

Маркетплейсы наращивают ассортимент

Модель роста интернет-магазинов на собственном ассортименте ограничена размером задействованного оборотного капитала, способностью компании управлять ассортиментом и отслеживать новинки, предлагать такие товары по конкурентным ценам и так далее. А вот рост маркетплейсов на ассортименте привлеченных продавцов практически не имеет пределов. Трафик посетителей консолидируется на основных площадках, значит, растет спрос и возможность создать успешный бизнес с лидерами: это привлекает больше и больше компаний. Это мировой тренд, и мы видим это уже сейчас и делаем все, чтобы им было максимально комфортно с точки зрения операций.

Поэтому, когда COVID-кризис нарушил логистику привычных международных маршрутов, начался рост подключения продавцов ко всем маркетплейсам. Кризис подтолкнул и ускорил инвестиции тысяч компаний в развитие онлайн-торговли и их подключение ко всем ключевым лидерам на рынке России.

Во многом этот процесс упростила «Почта России», которая очень быстро адаптировалась к новым реалиям. Уже 1 апреля, в самом начале локдауна, Почта упростила подключение партнеров к сервису «Отправка» (otpravka.pochta.ru). По новым правилам компании могли подключиться к сервису всего за 30 минут. Благодаря этому Почте удалось привлечь более 6 000 новых партнеров, и если в апреле доля «Почты России» в доставке составляла 22%, то уже в июле выросла до 29%.

Что касается трансграничной логистики, то сейчас происходит практически полное восстановление всех маршрутов и операций, и мы ожидаем постепенное возвращение спроса с поправкой на некоторый период «недоверия» со стороны клиентов и поставщиков, который закончится в будущем.

Заграница станет ближе?

Если в 2016-2017 годы трансграничная торговля занимала более трети оборота рынка электронной коммерции, то сейчас ее доля снижается: растет конкуренция со стороны сильных местных e-commerce игроков. Перед потребителем всегда будет стоять выбор: выбирать практически из неограниченного ассортимента зарубежных интернет-магазинов, но ждать кросс-бордер доставку, или заказать товар с доставкой на следующий день у местных продавцов. Пока побеждает “быстро”, и в этом узком месте есть точка роста для трансграничного сегмента.

Толчком для развития международной торговли могут стать так называемые бондовые зоны или таможенные склады, где можно хранить импортные товары в стране, где предполагается их продажа. Что не будет продано — вернётся без пошлин обратно. Так же и с экспортом.

Почта России» работает над созданием такого склада в формате пилотной бондовой зоны в Татарстане. Это поможет не только сократить сроки доставки, но и снизить цены товаров с зарубежных площадок.

Надежность онлайн-торговли

Сегодня портал pochta.ru является крупнейшим онлайн-каналом с широким и разнообразным набором услуг: от онлайн оформления посылки до денежных переводов. За 2019 г. портал получил более 800 млн просмотров от 75 млн уникальных пользователей. Очевидно, что такой трафик может приносить компании дополнительную выгоду. Однако при обсуждении любых сделок онлайн отдельное внимание стоит уделить вопросу надежности.

Сервисы otpravka.pochta.ru и товарная витрина в мобильном приложении уже создают инфраструктуру для развития в рамках “Почты России” нового дополнительного направления онлайн-ритейла.

В этом году одна из команд-участников конкурса “Цифровой прорыв” предложила достойное решение, которое укладывается в современную концепцию развития онлайн-ритейла и закрывает потребности сразу двух аудиторий: b2b и b2c. Разработчики из RuTopPro спроектировали экосистему безопасных сделок «Почта России Гарант», где были проработаны алгоритмы как для магазинов, так и для покупателей.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null