Как с нуля открыть производство, запустить интернет-магазин, выйти на Ozon и не сойти с ума
И всё это за полгода.
Это история не про успешный успех и цифры. Скорее про то, что можно сделать при упорстве и желании. В одиночку.
Привет, меня зовут Диана Листопад и мне 22 года. Сейчас я делаю шоколад без сахара «Плитка». Ровно полгода назад я позвонила маме и сказала: «Мам, я бросила работу и начинаю делать шоколадки».
До этого я жила в Москве и работала редактором в бизнес-издании. Для студентки последнего курса журналистики — всё было круто. Пока мои одногруппники ходили на пары, я получала хорошую зарплату, работала в большой компании и писала классные тексты. Но тут подошло время выпуска из универа и моего (ещё не написанного) диплома.
Я уволилась, вернулась в Саратов, получила диплом журналиста и... открыла своё производство шоколада. Зачем? С 15 лет я постоянно сижу на диетах, знаю как слепить из обезжиренного творога всё: от вареников до хачапури. В 10 классе полностью отказалась от сахара и, в моменты ломки, скупала полки с товарами для диабетиков, а потом жевала эти противные подсластители и плевалась. Тогда я и решила создать свой вкусный и полезный пп-десерт.
Всё будет в шоколаде
Шоколад — хороший продукт для того, чтобы запустить своё дело в пищевом производстве с минимальными вложениями. Для начала нужна только микроволновка и глубокая миска.
Есть два варианта приготовления шоколада: самостоятельно смешивать какао-порошок и какао-масло, растапливая все это дело на водяной бане, либо купить готовое сырье и темперировать (нагревать и охлаждать шоколад до определенных температур). Я выбрала второе.
Из плюсов — качество ингредиентов, вкус и возможность работать в больших объемах (без волокиты с водяной баней и смешиванием ингредиентов).
Из минусов — высокая стоимость сырья и зависимость от валюты (импортный шоколад).
Первый месяц я создавала дизайн продукта. Заказывать упаковки в Китае и клеить на них свой логотип — не мой вариант. Я часами сидела в Adobe Illustrator и создавала макеты, подбирала шрифты, цвета, пропорции. Мне хотелось создать небанальный и искренний продукт. Так пришла идея класть в каждую «Плитку» тёплое послание от меня.
Первые 20 упаковок я напечатала в обычной типографии на картоне, а дома вырезала и собирала их. Через пару дней завела инстаграм, отправила друзьям и местным блогерам несколько плиток. Так появились первые заказы.
Вырезать упаковки ножницами и складывать на диване становилось все сложнее. Я стала искать типографию, которая сможет изготовить упаковки по моим макетам, но когда у меня спрашивали объем и получали в ответ цифру 100, то просто клали трубку. А я не хотела рисковать, да и денег на тысячные тиражи не было.
Позже знакомые всё-таки посоветовали местную компанию, у которой я и заказала свои первые «серьёзные» 100 упаковок. Из-за небольшого тиража, использования дизайнерского картона, дополнительных стикеров, тиснения и вкладыша-послания одна штука обходилась в 57 рублей. Это дико дорого.
Стоимость упаковки составляла больше половины себестоимости используемого сырья. Клянусь, месяц я просыпалась только с одной мыслью: «как снизить стоимость упаковки».
Вариант изменения дизайна я даже не рассматривала и начала искать другие пути. Увеличила тираж, купила вырубную штанцформу (вырубной штамп) и клише для тиснения. Это помогло немного снизить стоимость.
Но для упаковки на тот момент я закупала картон формата 70×102. Бумага расходовалась не экономно, из листа получалось 9,7 упаковок (около 17 рублей на упаковку). Остаток просто выбрасывался.
Ради экономии на картоне я решила изменить макет под формат а4. Пачка из 250 листов такой бумаги стоила около 600 рублей и стоимость упаковки уменьшилась почти в 5 раз! Бумага, вырубка, тиснение, стикеры и вкладыш-послание выходили уже в 13 рублей.
Теперь о самом шоколаде. Для того, чтобы масштабировать производство пришлось оптимизировать не только расходы, но и процесс создания шоколада.
В основе продукта лежит идея уникальности каждой плитки. Ручная работа, индивидуальный подход, уникальный дизайн и отсутствие сахара. Изначально покупатель мог создать свой шоколад из любых ингредиентов.
Например, девушка писала в директ: «Сделайте мне сочетание клубники, фисташки и кокоса на молочной плитке», и я сразу бралась за выполнение заказа. Позже я отказалась от этой идеи: штучные заказы приходилось выполнять в срочном порядке и всё это не давало возможности планировать производство на месяц вперед. В итоге я оставила 14 лучших сочетаний в линейке и предлагала клиентам выбирать из них. Кстати, никто из клиентов даже не заметил нововведения.
Серьёзная тётя
Готовить дома и продавать шоколадки через инстаграм — совсем неинтересно.
Через месяц после запуска я зарегистрировала ИП и начала искать партнеров в городе. Сначала я написала нескольким кофейням и цветочным магазинам.
РРЦ моей плитки шоколада — 360 рублей. Предложив цену на 100 рублей ниже под реализацию, я встретилась с руководством и угостила их «плитками». Все были в восторге, за качество я не переживала.
Но кофейни мялись из-за высокой цены, цветочные побаивались нового продукта, а магазины просто не доверяли мне.
Все смотрели, как на странную студентку: мужчины пытались прогнуть в цене, женщины снисходительно посмеивались.
Первые поставки я сделала в маленький магазинчик деликатесов, цветочную студию и хипстерскую кофейню-шоурум. «Плитки» разобрали достаточно быстро и владельцы слали мне фотки пустых полок с просьбой принести ещё шоколада.
MVP была протестирована. На тот момент я вложила в проект около ста тысяч. Дальше пути было два: искать инвестиции или брать кредит, вливать деньги в сырье, маркетинг и брать широким представительством в оффлайн-точках России, либо выходить в жесткий онлайн (WB, Оzon, «Беру», «Ярмарка мастеров», «Ламбада-маркет») и лить трафик в свой интернет-магазин.
От ежедневной готовки шоколада мои руки были в мозолях (процесс довольно трудный и требует физических усилий). Я понимала, что вместо потраченных на изготовление плиток 4-5 часов в день, можно было заняться поиском новых точек продаж или выходом на Оzon. Ну, тем самым настоящим бизнесом за ноутбуком:)
Тогда я выложила пост в инстаграм о поиске помощника на производство. В тот же вечер мой директ был завален. Писали все: от мамочек в декрете до пятидесятилетних мужчин, которые в ответ на отказ просили хотя бы скинуть номера подруг. Я выбрала пару студенток и предложила встретиться.
Тогда (как и сейчас) я почти ничего не знала про управление персоналом. Да, купила книгу «Жесткий менеджмент», но после сравнения работника с упаковщиком сена — закрыла её. Всё-таки мне ближе подход «ВкусВилл» с его отсутствием штрафов и доверием к сотрудникам.
Про то, как найти персонал, организовать работу на производстве и посчитать оплату труда, если тебе 22 и ты журналист — стоит написать отдельно.
Всё по-взрослому
Основные дела были сделаны: аренда помещения под производство, поиск кондитера и сертификация продукта. Параллельно я занималась поставками и инстаграмом, ищу точки сбыта и пытаюсь создать интернет-магазин.
Никогда не забуду, как после готовки бегала по городу под сорокаградусной жарой с мешками льда и тающим шоколадом — доставляла заказы покупателям и магазинам. К сентябрю «плитка» уже продавалась в 3 городах и 12 точках. Моими партнерами стали кофейни, цветочные студии, местные магазинчики и лавки правильного питания.
Прибыль не росла, а расходов становилось всё больше (аренда помещения, закупка оборудования, сырья, траты на маркетинг). С появлением «Плитки» в оффлайне заказов через инстаграм стало меньше. Клиентам было удобнее зайти за шоколадом в ближайший магазин: потрогать и выбрать его руками, а не писать в директ.
В октябре я открыла свой эксель и увидела, что затраты на «Плитку» достигли полумиллиона (личные накопления и весь небольшой доход я вливала обратно в производство и продвижение).
Ни о какой точке безубыточности я не знала. Бизнес-плана тоже не было. Было только желание и представление того, как все должно быть.
Налево пойдешь — в ритейл войдешь
Через три месяца после запуска проекта у меня наконец-то появилось свободное время, ведь я больше не готовила шоколад целыми днями. Тогда я заключила первый договор с местным супермаркетом, запустила свой сайт и начала готовиться к выходу на Оzon.
Количество сделанного шоколада увеличивалось, а новые заказы не появлялись. Производство простаивало, склад начал расти и в остатках числилось более 500 шоколадок. Нужно было срочно искать точки сбыта.
В то же время я запустила интернет-магазин. В первые пару дней прилетели заказы примерно на 100 плиток. Для Оzon я собрала поставку из 280 штук, а остальное отложила для местных партнеров и розничных заказов. На складе становится свободнее, но производство все равно не загружено. При возможности в месяц выдавать по 2000-3000 плиток, оно выпускает около 500.
Я села и стала думать: так, «Плитка» продается в 12 точках, есть сайт, инстаграм и скоро появится новая точка сбыта — ozon. Но этого не хватает. Мне нужен был совет кого-то опытного.
В тот вечер я листала инстаграм и увидела, что Игорь Рыбаков (предприниматель, миллиардер, совладелец “Технониколь”) проводит встречу в Саратове.
«Точно! Задам этот вопрос ему», — подумала я и записалась. Уже в такси пришла идея угостить миллиардера своим шоколадом, но с собой «Плиток» не было. Я позвонила мужу и срочно попросила отправить пару шоколадок на такси в загородный клуб, где проходила встреча.
Выступление миллиардера за шоколадку
Признаюсь честно, все выступление Рыбакова я думала только о том, как поднимусь с места и, задав вопрос, протяну ему свой шоколад. В какой-то момент я почти передумала, но вспомнила, что «Яндекс.Доставка» за город стоила 350 рублей и я должна была их отбить.
Я попросила микрофон и рассказала свою «маленькую» историю. Предложила Игорю «плитку» и перешла к вопросу. Он сразу попробовал шоколад, дав оценку залу — «очень вкусно». Позже зрители даже стали шутить, что ценник Рыбакова в несколько тысяч долларов за выступление в нашем городе стал просто шоколадкой:)
На мой вопрос, как локальному производителю шоколада без сахара выйти на миллионный объем он дал совет:
«Не забивай этим голову, посмотри в другом направлении, а шоколад продавай через инстаграм».
После выступления ко мне подошли несколько человек и попросили мой номер. Через неделю я получила предложение о корпоративном заказе для крупной текстильной компании, а еще через неделю — для местного издания, рестобара и авторского ателье.
Все корпоративные заказы я разрабатывала самостоятельно. Налепить логотип заказчика на шоколад и отдать ему — очень скучно. Для сотрудничества с производителем одежды была создана серия упаковок, на которые был нанесён текстиль русского авангарда. На сгибе упаковки, как на корешке от книги, была нанесена информация об авторе ткани, а внутренняя часть полностью покрыта орнаментом.
Тридцатая неделя
Планировала закончить этот материал к полугодию, но опоздала на месяц. За это время я поняла, что Оzon — это не моё, чуть не взяла инвестиции, уволила двоих сотрудников, нашла партнёра, выпустила лимитированный шоколад с работами современных художников и, кажется, определилась с дальнейшим развитием.
Теперь всё чётко и глобально. Надо менять культуру потребления в России.
Продолжение следует...
Я очень рад таким рассказам, но всегда удивляюсь одному. Как так всё просто? Опыт работы в общественном питании и производстве более 10 лет. Понимаю, что каждая палатка с едой на улице, где её готовят, согласно ХАССП и предписаниям Роспотребнадзора по сути вне закона. И вот, зная производственные СанПины, регламент пожарной безопасности, а так же ответственность за безопасность и здоровье граждан, стараюсь с этой сферой не связываться, не имея финансового запаса прочности. Так вот, читая, как очередной шоколатье запускает производство в микроволновке, базируясь на теплом пледе кровати, вырезая стерильную упаковку ножницами там же. Вот, читая всю эту романтическую историю хочу задать только один вопрос: КАК?
П.С. Вопрос был риторическим. И да, зависти и желчи во мне нет. Мне действительно становится печально и грустно от всего этого, а разум не хочет принимать такую реальность.
у нет нет 10 лет опыта - потому она это и сделала
Незнание закона не освобождает от ответственности. Да, пусть делает, но зачем об этом говорить? Такая информация должна быть под грифом секретно, иначе хлопот не оберешься(читай, явка с повинной). Здесь только два разумных объяснения могу дать:
1.Ох уж эти богатенькие отпрыски со "связями".
или
2.Юношеский дух авантюризма живет там, эдакий Остап Бендер современности:)
Нет, может в случае с "красивенькой" девушкой это и прокатывает, но если бы я узнал, что мою шоколадку делают в микроволновке, а пакуют на покрывале ложа любви, то изумлению бы моему не было предела
В целом согласен с вашими соображениями.
Но дополню:
1.Код=ДНК российского потребителя выработался в том числе на бабушкиных пирожках, которая в мороз сидела на горшке с ними на ярмарке)))
И не было на неё никакого ХАССП и предписаний Роспотребнадзора, кроме прикормленного городового)))
2.В Москве конкретно прямо сейчас, по результатам поквартирного обхода нашей УК, ТРИ квартиры пекут торты и поставляют их в крупные ресторанные сети к удовольствию клиентов и к своему.
3.Мы тоже 5 лет назад, в лучших традициях, начинали в подземной автостоянке. Но конечно, и тогда и сейчас соблюдаем все требования Закона.
Зачем открывать дверь, тем более УК и тем более, если ты в домашних условиях делаешь что-то в промышленных масштабах?
1.Есть методы социальной инженерии.
2.Есть и личные отношения.
Оба фактора благоприятствуют для сбора информации.
Зачем писать об этом на VC?
Это странности современного мира.
Понтанутся, 22 года девке, понт в этом возрасте - на первом месте!
А в нашем государстве лучше соблюдать, ибо потом столько проблем будет. И паркинга не будет)
2. до первого отравления. потом такие рестораторы имеют бледный вид и платят очень много денег.
По некоторым наблюдениям, с некоторой надеждой, полагаю, многие стремятся создавать устойчивые бизнесы за счет ответственных отношений.
Вспоминаю репортаж Овчинникова из Японии на близкую тему:
Он (О) спрашивает предпринимателя (П):
- А где ваш склад?
П: - У меня нет склада, он мне не нужен. Всё, что мне необходимо, мне каждое утро привозит мой партнер.
О: - А если партнер не привезет?
П: Он тридцать лет мне привозит, почему бы он вдруг не привезет?
О: - Ну, он может заболеть ...
П: (с непониманием) - У него есть сын, сын привезет.
Эм, там заказы через Инсту:))
А вот мы, при нашей бестолковости, сидим и облизываемся на заказы через Инсту:))
Приходится довольствоваться Озоном и WB.
И представители в регионах тоже помогают.
Ну в бренд надо вкладываться. Чтобы заказы в инсте были. И не колхозно для галочки.
Я выше писал, секрет оказывается очень прост: СВЧ, плед махровый на ложе и ножницы для нарезки упаковки;)
и полляма рублей
Не, зато шрифт на шоколадке хороший.
Хорошие шрифты всегда в моде)
Не многовасто занудства, не?
Для Вас питание занудство? Для меня это имеет профессиональное значение и такие статьи комментирую с профессиональной точки зрения. Ванильные статьи в Инсте. На VC немного другое(я надеюсь).
Не питание занудство, а слишком пафосный подход к стандартам, без исключений и скидок на контекст.
В чём пафос? Это нормы, которым учат будущих технологов в ВУЗах!
ваши технологи потом людей пальмовым маслом травят и бровью не поведут, поэтому лучше уж пусть она, чем вы
Я даже комментировать это не хотел. Какие масла? Вы кто? Мы говорим о контроле в сфере производства продуктов питания!
Вот в этом, Иван и разница ))) Ментально они не заморачиваются так, как заморачивается профессионал... Как говорится, "нельзя" бывает только для того, кто спрашивает... Ну и ещё стопятсот нюансов об эмоциональном продукте vs технологично правильно приготовленном... )))
Не, ну пусть запускают, это их дело. Вопрос о смысле писанины на VC. Зачем здесь размещать если всё не так, как надо запускают? Запустили в тихую и пусть ждут пока придут или нет органы регулирования или до первой жалобы. Профит. Но нет, делают бизнес публичным тот, который к этому не готов. Странные люди.
контроль. сразу вспоминаются ребята на молокозаводе, которые купались в чане с молоком(?) или закваской для сыра. Зато все технологии соблюдены.
Я уже писал на эту тему. Это исключение, т.к. это нарушение СанПин. Банальный человеческий фактор. В правилах сказано о купании в молоке? Почему они там купались? Да просто потому, что они плевали на правила. Есть такие в любой сфере и плюют на любые правила и законы. Преступник из Америки нарушает закон, но мы же не скажем, что все американцы преступники? Врач допускает халатность и причиняет вред для здоровья и жизни человека, но мы же так же не скажем, что все врачи такие?
Вы поймите, если убрать уголовные правила и наказание по ним, то это не улучшит отношения с преступлениями, их меньше не станет. Так же и с кулинарными правилами.
в вашем шоколаде нет пальмового масла? а какое есть?
Если бы мне делали, продукт который не купишь, не на полу вместе с тараканами, я бы купил тот продукт, которого нет
Её секрет лишь в том, что она не такая зануда, как вы (ничего личного) . Поэтому все и получается. В 21 веке, чтобы стать успешным человеком, совсем не обязательно знать всю документацию наизусть. Принципы другие абсолютно. Доверьте свои документы профессионалам, а если не можете доверить - ищите других. Если же считаете, что в компании вы и бухгалтер, и юрист, и уборщица, то откуда у вас может найтись время на самое важное - идею? Просто уйдите от принципов совка, и будет вам процветание, а не вот этот вот онанизм. Без обид только, сугубо моя позиция.
Это не вы "Зимнюю вишню" в Кемерово строили?
А почему не Хромую лошадь?
Мне не надо строить, я не строитель. Для этого есть профессионалы, также, как и для документооборота👍
Верно. Только ответственность за это будете нести вы
А что вам не понятно в слове профессионалы? ПРОФЕССИОНАЛЫ!
А как вы узнаете, профессионалы они или нет?
По отзывам на "Отзовике" )
Вопрос индивидуального подхода. И зависит все в первую очередь от того, насколько вы сами готовы делегировать полномочия. Если трясущщийся за каждую бумажку руководитель стремится контролировать каждый аспект предприятия, то оно конечно же будет на высоком уровне, но сама цель такого предприятия - не развитие, а стабильность. В результате это уже не принцип ведения бизнеса, а банально склад ума, а сам бизнес становится всего лишь "очередным среди", вместо того, чтобы быть высоким искусством🤷♂️
Вы тут лозунгами из бизнес-молодости не разговаривайте)
Я вам задал чёткий вопрос. И вы на него не смогли ответить.
Потому что есть только один способ, определить, профессионал человек или нет - нужно самому разбираться в вопросе.
Вот с одним способом в своём арсенале и корячтесь, сами на вопрос о профессионалах ответили👍
Вы мЕчите бисер, полагаю.
Вы прочли мой комментарий? Я написал, что не работаю с таким подходом. Где Вы прочли, что у меня не получается?
А где я написал, что у вас не получается? Вы же удивляетесь, как у неё все просто, не так ли? А не думали о том, что это не у неё все просто, а у вас сложно?
Принципы вИдения и ведЕния бизнеса у всех разные, так что свои скепсис и занудство дозируйте, а то слишком много получается. А девчонка молодец👍
спасибо!
В каком месте тут доходный бизнес = процветание, поясните? Названы вложенные суммы, но ни слова не сказано о прибыли за год.
Проделано немало работы, но для чего? Если ради собственного удовольствия, то этот вариант тоже имеет право на существование, почему бы и нет?
Неужели вы думаете, что проверяющие половые органы всерьёз читают эту песочницу?
Я буду только рад если автор задумается и исправит эти недочёты. Мне не суть важно, что бы автора наказали, достаточно понять, что к такому бизнесу надо подходить со всей ответственностью.
И да, если есть представители Мегафона, Яндекса, то почему не могут быть и с Роспотребнадзора наблюдатели?
Если все авторы будут заняты исправлениями этих "недочётов", то они тупо разорятся, а все мы скатимся обратно в безынициативный совок. Но даже там все эти санпины вертели на половом органе.
Комментарий недоступен
100%, что именно так.