Внедряем систему учета маркировок для интернет-магазина

В 2019-20 годах государство начало вводить маркировки на некоторые товары: сигареты, обувь, шины и парфюмерию. В 2021 подключаются одежда и белье, велосипеды, вода, молоко и другие товары. Маркировок все больше, но бизнес до сих пор не понимает, что с ними делать: как учитывать, как фиксировать и как применять.

Государство делает это для того, чтобы мониторить побольше продаж и искоренить черный и серый рынки и, возможно не только. В этой статье мы расскажем, как интегрировать маркировку в процесс продажи. Разберем на примере e-commerce, так как прорабатывали такую систему для маркетплейса своими руками.

Мы не будем запугивать вас и говорить, что скоро промаркируют все и вся, и что дедлайны уже близко. Все итак знают, в какие сроки и что нужно сделать. Мы лишь расскажем нюансы.

Подключаемся к системе маркировки

1 — Подаем заявление на сайте Честного Знака. Это быстро: форма для заполнения небольшая. Потребуется электронная цифровая подпись. Подключение к системе маркировки бесплатное.

2 — Подключаем онлайн-кассу. Когда вы будете продавать промаркированные товары, то напрямую сообщать об этом оператору маркировки не понадобится. Данные о продаже автоматически отправятся в ОФД, а оттуда поступят в ЦРПТ.

Если вы просто оффлайн-магазин, то все «изи». Но мало кто после ковида остался в оффлайне… Поэтому переходим к электронной коммерции и «пляшем» дальше.

3 — Подключаем сканер штрихкодов с функцией 2D-считывания. Он нужен, чтобы считывать двухмерные DataMatrix-коды при приемке и продаже товаров.

Главное — обеспечить работу с кодами маркировки и сопровождающими документами из СЭД в вашей товароучетной системе. Иначе, вы не сможете продавать маркированные товары.

Маркировка – очень специфическая штука

Каждая единица товара помечается уникальным идентификатором. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. По маркировке государство контролирует оборот товара и не допускает, чтобы в него попадали подделки и контрафакт.

Коды генерирует и выдает по запросу производителей оператор системы, и только он. Генерация кодов для маркировки товаров в 2020 году платная: по 50 копеек без учета НДС за каждый идентификатор. Срок действия кодов не ограничен.

Как только код выпущен, государство начинает отслеживать по нему все, что происходит с товаром. Сведения о производстве, импорте, перемещениях, продажах и любых других операциях попадают в информационную систему маркировки.

В e-commerce невозможно заранее знать код маркировки конкретного товара

Например, мы продаем одежду: на каждую футболку будет отдельный код маркировки. Но в момент, когда мы продаем товар, мы еще не знаем, какой код маркировки мы реализуем. Получается, что считать остатки в таком случае очень сложно. Поэтому проще сначала продать товар, а при комплектации присвоить уже определенный код маркировки.

Клиент оформляет заказ в интернет-магазине, а в этот момент на складе розничного магазина продают похожий товар. Если у вас код маркировки будет закреплен за заказом, то высока вероятность перепутать товар.

Как следствие — возникают трудозатраты на решение данного инцидента, и в итоге растет стоимость самого процесса. Плюс, медленно съедается и без того небольшая маржа.

Это типичные проблемы при торговле штучным товаром на разных площадках. Синхронизировать остатки на 100% все равно не получится, поэтому лучше не идти на поводу у кодов маркировки, если у вас интернет-магазин. Проще продать любой товар по конкретной позиции, а потом уже из остатка на складе выбрать тот, который будем отгружать. Код маркировки, в таком случае, присваивается только в момент отгрузки.

Определяемся с форматом торговли

Предоплата. Актуальна, если вы используете одностадийные платежи. Рассмотрим ее, как наиболее часто встречающийся вариант. При торговле по предоплате нам подходят варианты, когда:

  1. Есть чек 100% предоплаты
  2. Есть чек полного расчета, который выдается после получения товара. Он означает что товар получен. Подробнее про чек полного расчета читайте на «Главной книге»

Второй формат — постоплата в своем магазине или пункте выдачи (тоже своем). Или постоплата через курьерскую службу.

Процесс маркировки по-шагам

В случае онлайн-предоплаты

  1. Пользователь формирует корзину
  2. Отправляем юзера на платежный шлюз
  3. Он производит оплату
  4. После оплаты мы выбиваем чек 100% предоплаты без кодов маркировки
  5. Облачная касса отправляет клиенту чек 100% предоплаты
  6. Мы обрабатываем заказ в CRM-системе и переводим заказ на комплектацию
  7. В учетной системе появляется задание на комплектацию
  8. Комплектуем и сканируем коды маркировки конкретного товара
  9. Доставляем заказ клиенту и отмечаем это в учетной системе
  10. Передаем коды маркировки по заказу онлайн-кассе
  11. Онлайн-касса отправляет чек полного расчета (с кодами маркировки) клиенту
  12. Коды маркировки погашены через ОФД

В случае постоплаты через транспортную компанию

  • Пользователь формирует корзину
  • Мы обрабатываем заказ в CRM-системе и переводим заказ на комплектацию
  • В учетной системе появляется задание на комплектацию
  • Комплектуем и сканируем коды маркировки конкретного товара
  • Формируется отчет в учетной системе: по реализованным кодам маркировки
  • Передаем заказ транспортной компании
  • Транспортная компания бьет чек без кодов маркировки
  • Коды маркировки передаются из учетной системы в «Честный знак» (в теч. 3 дней с момента отгрузки), линкую вопрос по теме

Раз в день учетная система отправляем коды маркировки в сервис «Честный знак». Это делается для погашения кодОв маркировки.

Магазинам дистанционной торговли законодательно разрешено погашать через личный кабинет «Честный знак» коды маркировки на товары, отгруженные транспортной компанией, в течение 3 дней после отгрузки.

В случае постоплаты через свой пункт выдачи или своих курьеров

При торговле через свой ПВЗ (пункт выдачи заказов) или курьеров повторяем шаги 1-4 из кейса транспортной компании.

После чего, в момент оплаты ПВЗ пробивает чек / курьер пробивает чек при передаче заказа. Бывают кейсы, когда чек пробивается перед передачей заказа курьеру.

Зачем мы про это написали

Мы потратили кучу времени на изучение логики процессов маркировки, так как столкнулись с этим в одном из наших проектов. В статье мы рассказали, как это работает на уровне бизнеса. Задавайте интересующие вас вопросы в комментариях 🙌🏻

Если хотите узнать как все работает на техническом уровне, пишите нам в телеграм и мы расскажем, как реализовать это на базе вашего софта.

Интегратор — LAND PRO. Редактор и автор статьи — Фёдор Анисимов

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Максим Кутузов

Статья интересная, но больше интересно сработает ли это для обычного "не онлайн" магазина 

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

Для офлайн магазина механика должна быть несколько иная. Там в принципе все существенно проще, так как вы сразу можете при продаже отсканировать код маркировки и через ОФД он будет погашен)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Золотарев

и как это все можно собрать не совсем понятно? на базе чего?

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

Реализовать можно например на базе облачного сервиса cloudpayments, ну а за деталями го в лс)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Золотарев

а что будет, если не делать эту систему у себя?

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

Если на товаре нет кодов, ответственность может быть как административной, так и уголовной.

Отвечать за нарушения могут и должностные лица, если они контролируют выпуск продукции и вносят нужные сведения в систему маркировки.

Административная ответственность наступает, если:
- производить товары, которые подлежат маркировке, без специальных кодов;
- продавать такие товары оптом и в розницу.

Штраф за производство товаров без маркировки
Должностные лица могут получить штраф до 10 000 рублей. А вот юрлицам за аналогичное нарушение могут выписать штраф до 100 000 рублей.

Штраф за продажу немаркированной продукции
Обычных граждан ждет штраф до 4000 рублей. Должностным лицам придется заплатить до 10 000 рублей, а юридическим — до 300 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели, которые производят товары без маркировки или торгуют ими, рискуют получить штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

В случае с немаркированной табачной продукцией штрафы будут еще выше. За производство должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 15 000 рублей, а юрлиц — до 150 000 рублей. За продажу суммы для этих категорий составят до 15 000 и до 300 000 рублей соответственно. Физлица рискуют получить штраф до 5000 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Popova

Да, скоро маркировка будет везде.

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

Интересно поможет ли это кому-либо, кроме чинуш?)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Что бы не было левака и тд, нужно закрыть Садовод и тяк Москва. И все!

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

"и тяк Москва" - немного не понял

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Торгово ярмарочно комплекс

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

Ну может, я тут за это не в курсе)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Owl

🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

мерси)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Budai

Очень круто!

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Кашковский
Автор

спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
M V

отлично!

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Маркушева

👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Полезная тема! Главное все учетные данные в нормальную работающую систему переложить) знаю на примере foodtech b2b сколько сложностей с интеграцией

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда