Ozon отчитался о росте оборота на 140% за год — до 195 млрд рублей Статьи редакции

Компания планирует выпустить в феврале конвертируемые облигации на $650 млн с погашением в 2026 году.

Ozon объявил предварительные операционные результаты за четвёртый квартал и 2020 год, рассказали vc.ru в компании. Аудированные финансовые результаты за полный год компания планирует опубликовать 30 марта.

  • Оборот Ozon (GMV, включая услуги — общая стоимость заказов, размещённых на платформе Ozon, а также выручка от услуг, оказанных клиентам и продавцам, например, услуги рекламной платформы Ozon и прочее) в четвёртом квартале вырос на 140% год к году и превысил 74 млрд рублей.
  • За год оборот вырос более чем на 140%, превысив 195 млрд рублей. Рост связан с активным развитием платформы маркетплейса, ростом частоты заказов, ускорением региональных продаж и развитием финтех-сервисов.
  • Количество выполненных заказов в четвёртом квартале выросло на 137%, до 29,6 млн, за год — на 132% и достигло 73,9 млн.
  • Доля оборота от продаж товаров продавцов маркетплейса в общем обороте компании в четвёртом квартале достигла 52%, увеличившись вдвое с 26% в 2019 году. За год показатель достиг 48%. Это связано со значительным ростом числа продавцов, говорят в компании.
  • В четвёртом квартале Ozon отчитался о положительной динамике операционного денежного потока, а по итогам года вышел на безубыточность. В компании связывают это с ростом объема продаж и благоприятной динамикой оборотного капитала.
  • Ozon впервые за 20 лет отчитался о безубыточности — до этого компания оставалась убыточной, писал The Bell.
  • В ноябре 2020 года интернет-магазин Ozon провёл IPO и привлёк $1,2 млрд.

Ozon планирует выпустить в феврале конвертируемые облигации на $650 млн с погашением в 2026 году, рассказали в компании. Привлечённые средства компания использует для органического роста, стратегических инвестиций и выхода на новые вертикали.

2020 стал очень важным годом и определил ключевые векторы нашего развития на ближайшее будущее. В ноябре состоялось успешное первичное размещение акций Ozon на бирже Nasdaq, и конечно, перед нашими инвесторами мы несем ответственность за стабильный рост бизнеса.
Катализаторы этого роста мы видим не только в нашем основном бизнесе — росте маркетплейса, экспансии логистики и развитии ИТ-платформ — но и в развитии дополнительных продуктов и услуг для наших партнёров и покупателей, в частности финансовых сервисов.

Александр Шульгин, гендиректор Ozon
0
85 комментариев
Написать комментарий...
Denis Bystruev

Всё-таки интересно, как работает рынок. Онлайн-бизнесы X5 тоже хорошо выросли — на 350%, до 22 млрд ₽ / 8 млн заказов:

https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/421193-vladelec-pyaterochki-otchitalsya-o-godovom-roste-oborota-onlayn-biznesov

При этом весь оборот X5 на порядок больше Озона — около 2 трлн ₽.

Однако рынок оценивает весь бизнес Ozon дороже всего бизнеса X5 — видимо, потому, что онлайн-составляющая у Ozon больше в 10 раз.

То есть мультипликатор в оценке интернет-магазина и обычного, при одинаковых оборотах — 10X в пользу онлайн.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

Интересное наблюдение. Думаю, дело в том, что
1) Озон бешено растет, 140% это как раз в 10 быстрее чем X5, которые по выручке за 9 месяцев 2020 выросли на 14% по сравнению с 9 месяцами 2019.
Если так и продолжится (не факт!), то за 3 года они догонят и перегонят Х5 по выручке.
2) Конкуренция в оффлайне только растет, оффлайн магазинов становится все больше, маржинальность падает. Валовая маржа оффлайн ритейла - 20-25%. Человеку в принципе все равно в какой магазин пойти, если рядом 3 штуки, куда дешевле, туда он и пойдёт. А сейчас еще и яндекс лавки начинают появляться.
3) В онлайн бизнесе наоборот, лидер рынка получает больше преимуществ, быстрая доставка - это очень сложно и окупается только на объёмах. И со временем у лидера не остается конкурентов. Покупатель Озона - лояльный покупатель, там еще у части людей даже премиум подписка есть. Озон владеет своими клиентами, продуктовый магазин - нет.
4) кроме роста выручки, у  Озона за этот год валовая маржа выросла с 18 до 27.5%! Послушайте презентацию Х5 - там они с большой гордостью говорят что за счет работы с логистикой и поставщиками подняли валовую маржу на какие-то доли %.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Скажите, пожалуйста, вы из Сбербанка?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

Нет, я ипэшник :D

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Вы не ипэшник, вы просто гоните))
Валовая маржа это продажи минус себестоимость.
У ОЗОНа это чуть больше 10%
https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1822829/000119312520284083/d29162df1.htm

А вот 25% это у Х5 , отчет их откройте)

Про лидера рынка - это вб с GMV под 600 ярдов и отсутствием убытка. 

Про "бешеный рост" тоже гонево.
В 19 году 4 квартал делал 52% выручки.
В 2020 году - только 37%.
Что значит, что они либо слили сезон некисло, либо просто народ возвращается в офлайн.

Ну и как бы взяв на IPO 1.2 ярда лезть в бонды на 750М это не смешно)

Я уж молчу про дикий коэф. конвертации в +40%...

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

Сергей, спасибо за комментарий!
1) Действительно, я поленился и не посмотрел отчетность, а цифры взял из сниппета гугла, и там они неверны. Прошу у всех прощения за введение в заблуждение. Цифры надо смотреть только в официальной отчетности!
2) Я на самом деле ипэшник и только начинаю разбираться в финансах и инвестициях
3) Валовая маржа Озона, из f-1 (Gross profit as a percentage of GMV incl. services, %) выросла с 14.5% до 16.3%, там конечно можно по-разному считать, но в своей отчетности они определяют так.
Если же считать как (выручка - себестоимость)/выручка то это будет 30%. Я беру цифры по вашей ссылке, стр. 87. Total revenue = 66599, cost of sales = 46726
4) По валовой марже X5 - я отметил только, что за год она изменилась на доли процента, т.е. видимо сильно лучше она не станет, в то время как у Озона она сильно изменилась. Но эти данные были неверны, выросла она не так сильно. Но сильнее чем у X5.
5) GMV Озона выросло с  50 131 млн р до 121 566 млн р за первые 3 квартала 19 и 20 года. То есть рост GMV на 142%.
6) Рост выручки (не GMV) - 70%, это именно что бешеный рост (у X5 рост выручки - 14.5%)
7) По вашему замечанию про долю выручки в 4м квартале. Можно это трактовать так: люди на карантине больше заказывали через интернет. Так что не факт что они что-то там слили, просто 2й и 3й квартал были сильнее. Кроме того, я не нашел оф. отчетности за 4й квартал 2020 в текстовом виде, буду рад если дадите ссылку. На их страничке IR есть только голосовой созвон, транскрипции я не нашел. Нормальный отчет за 4й квартал только 30 марта будет.
8) Лидер рынка по GMV сейчас - это WB, да. Но на сколько они растут? Какая у них выручка (не GMV)? Отчетности же нет.
9) Про бонды и коэф. конвертации не понял, буду признателен, если немного подробнее напишете. Ну то есть я понял что они бонды на 750М выпустили, ну и что с того? Если их взяли, значит все довольны.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Gross profit они лицемерят и плюсуют все в кучу. Хомячкам нравится, конечно.

Только речь о том, что на СВОИХ товарах у ОЗОН маржа ~10% .
(Sales of goods - cost of sales).
Для сравнения - у Х5 на СВОИХ товарах маржа ~25%.

При этом по динамике затрат на логистику есть подозрение, что прибыльность МП еще ниже, чем своих товаров. Это фейл.

Что еще тут надо пояснять? ))
Рост? Ну эффект низкой базы - тут что сказать. ВБ декларирует рост вдвое.
У Х5 оборот в ШЕСТЬ раз больше ОЗОНа. Поэтому сравнивать рост глупо.

Очевидно, что падение пропорции выручки в 4 квартале говорит ровно о том, что рост "откатывает" обратно по мере ослабления запретов. Вот и все. Когда снимут полностью, откат может быть еще сильнее.

То, что они выпустили бонды сразу после IPO означает то, что у них тупо нет других источников финансирования, при этом 1.2 ярда быстро кончатся.

Кто и купит - вопрос второй.

Для убыточной компании с отрицательным кэшем это, мягко говоря, плохой знак. Как и факт "длинного" займа в валюте...

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

1) Откуда вы взяли 10%? 30% у них на своих товарах, вот в моем сообщении написано:
"Если же считать как (выручка - себестоимость)/выручка то это будет 30%. Я беру цифры по вашей ссылке, стр. 87. Total revenue = 66599, cost of sales = 46726"
2) У Х5 оборот в ШЕСТЬ раз больше ОЗОНа. Поэтому сравнивать рост глупо. - почему глупо? При росте на 140% в год (это в 2.4 раза)  посчитайте, за сколько времени Озон догонит X5.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Простите, вы правда не соображаете, как считается маржа? :)

Вам ВЫШЕ формулу написали специально т.к. вы с первого раза не сообразили: (Sales of goods - cost of sales).
Посчитайте уже и не пишите бред, пожайлуйста

Зачем вы лепите в валовую маржу доход от оказания услуг маркетплейса по стороннему товару? Это дичь очевидная.

Вы, видимо, не понимаете, что такое "эффект низкой базы" - загуглите и станет ясно. Вот все эти 100500% это именно оно.

Не надо быть даже среднего ума, чтобы понять, что при таком росте, в ОЗОН надо будет "заливать" по два миллиарда долларов в год, получая убытки на выхлопе.
У кого есть такие деньги? 
Верно - ни у кого. Поэтому данные эротические фантазии неуместны.

Юлмарт шел по такой же дорожке. Только без IPO.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

"Вам ВЫШЕ формулу написали специально т.к. вы с первого раза не сообразили: (Sales of goods - cost of sales)."
- так а что тут соображать, у вас очередная ошибка.
Вот определение валовой маржи: https://www.investopedia.com/terms/g/grossmargin.asp
​Gross Margin=Net Sales−COGS , where Net Sales = Equivalent to revenue, or the total amount of money generated from sales for the period.
То есть валовая маржа = выручка - себестоимость товаров.
Какая именно выручка - с марктплейса Озона, или с подписок Озон Премиум - да пофиг. Валовая выручка нужна, чтоб считать, сколько денег у компании осталось после расчета с поставщиками. У озона остается 30% и с этих денег они платят зарплаты,  аренды, трафик и тд. У Х5 остается 25%.
"Вы, видимо, не понимаете, что такое "эффект низкой базы" - загуглите и станет ясно. Вот все эти 100500% это именно оно." - ну где низкая база, если выручка озона в 6 раз меньше Х5? Не в 100, не 1000, а всего в 6 раз.  И у WB, которая в 2 раза выросла, тоже эффект низкой базы?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Простите, вы либо прикидываетесь полным идиотом, либо все очень грустно.
У меня нет ни времени ни желания комментировать полную тупость и откровенный идиотизм.

Купите себе курсы, вам за бабло разжуют, почему маржу считают как цена - себестоимость и что такое себестоимость))

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

Да, у меня нет фин. образования, поэтому могу ошибаться. Но я привел ссылку на формулу. Наверное, там тоже идиоты, один вы умный :)
А преподавателя ищу, да :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Там не надо иметь фин. образования.
Возьмите книги и почитайте. Или в интернете.

МакКоннел, Брю - Экономикс
Друри - Управленческий и производственный учет
Можете почитать "финансы для нефинансистов".

То, что вы привели формулу говорит о том, что вы глупый и не соображаете, что написано в формуле.
Уж простите.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

Спасибо за рекомендации книг! Но всё-таки, я правильно понимаю, что у нас расхождения в этом пункте:
вы утверждаете что валовая выручка = (Sales of goods - cost of sales)
я (+ другие источники что я нашел) берут не sales of goods, а ВСЮ выручку.

Вот например ссылка на corporate finance institute:
https://corporatefinanceinstitute.com/resources/knowledge/finance/gross-margin-ratio/
там то же определение:
Gross Margin Ratio = (Revenue – COGS) / Revenue
То есть берется не sales of goods, а TOTAL REVENUE, вся выручка.
Я взял всю выручку Озона, взял графу cost of sales, посчитал, получилось 30%. Где я не прав? :)

Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда