Как электронные кассиры помогли малому и микро бизнесу выжить в пандемию

За 2020 год закрылись 1 млн российских предприятий малого и среднего бизнеса. Но не наши клиенты.

Здравствуйте, я Андрей Янковский из компании «Электронный кассир» . Мы производим, продаем и поддерживаем системы самообслуживания более 5 лет, в портфолио наших клиентов такие компании, как «Экомаркет», «Территория Фитнесса», микромаркеты «Ассорти», «РЖД», «Ферреро», «ГосНИИгенетика», «IVECO», «Аэропорты регионов». Но все это время мы пытались привлечь малый бизнес, ведь электронные кассиры реально помогают повысить доход (и не только снижением затрат). И вот в прошлом году случился неожиданный прорыв. Правда, сработал не маркетинг, а ситуация с Ковид.

Паника и ограничения

Весной 2020 года их хватало в избытке. Магазины закрывались из-за ограничений по сфере деятельности, предприниматели никак не могли понять, как отправить продавцов на удаленку, лихорадочно переходили в интернет в поисках покупателей и не менее лихорадочно искали курьеров, подсчитывали затраты на регулярные обследования сотрудников и каждый день ждали все новых ограничений.

И даже если все это удавалось решить, вдруг кто-то из продавцов заболевал, а кто-то уезжал домой в другой регион. Поток покупателей поредел — одни боялись ходить по людным местам, кто-то, наоборот, протестовал против масок (и все на нервы персонала). Да вы и сами все это знаете.

Малому бизнесу выжить в такой ситуации было очень тяжело. И вот тут оказалось, что мы можем помочь. На примере небольших магазинчиков расскажу о двух подходах, которые оказались самыми эффективными – первый лайтовый, второй – хардкор.

Лайт. Меньше контактов, меньше ошибок, меньше рисков

Небольшой отдел в ТРЦ, товар штучный, хорошо знакомый. В среднем чеке – 2-3 позиции. Посетители заходят семьями и каждый выбирает что-то для себя, а пространство небольшое (с дистанцией тяжело).

Что сделали:

  • При входе поставили терминал с каталогом всех товаров (удобное разделение по категориям – обязательно)
  • Настроили прием платежей и картой, и наличными (с выдачей сдачи, потому что иначе будут обращаться за разменом)
  • «Связали» базу терминала со складским учетом, чтобы не оказалось, что люди оплатили товар, а его нет. Но предусмотрели небольшой «люфт» на брак и товары с нетоварным видом. То есть когда «на складе» остается, условно, 5 единиц, система оповещает продавца и он сам решает, можно ли ставить их в наличие (спойлер: владелец получил удобный способ контролировать ассортимент).

Как это работает:

  • Покупатели подходят к терминалу, выбирают нужные позиции и оплачивают заказ. Терминал выдает чек с его номером.
  • Кто-то ОДИН идет к продавцу, который уже пакует заказ. Остальные ждут вне отдела.
  • Заказ выдается, все довольны.

В результате:

  • Продавец не нервничает, что посетители не соблюдают дистанцию. Меньше риск штрафов.
  • Нет прямых расчетов наличными – и тут удивительным образом недостачи в кассе стали меньше.
  • Ушли потери на фальшивых купюрах (а это не такая уж редкость), терминал их просто не принимает.
  • Из двух продавцов остался работать один, так как нагрузка на него снизилась.

Хардкор. Без продавцов, но с продажами

После запуска магазинов Amazon без продавцов появление их в России было делом времени. Пандемия и карантин ускорили процесс: «Азбука вкуса», «Пятерочка» — лишь начало. Но комплекс сложной системы с умным видеонаблюдением, нейросетью, собственным приложением для малого (да и среднего) бизнеса — не вариант. И не наша сфера деятельности. Поэтому когда к нам обратился предприниматель, который захотел перевести свой магазин на полное самообслуживание, мы удивились. Но согласились помочь.

Объект — небольшой районный магазинчик «все-в-одном». Один продавец заболел, второй ушел на самоизоляцию. Искать новых людей в такое смутное время тяжело, сам встать за прилавок предприниматель по некоторым причинам не мог. А так как покупатели в основном постоянные, поэтому собственник решил рискнуть и… довериться им.

Что сделали:

  • Установили кассу самообслуживания со считыванием штрих-кодов. Оплата картой. Удобно для покупок с разнообразной корзиной.
  • Дополнительно установили терминал с каталогом позиций. Для тех, кто забежал на минутку за нужным товаром. И для тех, кому лучше рассчитываться наличными — терминал их принимает и выдает сдачу.
  • Связали со складским учетом.

Как это работает:

  • Покупатель сам берет с полок нужный товар и оплачивает его на кассе или в терминале.
  • Предприниматель получает уведомления о транзакциях в режиме реального времени и в любое время может посмотреть остатки, чтобы вовремя подвезти новый товар.

В результате:

  • Магазин работает без продавцов.

Кейс неоднозначный. В данном случае сработали несколько факторов:

  • Аудитория магазина ограниченная, знакомая.
  • Ведется видеонаблюдение с записью, можно посмотреть, кто не оплатил.
  • Была возможность более-менее регулярно следить за происходящим. Несколько дней быстрого реагирования на «забыл оплатить», и покупатели привыкли.

Недостачи, конечно, были. Но вполне сравнимые с теми, что обнаруживались при продавцах, работающих посменно. Пришлось уделять больше внимания контролю, но зато магазин продолжил работу, пережил пандемию и стал местной достопримечательностью.

Бонус: больше продаж

В обоих случаях наши клиенты заметили, что средний чек стал больше. А на записях камеры наблюдения видно, что многие покупатели возвращались за повторными покупками почти сразу же после первой.

Все оказалось достаточно просто:

  • Очень много людей не хотят нагружать продавцов. Поэтому, когда нужно «гонять» их по залу или нужно время подумать, просто отказываются от каких-то покупок. Когда работаешь с каталогом электронного кассира, никого не напрягаешь – думай, сколько хочешь.
  • Человек пришел за чем-то одним – он это и купил, не глядя на витрины. В каталоге видно и другие товары, и нередко приходит мысль, что это тебе тоже нужно. Один клик – и товар в корзине.
  • Все купил, а потом вспомнил, что о чем-то забыл. Один раз еще можно вернуться (а может, и ладно с ним, потом возьму), а во второй уже точно неудобно. Электронному кассиру все равно, делайте заказы хоть каждые 5 минут.

Что выходит по деньгам

Если очень кратко и грубо, ситуация такая.

Магазин с двумя продавцами

  • Зарплата: 2*30 000 руб = 60 000 руб
  • Налоги, отчисления в ПФР, отпуска, больничные, ошибки кассиров и хищения: 2*10 000 =20 000 руб.

Итого за год: 960 000 руб.

Магазин с одним продавцом и терминалом

  • Зарплата: 30 000 руб
  • Налоги, отчисления в ПФР, отпуска, больничные, ошибки (закладываем только на неправильную комплектацию заказов): 10 000 руб.
  • Установка терминала (в среднем) – 150 000 руб.
  • Обслуживание – 6 000 руб./мес.

Итого за первый год: 702 000 руб.

Второй год: 552 000 руб.

Магазин без продавцов

  • Установка терминала и кассы (в среднем) – 300 000 руб.
  • Обслуживание – 12 000 руб./мес.

Итого за год: 444 000 руб.

Второй год: 144 000 руб.

Итого затраты на терминал — 222 тыс. руб. в первый год и 72 тыс. руб. в год во второй. Вместо 480 тыс/руб. на продавца. И это мы не учли рост продаж. И отсутствие штрафов за неправильные отчеты по кассе (электронный кассир формирует их автоматически).

Все так радужно, в чем подвох?

Подвоха нет. Но есть сложности, с которыми столкнулись некоторые наши клиенты.

  • Разработка каталога. Фотографии, человеческие названия (а не как в базе), удобная навигация – на это нужно время. Но и эту часть работы можно поручить нашим специалистам.
  • Техническое обслуживание. Служба технической поддержки всегда придет вам на помощь в обучении и дистанционной настройке оборудования.
  • Неготовность покупателей к общению с техникой. Иногда бывает, помогает сам продавец и понятная пошаговая инструкция, которая висит рядом с терминалом.
  • Перестала работать харизма продавца. Интенсивность прямого контакта снизилась, и продавец не может продавать товар словами. Тут мы, увы, ничем помочь не можем. Но и встречается такая ситуация довольно редко.

Готовы начать экономить с электронным кассиром — приходите к нам. Мы подбираем оптимальное решение для каждого бизнеса – розница, общепит, услуги и т.п. А для читателей VC - первый месяц обслуживания в подарок! :-)

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Anna Petrova

А можно и установку в подарок?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Карпов

Было бы неплохо! 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Янковский
Автор

Позвоните нам 8 (800) 500-20-51, что-нибудь придумаем :-)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Знаю я как вы придумываете, потом без штанов останешься ))))
А если серьезно, то, если я всё правильно поняла, вы даёте срм + касса + пос терминал + сканер штрих-кода. И всё это великолепие за кучу денег.
Банк МТС даёт что-то похожее в аренду за 3 тысячи в месяц.
Вроде так.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

В аренду берите.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Янковский
Автор

Анна, МТС даёт решение на базе планшета, для ввода данных необходим сотрудник. Мы же предлагаем полноценную  систему самообслуживания на основе Киоска, заменяющую персонал.  Как в Макдональдс, например. Поэтому сравнивать стоимость этих решений не совсем верно. 

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Да. Не совсем. В 5-ке и в ленте сейчас есть такие кассы. Взвешивают и пикают штрих коды. Оплата нал / безнал. Вот сомневаюсь я, что стоимость такого набора в большой коробке + большой монитор с тачем будет дороже, чем 15 в аренду.
В любом случае, вы молодцы! Я за движение!

Ответить
Развернуть ветку
Dima Lobanov

Хорошая идея, сам бы перевел магазин на самообслуживание, но там где стоит магазин, мягко сказать криминальный, много личностей, за которыми только глаз да глаз, боюсь и само устройство унесут одев капюшоны)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда