{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Может ли торговая компания работать вообще без неликвидов?

Категорийные менеджеры и тот кто давно работает в закупках знают на своем опыте, что время от времени неликвидных товаров может не быть в компании, но навсегда избавиться от них невозможно. Я тоже считаю, что пока компания «жива» и пока она работает, неликвиды будут. Вопрос только в том, какое количество этих неликвидов и что компания делает с ними.

В своей книге «Неликвиды и излишки товаров: как выявить и обезвредить» я подробно рассказываю о моих рекомендациях, как работать с неликвидами. Мой алгоритм работы с неликвидами выглядит следующим образом: необходимо регулярно выявлять неликвиды и потом проводить мероприятия по избавлению от них. Но кроме этого необходимо еще выявлять причины возникновения неликвидов и также работать еще над тем, чтобы убрать эти причины - проводить так называемые предупреждающие действия

В каждой компании неликвиды определяются по-разному. В статьях на моем сайте и в книге также описаны критерии, по которым это можно сделать. Далее необходимо проводить мероприятия по избавлению. Здесь вы можете столкнуться с такой ситуацией, когда вы проводите известные мероприятия, а результата нет и необходимо сделать прорыв в избавлении от неликвидов. Возникает вопрос, какие мероприятия еще можно проводить? Первое – это поискать в интернете, попробовать найти в книгах. Опять же в моей книге «Неликвиды и излишки» я описала очень много мероприятий - им посвящена целая глава . Можно поинтересоваться у коллег из других компаний, какие мероприятия они проводят. Сейчас так же возможно спросить у коллег и в соцсетях.

Я предлагаю еще один вариант – провести мозговой штурм внутри компании. У сотрудников компании есть предыдущий опыт, есть знания как делают другие компании. Эти знания не всегда находятся на поверхности и иногда нужно создать определенные условия для того чтобы эти знания, память об этих мероприятиях, поднялась на поверхность. Для этого нужно провести встречу с фокусом на избавление от конкретных неликвидов, но этого недостаточно. Для того чтобы мозг начал генерить креативные идеи надо провести эту встречу особым образом.

Что такое мозговой штурм?

Брейншторминг – процесс поиска решения конкретной задачи, при котором учитываются любые мысли и идеи – от адекватных до сумасшедших. Некоторые из них дальше преобразуются в новые решения. Главная задача метода – выйти за грани привычного мышления.

Существует много разных методов проведения мозгового штурма - от простого сбора идей до длительных сессий, построенных по специальным сценариям. В компании методы проведения мозговых штурмов может освоить и руководитель отдела - этот метод поиска решений можно применить в разных вопросах. Также мозговые штурмы могут проводить HR-специалисты, сейчас очень сильно развивается и распространяется фасилитация, которую осваивают именно они. Еще один вариант - пригласить специалиста со стороны. Несмотря на то, что этот вариант требует денежных вложений, он все равно выгоден, потому что сразу себя окупает в виде высвобожденных из неликвидов замороженных денег.

Метод мозгового штурма

Мозговой штурм – это генерирование различных идей в малой группе в короткий отрезок времени. После того, как все озвучат свои идеи, выбирают самые удачные и практичные и далее начинают реализовывать их. А чтобы мозговой штурм прошел успешно, необходимо соблюдать два главных условия: заранее ставить задачу и обозначать временные границы.

Ниже я привела несколько правил для проведения мозгового штурма (источник https://texterra.ru/)

7 правил мозгового штурма

  • Подготовьтесь. Для начала создайте комфортную атмосферу. Если пытаться генерировать идею века в полутемном помещении, в котором не хватает стульев, а, чтобы попить воды надо спускаться на 3 этажа ниже, ни к чему результативному это не приведет.
  • Определите секретаря, который будет записывать идеи на доске или флип-чарте.
  • Если коллектив не привык работать вместе, проведите разминку, познакомьте всех друг с другом и растопите лед.
  • Определите проблему. Даже если вы думаете, что все в курсе, лишний раз подробно опишите задачу.
  • Не подгоняйте и в самом начале дайте время привести мысли в порядок и придумать первые идеи.
  • Поощряйте каждого.
  • Не собирайте больше 10 человек за раз. Эффективность крупных групп намного ниже.

Есть еще два метода, которые можно применить для поиска креативных идей для избавления от неликвидов

Метод фрирайтинга

Суть методики в том, что, в течение 5-20 минут необходимо записывать все, что приходит вам в голову на определенную тему. Самое важное в этот момент – выключить самоцензуру, не задумываться о своих ошибках и не беспокоиться о грамматике. Этот простой прием можно использовать для написания различных текстов, статей и заметок в блоге. Важно ограничить время написания и не останавливаться. Такой метод можно применить с участием нескольких сотрудников. Далее уже написанные идеи можно оценить с точки зрения практической реализации и начать по ним работать.

Метод Mind Mapping

Главная идея этой техники – визуализировать процесс размышлений в виде ментальной карты. Для этого подойдет обычный лист А4 или приложение на компьютере или смартфоне (например, MindMap). В центре листа напишите основную тему или главный предмет размышлений, а вокруг зафиксируйте все идеи, которые приходят в голову. Такой метод поможет структурировать поток мыслей и сделать их более наглядными.

Мои рекомендации для проведения эффективной работы по выработке креативных идей для избавления от неликвидов:

  • выберите конкретные неликвидные позиции для работы над ними;
  • лучше всего взять ТОП позиций по неликвидному остатку в стоимостном выражении;
  • пригласите для мозгового штурма позитивно настроенных сотрудников, иначе не получится создать позитивную креативную атмосферу;
  • По окончанию мозгового штурма сразу же запланируйте следующие действия на ближайшие три дня или неделю.

Ольга Правук, эксперт в сфере управления запасами и планирования поставок. Читайте о том как можно увеличить прибыль торговой компании через управление запасами

0
4 комментария
Илья Попов

Очень интересная статья.
Кто ищет всегда найдет.
По моему мнению начинает работать наше подсознание и мозгу передает решение. Использование подсознания в нашу пользу целая наука. Ваши методы можно считать технологией как работать с этим вопросом. СУПЕР!!!

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Правук
Автор

супер, что вдохновились) и понравились идеи) действительно, вроде знаем что есть креативные методы решения проблем, но вот в текущей работе применить- не всегда это очевидно)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Вы очень, очень интересный и умный человек. Для меня одно удовольствие пообщаться с такими людьми как вы.
🙂

Ответить
Развернуть ветку
Serge Pnev

Очень полезная статья) и если уйти чуть глубже в причины (одна из возможных) неликвидов и излишков - то это неправильно/невовремя рассчитанные заказы Поставщикам. А  правильность заказов основана на прогнозировании спроса (в том или ином виде), нельзя забывать о прогнозировании - Ольга много и профессионально об этом тоже говорит в разных публикациях. Есть много решений, и если сроки поставки длинные (от 1 до 6 мес) вот любопытное решение www.2s.spb.ru

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда