{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Маркетплейсы убивают бизнес. 3 причины не размещаться на Wildberries, Ozon, «Я.Маркет»

Сейчас настоящий бум работы бизнеса с маркетплейсами. Предприниматели просто помешались на этой модели дистрибуции товара.

Оно и понятно. Маркетплейсы обещают быструю прибыль при минимуме усилий и компетенций. Но так ли все сказочно?

После прошлой статьи про то, как Яндекс становится государством 21 века, которая, надо сказать, получила не малый отклик и провисела пару дней в топе VC (видимо Яша достал всех в конец - мнение), я решил написать короткий очерк о маркетплейсах.

Давайте разберемся, кому выгодно размещаться на этих площадках, а кому нет. Сразу скажу, не буду вдаваться в подробности размещения. Считаю схема работы, что у Я.Маркета, что у Ozon и других одинаковая.

Система слизана с Amazon и натянута на Российские реалии. Хотя, Amazon в своей беспощадности, круче всех наших игроков вместе взятых.

Кому стоит размещаться?

Давайте начнем с позитива:

1) Если вы молодая команда или предприниматель и у вас нет компетенций в продвижении бизнеса, логистике, хранении товара, то маркетплейсы отличный вариант, чтобы делать бизнес.

По факту огромные площадки такие Wildberries, Я.Маркет, Goods, Ozon - берут на себя слабые стороны вашего бизнеса. А вы живете в мире розовых единорогов и занимаетесь своим любимым продуктом. Прямо бизнес-рай? (Спойлер: нет)

Маркетплейс — это очень крутая штука, когда у тебя нет определенных компетенций, ты это понимаешь и не хочешь их качать. Или ты боишься вкладывать в это направление деньги и время. В этом плане маркетплейсы могут помочь тебе быстрее выйти на контакт с потребителем и быстрее начать продавать, но на этом плюсы заканчиваются.

Владимир Мельников, директор по интернет-маркетингу KDV

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

2) Вам так же выгодно размещаться на маркетплейсах, если вы хотите открыть товарный бизнес (у вас есть товар или небольшая партия) и вы хотите проверить спрос.

Но тут есть проблема, на маркетплейсах продается в основном то, что люди уже ищут и есть карточки товара. Маркетплейсы не очень хороши в создании спроса.

3) Вам выгодны маркетплейсы, если вы профессионально копируйте бренды (покупаете дешевку в Китае, наклеиваете ценник и перепродаете со 50%-500% маржой в РФ). Ключевое слово профессионально. Вы выбрали этот путь и тут маркетплейсы вам придут на помощь, ведь для брендов-однодневок это самое место.

Раньше такие ребята продавали через лендинги и дорвеи (ох, уж эти бесконечные купи сумку и получи часы в подарок), теперь они поголовно «тусят» на маркетплейсах.

Вот эти три типа компаний, для которых маркетплейсы действительно выгодны.

Hooglink

Но если вы хотите построить реальную компанию, с реальным брендом и не закрыть ее через год - полтора то советую качать компетенции и не поддаваться на хайп по поводу маркетплейсов.

Не слишком ли критично?

Нет, перейдем к минусам маркетплейсов для бизнеса.

Аналитика и копирование бизнеса.

В последнее время на VC вышло несколько статей о том, как Amazon скопировал тот или иной бренд и выпустил на своей площадке.

Расследование The Wall Street Journal выпустил об Amazon о том, как компания использует статистику чтобы создавать бренды-клоны тут: https://vc.ru/trade/122598-wsj-ulichila-amazon-v-ispolzovanii-dannyh-o-prodavcah-populyarnyh-tovarov-chtoby-vypuskat-takie-zhe-pod-svoimi-brendami

Схема проста:

1) Вы выпускаете товар.

2) Он хорошо продается и на маркетплейсе видят это по статистике.

3) Маркетплейс создает подобный товар, продает по меньшей цене и поднимает его выше в листинге.

4) Ваши продажи падают, и вы уходите с площадки.

Наши маркетплейсы пойдут по тому же пути. Отчасти, поэтому Яндекс собирает статистику и просит компании открыть свои обороты, взамен разным фичам (подробнее в предыдущей статье). На данный момент все данные которые собирает маркетплейс Яндекса используются для того чтобы оставлять компании с самыми низкими ценами на площадке.

Вашим бизнесом начинают управлять.

Допустим, Никита делает превосходные сумки из натуральной кожи. Они модные, стильные, нравятся людям. Никита опубликовал свои товары в маркетплейсе и продажи пошли полноводной рекой. И тут случается событие: в листинге, рядом с Никитой, продает такие же сумки Галина. Они выглядят так же, но уже из кожзама, с дешевой фурнитурой.

Маркетплейс проводит акцию (которые все маркетплейсы очень любят) и просит Никиту скинуть цену (WTF?), а если не скинет то, перестанет показывать его сумки в листинге или же просто опустит вниз его карточки под всеми конкурентами (WTF? WTF? WTF?)

hooglink

Таким образом, Никита может продать кучу сумок, но вместо 2-3 тыс. с сумки заработает по 300 рублей (Хорошо если не в минус).

Так начинается ценовая война, в которой может победить Галина, может Никита, может Син Хунь Хо из далекой провинции Китая, но в конечном итоге победят роботы и автоматизированные заводы маркетплейса. Бренда то, у Никиты нет. Есть ценовая война.

В мире, где производство дешево как никогда, а внимание клиента стоит дорого - побеждает тот, кто умеет аккумулировать внимание.

Единственное управление коммуникациями на маркетплейсе — это работа с отзывами и рейтингами. В Wildberries, например, ты можешь увидеть отзыв и написать на него ответ. Большой негатив идет на услуги — на доставку и на сборку. Покупателю привозят одну пасту вместо двух, в итоге негатив идет на Splat, а не на Wildberries.

Андрей Рябинин, head of e-commerce Splat

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

Твоего бренда нет, есть только бренд маркетплейса.

Маркетплейсы скрывают бренды производителей. По факту становится не важно, что и у кого ты берешь. Важно, что маркетплейс удобен, он быстро доставил товар, вернул деньги в случае проблем и все. По факту характеристики товара превращаются всего лишь в фильтры и циферки на мониторе. Ценность бренда теряется.

Вы так же не можете сделать повторные продажи тем клиентам, которые пришли от маркетплейса (особенно если сами не доставляете товар). А я хочу напомнить многие бизнесы мало зарабатывают на первой транзакции. Вообще, по моему опыту лучший бизнес — это бизнес на возвратах. Маркетплейсы свой Retention Rate прокачивают сильно (кстати, зачастую на первой транзакции не зарабатывают вообще)

Что делать?

Не работать с маркетплейсами.

Vik, Енот
  • Прокачивать компетенции привлечения и удержания клиентов. Использовать бизнес-модели, где клиентам не выгодно будет покупать в маркетплейсе или в другом агрегаторе (например, модель по подписке)
  • Лучше использовать CPA-сети, площадки объявлений и реферальные программы - где клиент переходит на ваш сайт и взаимодействует с вашим брендом.
  • Становиться экспертом в своем бизнесе и предлагать профессиональные услуги помимо товара.

Мой любимый пример с сетью Askona — если ты хочешь купить подушку на Wildberries, там будут фильтры с цветом, размером, наполнителем и так далее. Если ты придешь в интернет-магазин Askona, там будут фильтры «подушка для сна на боку», «подушка для сна на спине» и так далее. Потому что они эксперты в продуктах для сна, а маркетплейс — нет.

Филипп Лабковский, e-commerce director ECCO

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

Напоследок скажу, конечно, бизнес будет размещаться на маркетплейсах. Ведь привлечение клиентов трудоемкий процесс, который крупные гиганты всеми силами стараются монополизировать и подмять под себя.

У многих как будто бы нет выбора. На самом деле он есть, но требует бОльших усилий со стороны бизнеса.

Мы публикуем обзоры на компании в телеграме @hooglink, а также можно почитать наш сайт hooglink.com и что-то прокомментировать)

Если тема интересна буду писать дальше. Интересно мнение ребят на vc которые размещаются на маркетплейсах и делают из этого бизнес.

0
643 комментария
Написать комментарий...
Андрей

Извините, но на мой взгляд очень поверхностный обзор. Не работать с маркетплейсами? Это как выстрелить себе в ногу.

Для новых и интересных производителей это удобный, доступный и эффективный способ заявить о себе. Для средних и мелких бизнесов это хороший дополнительный канал продаж. Крупные ребята сейчас сами все становятся маркетплейсами. 

Маркетплейсы активно растут и конкурируют. Скоро на WB появятся фильтры "подушки для сна на левом боку", "на правом боку" и маркетплейс станет экспертом покруче Асконы. Будущее агрегаторов вижу не только в повышении удобства, а ещё в
снижении комиссий вплоть до нуля, вот пример

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Не работать с маркетплесами это как выстрелить себе в ногу? А работать как выстрелить себе в голову. Описал категории бизнеса которым выгодно с ними работать. Остальные мимо. Почему? Потому что во первых, ввязаться в ценовую войну значит терять маржу из месяца в месяц. А бренда не построить. Базу не скопить.

Возможно, вы сейчас потираете руки, от того что вам с маркетплейса идут продажи. Но, возможно вы просто не обладаете компетенциями для самостоятельно продвижения.

А значит ваш бизнес уже мертв.

Ответить
Развернуть ветку
Perikl Samoss

Моя любовь к чтению юридицки знацимых докуменцов дает мне основание предполагать, что пример маркетплейса Алисет, который основан неким ИП Васильев А.В.  (далее по ссылке:
https://aliset.ru/page/rules)
у пользователя с ником Андрей Васильев возник не случайно. А соответственно ваше утверждение о том что бизнес Андрея мертв, в случае его работы с маркетплейсом несколько наивно, как мне кажется )))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Ваша статья очень странная. Вы пишете что с одной стороны маркетплейсы хорошие и даже есть аргументы. А с другой стороны они плохие, и в подтверждение этого только эмоции и непонятные картинки.

Ваши предположения по поводу моей компетенции тоже мимо. Я хорошо поработал во времена самостоятельного продвижения. И даже застал времена когда без продвижения можно было палку воткнуть и сразу урожай собирать.
Но сейчас уже другое время. Сейчас если вы хотите заниматься успешным продуктом - вы должны заниматься продуктом. Продажи отдайте специалистам. Продвижение, SEO оптимизацию, "копить базу" (это вообще из каменного века привет), и прочая не-профильная деятельность отнимает время и силы а значит качественного продукта вы не сделаете. А значит и покупать его никого не заставите.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Не согласен. Сейчас такие временя когда марткетинг должен быть встроен в продукт. Сделав качественную вещь, вас в два счета скопируют и забудут. Предумывая продукт нужно четко понимать как вы будете его продавать в долгосрочной перспективе. 

И чтобы вы знали, статья о том, что в планах владельцев маркетплейсов оставить вас без штанов с помощью роботизации процессов переключить все на себя. Это ясно как день. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Мне ясно только то, что у вас есть какие-то опасения и вы настороженно относитесь к маркетплейсам. Спасибо, что делитесь своими страхами. Возможно, действительно, вокруг враги, но это не точно.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга

Знаете почему за марктплейсами будущее? Просто потому что там есть все. Стиральный порошок, подгузники, платье, пара книжек, игрушка и новый тостер. Всё в одном заказе и в одной доставке. Часто бесплатной. А не ждать курьера отдельно по каждому пункту и ещё платить за доставку.
ВБ возит даже в райцентры, куда доставка любых других магазинов не ездит. 

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Smitty

Поясните зачем ввязываться в ценовую войну на МП? Заставляют понижать цену чтобы были продажи - не понижай, пусть не будет продаж. Просто нужно в параллели иметь свой сайт где всегда цена чуть ниже плюс доп фишки сервис и прочее и нельзя завязываться только на одном МП. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Smitty

Ну я и пишу что то, что вас могут в любой момент выкинуть из маркетплейса вовсе не значит, что не надо с ними работать. Просто не надо только один канал продаж развивать

Ответить
Развернуть ветку
640 комментариев
Раскрывать всегда