{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Маркетплейсы убивают бизнес. 3 причины не размещаться на Wildberries, Ozon, «Я.Маркет»

Сейчас настоящий бум работы бизнеса с маркетплейсами. Предприниматели просто помешались на этой модели дистрибуции товара.

Оно и понятно. Маркетплейсы обещают быструю прибыль при минимуме усилий и компетенций. Но так ли все сказочно?

После прошлой статьи про то, как Яндекс становится государством 21 века, которая, надо сказать, получила не малый отклик и провисела пару дней в топе VC (видимо Яша достал всех в конец - мнение), я решил написать короткий очерк о маркетплейсах.

Давайте разберемся, кому выгодно размещаться на этих площадках, а кому нет. Сразу скажу, не буду вдаваться в подробности размещения. Считаю схема работы, что у Я.Маркета, что у Ozon и других одинаковая.

Система слизана с Amazon и натянута на Российские реалии. Хотя, Amazon в своей беспощадности, круче всех наших игроков вместе взятых.

Кому стоит размещаться?

Давайте начнем с позитива:

1) Если вы молодая команда или предприниматель и у вас нет компетенций в продвижении бизнеса, логистике, хранении товара, то маркетплейсы отличный вариант, чтобы делать бизнес.

По факту огромные площадки такие Wildberries, Я.Маркет, Goods, Ozon - берут на себя слабые стороны вашего бизнеса. А вы живете в мире розовых единорогов и занимаетесь своим любимым продуктом. Прямо бизнес-рай? (Спойлер: нет)

Маркетплейс — это очень крутая штука, когда у тебя нет определенных компетенций, ты это понимаешь и не хочешь их качать. Или ты боишься вкладывать в это направление деньги и время. В этом плане маркетплейсы могут помочь тебе быстрее выйти на контакт с потребителем и быстрее начать продавать, но на этом плюсы заканчиваются.

Владимир Мельников, директор по интернет-маркетингу KDV

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

2) Вам так же выгодно размещаться на маркетплейсах, если вы хотите открыть товарный бизнес (у вас есть товар или небольшая партия) и вы хотите проверить спрос.

Но тут есть проблема, на маркетплейсах продается в основном то, что люди уже ищут и есть карточки товара. Маркетплейсы не очень хороши в создании спроса.

3) Вам выгодны маркетплейсы, если вы профессионально копируйте бренды (покупаете дешевку в Китае, наклеиваете ценник и перепродаете со 50%-500% маржой в РФ). Ключевое слово профессионально. Вы выбрали этот путь и тут маркетплейсы вам придут на помощь, ведь для брендов-однодневок это самое место.

Раньше такие ребята продавали через лендинги и дорвеи (ох, уж эти бесконечные купи сумку и получи часы в подарок), теперь они поголовно «тусят» на маркетплейсах.

Вот эти три типа компаний, для которых маркетплейсы действительно выгодны.

Hooglink

Но если вы хотите построить реальную компанию, с реальным брендом и не закрыть ее через год - полтора то советую качать компетенции и не поддаваться на хайп по поводу маркетплейсов.

Не слишком ли критично?

Нет, перейдем к минусам маркетплейсов для бизнеса.

Аналитика и копирование бизнеса.

В последнее время на VC вышло несколько статей о том, как Amazon скопировал тот или иной бренд и выпустил на своей площадке.

Расследование The Wall Street Journal выпустил об Amazon о том, как компания использует статистику чтобы создавать бренды-клоны тут: https://vc.ru/trade/122598-wsj-ulichila-amazon-v-ispolzovanii-dannyh-o-prodavcah-populyarnyh-tovarov-chtoby-vypuskat-takie-zhe-pod-svoimi-brendami

Схема проста:

1) Вы выпускаете товар.

2) Он хорошо продается и на маркетплейсе видят это по статистике.

3) Маркетплейс создает подобный товар, продает по меньшей цене и поднимает его выше в листинге.

4) Ваши продажи падают, и вы уходите с площадки.

Наши маркетплейсы пойдут по тому же пути. Отчасти, поэтому Яндекс собирает статистику и просит компании открыть свои обороты, взамен разным фичам (подробнее в предыдущей статье). На данный момент все данные которые собирает маркетплейс Яндекса используются для того чтобы оставлять компании с самыми низкими ценами на площадке.

Вашим бизнесом начинают управлять.

Допустим, Никита делает превосходные сумки из натуральной кожи. Они модные, стильные, нравятся людям. Никита опубликовал свои товары в маркетплейсе и продажи пошли полноводной рекой. И тут случается событие: в листинге, рядом с Никитой, продает такие же сумки Галина. Они выглядят так же, но уже из кожзама, с дешевой фурнитурой.

Маркетплейс проводит акцию (которые все маркетплейсы очень любят) и просит Никиту скинуть цену (WTF?), а если не скинет то, перестанет показывать его сумки в листинге или же просто опустит вниз его карточки под всеми конкурентами (WTF? WTF? WTF?)

hooglink

Таким образом, Никита может продать кучу сумок, но вместо 2-3 тыс. с сумки заработает по 300 рублей (Хорошо если не в минус).

Так начинается ценовая война, в которой может победить Галина, может Никита, может Син Хунь Хо из далекой провинции Китая, но в конечном итоге победят роботы и автоматизированные заводы маркетплейса. Бренда то, у Никиты нет. Есть ценовая война.

В мире, где производство дешево как никогда, а внимание клиента стоит дорого - побеждает тот, кто умеет аккумулировать внимание.

Единственное управление коммуникациями на маркетплейсе — это работа с отзывами и рейтингами. В Wildberries, например, ты можешь увидеть отзыв и написать на него ответ. Большой негатив идет на услуги — на доставку и на сборку. Покупателю привозят одну пасту вместо двух, в итоге негатив идет на Splat, а не на Wildberries.

Андрей Рябинин, head of e-commerce Splat

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

Твоего бренда нет, есть только бренд маркетплейса.

Маркетплейсы скрывают бренды производителей. По факту становится не важно, что и у кого ты берешь. Важно, что маркетплейс удобен, он быстро доставил товар, вернул деньги в случае проблем и все. По факту характеристики товара превращаются всего лишь в фильтры и циферки на мониторе. Ценность бренда теряется.

Вы так же не можете сделать повторные продажи тем клиентам, которые пришли от маркетплейса (особенно если сами не доставляете товар). А я хочу напомнить многие бизнесы мало зарабатывают на первой транзакции. Вообще, по моему опыту лучший бизнес — это бизнес на возвратах. Маркетплейсы свой Retention Rate прокачивают сильно (кстати, зачастую на первой транзакции не зарабатывают вообще)

Что делать?

Не работать с маркетплейсами.

Vik, Енот
  • Прокачивать компетенции привлечения и удержания клиентов. Использовать бизнес-модели, где клиентам не выгодно будет покупать в маркетплейсе или в другом агрегаторе (например, модель по подписке)
  • Лучше использовать CPA-сети, площадки объявлений и реферальные программы - где клиент переходит на ваш сайт и взаимодействует с вашим брендом.
  • Становиться экспертом в своем бизнесе и предлагать профессиональные услуги помимо товара.

Мой любимый пример с сетью Askona — если ты хочешь купить подушку на Wildberries, там будут фильтры с цветом, размером, наполнителем и так далее. Если ты придешь в интернет-магазин Askona, там будут фильтры «подушка для сна на боку», «подушка для сна на спине» и так далее. Потому что они эксперты в продуктах для сна, а маркетплейс — нет.

Филипп Лабковский, e-commerce director ECCO

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

Напоследок скажу, конечно, бизнес будет размещаться на маркетплейсах. Ведь привлечение клиентов трудоемкий процесс, который крупные гиганты всеми силами стараются монополизировать и подмять под себя.

У многих как будто бы нет выбора. На самом деле он есть, но требует бОльших усилий со стороны бизнеса.

Мы публикуем обзоры на компании в телеграме @hooglink, а также можно почитать наш сайт hooglink.com и что-то прокомментировать)

Если тема интересна буду писать дальше. Интересно мнение ребят на vc которые размещаются на маркетплейсах и делают из этого бизнес.

0
643 комментария
Написать комментарий...
Serg Sokolov

Спасибо за статью, интересно было почитать. Я сам маленькая ИПшка, работаю с 2010 года,  интернет магазин по розничным продажам бодрящего напитка) в последние пару лет стало конечно тяжеловато, маркетплейсы давят сильно, моя наценка на товар 10-20% не позволяет туда залезть,  потому что там тусит огромное кол-во так называемой палёнки, которая производится в ближайшем подмосковье, периодически читаю отзывы людей как они там все это возращают, это жуть! Я не могу позволить себе продавать подделку, поэтому продаю оригинал и делаю ставку на качество доставки, все пожелания клиента всегда учитываются, за 11 лет работы было всего несколько возвратов. Стараюсь работать так,как я бы сам хотел получать услуги, т.е. хорошо и без проблем для клиента. Возможно меня когда нибудь и задавит огромный маркетплейс, но пусть он знает, я тут,я борюсь,я ЖИВ))) Всем удачи и хороших продаж мелким и средним предпринимателям в это нелегкое время!

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Я думаю Вы - Герой! Герой нашего времени. Не делаете паленку, радеете за продукт. Для качественного товара, у вас маленькая маржа((

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

Герои людей спасают, а я всего лишь навсего свой малый бизнес, да и геройского тут мало,  просто не понятно из какого места энтузиазм прёт, за время пандемии 8 месяцев в минус к сожалению, не большой, но тем не менее. Бросить не могу, жалко своих сил и времени, да и обидно наверное вот так заканчивать, не люблю сдаваться. Заработать капитал на открытие пришлось работаю грузчиком на рынке тройку лет, так что я еще поборюсь за место на рынке. По крайней мере, мне за свою работу не стыдно не перед одним клиентом за эти годы.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Просто вопрос не всегда в заработке. А в стиле жизни и драйве от того что ты делаешь. Можно работать на себя, быть в ладах со своей совестью и страстно заниматься продуктом.

А можно (например) переклеивать этикетки китайской паленки и продавать на маркетплейсах. Каждый выбирает свою дорогу.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

Наверное, я у же привык) Но как говорится-кушать хочется всегда))) Хорошо оборотку набил за эти года,вот она меня сейчас и тянет, но она не вечная. Я понимаю что всех "малышей" хотят с рынка, но выдавив их, маркетплейсы поднимут ценники и в итоге проиграет конечный потребитель. Да, еще, чем больше шкаф,тем громче падает, ну раньше так считалось,поживём-увидим)))))

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Мурадова

Абсолютно согласна. Я тоже ИП. Товары для творчества. Сетевики и интернет выдавят малый бизнес. А что потом будет? Согласна с вами полностью. Наблюдала это на продуктовых магазинах шаговой доступности. Пришли Пятёрки, Магниты, сожрали мелкие магазины. Теперь в сетях продуктов нормальных нет, одно и то же.  Покупать страдает, но забыл, как радовался когда Сетевики пришли со своей дешивизной, которая оказалась временной. Теперь сеть диктует цены. Я тоже считаю, что нужно подождать, когда обывателю надоест это однообразие и плохое качество. 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Иванов

Можно честно работать на качество и загнуться, а можно переклеивать этикетки на ядовитом кожзаме из Китая и снять миллиарды. Вопрос во многом о потребителе, и если в России он по больше части маргинальный и быдланский , то лучше может выбрать для бизнеса второй путь. Пример Главпродукта, продающего блевоту в консервах в любой точки РФии тому ярчайшее доказательство.
Это ,кстати, вообще тема отдельного большого поста.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Филатов

Серьезно? Как всегда наши торгаши разного разлива считают народ быдланским. Потому 17 год и прошелся катком по всем помещикам и прочим кулакам. Стреляли и вешали всех и вся вместе со всеми их семействами. Ну а какого отношения вы заслуживаете в ответ? Давайте, копите новую волну уж хз в какой форме она вас сметёт

Ответить
Развернуть ветку
Alex Volkonskiy

Вам все верно сказали. Когда приходят и говорят а на ВБ дешевле купим там, а через неделю приносят эту поделку со слезами на глазах, которую и отремонтировать то не возможно так как из овна и палок и просят что то сделать. Что ты с ней сделаешь, если она в итоговом проддукте дешевле чем у нормальной фабрики производителя сырья. Быдла.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

Оригинал, качественный товар стоить должен нормально. Это одна из отличительных черт оригинала/качества.

Ответить
Развернуть ветку
Дон Мучачо

Да, но ещё надо знать кому и где его продавать, иначе... Есть пару знакомых которые так загнулись, которые хотели продавать качественные товар с той же накруткой, но просто никто не брал.
Вот даже вещи, у меня сохранились с 90-х,плять в пять раз качественнее чем сейчас и покупали же тогда качественнееа сейчас много всего но гавно многое. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Rusakover Rusakover

https://parmezan.ru/
Пробовал разный у него пармезан. Действительно вкусный. Качественно и в принципе не так уж и дорого. 
Не реклама

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
mmanual.biz

Я даже хз, но с вами что-то не так...Ну не может нормальный чел противиться развитию своей страны

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Иванов

Вы уверены, что это похоже на страну сейчас? Без сарказма, серьезно?

Ответить
Развернуть ветку
mmanual.biz

Уверен на 100% (без сарказма). А вы попытайтесь переехать из нашей страны, раз вы её так ненавидите. Вам будет проще

Ответить
Развернуть ветку
Rusakover Rusakover

Сейчас кстати сыр появился хороший. Это и Сирота и что то есть во вкусвилл. Из гауды и маасдама есть, как не странно в Ашане (марка Ашан)

Ответить
Развернуть ветку
mmanual.biz

Ты хочешь про сыр поговорить?)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

А какой "бодрящий напиток" вы производите? И что за "паленку" продают конкуренты?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

Очевидно, речь о пиве...

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

речь о кофе))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Тогда можно было написать "бодрящий порошок" для интриги ;)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

А точь в точь, будто о пиве.... Возвраты, палёнка - не знал, что это так актуально для кофе. Век живи, век учись, дураком помрёшь... Впрочем, это лишь означает, что у вас с подмосковными пивоварами общие боли.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

паленого пруд-пруди, даже сетевые магазины им не брезгуют, там человек свой сидит обычно, который все знает,в курсе, но возьмёт через своих даже палево, и будут они делить монетки на пару. всё просто.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Виноградов

Дык... На то они и свои))) Люди склонны объединяться в группы хозяйственно-оборонительного характера перед лицом общего П... Глядишь и сам через близких бутор какой толкнёшь. А деньги в кружку))) Так вот и работаем. Не откат, а партнёрская программа.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

родственные связи ни кто не отменял) но одно когда ты толкнул хороший товар, а совсем другое когда заведомо говно. я сам пью,что продаю. Вы же тоже паленое пиво пить не будите,если знаете что оно палёное) голова потом еще болеть будет.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

В сетевых обычно начинают разговор со срока отсрочки платежа и цены/участия в акциях. Не думаю, что можно в пятерочку продвинуть товар по дружбе. Впрочем, большая часть товаров непонятная муть, но быть может это мое восприятие.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

можно и по дружбе, смотря сколько эта дружба принесёт друзьям денежек.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Все равно не понимаю. К примеру, у вас супер полезные батончики для Ваганов за 200 рублей. Сейчас такое можно же.

Ну доверились. Ну появились на полках Ленты? И дальше что? Продажи откуда? Знакомый будет клиентов привлекать? Вряд ли.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

знакомый сделает так,что бы эти батончики лежали перед носом клиента, на видном,удобном месте, а не где нибудь внизу полки ну и смотреть чтоб другие батончики не подтянулись, дабы не плодить конкурентов. Сделают условия что бы только одни батончики подходили под райдер, ну Ленты например и всё)  а остальные получатся не формат

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Паленка? Это когда вместо кофе чай продают? Или обычный кофе а-ля Жокей в упаковку Лавацци фасуют?

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

да,все верно говорите,сами обжарили и запаковали в пачку иностаранного бренда, так как этот бренд самый массовый и известный в РФ, попали в точку!

Ответить
Развернуть ветку
Julian Russinhoff

Подтверждаю, из маркетплейсов несколько раз приезжали отвратнейшие упаковки кофе, больше не заказываю.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Лавацци тоже так себе кофе. Лучше в кофейне взять 100гр за 169р.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

Ахахаха

Ответить
Развернуть ветку
mmanual.biz

ты какой то очевидный неочевидщик)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

А вы в каком городе производите?

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

на вкус и цвет-товарищей нет. я ни чего не произвожу, производится в Европе. я просто продаю

Ответить
Развернуть ветку
Наташа Гаврилова

А как называется ваш магазин?)

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

И мне)

Ответить
Развернуть ветку
Alazavra

И мне, я кофеварку купила, надо нормальным кофе её зарядить 

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

Мечтаю о кофеварке. Когда я стану большим и успешным, то куплю себе одну. А может и не одну.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

А когда стану олигархом, то построю кофейню рядом с аквадискотекой.

Ответить
Развернуть ветку
Drivinglight

Кофе-машину может таки? )

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

Это которая в автомобиле? Ну может быть.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

написал в личку

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

напишите тоже, пож

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

написал

Ответить
Развернуть ветку
Denis Krivonosov

И мне напишите, пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Вербов

Напишите тоже в личку)

Ответить
Развернуть ветку
YouSSR

Можно мне тоже в личку

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Пушш

Так и что вам мешает использовать маркетплейсы в своих целях? Там и накладных расходов меньше и половина ваших процессов отсутствует. Ну, и что, что подделки - их и в оффлайне не меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Пилите контент, продвигайтесь, используйте соц сети, сейчас мода на качественные продукты. И поднимите цену

Ответить
Развернуть ветку
Christopher Alosh

Не ибирные ли напитки?) Да, там наценка маленькая. Даже если брать оптом. Лично я за последний год расширил значительно ассортимент и поставщиков. Очень много поставщиков даже в России, дающих 35-40 процентов, если с ними договориться. Если за 10 лет вы это не усвоили... То увы... 10 лет в пропасть

Ответить
Развернуть ветку
640 комментариев
Раскрывать всегда