{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Маркетплейсы убивают бизнес. 3 причины не размещаться на Wildberries, Ozon, «Я.Маркет»

Сейчас настоящий бум работы бизнеса с маркетплейсами. Предприниматели просто помешались на этой модели дистрибуции товара.

Оно и понятно. Маркетплейсы обещают быструю прибыль при минимуме усилий и компетенций. Но так ли все сказочно?

После прошлой статьи про то, как Яндекс становится государством 21 века, которая, надо сказать, получила не малый отклик и провисела пару дней в топе VC (видимо Яша достал всех в конец - мнение), я решил написать короткий очерк о маркетплейсах.

Давайте разберемся, кому выгодно размещаться на этих площадках, а кому нет. Сразу скажу, не буду вдаваться в подробности размещения. Считаю схема работы, что у Я.Маркета, что у Ozon и других одинаковая.

Система слизана с Amazon и натянута на Российские реалии. Хотя, Amazon в своей беспощадности, круче всех наших игроков вместе взятых.

Кому стоит размещаться?

Давайте начнем с позитива:

1) Если вы молодая команда или предприниматель и у вас нет компетенций в продвижении бизнеса, логистике, хранении товара, то маркетплейсы отличный вариант, чтобы делать бизнес.

По факту огромные площадки такие Wildberries, Я.Маркет, Goods, Ozon - берут на себя слабые стороны вашего бизнеса. А вы живете в мире розовых единорогов и занимаетесь своим любимым продуктом. Прямо бизнес-рай? (Спойлер: нет)

Маркетплейс — это очень крутая штука, когда у тебя нет определенных компетенций, ты это понимаешь и не хочешь их качать. Или ты боишься вкладывать в это направление деньги и время. В этом плане маркетплейсы могут помочь тебе быстрее выйти на контакт с потребителем и быстрее начать продавать, но на этом плюсы заканчиваются.

Владимир Мельников, директор по интернет-маркетингу KDV

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

2) Вам так же выгодно размещаться на маркетплейсах, если вы хотите открыть товарный бизнес (у вас есть товар или небольшая партия) и вы хотите проверить спрос.

Но тут есть проблема, на маркетплейсах продается в основном то, что люди уже ищут и есть карточки товара. Маркетплейсы не очень хороши в создании спроса.

3) Вам выгодны маркетплейсы, если вы профессионально копируйте бренды (покупаете дешевку в Китае, наклеиваете ценник и перепродаете со 50%-500% маржой в РФ). Ключевое слово профессионально. Вы выбрали этот путь и тут маркетплейсы вам придут на помощь, ведь для брендов-однодневок это самое место.

Раньше такие ребята продавали через лендинги и дорвеи (ох, уж эти бесконечные купи сумку и получи часы в подарок), теперь они поголовно «тусят» на маркетплейсах.

Вот эти три типа компаний, для которых маркетплейсы действительно выгодны.

Hooglink

Но если вы хотите построить реальную компанию, с реальным брендом и не закрыть ее через год - полтора то советую качать компетенции и не поддаваться на хайп по поводу маркетплейсов.

Не слишком ли критично?

Нет, перейдем к минусам маркетплейсов для бизнеса.

Аналитика и копирование бизнеса.

В последнее время на VC вышло несколько статей о том, как Amazon скопировал тот или иной бренд и выпустил на своей площадке.

Расследование The Wall Street Journal выпустил об Amazon о том, как компания использует статистику чтобы создавать бренды-клоны тут: https://vc.ru/trade/122598-wsj-ulichila-amazon-v-ispolzovanii-dannyh-o-prodavcah-populyarnyh-tovarov-chtoby-vypuskat-takie-zhe-pod-svoimi-brendami

Схема проста:

1) Вы выпускаете товар.

2) Он хорошо продается и на маркетплейсе видят это по статистике.

3) Маркетплейс создает подобный товар, продает по меньшей цене и поднимает его выше в листинге.

4) Ваши продажи падают, и вы уходите с площадки.

Наши маркетплейсы пойдут по тому же пути. Отчасти, поэтому Яндекс собирает статистику и просит компании открыть свои обороты, взамен разным фичам (подробнее в предыдущей статье). На данный момент все данные которые собирает маркетплейс Яндекса используются для того чтобы оставлять компании с самыми низкими ценами на площадке.

Вашим бизнесом начинают управлять.

Допустим, Никита делает превосходные сумки из натуральной кожи. Они модные, стильные, нравятся людям. Никита опубликовал свои товары в маркетплейсе и продажи пошли полноводной рекой. И тут случается событие: в листинге, рядом с Никитой, продает такие же сумки Галина. Они выглядят так же, но уже из кожзама, с дешевой фурнитурой.

Маркетплейс проводит акцию (которые все маркетплейсы очень любят) и просит Никиту скинуть цену (WTF?), а если не скинет то, перестанет показывать его сумки в листинге или же просто опустит вниз его карточки под всеми конкурентами (WTF? WTF? WTF?)

hooglink

Таким образом, Никита может продать кучу сумок, но вместо 2-3 тыс. с сумки заработает по 300 рублей (Хорошо если не в минус).

Так начинается ценовая война, в которой может победить Галина, может Никита, может Син Хунь Хо из далекой провинции Китая, но в конечном итоге победят роботы и автоматизированные заводы маркетплейса. Бренда то, у Никиты нет. Есть ценовая война.

В мире, где производство дешево как никогда, а внимание клиента стоит дорого - побеждает тот, кто умеет аккумулировать внимание.

Единственное управление коммуникациями на маркетплейсе — это работа с отзывами и рейтингами. В Wildberries, например, ты можешь увидеть отзыв и написать на него ответ. Большой негатив идет на услуги — на доставку и на сборку. Покупателю привозят одну пасту вместо двух, в итоге негатив идет на Splat, а не на Wildberries.

Андрей Рябинин, head of e-commerce Splat

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

Твоего бренда нет, есть только бренд маркетплейса.

Маркетплейсы скрывают бренды производителей. По факту становится не важно, что и у кого ты берешь. Важно, что маркетплейс удобен, он быстро доставил товар, вернул деньги в случае проблем и все. По факту характеристики товара превращаются всего лишь в фильтры и циферки на мониторе. Ценность бренда теряется.

Вы так же не можете сделать повторные продажи тем клиентам, которые пришли от маркетплейса (особенно если сами не доставляете товар). А я хочу напомнить многие бизнесы мало зарабатывают на первой транзакции. Вообще, по моему опыту лучший бизнес — это бизнес на возвратах. Маркетплейсы свой Retention Rate прокачивают сильно (кстати, зачастую на первой транзакции не зарабатывают вообще)

Что делать?

Не работать с маркетплейсами.

Vik, Енот
  • Прокачивать компетенции привлечения и удержания клиентов. Использовать бизнес-модели, где клиентам не выгодно будет покупать в маркетплейсе или в другом агрегаторе (например, модель по подписке)
  • Лучше использовать CPA-сети, площадки объявлений и реферальные программы - где клиент переходит на ваш сайт и взаимодействует с вашим брендом.
  • Становиться экспертом в своем бизнесе и предлагать профессиональные услуги помимо товара.

Мой любимый пример с сетью Askona — если ты хочешь купить подушку на Wildberries, там будут фильтры с цветом, размером, наполнителем и так далее. Если ты придешь в интернет-магазин Askona, там будут фильтры «подушка для сна на боку», «подушка для сна на спине» и так далее. Потому что они эксперты в продуктах для сна, а маркетплейс — нет.

Филипп Лабковский, e-commerce director ECCO

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

Напоследок скажу, конечно, бизнес будет размещаться на маркетплейсах. Ведь привлечение клиентов трудоемкий процесс, который крупные гиганты всеми силами стараются монополизировать и подмять под себя.

У многих как будто бы нет выбора. На самом деле он есть, но требует бОльших усилий со стороны бизнеса.

Мы публикуем обзоры на компании в телеграме @hooglink, а также можно почитать наш сайт hooglink.com и что-то прокомментировать)

Если тема интересна буду писать дальше. Интересно мнение ребят на vc которые размещаются на маркетплейсах и делают из этого бизнес.

0
643 комментария
Написать комментарий...
Serg Sokolov

Спасибо за статью, интересно было почитать. Я сам маленькая ИПшка, работаю с 2010 года,  интернет магазин по розничным продажам бодрящего напитка) в последние пару лет стало конечно тяжеловато, маркетплейсы давят сильно, моя наценка на товар 10-20% не позволяет туда залезть,  потому что там тусит огромное кол-во так называемой палёнки, которая производится в ближайшем подмосковье, периодически читаю отзывы людей как они там все это возращают, это жуть! Я не могу позволить себе продавать подделку, поэтому продаю оригинал и делаю ставку на качество доставки, все пожелания клиента всегда учитываются, за 11 лет работы было всего несколько возвратов. Стараюсь работать так,как я бы сам хотел получать услуги, т.е. хорошо и без проблем для клиента. Возможно меня когда нибудь и задавит огромный маркетплейс, но пусть он знает, я тут,я борюсь,я ЖИВ))) Всем удачи и хороших продаж мелким и средним предпринимателям в это нелегкое время!

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Я думаю Вы - Герой! Герой нашего времени. Не делаете паленку, радеете за продукт. Для качественного товара, у вас маленькая маржа((

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

Герои людей спасают, а я всего лишь навсего свой малый бизнес, да и геройского тут мало,  просто не понятно из какого места энтузиазм прёт, за время пандемии 8 месяцев в минус к сожалению, не большой, но тем не менее. Бросить не могу, жалко своих сил и времени, да и обидно наверное вот так заканчивать, не люблю сдаваться. Заработать капитал на открытие пришлось работаю грузчиком на рынке тройку лет, так что я еще поборюсь за место на рынке. По крайней мере, мне за свою работу не стыдно не перед одним клиентом за эти годы.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Просто вопрос не всегда в заработке. А в стиле жизни и драйве от того что ты делаешь. Можно работать на себя, быть в ладах со своей совестью и страстно заниматься продуктом.

А можно (например) переклеивать этикетки китайской паленки и продавать на маркетплейсах. Каждый выбирает свою дорогу.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Sokolov

Наверное, я у же привык) Но как говорится-кушать хочется всегда))) Хорошо оборотку набил за эти года,вот она меня сейчас и тянет, но она не вечная. Я понимаю что всех "малышей" хотят с рынка, но выдавив их, маркетплейсы поднимут ценники и в итоге проиграет конечный потребитель. Да, еще, чем больше шкаф,тем громче падает, ну раньше так считалось,поживём-увидим)))))

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Мурадова

Абсолютно согласна. Я тоже ИП. Товары для творчества. Сетевики и интернет выдавят малый бизнес. А что потом будет? Согласна с вами полностью. Наблюдала это на продуктовых магазинах шаговой доступности. Пришли Пятёрки, Магниты, сожрали мелкие магазины. Теперь в сетях продуктов нормальных нет, одно и то же.  Покупать страдает, но забыл, как радовался когда Сетевики пришли со своей дешивизной, которая оказалась временной. Теперь сеть диктует цены. Я тоже считаю, что нужно подождать, когда обывателю надоест это однообразие и плохое качество. 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Иванов

Можно честно работать на качество и загнуться, а можно переклеивать этикетки на ядовитом кожзаме из Китая и снять миллиарды. Вопрос во многом о потребителе, и если в России он по больше части маргинальный и быдланский , то лучше может выбрать для бизнеса второй путь. Пример Главпродукта, продающего блевоту в консервах в любой точки РФии тому ярчайшее доказательство.
Это ,кстати, вообще тема отдельного большого поста.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Филатов

Серьезно? Как всегда наши торгаши разного разлива считают народ быдланским. Потому 17 год и прошелся катком по всем помещикам и прочим кулакам. Стреляли и вешали всех и вся вместе со всеми их семействами. Ну а какого отношения вы заслуживаете в ответ? Давайте, копите новую волну уж хз в какой форме она вас сметёт

Ответить
Развернуть ветку
Alex Volkonskiy

Вам все верно сказали. Когда приходят и говорят а на ВБ дешевле купим там, а через неделю приносят эту поделку со слезами на глазах, которую и отремонтировать то не возможно так как из овна и палок и просят что то сделать. Что ты с ней сделаешь, если она в итоговом проддукте дешевле чем у нормальной фабрики производителя сырья. Быдла.

Ответить
Развернуть ветку
640 комментариев
Раскрывать всегда