Маркетплейсы убивают бизнес. 3 причины не размещаться на Wildberries, Ozon, Я.Маркет

Сейчас настоящий бум работы бизнеса с маркетплейсами. Предприниматели просто помешались на этой модели дистрибуции товара.

Оно и понятно. Маркетплейсы обещают быструю прибыль при минимуме усилий и компетенций. Но так ли все сказочно?

После прошлой статьи про то, как Яндекс становится государством 21 века, которая, надо сказать, получила не малый отклик и провисела пару дней в топе VC (видимо Яша достал всех в конец - мнение), я решил написать короткий очерк о маркетплейсах.

Давайте разберемся, кому выгодно размещаться на этих площадках, а кому нет. Сразу скажу, не буду вдаваться в подробности размещения. Считаю схема работы, что у Я.Маркета, что у Ozon и других одинаковая.

Система слизана с Amazon и натянута на Российские реалии. Хотя, Amazon в своей беспощадности, круче всех наших игроков вместе взятых.

Кому стоит размещаться?

Давайте начнем с позитива:

1) Если вы молодая команда или предприниматель и у вас нет компетенций в продвижении бизнеса, логистике, хранении товара, то маркетплейсы отличный вариант, чтобы делать бизнес.

По факту огромные площадки такие Wildberries, Я.Маркет, Goods, Ozon - берут на себя слабые стороны вашего бизнеса. А вы живете в мире розовых единорогов и занимаетесь своим любимым продуктом. Прямо бизнес-рай? (Спойлер: нет)

Маркетплейс — это очень крутая штука, когда у тебя нет определенных компетенций, ты это понимаешь и не хочешь их качать. Или ты боишься вкладывать в это направление деньги и время. В этом плане маркетплейсы могут помочь тебе быстрее выйти на контакт с потребителем и быстрее начать продавать, но на этом плюсы заканчиваются.

Владимир Мельников, директор по интернет-маркетингу KDV
директор по интернет-маркетингу KDV

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

2) Вам так же выгодно размещаться на маркетплейсах, если вы хотите открыть товарный бизнес (у вас есть товар или небольшая партия) и вы хотите проверить спрос.

Но тут есть проблема, на маркетплейсах продается в основном то, что люди уже ищут и есть карточки товара. Маркетплейсы не очень хороши в создании спроса.

3) Вам выгодны маркетплейсы, если вы профессионально копируйте бренды (покупаете дешевку в Китае, наклеиваете ценник и перепродаете со 50%-500% маржой в РФ). Ключевое слово профессионально. Вы выбрали этот путь и тут маркетплейсы вам придут на помощь, ведь для брендов-однодневок это самое место.

Раньше такие ребята продавали через лендинги и дорвеи (ох, уж эти бесконечные купи сумку и получи часы в подарок), теперь они поголовно «тусят» на маркетплейсах.

Вот эти три типа компаний, для которых маркетплейсы действительно выгодны.

Hooglink

Но если вы хотите построить реальную компанию, с реальным брендом и не закрыть ее через год - полтора то советую качать компетенции и не поддаваться на хайп по поводу маркетплейсов.

Не слишком ли критично?

Нет, перейдем к минусам маркетплейсов для бизнеса.

Аналитика и копирование бизнеса.

В последнее время на VC вышло несколько статей о том, как Amazon скопировал тот или иной бренд и выпустил на своей площадке.

Расследование The Wall Street Journal выпустил об Amazon о том, как компания использует статистику чтобы создавать бренды-клоны тут: https://vc.ru/trade/122598-wsj-ulichila-amazon-v-ispolzovanii-dannyh-o-prodavcah-populyarnyh-tovarov-chtoby-vypuskat-takie-zhe-pod-svoimi-brendami

Схема проста:

1) Вы выпускаете товар.

2) Он хорошо продается и на маркетплейсе видят это по статистике.

3) Маркетплейс создает подобный товар, продает по меньшей цене и поднимает его выше в листинге.

4) Ваши продажи падают, и вы уходите с площадки.

Наши маркетплейсы пойдут по тому же пути. Отчасти, поэтому Яндекс собирает статистику и просит компании открыть свои обороты, взамен разным фичам (подробнее в предыдущей статье). На данный момент все данные которые собирает маркетплейс Яндекса используются для того чтобы оставлять компании с самыми низкими ценами на площадке.

Вашим бизнесом начинают управлять.

Допустим, Никита делает превосходные сумки из натуральной кожи. Они модные, стильные, нравятся людям. Никита опубликовал свои товары в маркетплейсе и продажи пошли полноводной рекой. И тут случается событие: в листинге, рядом с Никитой, продает такие же сумки Галина. Они выглядят так же, но уже из кожзама, с дешевой фурнитурой.

Маркетплейс проводит акцию (которые все маркетплейсы очень любят) и просит Никиту скинуть цену (WTF?), а если не скинет то, перестанет показывать его сумки в листинге или же просто опустит вниз его карточки под всеми конкурентами (WTF? WTF? WTF?)

hooglink

Таким образом, Никита может продать кучу сумок, но вместо 2-3 тыс. с сумки заработает по 300 рублей (Хорошо если не в минус).

Так начинается ценовая война, в которой может победить Галина, может Никита, может Син Хунь Хо из далекой провинции Китая, но в конечном итоге победят роботы и автоматизированные заводы маркетплейса. Бренда то, у Никиты нет. Есть ценовая война.

В мире, где производство дешево как никогда, а внимание клиента стоит дорого - побеждает тот, кто умеет аккумулировать внимание.

Единственное управление коммуникациями на маркетплейсе — это работа с отзывами и рейтингами. В Wildberries, например, ты можешь увидеть отзыв и написать на него ответ. Большой негатив идет на услуги — на доставку и на сборку. Покупателю привозят одну пасту вместо двух, в итоге негатив идет на Splat, а не на Wildberries.

Андрей Рябинин
head of e-commerce Splat

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

Твоего бренда нет, есть только бренд маркетплейса.

Маркетплейсы скрывают бренды производителей. По факту становится не важно, что и у кого ты берешь. Важно, что маркетплейс удобен, он быстро доставил товар, вернул деньги в случае проблем и все. По факту характеристики товара превращаются всего лишь в фильтры и циферки на мониторе. Ценность бренда теряется.

Вы так же не можете сделать повторные продажи тем клиентам, которые пришли от маркетплейса (особенно если сами не доставляете товар). А я хочу напомнить многие бизнесы мало зарабатывают на первой транзакции. Вообще, по моему опыту лучший бизнес — это бизнес на возвратах. Маркетплейсы свой Retention Rate прокачивают сильно (кстати, зачастую на первой транзакции не зарабатывают вообще)

Что делать?

Не работать с маркетплейсами.

Vik
Енот
  • Прокачивать компетенции привлечения и удержания клиентов. Использовать бизнес-модели, где клиентам не выгодно будет покупать в маркетплейсе или в другом агрегаторе (например, модель по подписке)
  • Лучше использовать CPA-сети, площадки объявлений и реферальные программы - где клиент переходит на ваш сайт и взаимодействует с вашим брендом.
  • Становиться экспертом в своем бизнесе и предлагать профессиональные услуги помимо товара.

Мой любимый пример с сетью Askona — если ты хочешь купить подушку на Wildberries, там будут фильтры с цветом, размером, наполнителем и так далее. Если ты придешь в интернет-магазин Askona, там будут фильтры «подушка для сна на боку», «подушка для сна на спине» и так далее. Потому что они эксперты в продуктах для сна, а маркетплейс — нет.

Филипп Лабковский
e-commerce director ECCO

По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»

Напоследок скажу, конечно, бизнес будет размещаться на маркетплейсах. Ведь привлечение клиентов трудоемкий процесс, который крупные гиганты всеми силами стараются монополизировать и подмять под себя.

У многих как будто бы нет выбора. На самом деле он есть, но требует бОльших усилий со стороны бизнеса.

Мы публикуем обзоры на компании в телеграме @hooglink, а также можно почитать наш сайт hooglink.com и что-то прокомментировать)

Если тема интересна буду писать дальше. Интересно мнение ребят на vc которые размещаются на маркетплейсах и делают из этого бизнес.

{ "author_name": "Vik", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 589, "likes": 372, "favorites": 584, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 216906, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Mar 2021 13:31:53 +0300", "is_special": false }
0
589 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
–9

Статья написана человеком который никогда не работал с указанными МП.
Вода-водой.
Бред сивой кобылы на счет того что вам не нужно никаких компетенций для работы с МП.
Дилетантская статья лапши для ушей.

Ответить

Необыкновенный череп

Артур
5

Я не писал что не нужно компетенций для работы с МП. Я писал что если у Вас нет компетенций для самостоятельного продвижения и привлечения клиентов, то МП - это способ вести бизнес. 

Ответить
0

Что мешает развивать бренд, проводить различные маркетинговые мероприятия(сми, социальные сети, блоги, инфлюенсеры и т.д.) и формировать спрос на вашу продукцию? 

Ответить

Необыкновенный

Вячеслав
0

Ничего. Я за это и топлю. 

Ответить
0

Тогда почему не стоит работать на маркет-плейсах? Какая вам разница как происходит фактически последняя стадия сделки, но с самым большим гемороем. Если клиент изначально хочет купить ваш товар.

Ответить

Необыкновенный

Вячеслав
0

Потому что зайдя купить ваш товар, маркетплейс предложит такой же по низкой цене или который ему выгодно продавать. А вы да, вкладывайтесь в СМИ, расскрутку и т.д.

Второй момент - если потребитель ищет Вас - зачем вам маркетплейс? Вам нужно делать самостоятельные повторные продажи, делать сарафанку чтобы он вернулся. 
Зачем вам витрина в виде маркетплейса которая забирает у вас коммуникацию с клиентом? 

И ещё одно, в мире где производство дешево как никогда, именно внимание клиента имеет ценность. Все остальное легко повторить. По факту самый важный актив не в ваших руках. 

Ответить
1

1) Он зашел купить наш товар, у него есть ценность. Вы в розничном магазине все товары покупаете по принципу что дешевле или те продукты, которые знаете? От одежды и макарон.
2) Вы имели свой ИМ хотябы от 100 заказов в сутки? Понимаете, какие затраты на обслуживание одного заказа? И как растут расходы не пропорционально количеству заказов? Про комиссию она сейчас минимальна. Эквайринг на рынке сейчас сколько в среднем стоит, 3,5%?
3) Что вы производите, что бы считать производство очень дешевой историей? Мы производим в России и работаем с производителями за рубежом. Если физическое действие да, оно дешево, но вы упускаете кучу косвенных расходов. Которые ложаться как на прямое производство, так и на "Маркетинговое" производство - разработка, проработка, анализ и т.д.

Ответить

Необыкнове

Вячеслав
0

1) Он зашёл купить товар, у него есть ценность, но за повторной покупкой он придет в маркетплейс, который будет рекламить тех кто дешевле или больше заплатит (образно) 

2)   Ага, имею отношение к компании входящей в топ100 есommerce компаний России))) Цифры знаю. Эквайринг у нас 1.5% от сбера. Небольшая компания вполне 2.2 % может получить. 

3) Производство по всему миру дешевеет из-за роботизации. В ближайшие 3-5 лет будет сильно обесценено. Для малого бизнеса производство геморой. Для гигантов это всего лишь задача. Смотрите на Amazon. 

Ответить

Комментарии

null