Маркетплейсы убивают бизнес. 3 причины не размещаться на Wildberries, Ozon, «Я.Маркет»
Сейчас настоящий бум работы бизнеса с маркетплейсами. Предприниматели просто помешались на этой модели дистрибуции товара.
Оно и понятно. Маркетплейсы обещают быструю прибыль при минимуме усилий и компетенций. Но так ли все сказочно?
После прошлой статьи про то, как Яндекс становится государством 21 века, которая, надо сказать, получила не малый отклик и провисела пару дней в топе VC (видимо Яша достал всех в конец - мнение), я решил написать короткий очерк о маркетплейсах.
Давайте разберемся, кому выгодно размещаться на этих площадках, а кому нет. Сразу скажу, не буду вдаваться в подробности размещения. Считаю схема работы, что у Я.Маркета, что у Ozon и других одинаковая.
Система слизана с Amazon и натянута на Российские реалии. Хотя, Amazon в своей беспощадности, круче всех наших игроков вместе взятых.
Кому стоит размещаться?
Давайте начнем с позитива:
1) Если вы молодая команда или предприниматель и у вас нет компетенций в продвижении бизнеса, логистике, хранении товара, то маркетплейсы отличный вариант, чтобы делать бизнес.
По факту огромные площадки такие Wildberries, Я.Маркет, Goods, Ozon - берут на себя слабые стороны вашего бизнеса. А вы живете в мире розовых единорогов и занимаетесь своим любимым продуктом. Прямо бизнес-рай? (Спойлер: нет)
По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»
2) Вам так же выгодно размещаться на маркетплейсах, если вы хотите открыть товарный бизнес (у вас есть товар или небольшая партия) и вы хотите проверить спрос.
Но тут есть проблема, на маркетплейсах продается в основном то, что люди уже ищут и есть карточки товара. Маркетплейсы не очень хороши в создании спроса.
3) Вам выгодны маркетплейсы, если вы профессионально копируйте бренды (покупаете дешевку в Китае, наклеиваете ценник и перепродаете со 50%-500% маржой в РФ). Ключевое слово профессионально. Вы выбрали этот путь и тут маркетплейсы вам придут на помощь, ведь для брендов-однодневок это самое место.
Раньше такие ребята продавали через лендинги и дорвеи (ох, уж эти бесконечные купи сумку и получи часы в подарок), теперь они поголовно «тусят» на маркетплейсах.
Вот эти три типа компаний, для которых маркетплейсы действительно выгодны.
Но если вы хотите построить реальную компанию, с реальным брендом и не закрыть ее через год - полтора то советую качать компетенции и не поддаваться на хайп по поводу маркетплейсов.
Не слишком ли критично?
Нет, перейдем к минусам маркетплейсов для бизнеса.
Аналитика и копирование бизнеса.
В последнее время на VC вышло несколько статей о том, как Amazon скопировал тот или иной бренд и выпустил на своей площадке.
Можно почитать об этом тут: https://vc.ru/trade/216440-vam-ne-nuzhno-platit-za-vse-eti-navoroty-peak-design-ulichila-amazon-v-kopirovanii-ee-sumki-i-snyala-pro-eto-satiru
Расследование The Wall Street Journal выпустил об Amazon о том, как компания использует статистику чтобы создавать бренды-клоны тут: https://vc.ru/trade/122598-wsj-ulichila-amazon-v-ispolzovanii-dannyh-o-prodavcah-populyarnyh-tovarov-chtoby-vypuskat-takie-zhe-pod-svoimi-brendami
Схема проста:
1) Вы выпускаете товар.
2) Он хорошо продается и на маркетплейсе видят это по статистике.
3) Маркетплейс создает подобный товар, продает по меньшей цене и поднимает его выше в листинге.
4) Ваши продажи падают, и вы уходите с площадки.
Наши маркетплейсы пойдут по тому же пути. Отчасти, поэтому Яндекс собирает статистику и просит компании открыть свои обороты, взамен разным фичам (подробнее в предыдущей статье). На данный момент все данные которые собирает маркетплейс Яндекса используются для того чтобы оставлять компании с самыми низкими ценами на площадке.
Вашим бизнесом начинают управлять.
Допустим, Никита делает превосходные сумки из натуральной кожи. Они модные, стильные, нравятся людям. Никита опубликовал свои товары в маркетплейсе и продажи пошли полноводной рекой. И тут случается событие: в листинге, рядом с Никитой, продает такие же сумки Галина. Они выглядят так же, но уже из кожзама, с дешевой фурнитурой.
Маркетплейс проводит акцию (которые все маркетплейсы очень любят) и просит Никиту скинуть цену (WTF?), а если не скинет то, перестанет показывать его сумки в листинге или же просто опустит вниз его карточки под всеми конкурентами (WTF? WTF? WTF?)
Таким образом, Никита может продать кучу сумок, но вместо 2-3 тыс. с сумки заработает по 300 рублей (Хорошо если не в минус).
Так начинается ценовая война, в которой может победить Галина, может Никита, может Син Хунь Хо из далекой провинции Китая, но в конечном итоге победят роботы и автоматизированные заводы маркетплейса. Бренда то, у Никиты нет. Есть ценовая война.
В мире, где производство дешево как никогда, а внимание клиента стоит дорого - побеждает тот, кто умеет аккумулировать внимание.
По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»
Твоего бренда нет, есть только бренд маркетплейса.
Маркетплейсы скрывают бренды производителей. По факту становится не важно, что и у кого ты берешь. Важно, что маркетплейс удобен, он быстро доставил товар, вернул деньги в случае проблем и все. По факту характеристики товара превращаются всего лишь в фильтры и циферки на мониторе. Ценность бренда теряется.
Вы так же не можете сделать повторные продажи тем клиентам, которые пришли от маркетплейса (особенно если сами не доставляете товар). А я хочу напомнить многие бизнесы мало зарабатывают на первой транзакции. Вообще, по моему опыту лучший бизнес — это бизнес на возвратах. Маркетплейсы свой Retention Rate прокачивают сильно (кстати, зачастую на первой транзакции не зарабатывают вообще)
Что делать?
- Прокачивать компетенции привлечения и удержания клиентов. Использовать бизнес-модели, где клиентам не выгодно будет покупать в маркетплейсе или в другом агрегаторе (например, модель по подписке)
- Лучше использовать CPA-сети, площадки объявлений и реферальные программы - где клиент переходит на ваш сайт и взаимодействует с вашим брендом.
- Становиться экспертом в своем бизнесе и предлагать профессиональные услуги помимо товара.
По материалам выступлений в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»
Напоследок скажу, конечно, бизнес будет размещаться на маркетплейсах. Ведь привлечение клиентов трудоемкий процесс, который крупные гиганты всеми силами стараются монополизировать и подмять под себя.
У многих как будто бы нет выбора. На самом деле он есть, но требует бОльших усилий со стороны бизнеса.
Мы публикуем обзоры на компании в телеграме @hooglink, а также можно почитать наш сайт hooglink.com и что-то прокомментировать)
Если тема интересна буду писать дальше. Интересно мнение ребят на vc которые размещаются на маркетплейсах и делают из этого бизнес.
Статья в стиле - не используйте автомобили, это убывает бизнес извоза на лошадях. Прогресс сложно остановить.
Монополизация и нагибание слабых не имеет ничего общего с прогрессом.
Платформы и маркетплейсы могли бы быть прогрессивными, если бы только не управлялись одной компанией, а были чем-то вроде кооператива, половину управления которого осуществляли пользователи, которые покупают, а другой половиной заведовали производители, которые продают - без посредников и сраных акционеров. Владение, разумеется, тоже не частное, а композитное.
Вероятно, в будущем придётся пересоздавать все известные платформы с нуля, но на новых принципах владения и управления, потому что уже невозможно терпеть всю эту мразь.
Так создавайте, кто мешает.
А я по вашему этот коммент просто так оставил? Создаю, и я такой далеко не один
Дмитрий, я собираюсь выходить на маркетплейсы, хоть и осознаю их минусы. Ваш народный маркетплейс заинтересовал. Когда он появится?
До конца этого года думаю выпустим бета-версию децентрализованной платформы и опишем и техническую часть и простой гайд для реальных пользователей - продавцов и покупателей. На VC тоже появится описание.
Сразу скажу, что она не будет похожа на классические платформы из-за того, что мы изначально закладываем практическую невозможность её централизации (это означает, что и мы сами не сможем на ней заработать, но это не проблема, так как у нас другая мотивация).
Сеть слабопроницаема для капитала и рентных отношений, а труд (услуги и товары) может проходить без препятствий. Обеспечивается такое поведение псевдоденежной системой, которая сходна по свойствам с деньгами Гезеля. Внутри сети транзакции осуществляются именно в ней, однако, приложение, открытое во "внешний мир" может использовать любой другой процессинг без необходимости платить кому-то комиссию (кроме комиссии самого внешнего процессинга :) ).
Управление всем и вся осуществляется с помощью специального консенсусного механизма (гуглите "социократия").
Сеть защищена от цензуры, блокировок, публичных оферт частных компаний и внешних юрисдикций. Всё регулирование осуществляется изнутри, при помощи сетевой конституции и системы выборных арбитражных судов.
Блокчейн? Интересно будет посмотреть реализацию, но имхо для конечного пользователя пока будет сложно организовать в правовом плане...
DAG (ациклический орграф). В правовом плане проблемы возникают с обычными фиатными деньгами - мы предложим несколько методик их разрешения.
Внутренняя же жизнь сети суверенна.
Получается, что это ваша реализация некой подсети ( плюс распределенная БД) поверх существующей сетевой инфраструктуры с точками выхода (в виде обычных веб страниц) для конечного пользователя . Такой момент, кто управляет сетевой инфраструктурой вашей подсети, тот по сути и есть центр, и будет также диктовать условия... И будет, я так понимаю, виртуальная валюта, которую надо будет конвертнуть из фиантных денег. На этом этапе простой покупатель вероятно засомневается, зачем ему такие заморочки, когда есть привычные агрегаторы с оплатой по факту или через интернет кассу с сохраненными платежными данными. Я долго занимался екомерц и партнерками, не по наслышке знаю, как сложно обустроить все это в плане финансовых потоков, и сколько это проволочек даже когда все ходит в обычных деньгах. Не представляю пока, какой ад завернуть в сторону крипты) Так в целом интересно посмотреть, что за система у вас выйдет, есть сроки примерно когда?
Бета будет в 4 квартале 2021 года.
Привет из 2022! Где бета?
В работе ещё. Оптимизм по срокам испарился, так как проект сложный. На этот раз обещать новые сроки не буду даже в комментах.
P.S. Вообще не думал, что кто-то за этим следит, так как я только коммент оставил, но статьи с подробным описанием ещё не делал
Дмитрий, можете поделиться ссылкой на ваш проект? Ну или как можно будет узнать о его запуске? Чтобы не пропустить
Просто подпишитесь на vc. Здесь я опубликую все подробности
Мне кажется вы сейчас изобретаете вебмани с их плати ру.
В чем разница? В отсутствии комиссий?
Как думаете почему вебмани не распространено в америке и европе?
Вам кажется.
В чем разница? В отсутствии комиссий?В отсутствии единого центра владения и управления.
Как думаете почему вебмани не распространено в америке и европе?Понятия не имею. Мне плевать на проблемы частных компаний.
С таким подходом ваша идея точно «выстрелит».
Удачи.
На досуге загуглите что такое деньги и почему у государств монополия на их эмиссию.
А зачем гуглить? Лучше вы мне объясните, почему у государств монополия на эмиссию денег?
Вы же умный, вы, вероятно, Википедию читали. А я лишь жалкие книги и статьи по экономике изучал жалкие пару лет
Я с вами половыми органами мерятся не буду )) Задал вам простой вопрос в ответ получил бурю эмоций. Вам никто не даст вот так вот просто загонять деньги в виртуальную валюту которую невозможно контролировать. А контроль нужен чтобы стричь налоги, иначе серый бизнес и никаких тебе дворцов. За неуплату налогов в США например сажают. Да даже сделки в валюте, отличной от государственной, во многих странах запрещены.
Так что фразы "Мне плевать на проблемы частных компаний." выглядят весьма забавно.
"Даст" - "не даст". Я прекрасно знаю риски. И знаю, против кого я иду. Но я сделаю то, что должен
Так то у государства нет монополии на эмиссию денег, она есть у частных компаний - Центробанков. По крайней мере в РФии, у пендосов насколько я слышал тоже.
Это чушь собачья из разряда теорий заговоров. Если частная компания решает сколько и когда печатать денег - вперед, ни в чем себе не отказывайте. Печатайте. Посмотрим что из этого выйдет.
С каких пор юриспруденция стала конспирологией?) Выключите телевизор, и загуглите на досуге:
Конституция рф статья 75 п.1 ...Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации...
ФЗ №86 от 10.07.2002 "О Центральном банке рф". Статья 2 ...Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства...
И что с этого? Что поменялось? Центр банк кому принадлежит?
Конспирологи такие конспирологи.
Так у каких частНЫХ компаний есть право печатать деньги? 😂😂😂