{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Разбираемся, почему микросервисная архитектура подходит для создания маркетплейса

Есть компания N, которая занимается продажей спортивных товаров и входит в топ-10 на рыке с неплохими оборотами. Конкуренция растет, и компания понимает, что пора расширяться за счет добавления новых категорий и брендов.

Как именно? Тут как раз и приходит идея — создать собственный маркетплейс. И в этот момент большинство компаний совершают одну и ту же ошибку, считая, что это будет легко. Давайте разбираться, почему это дикое заблуждение, и что нужно для запуска маркетплейса.

Не используйте для разработки ERP-систему

Пара слов, почему большинство хотят создать свой маркетплейс. Все просто: у него выгодная юридическая схема. Компания фактически заключает договор комиссии и создает возможность свести покупателя и продавца, расширяя ассортимент и не вкладываясь в создание собственных товарных запасов. А для продавца это некая игра, ведь у него появился дополнительный канал продаж, возможность повысить узнаваемость своего бренда. Но главная роль, конечно, отдана платформе, через которую идут его продажи.

И ключевая проблема, с которой сталкиваются компании, которые имеют уже устоявшийся бизнес, заключается в уверенности, что на базе их ERP-системы можно построить полноценный маркетплейс. Нет, так сделать не получится.

Когда компания, допустим какой-нибудь дистрибьютор, начинает развивать архитектуру своей системы, на выходе получается создать только более или менее крупный интернет-магазин. Но это нельзя назвать маркетплейсом, так как отсутствует автономность и масштабируемость. А основная суть, что маркетплейс — это сложная IT-платформа, которая должна работать с большим количеством товаров на витрине и обрабатывать поток заказов без вмешательства пользователей в операционные процессы.

То есть, грубо говоря, система управления заказами (OMS) сама маршрутизирует потоки (подборы товаров, идентификация позиций товаров по конкретным поставщикам и т.д.). Должны быть автоматизированы все процессы системы: управление каталогом, программы лояльности, витрина и т.д.

Все это — архитектурные задачи, которые нельзя в принципе упаковать в систему дистрибьютора. Если компания решит все-таки запустить этот процесс, то может просто сломать дистрибуцию.

Проблема еще в том, что такие компании не могут работать со штучными заказами и в целом с товарами, которые им не принадлежат. Все это для них нестандартные задачи. Стараются их решить, нанимая сторонних «специалистов», которые непонятным образом загружают товары в систему и пытаются с ними работать. Но чаще всего все выходит криво.

Да, и в целом на рынке IT еще нет комплексных решений, которые бы могли покрывать функционал, связанный с операционной деятельностью маркетплейса.

Что получается? Вместо маркетплейса появляется площадка с личным кабинетом и несколькими менеджерами из коммерческого департамента, которые стараются вручную обработать поступающие заказы и связаться с поставщиками, чтобы те вовремя все доставили.

И в конечном итоге компания жалуется на результат, потому что ожидания не совпадают с реальностью. Ждали резкого взлета в продажах, а получили не более 10% от общего оборота. Все это довольно грустно. Но выход есть.

Сделайте выбор в пользу микросервисного подхода

Как раз его используют крупные торговые площадки.

Суть микросервисной архитектуры состоит в том, что каждая отдельная функция (набор функций) выделяется в самостоятельную систему. То есть OMS (управление заказами), PIM (управление товарным каталогом), система биллинга, транспортная система, личный кабинет, программа лояльности, склад и т.д. — все это отдельные системы в единой архитектуре.

Маркетплейс включает в себя также учетные системы (бухгалтерия, казначейство, бюджетирование и т.п.), объединяя их в бэк-офис, но вся операционная часть является полностью микросервисной.

Почему? Так проще развивать и адаптировать. Когда компания выбирает архитектурное решение «конкуренция за карточку», то именно тогда она становится настоящим маркетплейсом.

Даже если в карточке указан один продавец, но при этом архитектурно заложено, например, 10, соревнующихся между собой за лидерство — это уже маркетплейс. Но лучшим вариантом будет, предоставлять покупателям сразу возможность выбора товара по разным параметрам: по рейтингу, цене, условиям доставки, по скидкам и т.д.

И такое ядро не закладывается в операционную систему дистрибьютора. Максимальная глубина их аналитики — фактическая номенклатура с частичными характеристиками товара. В случае же с маркетплейсом нужно углубляться ниже, до уровня конкретной поставки товара отдельного поставщика.

Если раньше по ядру мы работали только с продуктовым каталогом (например, просто брали несколько моделей apple 10 и продавали), то сейчас нужно учитывать конкретные единицы товаров apple 10 первого, второго, третьего поставщика, а также склады, номера штрих-кодов, учет по коробкам и их перемещение, то есть большое количество признаков и параметров только одного товара.

Таким образом, если компания хочет выйти на рынок с настоящим маркетплейсом, то его нужно создавать на микросервисной платформе и становиться одним из его продавцов. Это и будет правильное архитектурное решение. Нет необходимости ломать текущие системы ERP, WMS, с которыми привычно работать в своей специфике бизнеса.

И самое главное в начале пути — вовремя обойти грабли с неверными ожиданиями и адекватно подойти к процессу создания платформы.

Как начать работу с проектом по запуску маркетплейса

Начать стоит с определения стратегии развития, проработки процессов и построения целевой архитектуры. Это нужно, чтобы описать целевые показатели, локальных конкурентов, архитектуру систем, а также спрогнозировать стоимость по разработке ИТ-решений.

В процессе работы с проектом стоит обратить внимание, что будут выполнены следующие задачи:

  • формирование ключевых систем автоматизации маркетплейса в формате «To be»;
  • построение общей архитектуры компонентов маркетплейса с определением потока данных и нагруженности систем;
  • описание ключевых требований к платформе и функционалу, который нужен для автоматизации маркетплейса;
  • разработка ключевых требований к инфраструктуре.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда