Презентация
серверов от Acer
До начала осталось:
Смотреть
Торговля
Iliya Karin

Интернет вещей в розничной торговле

Прогноз рынка IoT, где внедрять в России, преимущества, практика, технологичные решения.

Внедрение Интернета вещей имеет 3 преимущества для российского ритейла и традиционной торговли. Бизнесу пора инвестировать в развитие концепции IoT.

Дисклеймер

Автор проанализировал прилично источников, написал статью и добавил свое субъективно-профессиональное мнение.

Краткий обзор

Глобально Интернет вещей на розничном рынке оценивается в $35,63 млрд в 2020 году (из которых российская доля всего 2,8%), прогнозируемый рост к 2026 году - $67,60 млрд. Среднегодовой темп роста будет около 11,3% за прогнозируемый период (2021-2026). Ритейл в мире ощущает значительное влияние и пользу IoT, благодаря предложению розничному бизнесу расширения возможностей многоканального обслуживания и повышения прибыльности.

IoT позволяет получить представление об эффективности продукта и способах взаимодействия с новыми и существующими покупателями. Некоторые компании (одна из них всем известная Zara) запустили интеллектуальные устройства, чтобы улучшить качество обслуживания клиентов. Они собирают большие данные для анализа, который используют для оценки потребительских предпочтений и в планировании продаж.

Два важных фактора задают тренд роста Интернета вещей в ближайшие 5 лет:

I. Компании стремятся найти продвинутые способы анализа больших объемов данных, генерируемых интеллектуальными устройствами. Инвестиции и расходы на аналитику с существующей сетевой инфраструктурой будут высокими, а IoT может их снизить.

II. Простота покупок и проникновение смартфонов в ритейл приводит к росту использования платформ электронной коммерции.

Где в России стоит внедрять IoT?

Идея Интернета вещей в ритейле реализуема пока только в крупных экономических центрах — городах-миллионниках. Сильно влияет сложный и важный процесс урбанизации в России.

В среднем по стране мы держимся на уровне 74-74,5% последние 8 лет. Картина по федеральным округам интереснее - лидируют Центральный, Уральский, Северо-западный и Сибирский, со средним показателем 83,1%. Другие регионы заметно отстают, но не будем копипастить Росстат — нам важна идея.

Что это значит? 74% и 83,1% — показатели урбанизации — увеличения численности городского населения, улучшения качества жизни и развития городов по разным сферам. Отсюда следует, что Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Екатеринбург круты и наиболее привлекательны для жизни. Именно эти города агрегируют наибольшую долю инноваций и внедрения технологий. А как мы знаем, все инновационное имеет привлекательную инвестиционную окупаемость (это ключевой экономически-целесообразный фактор для бизнеса) и высокую добавочную стоимость, что хорошо для компаний в релевантных сферах, специалистов и разработчиков. В плюсе остаются все!

Рост покупок онлайн объясняется, как это популярно сейчас, не только пандемией. Сильно влияет увеличение частоты заказов из-за лояльности потребителей к технологиям (вспоминаем урбанизацию) и онлайн-магазинам, еще сильнее — относительно низкие цены, поскольку издержки у тех же маркетплейсов меньше, чем у традиционных форм ритейла.

Ключевые преимущества

Минимизация убытков и краж

Checkpoint Systems оценивает ежегодные потери отечественного ритейла примерно в $3 млрд, это ~1,1% от всего оборота в стране. Традиционные методы борьбы не справляются с воровством в магазинах, но существующие IoT-технологии уже способны ликвидировать эти прорехи и усилить контроль над покупателями. Amazon Go тому доказательство.

Оптимизация

IoT оптимизирует управление цепочкой поставок, уменьшает ошибки инвентаризации и снижает затраты на рабочую силу.

Важно! В конечном итоге Интернет вещей может помочь традиционным магазинам, которые имеют тенденцию к исчезновению, конкурировать с сегодняшним миром онлайн-покупок значительно улучшая качество обслуживания клиентов и сокращая ненужные расходы.

Отечественная и зарубежная практика IoT в ритейле

Американский Amazon Go — автономная сеть магазинов самообслуживания показывает впечатляющие результаты благодаря техническим разработкам. Принцип работы прост: на входе в магазин стоят турникеты, которые открываются при авторизации учетной записи Amazon покупателя через QR-код. Проходишь, выбираешь все, что угодно, складываешь в сумку, выходишь. Оплачивать самому ничего не надо.

Тысячи датчиков, камер наблюдения, искусственный интеллект и машинное обучение видят абсолютно все! Даже самые ловкие и незримые попытки украсть система определит и запишет товар в чек, который автоматически закроется при выходе из магазина, путем списания денег со счета Amazon.

Точные инвестиции в проект Amazon Go неизвестны, но с уверенностью можно сказать, что создать в России его аналог или частные инструменты для решения конкретных задач обойдется в разы дешевле.

Применима ли система в российских реалиях? Да! Х5 запустила пилотный аналог “Пятерочка с собой” - масштабное открытие пятидесяти магазинов назначено на 2021 год. “Магнит” же планирует разработать приложение для самостоятельного сканирования товаров и их покупки. Однако по системе “Магнита” кражи могут только увеличиться. Дополнительно нужно разрабатывать новую или обновлять существующую систему безопасности. Экономика такого проекта может быть гораздо расточительнее, чем “Пятерочка с собой”.

Программные решения IoT для улучшения сектора розничной торговли

  • Ходовая в России технология с поддержкой NFC создает крутые возможности для розничных компаний и продавцов информировать покупателей и стимулировать спрос на товары. Например, американская сеть супермаркетов Kroger Co. в экспериментальном порядке внедрила смарт-метки на полках для отображения информации о товарах. Потребитель может получить всю исчерпывающую информацию о продукте и с высокой вероятностью купит его. В этой информации можно проработать возможные возражения покупателя и убедить в правильности решения купить товар, но это уже задача маркетинга.

В целом NFC решает проблемы, связанные с объектами, не имеющими доступа к сети, без питания, обеспечивая самый простой и интуитивно понятный способ обозначить интерес пользователя к выполнению действия. При этом процесс подключения очевидно выгодный для бизнеса и легко реализуемый IoT-специалистами.

  • Data management platform (DMP) — мультизадачная платформа управления данными. Ее основной функционал — собирать данные из разных источников о потребителях. В розничных сетевых магазинах установлены специальные датчики сбора, хранения и передачи данных, которые определяют позицию клиента по сигналу его телефона, используя общий wi-fi, триангуляцию в случае доступа к данным микросот рядом, данные с камер наблюдения и т.п. Система запоминает около какой полки товаров он стоял, как долго, какие товары привлекли внимание, сколько времени потребовалось на принятие решения о покупке и т.д. Эти данные часто используются в маркетинговых целях. Интегрируясь с MyTarget, VK, Facebook и Yandex, DMP-система передает таргетированную рекламу конкретным пользователям и увеличивает продажи релевантных товаров (тех же самых, около которых он стоял) или автоматически работает с возражениями, продвигая аналогичные товары, с теми свойствами, которых не хватило клиенту.

Система активно используется в России, но стоимость для небольших компаний и производителей зачастую очень высокая. Поэтому ее можно упростить до реализации конкретной цели и стимулировать продажи в лавках, киосках, мелких магазинах, где представлены локальные бренды, которые не меньше крупных нуждаются в доступных инновационных методах продвижения. Это как раз одно из приоритетных направлений для специалистов в сфере IoT — создание платформы, недорогой в развертывании, обслуживании и развитии, за счет применения формата подписки и обработки данных в единой точке с ориентацией на мелкий и средний бизнес. Например это можно сделать в облачной платформе самого производителя IoT-решения. Небольшой магазин, доступ в интернет и тарифный план для IoT платформы — это все, что нужно для роста продаж!

  • Удачные корпоративные решения коллег из Америки: ThinFilm NC, Gimble, Kaa Projects, Wise Shelf, Swirl, Memomi, Authentic or Not, Queuehop.

Резюмируем

Растущая потребность в анализе данных и интеграции аналитики будет стимулировать использование рынка Интернета вещей в ближайшие 5 лет. Увеличение численности городского населения требует развитой инфраструктуры и инновационных решений.

Величина заработной платы в больших городах, количество жителей (они же потребители) и их лояльность к технологиям, незаполненный, почти пустой рынок IoT в ритейле, наличие локальных брендов в лавках и магазинах, которые нуждаются в доступных бизнес-решениях — все это в совокупности отличный мотив для повсеместного развития Интернета вещей в традиционной торговле.

Преимущества существенные, практика внедрения позитивная, размер рынка в данной сфере исчисляется миллиардами рублей.

Источники статистики:

{ "author_name": "Iliya Karin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 1, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 219866, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 13 Mar 2021 10:37:48 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null