Маркетплейсы наносят ответный удар. Что придумали Ozon и Я.Маркет, чтобы привлечь больше продавцов

В последнее время, на стороне бизнеса растет возмущение маркетплейсами с одной стороны и идеализация их как каналов продаж с другой. Для того, чтобы привлечь больше продавцов площадки Я.Маркет и Ozon придумали новый ход.

на просторах сети

Статья «Маркетплейсы убивают бизнес», вышедшая пару недель назад набрала более 100 000 просмотров на VC, я получил много комментариев в личку и в телеграм @hooglink о том, как некрасиво поступают маркетплейсы со своими продавцами.

На VC, Habr и других популярных площадках за последнее время появилось много материала о том, что маркетплейсы ведут себя некорректно со своими партнерами. Есть ряд крупных брендов, открыто заявляющих, что не будут размещаться на этих площадках.

Новый ход:

На прошлой неделе Оzon и Я.Маркет придумали новый ход, чтобы привлечь больше продавцов - они разрешили использовать свои сайты-витрины как рекламный канал, а доставку совершать с собственных складов. Давайте разберем, насколько выгодно для компаний партнеров?

За продажу товара со своего сайта, Ozon берет с партнера от 3% до 15%, Яндекс Маркет пошел еще дальше и установил ставку в 2% с продажи. Скажу честно, предложение Я.Маркета безумно выгодно. И оно привлечет просто лавинообразное присоединение компаний к маркетплейсу. Почему?

В e-commerce считается хорошим результатам, если стоимость первой транзакции клиента не выходит за рамки 10% от стоимости товара.

(конечно, все зависит от ниши и канала привлечения клиента, есть такие ниши, где и 4% от стоимости средненький результат, но таких сейчас можно посчитать по пальцам) а тут вам предлагают заплатить 2% от стоимости заказа и более того, самим произвести доставку (свое брендирование, акции, листовки и т.д.)

Даже больше скажу, если брать те самые пресловутые 10% от стоимости товара (в среднем, на других рекламных каналах), то и предложение Ozon выглядит довольно интересным.(Еще раз, 10% затрат на привлечении клиента от стоимости товара, очень усредненная цифра. Она есть в голове у многих владельцев компаний - поэтому ориентируемся на нее. В вашем конкретном бизнесе, она может быть как больше, так и меньше)

на просторах сети

Откуда такая имперская щедрость?

Дело в том, что многие крупные и средние игроки не хотят размещаться на маркетплейсах ввиду того, что опасаются (и не зря) монополизации рынка со стороны IT-гигантов. Они понимают, что перестанут контролировать свой бизнес, а отдадут его на откуп чужому дяде, который начнет диктовать условия.

Кстати, кто не читал, недавно на VC статью о том, как Wildberries выкатила счет бизнесу на 100К, за якобы левые отзывы, она тут.

А про парня акаунт которого заблокировали из-за критики площадки, читали? Она тут

(кстати в моей прошлой статье человек 15 доказывали в комментариях что это невозможно, аха-ха)

Я не устаю повторять, производство дешевеет с каждый годом за счет автоматизации, единственный актив, который реально стоит денег — это внимание клиента. Именно поэтому, Facebook, Google, Telegram - стоят миллиарды. Отдаете внимание - отдаете бизнес!

Как строится звезда смерти?

Есть конструктивный платформенный бизнес, а есть деструктивный. В чем различия?

Деструктивный платформенный бизнес работает только уничтожая одну и две группы пользователей, которые привлекались в начале бизнеса. Без этого модель такого бизнеса не жизнеспособна.

Примеры:

Я.Такси:

  • 2014 год - комиссия агрегатора 5% с поездки. Средний заработок в месяц при условии 8-ми часового рабочего дня в Москве 90-130 тыс. рублей. На работу идут в основном жители Москвы и МО.
  • 2018 год - комиссия агрегатора 30% с поездки. Начата ценовая война. Средний заработок в месяц при условии 12-часового рабочего дня 66-70 тыс. рублей. На работу идут уроженцы средней Азии.
  • 2022 - по плану за 2019-ый год, Я.Такси должен был выпустить беспилотное такси, работающее круглосуточно по Москве (скорее всего не выпустит). Средний заработок таксиста - 0, на работу выходит робот.

5% в 2014ом в Я.Такси и 2% в Я.Маркете, сейчас ничего не напоминает?

Я.Еда:

  • 2019 год - 1 ранг курьера. За 4-ех часовую смену 500 руб. выход и 100 руб. в час. Итого = 900 рублей в день.
  • 2020 год - 1 ранг курьера. За 4-ех часовую смену 400 руб. выход и 70 руб. в час. Итого = 680 рублей в день. Но если ты новичок, 40 рублей в час (могу ошибаться где-то, поправьте в комментах)
  • 2021 год - по Москве и Иннополису ездит в качестве тестирования, вот такой "чудесный" робот rover доставщик.
на просторах сети

Любой деструктивный платформенный бизнес, работает по этой схеме:

  • Чтобы привлечь больше исполнителей - им предлагаются шикарные условия.
  • За счет огромного количества исполнителей, формируется ценность (машина у подъезда за 3 минуты, еда за 20 минут, скидка 20% на любые бренды и т.д.).
  • Закупается, привлекается, отжимается (например, с помощью колдунщиков) неимоверное количество трафика.
  • Когда все мелкие игроки умирают и остается 2-3 сильных конкурента, для исполнителей резко повышаются тарифы.
  • Когда у пользователей формируется привычка - для них резко повышаются тарифы.
  • Профит. Маржинальность в оба конца. Формирование экосистемы для дальнейших захватов рынков.

Я меняю сделку. Молитесь, чтобы я не изменил ее еще больше

Дарт Вейдер

О темной и светлой стороне!

В предыдущей статье было много комментариев, про пользовательский опыт, про то, что маркетплейсы это шаг вперед и будущее не остановить, про то, что клиентам так удобнее. Чтобы объяснить свою позицию, скажу иносказательно:

Давайте возьмем пример: «Звездные войны». Вы наверно знаете, что у империи Зла и Дарта Вейдера, чуть ли не больше поклонников, чем у республики, мастера йоды и волосатой Чубаки?

Если посмотреть сериал «Мандалорец», даже непонятно почему, все так ополчились на Империю (IT-гиганты), ведь где ее нет, там промышляют бандиты (серые интернет-магазины с плохим сервисом), там вас могут убить и ограбить. Империя несет порядок, безопасность (и бесплатную доставку), а также точное понимание, что и кому делать. А у Республики разброд (сильные бренды), все делают что хотят у каждой фракции свои правила.

Но почему тогда республиканцы на светлой стороне, а имперцы не темной? Потому, что люди подсознательно хотят свободы и возможностей. А как было показано выше, ИТ-гиганты по стандартному плану платформенного бизнеса, хотят привлечь как можно больше офферов на свою площадку, чтобы выработать привычку и тотально контролировать рынок выжимая его до капли.

Где Ваш бизнес окажется завтра, зависит от того, какую сторону силы вы выберите.

В ближайшее время на hooglink.com и в нашем телеграм @hooglink, будет пост о том, что делать если вы выбрали темную сторону и решились использовать Витрину маркетплейсов, в качестве канала продаж.

0
310 комментариев
Написать комментарий...
Жанна Романова

Интересно, сколько от оборота берет Эльдорадо)) он же тоже теперь маркетплейс. Куда ни плюнь, одни маркетплейсы, куда бечь от них бизнесу, который хочет развиваться сам и масштабировать свои магазины без посредников в виде маркетплейсов. 

Ответить
Развернуть ветку
Timur Fatykhov

Создать свой маркетплейс :)

Ответить
Развернуть ветку
Ярмолинский Сергей

А вот это, между прочим, вполне рабочая тема. Маркетплейс, который является собственностью кооператива продавцов / производителей.

Ответить
Развернуть ветку
me job

Не знаю как в РФ, у нас есть давно есть типа такого, где сами продавцы тусят и покупатели с ними напрямую взаимодействуют. Конечно владелец своего вирт.магазина и платит что-то площадке, но это не маркетплейс, хотя с первого взгляда похож. satu.kz
Посмотрите и напишите -вы так видите альтернативу маркетплейсу?

Ответить
Развернуть ветку
307 комментариев
Раскрывать всегда