«Простая логистика» — как мы запустили стартап в Рязани и что из этого получилось
Мы помогаем цветочным магазинам экономить на доставке букетов клиентам. Уже работаем с пятью магазинами в Рязани и ежедневно доставляем по 30 заказов. В статье расскажем, как мы придумали и разработали сервис и почему бизнес в регионах — это круто (но это не точно).
Оглавление для тех, кто читает по диагонали:
Как дела у малого бизнеса в Рязани?
Наверное не очень, скажете вы. В принципе так и есть.
Маленький рынок и низкая покупательская способность делают свое дело. Практически все решает стоимость: чем дешевле, тем лучше. Плюс еще и пандемия поверх этого.
В марте 2020 все оказались на изоляции. Бизнесу резко потребовалось доставлять товары на дом клиентам. Те, кто не успевал перестроиться — начали нести убытки.
Мы — это Андрей и Фёдор. Андрей раньше сам работал курьером, и у него уже были идеи по тому, как выстроить и автоматизировать процессы. Фёдор — это я, маркетолог и друг Андрея. Я помог соединить и упаковать все в единое целое.
За счет чего работает наш сервис
Мы можем работать с любым бизнесом, которому нужна смешанная доставка, когда товар нужно доставить:
- В течение 90 минут с момента заказа.
- В заранее обозначенный клиентом интервал.
Сейчас мы «обкатываем» модель на цветочных магазинах и планируем расширяться на смежные товары.
Зачем бизнесу аутсорсить доставку?
Доставка нужна интернет-магазинам, салонам оптики, цветочным магазинам и всем, кто доставляет свой товар до конечного покупателя.
Когда магазин берет курьера в штат, то нужно платить зарплату вне зависимости от количества доставок. Даже если платить курьеру по «сделке», все равно нужен отдельный человек для управления доставкой. Аутсорсинг доставки по сдельной оплате за заказы решает эти проблемы.
В чем отличие от сервисов-агрегаторов?
Когда заказов мало, магазины используют доставку от агрегаторов такси.
Без повышенного спроса доставка от агрегаторов бывает дешевой. Но Яндекс.Go часто повышает коэффициенты: утром, вечером, в дождь, в праздники и так далее. Это делает стоимость доставки непредсказуемой: например вместо обычных 170 рублей доставка стоит 240. На долгой дистанции это невыгодно.
Многие магазины не доверяют заказы Яндексу, так как их водители могут не довезти заказ до двери. Бывает, что водители доезжают до дома и звонят клиенту, чтобы он спустился и сам забрал заказ. Часто магазинам важно, чтобы курьером был молодой, прилично одетый человек. Все это специфика цветочных магазинов, агрегаторы не могут обеспечить такого.
Мы опросили наших клиентов и выделили критерии, по которым они оценивают процесс доставки. Сравнили наш сервис и Яндекс.Go, выписали ключевые параметры:
Главная проблема — обработка заказов
В самом начале мы крайне мало зарабатывали, потому что не могли брать много заказов. Все процессы сервиса происходили в «ручном» режиме: заказы передавали в Вотсапе, статистику и отчёты собирали вручную в Экселе.
Что мы сделали, чтобы решить проблему
Если мы хотим брать много заказов, то нужно уменьшить издержки на их обработку. Для этого нужно увеличить пропускную способность диспетчера (человека, который обрабатывает заказы) в три раза.
Мы сделали систему автоматической передачи заказов: магазин заполняет форму оформления доставки → доставка оформляется автоматически. Интегрировали эту систему с базой данных, в результате получили:
1 — Все доставки в одном месте
Раньше чтобы заказать доставку, магазины звонили или писали в Вотсап. Диспетчер записывал их заказ и вводил данные в Эксель-таблицу. После этого назначал курьера — писал ему в Вотсап.
Теперь диспетчеру нужно лишь контролировать статусы в базе данных. Назначать курьеров он может одним кликом в той же базе из списка доступных курьеров. При этом курьеры сами меняют статусы заказа.
В результате на обработку заказа уходит меньше времени. И все это без переключения между Экселем и Вотсапом.
2 — Статистика в реальном времени
Раньше магазины просили звонить или писать им в Вотсап после доставки каждого заказа. Чтобы подсчитать статистику и стоимость заказов, мы собирали таблицу в Экселе руками и отправляли магазинам каждую неделю.
Теперь вся информация по статусам доставок отображается в личном кабинете магазина, статусы обновляются в реальном времени.
После каждой успешной доставки в телеграм приходят уведомления. Статистика по доставкам за неделю собирается автоматически — магазину нужно лишь зайти в личный кабинет, посмотреть и оплатить нам доставки.
Больше не нужно переспрашивать доставили ли заказ, и не нужно ждать пока выгрузят xls-файл с суммой расходов.
Почему не взяли готовый софт?
Есть готовые сервисы для менеджмента доставки, но они заточены под маршрутизацию курьеров, а не обработку заказов.
В большинстве сервисов либо не хватает функций, либо переизбыток функционала без возможности индивидуальной настройки. Некоторые слишком дорогие.
Как работает наша система
Весь наш софт основан на low-code платформах (ох как же модно писать про них в 2021). Фронтэнд — на Тильде, коннекторы — Integromat, бэкэнд — в Airtable. Плюс немного скриптов в тех местах, где не работали коробочные решения. Дальше — мясо 🥩
Логика работы системы
Есть страница с формой заказа первой демо-доставки: простая-логистика.рф. Эту страницу мы показываем новым и потенциальным клиентам, чтобы они поняли, как работает наш сервис и протестировали его.
Когда начинаем работать с магазином — выдаем им доступ в личный кабинет. После аутентификации магазину доступны два раздела: форма нового заказа и статистика по предыдущим заказам.
Вся дальнейшая работа магазина с нами на 90% строится в этом личном кабинете, ведь именно через него флористы и менеджеры магазинов оформляют доставки.
Вся суть — в базе данных
В базе данных храним все данные по доставкам, обрабатываем их. На основе этих данных мы показываем статистику для магазинов и курьеров.
Тут же мы распределяем данные по доставкам на магазины, чтобы каждый из них видел именно свои доставки. Такие отчеты мы «вшиваем» в личные кабинеты через iframe, чтобы флористы видели список доставок.
Для владельцев магазинов делаем отдельный отчет с итоговыми суммами по неделям и месяцам. Вот такой:
В этой же базе мы собираем данные по сменам и выплатам по курьерам
Телеграм-боты: уведомления и контроль доставок
Чтобы не перекидывать друг другу сообщения о статусе доставок, мы сделали телеграм бота. В нем курьеры отмечают, когда они взяли и когда доставили заказ.
При смене статуса в телеграм боте статус автоматически меняется в базе данных, в чате уведомлений магазина и в личном кабинете. Это позволяет держать магазины в курсе их доставок в режиме реального времени.
Что с деньгами?
Мы смогли увеличить показатели после автоматизации процессов.
После автоматизации мы смогли пробивать 100 и даже 300 доставок в день (на 8е марта). Сейчас хотим выйти на стабильный показатель в 100 доставок в день. Вот зачем это нужно:
Во-первых — операционная прибыль перешагнет отметку в 100 000 рублей в месяц.
Во-вторых — это весомый объем данных. Именно тут мы поймем, справляется ли система, хватает ли курьеров, и можем ли мы поддерживать нашу маржинальность.
В-третьих — это та отметка, при который нам нужно «обелять» бизнес, чтобы работать легально. Если нам хватит выручки, чтобы не «просесть» в рентабельности и при этом платить налоги, значит все хорошо.
LTV по магазинам за все время работы
Мы собираем всю статистику. Показатели разнятся от магазина к магазину, в зависимости от количества доставок.
Главное, над чем нужно работать — стабильность доставки. Из-за непостоянного штата курьеров мы не всегда покрывали 100% доставок от магазинов. В результате получали мало заказов в месяц и недополучили прибыль. С новой системой мы сможем взять больше курьеров и работать стабильнее.
Дальнейшее развитие сервиса
Следующий этап для нашего проекта — внедрение API маршрутизации для автоматического расчета маршрутов доставки. У нас уже есть наработки, так что в 2021 мы точно «раскатим» этот функционал.
Эту статью мы написали, потому что хотим услышать конструктивную критику в адрес нашего проекта. Мы понимаем, что ниша конкурентна и развиваться в ней сложно. Тем более сейчас, в момент быстрого роста, все что угодно может пойти не так. Но пока мы верим в будущее, надеемся, что сможем сделать большие цифры.
Молодцы ребята!!!
Ну и как просили критика
На мой взгляд сейчас предложить инвестору нечего, как и продать. Все держится только на вашем энтузиазме, выкинь вас из цепочки и все рухнет. В такое инвестируют только родители, друзья и близкие родственники.
Другая сторона... Если это все можно собрать без вас то зачем инвестору/покупателю бизнеса нужны вы?
У вас накапливается опыт который можно вылить в уникальный софт под данную сферу деятельности и с ним шагать по стране/миру, но пока вы используете сторонние кастыли(low code) ценности не будет. Опять же это все можно собрать без вас, тогда какой смысл инвестору платить?
Давайте мутите что-то серьезное, ниша выбрана правильно, спрос на услугу громадный ну и естественно Успехов!!!
Наконец-то нормальный коммент.
У нас похожее мнение, поэтому следующий этап — это маршрутизация и разработка улучшенной версии, но уже со своим кодом. А дальше, если все будет гуд, то тесто на других городах.
Ну шляпу же написал).
Есть работающий MVP, есть выручка, есть какая-то прибыль. Есть 2 фаундера, которые горят энтузиазмом и хотят развивать продукт. Че еще надо-то для preseed-стадии?
Никто ж не говорит, что сейчас придет Сбер или Майл и купит проект за много миллионов. Но дать ребятам 2-3 миллиона (а это всего 1,5-2 годовых выручки) на запуск маркетинга, масштабирование в рамках региона - вполне рабочая идея.
Инвестору неинтересно делать самому. В сутках 24 часа всего. До бесконечности не получится увеличивать количество проектов в операционном управлении. Поэтому часто гораздо проще вложить в готовую команду/проект, чем делать самому - просто для экономии времени.
Только не забывайте, что инвесторские деньги - они в итоге самые дорогие получаются. За них долю отдавать надо.
Так можно сказать про любой проект. Зачем инвестору вкладываться в кого-то, если он может создать все сам? Только вот с таким мышлением инвесторов и большинства бизнесов не существовало бы. Может потому он и инвестор, а не производитель? Для производства нужна экспертиза и опыт. А их не купишь за деньги, в отличие от людей, которые ими обладают.
Очень интересно, хотелось бы увидеть детальный разбор всей технической части от А до Я
Тут пару-тройку ночей посидеть с Airtable и все получится повторить. Но вообще можем написать отдельно 👌🏻
Привет, молодцы. Расскажите обязательно как привлекали цветочные магазины.
А чего у вас курьеры так много получают?
Потому что они классные парни и бенз дорогой🙃
Комментарий удален модератором
Дельно, спасибо за совет 👌🏻
блин, каеф, ребята красавчки 👌🏻
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
"Как дела у малого бизнеса в Рязани? Наверное не очень, скажете вы. В принципе так и есть. Маленький рынок и низкая покупательская способность делают свое дело" - чет как-то слишком пессимистично. МСБ в Рязани жив, покупательская способность очень даже ничего.
А уже качественные букеты стоят почти также как и в Москве. )))
И для магазинов "чем дешевле чем лучше" в отношении доставки как последней мили до клиента – не самый важный принцип.
Если ваши курьеры адекватны для доставки цветов – за это магазины точно будут платить.
Ну стоимость букетов это не показатель такой же оборачиваемости как в МСК)
Круто
Продолжать самим искать бизнес модель и захватывать рынок!
Если есть на что развиваться дальше, то инвестор не нужен. Единственное, если только хотите экспоненциальный рост, тогда стоит.
Софт лучше свой написать.
Желательно обрисовать цель в ближайшие пять лет. Есть ли возможность адаптации западной модели?
Удачи в делах!
Хороший сервис. В регионах с доставкой большая проблема, особенно хоть немного пунктуальной.
1. Интернет магазины
2. Организации
Я бы взял отдельного человека на пиар среди организаций. Очень часто надо отвезти письмо или иную мелочь в другую контору.
Это одноразовые сделки, но их гораздо больше, чем доставок из местных магазинов.
Очень круто! Мы прям тем же путем шли, только с доставкой для ресторанов, в Лос-Анджелесе, и это было 7 лет назад.
В итоге написали свой софт, и сейчас перешли на продажи софта (хотя курьерская компания тоже работает, на автопилоте).
Если интересно - можем познакомиться, обменяться опытом.
Звучит интересно! Как владелец бизнеса, я бы протестировал такой сервис
Пацаны, ну это зашквар
У меня своя курьерская служба в СПб. Тоже все вручную вбиваю (работаю через Вотсап, Эксель), заказов в день 11-15. Поделитесь как вы находите клиентов? Через какую программу автоматизировали взаимодействие с курьерами и клиентами? Как нанимаете курьеров?
У нас много разовых заказов. Хотелось бы делать акцент на долгосрочном сотрудничестве с компаниями и интернет-магазинами. Курьеров через НН находим, обзваниваем, собеседование проводим по видеосвязи. Примерно так и работаем.
Прошу прощения, а вы статью читали вообще?
-Пробуйте внедрять
продуктовые линейки
-Скидки за месячный объем для клиента или за предоплаченные месяц.
-Купите какую-нибудь тачку прикольную типа Вв жук для курьера и раскрасьте ее в узнаваемый цвет или забрендируйте тачки курьеров (если они более -менее)
купить тачку на 76 тыс. прибыли на двоих? :)
Комментарий недоступен
Блин, как все круто!
А как у вас организована логистика? Курьеры берут всегда по 1 заказу и доставляют его или могут захватить несколько букетов за один выезд?
Вы доставляете только цветы или другие товары тоже?
Хороший вопрос, курьер часто едет не с один букетом, но ограничено время забора, чтобы не испортились без воды. В этом и основная прибыль, когда забирает с одного в центре, с другого и везет в один район
Нет ли у вас мыслей, кроме доставки цветов, поработать с воздушными шарами? Это огромный рынок, с своей спецификой и доставка композиций из воздушных шаров заказчикам это громадная проблема многих аэродизайнеров.
Ещё кондитерка (торты, капкейки...)
Да, спасибо за идею с шарами) Были идеи по другим нишам со схожей спецификой: клубника в шоколаде, подарки, кондитерка, про которую написала Елена
Молодцы.
Сейчас у вас есть все инструменты для того, что бы расти самим.
Я бы акцентировал внимание прежде всего на клиентах и росте клиентской базы.
Цветочные магазины не самый популярный продукт, в сравнении, например, с продуктовыми магазинами.
Клиенты - наше все.
Будут клиенты, будет прибыль и выручка. Будет прибыль, появятся инвесторы.
Тогда совсем не понимаю что они сделали? Сделали сервис доставки (на примере как есть) только в Рязани? Ну тогда ясно, думал открытие нового чего-то, УТП интересные например. Они молодцы, без сомнения. Но модель бизнеса уже есть как шаблон по которому можно сделать. Из опыта, в достависта (не реклама) нормальные доставщики, привозят в срок, по времени если нужно. Наверно для себя ожидал большего когда читал, к сожаление нового не нашёл. Почему цветочный? Можно же максимально все направлены использовать, поочередно.
С удовольствием прочитаю через пару месяцев ваш трахтибидох с маршрутизацией ). Там задачка не лёгкая.
Как составить оптимальный маршрут для курьера на 10 точек доставки с учётом разных окон доставки. А если курьеров 10, а точек 100?. А если часть из них на машинах? Можно ещё усложнить сверху )
При этом чем быстрее вы будете расти, тем острее будет вставать эта проблема, потому что она будет основой оптимизации экономики проекта, а не больше клиентов, средний чек и прочее.
Ну и с ростом пойдет проблема курьеров. К найму будете походить проще, качество хуже. Начнется борьба бобра со злом. Тут зарегламентировать и закодить будет уже гораздо сложнее.
Успехов. Жду статьи про маршрутизатор.
Ребята, очень актуальная тема! У меня в Ставрополе сеть цветочных мастерских и на 8 марта было более 300 доставок. Я нанимал координатора по курьерам, было 8 человек курьеров и мы не справились. Готов с вами поделиться опытом и вижу перспективу в вашем проекте.
Мой телефон +79283215320, давайте спишемся и договоримся о встрече.
👌🏼
Классный кейс.
"но они заточены под маршрутизацию курьеров, а не обработку заказов." - одна из ключевых идей, которую вы сами и подсветили, как мне кажется.
Привет! Молодцы, парни. Автоматизация процессов залог успеха. Мой опыт: в Красноярске на старте локдауна в марте 2020 я подумал, почему бы не начать доставлять, придумал сервис как раз для оффлайн магазинов. На тот момент я имел небольшой автопарк и водителей на аренде, ноющих что с пандемией заказов в такси мало и им нечем платить аренду. Я позвонил в несколько лакшери лавок, пару интернет магазинов, в результате получил 2 устойчивых и несколько эпизодических клиентов. Водители-арендаторы выполняли заказы в качестве курьеров, ритейлеры оплачивали услуги по безналу. Расчеты с покупателями они производили дистанционно самостоятельно. Иногда выезжал на заказы сам. Иногда нанимал Яндекс.Го. в целом, работа была в +, но именно из-за нехватки автоматизации я зашился в обработке заказов. А потом и вовсе все закрыл и переехал в Севастополь. Может быть продолжу. Куплю у вас софт))
Да, вы понимаете сколько на самом деле операционки. Без автоматизации тяжело
Классно сделали.
Масштабируется ли модель на регионы ;) и в бой
Очень круто, ребят! Классная актуальная задумка, которая дальше будет только расширяться. Успехов
Комментарий недоступен
Доплата за точное время и за срочно (в течение 1,5 часов). Поэтому различается за одно расстояние, на скриншоте видны не все поля
Интересно. Пока продавать нечего, инвестору вы не нужны и нет смысла этом, т.к. ничего не стоите пока.
Предложите клиентам какие-нибудь допы платно или бесплатно: фотоотчёт с получателем, информирование для получателя. Узнайте, что им интересно.
Фото с получателем и прочие просьбы и так выполняем)
Лучше отзывы от получателей, и интеграция с клиентскими CRM
Кто компенсирует потери, если курьер свалил с заказом?
Мы, но такого еще не было) Было много других разных ситуаций
AirTable рулит...
Ещё как 😎
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Т.е. это достависта как в Москве? А что тогда нового?
Комментарий удален модератором
А где курьеров берете? Они у вас как самозанятые работают?
Авито, а потом много приходило по сарафанному
Не изучал тематику. Но задам вопросов пару
1) А что на рынке нет готовых решений по доставке?
2) Раз у вас идет ставка больше на внешний вид курьера, не проще было бы отработать с существующими продуктами, а свой написать уже с доп. опциями
Мне кажется так быстрее путь к ликвидному продукту.
Глазами пробежался по статье, как то разрозненно все показалось, таблички, телеграмм..
Не увидел интеграции с CRM клиента.
Принимают ли наличные курьеры? Возможно совместная схема с клиентом в этом плане, с наличным расчетом ездит курьер клиента, а по безналу работают ваши. Но с использованием единой системы.
Добавил бы в качестве контроля такой опционал как шкалу времени курьера, и оценка. Курьер приезжает с планшетом, все вручает, и просит оценить его работу. Предлагает там пощелкать на смайлики.... Выводить общий коэффициент и премировать.
Как заказчика такого сервиса, в таком конкурентном рынке, с коротким циклом спроса и высокой долей повторных обращений, я бы задумался а как данные по моему магазину могут попасть к конкурентам (адреса и телефоны)
Спасибо за много вопросов)
1. Если бы были, магазинам не был бы интересен наш сервис
2. В начале пробовали использовать готовое, было много нюансов, которые не могло закрыть этот софт, или где-то 15 полей для оформления доставки
3. Интеграция с CRM? Сейчас это бессмысленно. Закинуть доставку через то, что есть сейчас занимает 30 секунд, доставок на 1 магазин не так много. У некоторых crm нет и у них с тетрадкой и телефоном с соцсетью оборот и количество доставок больше.
4. Мы принимаем наличку, на этим пользуется только один магазин. По безналу оплату пробовали, забирая вместе с букетом терминал, но даже магазину было проще только с наличкой
Идея с оценкой работы курьера неплохая, спасибо)
бизнес в регионах — это круто((((( может хотели написать выгодно?
ну не особо выгодно так то
Какие молодцы ребята...здорово.что быстро умеют перепрофилироваться...
Очень крутая статья, сразу видно, организованные ребята)) сколько стоит с вами поработать, по построению маркетинговой стратегии для стартапа?
Молодцы. Но это сложно масштабируется - есть опыт создания и развития курьерки в МСК. Если в 2 словах, то если при 100 доставках в день у вас прибыль 100 р. условно, то при 200 доставках прибыль будет те же 100 р., если не меньше. Т.к. нужен будет офис побольше, иначе очередь будет. Нужно успевать отвечать клиентам, либо набирать менеджеров. Нужен кто то на склад. Далее пойдут потери и кражи. Пропадания курьеров с деньгами и товаром. Нужно будет нормально все оформить юридически, чтобы можно было привлекать клиентов чуть крупнее и чтобы они платили безналом. Курьеров надо оформлять как ИП или самозанятого.
Но в целом это имеет право на жизнь - надо развивать. Основной курс - полная автоматизация всего всего. Не гонитесь за своим софтом либо развивайте no-code - свой софт это очень дорого и, главное, долго. И не всегла лучше готового.
Спасибо за советы, по делу, постараемся учесть👌🏼
Хорошо, что мы изначально планировали свой магазин с доставкой, иначе не известно чем бы все закончилось весной-летом прошлого года, скорее всего "наше предприятие вылетело бы в трубу"
Молодчаги! Думаю найдутся желающие купить Вашу разработку )
А защита личных данных у вас какая-то есть или все можно GET запросом скачать? )
Есть, не получится)