«Простая логистика» — как мы запустили стартап в Рязани и что из этого получилось

Мы помогаем цветочным магазинам экономить на доставке букетов клиентам. Уже работаем с пятью магазинами в Рязани и ежедневно доставляем по 30 заказов. В статье расскажем, как мы придумали и разработали сервис и почему бизнес в регионах — это круто (но это не точно).

Оглавление для тех, кто читает по диагонали:

Карта Рязани с нашей зоной доставки и ценообразованием

Как дела у малого бизнеса в Рязани?

Наверное не очень, скажете вы. В принципе так и есть.

Маленький рынок и низкая покупательская способность делают свое дело. Практически все решает стоимость: чем дешевле, тем лучше. Плюс еще и пандемия поверх этого.

В марте 2020 все оказались на изоляции. Бизнесу резко потребовалось доставлять товары на дом клиентам. Те, кто не успевал перестроиться — начали нести убытки.

Летом 2020 мы запустили сервис доставки, чтобы помочь магазинам доставлять товары клиентам.

Мы — это Андрей и Фёдор. Андрей раньше сам работал курьером, и у него уже были идеи по тому, как выстроить и автоматизировать процессы. Фёдор — это я, маркетолог и друг Андрея. Я помог соединить и упаковать все в единое целое.

За счет чего работает наш сервис

Мы можем работать с любым бизнесом, которому нужна смешанная доставка, когда товар нужно доставить:

  1. В течение 90 минут с момента заказа.
  2. В заранее обозначенный клиентом интервал.

Сейчас мы «обкатываем» модель на цветочных магазинах и планируем расширяться на смежные товары.

Зачем бизнесу аутсорсить доставку?

Доставка нужна интернет-магазинам, салонам оптики, цветочным магазинам и всем, кто доставляет свой товар до конечного покупателя.

Когда магазин берет курьера в штат, то нужно платить зарплату вне зависимости от количества доставок. Даже если платить курьеру по «сделке», все равно нужен отдельный человек для управления доставкой. Аутсорсинг доставки по сдельной оплате за заказы решает эти проблемы.

В Рязани курьер получает от 1400 до 2000 рублей в день чистыми. Окупить такие расходы магазин может при 12-15 доставках в день.

А если магазин держит отдельного менеджера для доставок, это еще плюс 20-30к в месяц к расходам.

Андрей, Основатель проекта

В чем отличие от сервисов-агрегаторов?

Когда заказов мало, магазины используют доставку от агрегаторов такси.

Без повышенного спроса доставка от агрегаторов бывает дешевой. Но Яндекс.Go часто повышает коэффициенты: утром, вечером, в дождь, в праздники и так далее. Это делает стоимость доставки непредсказуемой: например вместо обычных 170 рублей доставка стоит 240. На долгой дистанции это невыгодно.

187 рублей
наш средний чек по 2800 доставкам за неполный 2020 год

Многие магазины не доверяют заказы Яндексу, так как их водители могут не довезти заказ до двери. Бывает, что водители доезжают до дома и звонят клиенту, чтобы он спустился и сам забрал заказ. Часто магазинам важно, чтобы курьером был молодой, прилично одетый человек. Все это специфика цветочных магазинов, агрегаторы не могут обеспечить такого.

Мы опросили наших клиентов и выделили критерии, по которым они оценивают процесс доставки. Сравнили наш сервис и Яндекс.Go, выписали ключевые параметры:

Наши отличия от сервиса Яндекса

Главная проблема — обработка заказов

В самом начале мы крайне мало зарабатывали, потому что не могли брать много заказов. Все процессы сервиса происходили в «ручном» режиме: заказы передавали в Вотсапе, статистику и отчёты собирали вручную в Экселе.

К сентябрю мы поняли, что с Экселем и чатиками в Вотсаппе пора заканчивать

Мы хотели зарабатывать больше, а для этого нужно было увеличить пропускную способность сервиса.

Фёдор Анисимов, Сооснователь проекта, маркетолог

Что мы сделали, чтобы решить проблему

Если мы хотим брать много заказов, то нужно уменьшить издержки на их обработку. Для этого нужно увеличить пропускную способность диспетчера (человека, который обрабатывает заказы) в три раза.

Мы сделали систему автоматической передачи заказов: магазин заполняет форму оформления доставки → доставка оформляется автоматически. Интегрировали эту систему с базой данных, в результате получили:

1 — Все доставки в одном месте

Раньше чтобы заказать доставку, магазины звонили или писали в Вотсап. Диспетчер записывал их заказ и вводил данные в Эксель-таблицу. После этого назначал курьера — писал ему в Вотсап.

Теперь диспетчеру нужно лишь контролировать статусы в базе данных. Назначать курьеров он может одним кликом в той же базе из списка доступных курьеров. При этом курьеры сами меняют статусы заказа.

В результате на обработку заказа уходит меньше времени. И все это без переключения между Экселем и Вотсапом.

2 — Статистика в реальном времени

Раньше магазины просили звонить или писать им в Вотсап после доставки каждого заказа. Чтобы подсчитать статистику и стоимость заказов, мы собирали таблицу в Экселе руками и отправляли магазинам каждую неделю.

Теперь вся информация по статусам доставок отображается в личном кабинете магазина, статусы обновляются в реальном времени.

После каждой успешной доставки в телеграм приходят уведомления. Статистика по доставкам за неделю собирается автоматически — магазину нужно лишь зайти в личный кабинет, посмотреть и оплатить нам доставки.

Больше не нужно переспрашивать доставили ли заказ, и не нужно ждать пока выгрузят xls-файл с суммой расходов.

Почему не взяли готовый софт?

Есть готовые сервисы для менеджмента доставки, но они заточены под маршрутизацию курьеров, а не обработку заказов.

В большинстве сервисов либо не хватает функций, либо переизбыток функционала без возможности индивидуальной настройки. Некоторые слишком дорогие.

Сравнительная таблица сервисов для доставки

Как работает наша система

Весь наш софт основан на low-code платформах (ох как же модно писать про них в 2021). Фронтэнд — на Тильде, коннекторы — Integromat, бэкэнд — в Airtable. Плюс немного скриптов в тех местах, где не работали коробочные решения. Дальше — мясо 🥩

Логика работы системы

Есть страница с формой заказа первой демо-доставки: простая-логистика.рф. Эту страницу мы показываем новым и потенциальным клиентам, чтобы они поняли, как работает наш сервис и протестировали его.

Когда начинаем работать с магазином — выдаем им доступ в личный кабинет. После аутентификации магазину доступны два раздела: форма нового заказа и статистика по предыдущим заказам.

Вся дальнейшая работа магазина с нами на 90% строится в этом личном кабинете, ведь именно через него флористы и менеджеры магазинов оформляют доставки.

Вся суть — в базе данных

В базе данных храним все данные по доставкам, обрабатываем их. На основе этих данных мы показываем статистику для магазинов и курьеров.

Список доставок: в таком виде они сыпятся в базу и группируются по дням

Тут же мы распределяем данные по доставкам на магазины, чтобы каждый из них видел именно свои доставки. Такие отчеты мы «вшиваем» в личные кабинеты через iframe, чтобы флористы видели список доставок.

В личном кабинете магазина три вкладки: сегодня, запланированные и завершенные

Для владельцев магазинов делаем отдельный отчет с итоговыми суммами по неделям и месяцам. Вот такой:

Отчет для одного из магазинов с суммой доставок за месяц

В этой же базе мы собираем данные по сменам и выплатам по курьерам

Никита молодец, заработал 2 700 за день

Телеграм-боты: уведомления и контроль доставок

Чтобы не перекидывать друг другу сообщения о статусе доставок, мы сделали телеграм бота. В нем курьеры отмечают, когда они взяли и когда доставили заказ.

Слева — чат с уведомлениями. Справа — бот, в котором курьер отмечает статусы своих доставок

При смене статуса в телеграм боте статус автоматически меняется в базе данных, в чате уведомлений магазина и в личном кабинете. Это позволяет держать магазины в курсе их доставок в режиме реального времени.

Что с деньгами?

Мы смогли увеличить показатели после автоматизации процессов.

Выдержка из нашей финмодели. Кому нужно, тот посчитает маржинальность :)

После автоматизации мы смогли пробивать 100 и даже 300 доставок в день (на 8е марта). Сейчас хотим выйти на стабильный показатель в 100 доставок в день. Вот зачем это нужно:

Во-первых — операционная прибыль перешагнет отметку в 100 000 рублей в месяц.

Во-вторых — это весомый объем данных. Именно тут мы поймем, справляется ли система, хватает ли курьеров, и можем ли мы поддерживать нашу маржинальность.

В-третьих — это та отметка, при который нам нужно «обелять» бизнес, чтобы работать легально. Если нам хватит выручки, чтобы не «просесть» в рентабельности и при этом платить налоги, значит все хорошо.

LTV по магазинам за все время работы

Мы собираем всю статистику. Показатели разнятся от магазина к магазину, в зависимости от количества доставок.

Сумма в рублях — это чистая прибыль от магазина за все время (не выручка)

Главное, над чем нужно работать — стабильность доставки. Из-за непостоянного штата курьеров мы не всегда покрывали 100% доставок от магазинов. В результате получали мало заказов в месяц и недополучили прибыль. С новой системой мы сможем взять больше курьеров и работать стабильнее.

Дальнейшее развитие сервиса

Восьмого марта у нас было 320 доставок и собирать все маршруты вручную было оооооченнь сложно

Следующий этап для нашего проекта — внедрение API маршрутизации для автоматического расчета маршрутов доставки. У нас уже есть наработки, так что в 2021 мы точно «раскатим» этот функционал.

Эту статью мы написали, потому что хотим услышать конструктивную критику в адрес нашего проекта. Мы понимаем, что ниша конкурентна и развиваться в ней сложно. Тем более сейчас, в момент быстрого роста, все что угодно может пойти не так. Но пока мы верим в будущее, надеемся, что сможем сделать большие цифры.

Что вы считаете лучшим следующим шагом на данном этапе:
Найти инвесторов, чтобы масштабироваться
Привлечь еще партнеров и клиентов и расти на «свои»
Продать проект и пойти работать в офис
Свой вариант в комментах
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
94 комментария
Написать комментарий...
born in africa

-Пробуйте внедрять
продуктовые линейки
-Скидки за месячный объем для клиента или за предоплаченные месяц.
-Купите какую-нибудь тачку прикольную типа Вв жук для курьера и раскрасьте ее в узнаваемый цвет или забрендируйте тачки курьеров (если они более -менее)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Икрин

Раки с колбасой - это стильно и ароматно )))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда