{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Знаковый повод. Как зарегистрировать товарный знак и защититься от конкурентов?

Первое, что вы спросите - зачем мне товарный знак, если я закупаю продукцию у производителя и просто занимаюсь перепродажей. В этом случае, товарный знак вам не поможет. Хотя он наверняка неоднократно вам о себе напомнит. Сегодня даже маркетплейсы все чаще начинают обращать внимание на авторские права и товарные знаки. Просто поставить товар на площадку и начать продавать не так то просто. Например, если вы попытаетесь завести на Ozon товар, принадлежащий зарегистрированному ТЗ, то площадка запросит у вас подтверждающие документы, например, договор с поставщиков. Да, пока такая процедура касается не всех брендов и чаще Ozon защищает права известных торговых знаков. Но даже в справочнике маркетплейса подробно рассказано о том как не нужно вести себя по отношению к чужому товарному знаку.

Страница "Базы знаний маркетплейса Ozon" -  Документы на бренды

Вместе с тем, сам маркетплейс все чаще начинает говорить о том, что скоро он возьмется за проверку всех брендов по полной. Например, в начале этого года площадка даже взялась за защиту прав продавца на карточки товаров. Чтобы новые селлеры не могли просто взять и скопировать себе все данные других продавцов. Представьте, вы организуете дорогостоящую фотосессию товаров, размещаете из на Ozon, а после ваши фото гуляют по товарным карточка других продавцов. Похоже, скоро все это будет невозможно.

Сообщение от официальной службы поддержки маркетплейса Ozon

Допустим, вы скажете, что отлично торгуете на маркетплейсах без собственного товарного знака. Но представьте такую ситуацию: производитель товара решит взвалить весь объем продаж на себя и запретить партнерам реализовывать его продукцию на маркетплейсах. Что делать в таком случае, если вы уже неоднократно доказали, что продажа данной продукции приносит хорошую выручку? Можно найти аналогичный продукт у другого производителя и заняться его реализацией. Но давайте рассмотрим другие варианты.

Первый. Вы сами производитель товара. Например, у вас собственное производство фотоальбомов в обложке из кожи южноафриканского дерева. Или вы придумали новую настольную игру, которую решили издать самостоятельно и начать реализовывать.

Второй вариант попроще. Вы нашли за рубежом уникальный и интересный товар. Речь не обязательно о китайских диковинках. Вы решили, что будете закупать эти позиции в штатах, привозить в Россию и продавать, потому что пока этого еще никто не делает. Продавать как местный продукт, локализовав его и пометив российским брендом.

Вариант третий. Вы нашли производителя, например, интересных продуктов питания или рюкзаков. Вам удалось договориться с производителем, что он будет выпускать определенную линейку продукции специально под ваш заказ. Зачем это ему? Например, чтобы увеличить потенциальную выручку: так производитель может получать оборот от продажи изделий под собственным брендов и зарабатывать на ваших закупках. Вам это нужно, потому что вы уверены, что можете продвинуть новый товар на рынок, а в качестве производства вашего партнера абсолютно уверены. Что вам нужно, чтобы продвинуть рюкзаки на рынке? Конечно, новое имя. Оно и должно стать вашим товарным знаком под которым аксессуары будут отшиваться производителем.

Во всех трех случаях вам неминуемо придется защищаться от конкурентов, в том числе с помощью товарного знака. Так давайте его регистрировать. Только приготовьтесь - регистрация будет длиться более 18 месяцев и обойдется вам в несколько десятков тысяч рублей. Мы еще к этому вернемся.

Товарный знак (ТЗ) - это отличительное обозначение продукции

Помогает потребителям отличать продукцию от аналогичной на рынке.

Помогает продавцам защититься от конкурентов, желающих скопировать товар или использовать его для заработка незаконными методами.

С определением разобрались. Дальше еще немного важной теории. Например, зарегистрировать товарный знак до скончания времен - нельзя. Право на ТЗ действует всего 10 лет, после чего его можно продлевать бесконечное количество раз. Но каждый раз его нужно заново регистрировать. Если этого не сделать, можно попасть в ситуацию, когда другой игрок рынка просто перехватит нужное вам название. А вместе с ним и популярность раскрученного бренда.

Еще один важный нюанс. Если вы зарегистрируете ТЗ в России, никто не запретит продавать вам товар в другие страны. Но там ваш товарный знак будет недействителен и, по факту, вы сможете встретить на новом рынке точной такой же бренд или просто потерять свой - если конкуренты быстро зарегистрируют товарный знак на свое имя и скопируют товар. Итого - регистрировать товарный знак нужно в каждой стране где вы планируете вести свою предпринимательскую деятельность.

Да, права на ТЗ могут быть аннулированы досрочно, если он не будет непрерывно применяться в течении 3 лет. Если задумаете сделать перерыв и отдохнуть от бизнеса - вспомните это.

Какой ТЗ - такой и результат

Как вы представляете себе товарный знак? Думаете это просто закавыченное название компании или увтержденный логотип? Все не так просто. Товарный знак может принимать десятки обличий. Все зависит от выбора предпринимателя.

Например, словесный товарный знак — это просто название.

Coca-Cola, Facebook, Bosh - это известные вам зарегистрированные названия.

Изобразительный товарный знак — это логотипы компаний. Вы знаете сотни примеров. Пара на фотографиях ниже.

Пример трансформации графического товарного знака Lego
Пример трансформации графического товарного знака Nike
Пример трансформации графического товарного знака Apple

Товарный знак также может быть объемным. Здесь речь идет об упаковке или форме товара. Часто в качестве примера объемного ТЗ приводят традиционную бутылку Coca-Cola. Она, кстати, хороший пример того, что в каждой стране патентное законодательство работает по своим правилам. Форма бутылки признана торговым знаком далеко не во всех странах. В Например, в России такого права компании пришлось добиваться через суд с Роспатентом.

Пример трансформации объемного товарного знака бренда Coca-Cola

Поехали дальше. Еще один вид товарного знака - комбинированный. Тут все просто - это комбинация слова и изображений, формы логотипа и упаковки. Такой тип ТЗ называют самым надежным.

Можно упомянуть и еще о двух видах товарного знака, хотя для представления вашего товара на маркетплейсах они вряд ли пригодятся. Так звуковой ТЗ может зарегистрировать медиастудия или радиостанция. Им может быть джинглы радиопрограммы. Еще более странный и сложный для понимания товарный знак - обонятельный. Например, вы можете зарегистрировать в качестве ТЗ уникальный запах своего книжного магазина, запретить другим использовать такое сочетание аромата и выработать у покупателей стойкую ассоциацию с вашим брендом.

Товарный знаком нельзя сделать:

- государственные символы и знаки;

- наименования международных и межправительственных организаций, их символы и знаки;

- общепринятые символы и обозначения;

- элементы обозначения товаров, давно вошедшие во всеобщее употребление, например, форма плитки шоколада;

- сведения, вводящие потребителя в заблуждение;

- обозначения, схожие с уже существующими, но отличные в начертании букв или написании.

Проверяем чистоту помыслов

По сути, теорию вы узнали. Осталось понять куда идти и где регистрировать товарный знак, а еще разобраться сколько стоит защита собственного бренда. Если вы готовы к регистрации ТЗ, первое, что нужно сделать проверить его на плагиат. Возможно, выдуманные вами названия и формы уже принадлежат другому предпринимателю. Здесь ничего не поделаешь - чем прогрессивнее мир, тем сложнее выдумать что-то неоспоримо новое.

Проверить ваш товарный знак на сходство с другими товарными знаками - это называю проверкой на сходство до степени смешения, можно с помощью специальных баз. Например, базы Федерального института промышленной собственности или сервисов у которых есть доступ к такой базе. Online Patent - один из таких. Тут ничего сложного. Вводите название своего бренда и ищите похожие.

Пример выдачи сервиса по проверке уникальности торгового знака

Во время регистрации ваш знак будут проверять по трем признакам. Первый - графический, то есть искать сходства будут именно по визуальным составляющим. Второй - фонетический, то есть сходство в звучании. Третий признак - семантический. Он подразумевает, что ваш ТЗ не должен быть похожим на конкурентов по идее и смыслу.

Если по признаку сходства вы не нашли конкурентов, можете переходить с сбору документов. Без них регистрация, конечно, невозможно. Так что готовьте папки с бумагами.

Документируем своё родное

Полный актуальный список документов для регистрации всегда можно найти на сайте Роспатента. Спрятали его по ссылке - вдруг пригодится. Если коротко, то вам нужно собрать следующие данные:

  • заявку на регистрацию;
  • обозначение вашего товарного знака;
  • описание обозначения в свободной форме, то есть описание того как выглядит, пишется, звучит и что значит ваш товарный знак;
  • перечень товаров и услуг, для которых будете использовать товарный знак, составленный в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков;
  • подтверждение согласия на обработку персональных данных - без этого сегодня вообще никуда.

Когда все документы и данные будут готовы их нужно подать в Роспатент. Ниже красочно демонстрируем куда и как можно подать документы для регистрации. Запоминайте.

Вариант 1. Для любителей прогулок по бюджетным организациям.

Лично в головной офис Роспатента, расположенный по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, д. 30, корп. 1. Уведомление о том, что товарный знак зарегистрирован, будет отправлено вам обычным письмом.

Вариант 2. Для почитателей современных технологий.

Подать заявку в электронном виде через сайт ФИПС (https://new.fips.ru/podacha-zayavki/podacha-zayavki-na-tovarnyy-znak/) или «Госуслуги». Заметьте, такую заявку нужно будет заверить квалифицированной электронной подписью.

Вариант 3. Для ценителей неопределенности.

Отправить письмо с заявкой на регистрацию товарного знака вместе с пакетом документов по Почте.

Обещанного 3 года ждут

Но в случае с регистрацией ТЗ, ждать придется все-таки меньше. Формально процедуру регистрации можно описать следующим образом.

После получения заявки Роспатент, конечно же, проверит, были ли оплачены все госпошлины и лишь после проводить простейшую экспертизу заявки. Грубо говоря, проверяет все ли документы вы подали и соответствует ли их форма требованиям законодательства. Приготовьте, проверка может длится 1 месяц. Мы упомянули госпошлины? Да, без них никуда и как бы мы не откладывали рассказать о них придется. Ниже красочная разбивка: сколько стоит защита интересов собственного бизнеса в 2021 году. Если официальные источники пугают меньше, то вам сюда.

Регистрация заявки и первичная экспертиза обойдётся вам в 3500 рублей.

Проведение экспертизы по существу, то есть проверка на уникальность будет стоит 11500 рублей. (проверку на уникальность и на соответствие нормам закона);

Еще 16 000 рублей нужно отдать за непосредственную регистрацию товарного знака.

Платной будет и выдача свидетельства на товарный знак - это 2000 рублей.

Дальше, как говорится, бонус от редакции: подача документов в электронном виде позволит сэкономить вам на оплате госпошлин 30%. Да, время такая форма подачи заявлений тоже существенно экономит.

Если документы успешно прошли проверку, то Роспатент начинает проводить экспертизу. Ваш товарный знак будет проверен на сходств с уже существующими на рынке и, опять же, на соответствие законодательству. Звучит коротко, но в действительности весь процесс занимает до 6 месяцев.

Как только вы преодолеете все проверки, придется оплатить госпошлину за регистрации и выдачу свидетельства на товарный знак - это несколько бумажных, но очень важных листов. Как только пошлина будет оплачена, Роспатент зарегистрирует ТЗ и опубликует сведения об этом в официальном бюллетене. Вот тут можете посмотреть как он выглядит. После публикации вы сможете получить свое свидетельство.

Страница сайта ФИПС с опубликованными бюллетенями

Кстати, снова о сроках. Регистрация займет около месяца. Выдача свидетельства - ровно столько же. А если сложить все процедуры воедино, то вы поймете, что в среднем, регистрация товарного знака длится 18 месяцев. Это при успешном стечении обстоятельств, когда вы и Роспатент не допускаете ошибок в процессе оформления. Любые изменения и перепроверка увеличивают срок регистрации ТЗ. Если думаете, что у нас дурно с арифметикой, то просто почитайте официальные условия предоставления данной услуги. Информацию оставим здесь.

По сути, это все. Регистрация торгового знака - понятный процесс. Его очевидные минусы - сроки и цены. С другой стороны, обезопасив свои товары от прямых нападок конкурентов, вы можете сохранить гораздо больше времени и нервов. Подавать иски, разбираться в судах и возвращать потерянные деньги гораздо дольше.

С другой стороны, можно не регистрировать товарный знак и просто перейти к продаже нового товара, производитель которого не запрещает его реализацию на маркетплейсах. Пока сами интернет-площадки позволяют торговать продукцией без подтвержденного бренда - это допустимый сценарий. Но если игра резко поменяет правила? Может быть стоит задуматься об этом сейчас? Что вы думаете?

0
3 комментария
Катя Канева

Отличная статья (немного не поняла про регистрацию каждые 10 лет - видимо имелось в виду продление и пошлина, ну это мелочи). Публичные базы действительно дают первоначальное представление о том "свободно" название или нет - но не указано, что в обязательном порядке необходимо и погуглить (сейчас эксперты в Роспатенте совершенно спокойно отказывают в регистрации на основании поисковой выдачи ваших возможных конкурентов). Среди оснований для отказа не только "запрещенка" (государственные символы и тп), но и другие основания. Например, нет смысла пытаться регистрировать "Апельсин" для магазина фруктов или даже шуточные истории а-ля "Газпромчик" для газовых плит. Где-то у меня в статьях был табу-лист для самостоятельной проверки знака, не смогу сейчас к сожалению быстро найти. Не забываем и о том, что проверку стоит проводить и по базе поданных заявок. Статья отличная!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Eskin

А ещё с зарегистрированным торговым знаком можно убрать конкурентов из Яндекс.Директ и Google Ads которые транслируют объявления по брендовым запросам.

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

К слову, при подаче документов онлайн, грех не воспользоваться скидкой 30%.
Таким образом, все гос пошлины вместо 33000 влезут в 23.100 =)
И еще, 3.5 К, 16 К, 11.5 К, это при условии, что указан только один из классов МКТУ.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда