(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93808461, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93808461, 'hit', window.location.href);

Чек-лист: как малому и среднему бизнесу учесть все нюансы маркировки молочной продукции

Аскар Рахимбердиев, генеральный директор и сооснователь сервиса МойСклад

К 1 июня 2021 года в России станет обязательной маркировка сыров и мороженого. Позднее — продукции с длительным и коротким сроками годности. С 2023 года в стране можно будет следить за передвижением по товарной цепочке любой молочной продукции. Вот как малым и средним предприятиям подготовиться к нововведениям и избежать штрафов.

Сейчас аналогичный механизм маркировки работает в розничном бизнесе по продаже обуви, одежды, кухонного и постельного белья, табака, фотокамер, духов и других товаров. Теперь в этот ряд встают и производители молочной продукции и импортеры. С 20 января 2021 года на производствах уже появилось оборудование для нанесения кодов маркировки на упаковки. Компании должны были отладить все процессы, необходимые для этого. Для розницы маркировка молочной продукции станет обязательной с 1 декабря 2021 года — без нее нельзя будет зафиксировать продажу молока или сливок через кассу.

Нововведение многоступенчатое и сложное, поэтому бизнесу, связанному с молочной продукцией, уже сейчас нужно определиться, в какую категорию входит компания.

— Импортерам нужно проверить, должна ли быть маркировка на продукции уже сейчас;

— Мелкие предприниматели, производящие сыр, должны наладить процессы маркировки к 1 июня 2021 года.

Для производителей и розницы механизмы маркировки будут работать по-разному.

  • Определите, в какую категорию входит ваш бизнес (производитель, импортер или розничный продавец). Если вы и производите, и торгуете, вы входите сразу в несколько категорий.
  • Какую категорию молочной продукции вы производите, импортируете или продаете?

— с 1 июня 2021 года станет обязательной маркировка для мороженого и сыров. Если импортер поставляет и мороженое, и сыры, то с этого момента вся продукция должна быть промаркирована.

  • Если вы производите другие товары «молочной категории», помните, что с 1 сентября 2021 года становится обязательной маркировка для всех остальных подгрупп молочной продукции. До сентября 2021 года есть время поставить оборудование для маркировки и наладить процесс для товаров:

— со сроком хранения более 40 суток (молоко несырое и сливки; молоко сухое сублимированное обезжиренное (не более 1.5% жирности), в т.ч. цельные, масло сливочное, паста масляная и масло топленое, жир молочный, смеси топленые и сливочно-растительные, творог, молоко и сливки сгущенные с добавлением сахара и других подсластителей. Кисломолочные продукты, кроме творога и продуктов из творога, сыворотка, молочная продукция, не включенная в другие группы. Молоко питьевое, для детского питания, пастеризованное, стерилизованное, ультрапастеризованное, обогащенное, молочная продукция для детей дошкольного и школьного возраста и молочная продукция для детского питания.

  • С 1 декабря 2021 года маркировка должна быть у всех аналогичных продуктов, но со сроком годности меньше 40 суток. Тогда же магазины станут обязаны фиксировать выбытие этого товара из магазина через кассу.
  • Маркировать не нужно вовсе:

— молочную продукцию с фасовкой менее 30 граммов;

— детское питание для детей до 3-х лет;

— диетическое питание;

— продукцию, упакованную непромышленным способом в рознице (голову сыра можно будет продать по частям).

  • Еще раз: если фермер продает молочную продукцию от своих коров на рынке без упаковки в промышленную тару, маркировать такой товар не нужно. Маркировка понадобится фермеру только в том случае, если он реализует продукцию через собственный магазин или сеть — с 1 декабря 2022 года.
  • Продукцию, проданную по частям (вроде головы сыра), нужно оформлять особо. При продаже первого куска головы, нужно передать данные в национальную систему Честный знак — они сообщат о начале «расформирования» товара. В систему поступает код маркировки, ИНН продавца, стоимость головы сыра, причина вывода молочной продукции из оборота (реализация на развес, в нарезку), фактическая дата упаковки.

Что нужно делать, чтобы ввести маркировку

  • Импортерам нужно обратить внимание на то, что ввозить молочную продукцию в России можно только, если маркировка будет нанесена на границе. Для ввоза продукции нужны данные ветсанитарных документов, заключение экспертизы.

Что нужно делать, чтобы ввести маркировку

Производителю

  • Нужна электронная подпись. Получить электронную цифровую подпись можно у любого провайдера, например, КриптоПро. Это небыстрый и затратный процесс. Нужно собрать большую папку документов и обратиться к провайдеру.
  • После получения ЭЦП нужно зарегистрироваться на сайте Честного знака. Это обеспечить доступ к заказу кодов и работе с ними. Важно установить плагин для работы с ЭЦП, иначе Честный знак работать не будет, зарегистрироваться не получится.

При регистрации в Честном знаке нужно указать данные своей организации и отметить товарные группы (молочная продукция), которые компания производит, импортирует или продает (проставить галочки в таблицах).

  • После регистрации производителю нужно заказать коды маркировки. Для заказа используется сайт станции управления заказами, либо других компаний, которые интегрируются с Честными знаком. Таким образом в Честный знак нужно тем или иным образом передать набор параметров:

— о способе выпуска товаров в оборот (произведено в России, ввезены из ЕАЭС); — способ изготовления кодов маркировки (определенный параметр, который отвечает за то, кто генерирует коды маркировки и в большинстве случаев данный параметр передается, если пользователь сам произвел).

При заказе кодов важно помнить про GTIN (англ. Global Trade Item Number) - это штрих-код, артикул товара на каждую модель, марку, сорт. В Честном знаке он доступен для товаров легкой промышленности и позволяет сообщать об остатках и необходимости их промаркировать.

Для получения GTIN на молочную продукцию нужно нужно вступить в Международную Ассоциацию GS1 Russia. Она предоставляет специальную программу для генерации GTIN. Это международный каталог, который регистрирует всевозможные товары. Например, у кроссовок Nike в нем будет зарегистрирован один код для пары определенной модели во всем мире.

  • После получения GTIN нужно перейти в Национальный каталог. Там можно создать собственный товар (если его нет) и указать код от ГС1 РУС. Регистрироваться нужно на всех этих платформах отдельно.
  • После регистрации нужно купить принтер. Коды можно выгрузить из Честного Знака в формате, готовом для печати.
  • После покупки принтера можно производить и маркировать товары кодами. Требований о том, куда именно нужно клеить коды маркировки, у Честного знака нет. Но есть общие рекомендации: следить за тем, чтобы коды можно было прочитать на упаковке и их было сложно повредить.
  • Купить 2D-сканер, совместимый с кассой. Он позволит считывать коды маркировки в Data Matrix.
  • Если производитель и продавец — разные организации, важно помнить про системы ЭДО. Они позволяют обмениваться накладными в электронном формате. Одна из систем ЭДО предоставляется всем пользователям Честного Знака - ЭДО Лайт.

Розничному бизнесу

  • Для розничного бизнеса актуальны первые два пункта из раздела Производителю (выше).
  • Это не обязательно, но стоит зарегистрироваться в системе Честный знак. С ее помощью будет удобнее принимать товары через систему ЭДО Лайт, поможет оповестить систему в случае кражи товаров (тогда их коды выводят из оборота). Важно помнить, что без регистрации в системе Честный знак нельзя проверить коды маркировки товаров, заказывать их на остатки или перемаркировать товары.
  • Для перемаркировки товаров в случае порчи или утери кода, может пригодиться принтер, — так же как и производителю.
  • Для кассы потребуется программное обеспечение, которое поддерживает сканирование кодов маркировки и ОФД. Это поможет убедиться, что в Честном знаке у конкретного товара появилась пометка «продано» — конкретный код маркировки был выведен из оборота.

Если молочную продукцию не промаркировать

В случае, если розничная компания продает немаркированный товар, ее ждут санкции. Их серьезность зависит от очень большого количества факторов.

Для ИП предусмотрен максимальный штраф в размере 10 000 рублей и изъятие продукции.

Для организаций — 300 000 и изъятие.

При наличии отягчающих обстоятельств возможно и возбуждение уголовного дела, результатом которого может стать реальный срок от 3 до 6 лет. Отягчающие обстоятельства наступают в случае крупного (стоимость немаркированных товаров превышает 400 000 рублей) и особо крупного (стоимость немаркированных товаров превышает 1,5 млн рублей) размера партии немаркированных товаров. Также ситуацию осложнит предварительный сговор группы лиц.

Товар импортера не допустят до реализации, он может быть признан контрабандным. За это предусмотрена уголовная ответственность.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Анна Богомолова

Фух,

Еще раз: если фермер продает молочную продукцию от своих коров на рынке без упаковки в промышленную тару, маркировать такой товар не нужно. Маркировка понадобится фермеру только в том случае, если он реализует продукцию через собственный магазин или сеть — с 1 декабря 2022 года.

Моя Людмила, фермер с молоком и сметаной, и ее корова Наташа могут спать спокойно. 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zharckov

Невыгодно вашему фермеру развивать бизнес и открывать свой магазин) и так, да, можно спать спокойно. 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Богомолова

не сомневаюсь( 
но сметана крышесносная 

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Dyrin

Полиграфическая компания печатает этикетки для производителя молочной продукции. Участником оборота не является. Может ли она быть включена в систему ИС МП для получения и использования при печати кодов маркировки? Основной вопрос - каким образом все игроки цепочки могут быть интегрированы для решения потенциальных проблем с учетом маркировки?

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Dyrin

Ну то есть, у Вашего Склада ответа тоже нет. Неудивительно

Ответить
Развернуть ветку
МойСклад
Автор

Типография действительно не является участником оборота маркированной продукции. Далее все зависит от того, как вы построите с ней работу. Например, схемы, когда подрядчик на аутсорсе полностью проводит маркировку, вполне распространены и работают.

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Dyrin

Ок, спасибо. Каким образом реализуется учет предоставленной подрядчику маркировки в таких случаях?

Ответить
Развернуть ветку
МойСклад
Автор

Это полностью ответственность компании или ИП, на которого выпущены коды. Система маркировки не видит, что происходит с ними дальше, главное чтобы в конечном итоге коды были
— введены в оборот
— переданы следующему участнику оборота (например, оптовому покупателю) или выведены из оборота (например, через розничную продажу).

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Dyrin

Да это мы все понимаем, читать умеем, смотреть видосы на сайте ИС МП тоже. Хотелось реальных кейсов учёта, а не маркетинговой накипи и шелухи. 

Ответить
Развернуть ветку
Ян Рокотов

А штрафы для самозанятых вообще предусмотрены?

Ответить
Развернуть ветку
МойСклад
Автор

С самозанятыми все просто — им в принципе запрещено торговать маркированной продукцией.

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Dyrin

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
Елена Путилина

Нормальный лонгрид. Мб если молочники читают это, то все в этот раз по нормальному сделают. Потому что качество у них частенько хромает, вдруг после гайда все улучшится😅

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Киселёв
Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда