{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

В чем кардинальная разница продаж на Ozon и Wildberries, и почему стратегия продаж Wildberries — путь на дно?

Сегодня хотелось бы немного сравнить внутренние алгоритмы продаж на двух самых больших маркетплейсах РФ и объяснить, почему стратегия Wildberries ущербна и ведёт в никуда.

Возможно, для кого-то (а может и для многих) сейчас будет откровение и неожиданность, но это факт, с которым бесполезно спорить:

природа продаж на Wildberries — это не внутренний поиск и не категории товаров.

Вы можете оказаться в топе категории или поискового запроса, и у вас не будет продаж. Понятно, что в топе стоят карточки с продажами, и ни для кого уже не секрет, что выход в топ по запросу или в категории — это исключительно сумма продаж в деньгах за последние N дней. Детально алгоритм ранжирования мы разбирать не станем, об этом будет отдельный пост в нашем телеграм-канале MPGO. Можем сказать лишь одно, на ранжирование (место в поисковой выдаче или в категории) имеет влияние ТОЛЬКО сумма продаж в деньгах за N дней. Никакие другие факторы на это не влияют. Они влияют на другие механизмы, о которых пойдёт речь дальше.

Почему мы так в этом уверены? Мы умеем двигать карточку товара искусственно вверх. Да, брать любую карточку и делать ее первой в категории или в поисковом запросе. И знаете, что происходит когда она первая? НИЧЕГО!!! Это или не добавляет продаж вообще, или добавляет единичные продажи. Мы это долгое время проверяли и можем сказать с уверенностью.

На Wildberries не продают первые места в категориях или поисковых запросах, даже если вы займете половину первой страницы.

Вероятно, в каких-то категориях (например, вещевых) это и работает, мы конечно же не тестировали все категории, но большинство из тех, которые мы протестировали, не дают продаж на основании одной лишь первой страницы. Не приходят люди на Wildberries за конкретным бытовым товаром (а если приходят, то в единичных случаях)— они покупают то, что показывает им робот.


Конечно, не только мы умеем так делать. Вот вам пример карточки, которую накрутили\поставили в ТОП категории, но она почти не имеет продаж.

https://new.shopstat.ru/product/wildberries/24112757 Аналитика для маркетплейсов Shopstat.ru

И вот ниже пример карточки из ТОПа в той же категории и ценовом диапазоне.

https://new.shopstat.ru/product/wildberries/2996494 Аналитика для маркетплейсов Shopstat.ru

Как видите, там совсем другой порядок продаж.

Откуда берутся огромные продажи на Wildberries?

Внутри движка Wildberries есть робот, назовем его ТБ (технический бот), который показывает карточки товара там, откуда люди покупают. Это как раз те разделы с персонализированными рекомендациями. Когда человеку подсовывают в разных местах товары с пометкой «подобрано для вас», посмотрите это и т.д. Туда входят пуши в приложениях, рассылки на почту и тому подобное. И благодаря этому большой массе людей показывают товар, которым они когда-то интересовались или смежный их интересам.

Естественно, там не все так просто, что робот ТБ тупо показывает смежный товар. Скорей всего — это наши догадки — там используются различные сегменты, аудитории, интересы, пути на сайте и т.д. Алгоритм точно довольно сложный. Но это нас не особо интересует. Нас интересует, как туда попадает именно наш товар.

Вот тут самое интересное. Дебильный алгоритм робота ТБ (простите, но кроме как дебильным его назвать сложно) заточен на то, чтобы генерировать продажи на те карточки на которые опустили цену ниже минимальной которая была когда-либо. Да, все так просто.

Wildberries вас продает, когда вы роняете цену.

Думаю, многие замечали, как падают продажи после акций. Вы опустили цену по просьбе Wildberries, акция закончилась, и вы ее подняли обратно, а продажи как рукой смело. И что вы делаете? Правильно — опускаете цену обратно, чтобы продажи вернулись. и — вуаля! — они возвращаются.

Вот вам пример такой карточки:

https://new.shopstat.ru/product/wildberries/10944704 Аналитика для маркетплейсов Shopstat.ru

Вся логика Wildberries заточена для того, чтобы прогнуть вас по цене. Задача в том, чтобы вы продавали как можно дешевле. Wildberries все равно на курс доллара, стоимость доставки в РФ, инфляцию и РРЦ. Они вас опустили по цене один раз на акцию, и если вы хотите опять продажи, то вам нужно упасть еще ниже. Думаю, вы теперь тоже согласны, что это именно дебильный алгоритм. Причем он запоминает цену за всю историю карточки и учтите:

если вам Wildberries сам прописал большую СПП (скидка покупателя), как было недавно на многих карточках, то робот запомнил эту цену, и после того как СПП уходит, продажи резко падают.

При этом вы можете купить всю существующую рекламу на Wildberries, (это отдельная тема для обсуждения, более убогую систему рекламы придумать сложно, но об этом в следующий раз), и эта реклама вам тоже почти не добавит продаж. Они будут единичными. Все это вы можете проверить сами благодаря бесплатному сервису Shopstat (их скрины мы используем в тексте), на котором доступны продажи всех товаров на Wildberries. Вы можете посмотреть, как менялась цена, и как от этого зависят продажи. Все данные открыты и доступны каждому.

Еще пару слов про алгоритм. После того как вы опустили цену ниже, чем она когда-либо была, робот начинает вас двигать в продажи, показывая огромной аудитории. Дальше все очень просто.

Оценивается конверсия из показов в продажи (и сумма продаж). Чем выше конверсия, тем выше рейтинг у товара внутри робота, и тем большей аудитории будет показан товар.

Задача робота ТБ — сделать максимальный оборот на ограниченной аудитории. Как раз тут участвует рейтинг карточки. Логично, что карточки с 5 звездами будут более конверсионные, чем аналогичные с низким рейтингом. Это же объясняет, что не все товары начинают хорошо продаваться после снижения цены. Алгоритм, естественно, не настолько простой, и учитывает еще много факторов. Но основной фактор, который нужно понимать, что его задача — сделать максимальный оборот на аудитории WB. Хороший ли это алгоритм для самого WB? Наверно, сейчас — да. Но в целом, по нашему мнению, это путь на дно. Так как Wildberries нет никакого дела до своих поставщиков. Маркетплейсу совершенно без разницы, что изменился курс валюты, что доставка из Китая подорожала в два раза, что есть РРЦ и ты делал скидку на акцию, а не на все время. Хотя это проявляется и в других моментах, в которых все понимают, что Wildberries не дорожит своими поставщиками и не держится за них.

https://new.shopstat.ru/product/wildberries/15536492 Аналитика для маркетплейсов Shopstat.ru

Отсюда становится понятно, почему платформа рекламы на Wildberries такая ограниченная. А она не нужна самому маркетплейсу. Нормальная платформа с рекламой сломает их логику продаж.

Почему мы считаем, что этот алгоритм плохой?

Опираясь на практику мировых маркетплейсов (в частности, Amazon, TaoBao и Lazada), мы знаем, что там не применяются такие алгоритмы, и продажи не зависят от внутреннего робота, который следит фактически только за ценой. Если это не работает у них, то почему должно работать у нас? И не будет работать. То, что это работает сейчас — это исключительно временная история, которой очень скоро придет конец.

Как работают продажи на Ozon

Тут нет никаких внутренних роботов и идиотских алгоритмов. Да, у Ozon есть алгоритмы ранжирования в поисковой выдаче и в категории, и они банальны и просты. Но самое главное, что природа продаж тут абсолютно совпадает с мировыми лидерами маркетплейсов. Реклама, акции, бонусы, скидки и т.д. Ozon предлагает десятки (!!!) методов продвижения внутри площадки, которые и генерируют продажи. То есть у них не стоит задача выкачать максимум денег с своей аудитории, а задача чтобы продавцы продавали больше. И не важно, какого товара и выгодно это Ozon или нет. Тут (ровно, как и на том же Amazon или TaoBao) работает простая схема.

Увеличивая рекламный бюджет внутри площадки, ты увеличиваешь свои продажи.

Да, конечно, это должна быть адекватная карточка товара с отзывами, нормальное описание и фото, конкурентная цена и т.д. Но ты получаешь продажи не благодаря роботу и снижению цены, а благодаря внутренней рекламе на площадке. Участие в акциях, скидки, промокоды и прочее. Методов продвижения очень много и каждый приносит продаж по чуть-чуть. Мы считаем, что это адекватная природа продаж и у нее есть будущее.

https://new.shopstat.ru/product/ozon/168739237 Аналитика для маркетплейсов Shopstat.ru

Если еще год назад мы сами на своих товарах смотрели на продажи только на Wildberries. Ozon генерировал 10% от продаж Wildberries и, если честно, иногда туда не заходили неделями, а сейчас мы полностью переключились на продажи на Ozon и максимально верим в его рост. Продажи за последнее время это отлично показывают. Но как мы писали выше продажи просто так сами не появляться (как они появляются на Wildberries и потом исчезают). Тут нужно взять и разобраться во всех методах продвижения.

P.S.: Думаем, многие замечали что на Wildberries в разы больше негативных и неадекватных отзывов, чего только стоит фраза “деньги на ветер”, которая стала уже мемом. При этом на Ozon чаще отзывы положительные, адекватные и более развернутые. Это хорошо заметно на одинаковых товарах.

И этот момент тоже объясняется природой продаж. На Wildberries товар покупателю навязал робот, а на Ozon он покупку сделал осознанно.

Если вы не согласны с нашим мнением, то предлагаем бурно его обсудить в телеграм-чате поставщиков.

Засим всем хороших продаж на всех маркептлейсах!

0
266 комментариев
Написать комментарий...
Igor Dunst

Wildberries это отстой. В карточке товар с одними характеристиками, а в реале это не то , что вы увидели в рекламе. Они не за что не отвечают, вернуть товар почти не реально. Если вы заказали товар по распродаже, но цена его увеличилась, то вы ничего не получите, и деньги свои назад потом будете выбивать долго. Товар сколь угодно долго будет висеть в доставке, но доставлен не будет. Самый худший из всех интернет магазинов. Помойная площадка.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга

Вот не надо. У меня в ВБ 400 тыс. выкупа. Возвраты 3 раза и только один раз решались проблемно. И то, если бы муж внимательно осмотрел мультиварку прежде чем забирать, то вообще без проблем было бы. 

Ответить
Развернуть ветку
Igor Dunst

А вот и надо. Купил очиститель для кожи. В рекламе и на упаковке- очиститель, а в инструкции по применеию- кондиционер. То есть несоответствие рекламы и товара. В подобных случаях, тот  же АлиЭкспресс извиняется и возвращает деньги, но ВБ отвечает, все претензии к поставщику, мы здесь непри чем.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга

Али уже давно не извиняется. И редко возвращает.
Вы по одному случаю ВБ судите? И что за очиститель-кондиционер такой интересный?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Dunst

Если Вам действительно интересно, артикул 15420150. В карточке написано- глубоко проникает, хорошо очищает, на флаконе - перед применением очистить кожу очистителем. 
Случай не единичный. Предыдущий заказ висел в статусе доставляется более 10 дней. На все вопросы , когда будет доставка, один ответ- ожидайте, хотя на складе этот товар быт

Ответить
Развернуть ветку
Igor Dunst

..был в наличии
Относительно Али, они возвращали деньги даже за несоответствие оттенка цвета товара, и они не перекладывают на поставщиков. В моем данном случае пришлось писать жалобу в Роспотребнадзор.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга

Честно? Хз. По отзывам ничего так штука. Так что...
А Али уже давно игнорит клиента. Полтора года назад я четыре месяца доказывала, что не получила переноску для собаки. Продаван дал фейковый трек, который не отслеживаются. После 90 дней я ждала ещё четыре месяца. Заказ был в сентябре, деньги получила в конце апреля. Десятка полтора-два мелких заказа за 8 лет просто не пришли. И в половине случаев али меня послал. Хотя по идее не должны отправлять неотслеживаемые треки.
Хороши все. Но на ВБ Вы зря бочку катите. Любой товар можно распаковать, обнюхать и рассмотреть в ПВЗ. И если не нравится, то деньги вернут минут через 20.

К сожалению большинство продавцов совершенно не думают о репутации и о клиенте, а потом ноют как плохи маркетплейсы. Это хорошо видно на именно тут, на VC.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Dunst

Добрый день. Вчера по непонятным для меня причинам пришло одобрение на мой запрос о возврате денег. Или Роспотребнадзор помог или.....Висело в отказе почти месяц. 
Вообще я считаю неправильной политику продавцов, что покупатель должен смотреть, что он покупает. Я понимаю, какие то внешние проявления ( разбит корпус и.т.д) это да согласен, но если на ярлыке написано, что вещь например из 100 хлопка, то так и должно быть. И заявления продавца, куда вы смотрели- неуместны. Так дойдем, что и жирность молока в пакете надо будет проверять. Если ты продаешь - обеспечь качество и не надо перекладывать на покупателя. 
Имел возможность определенный период совершать покупки в Европе
, за кислый йогурт продавец так попадал, что всякое желание переложить что то на покупателя у него отпадало. Но я понимаю, что нас это фантастика.
А с Али у меня почему то все нормально Всегда все возвращали, даже без возврата некачественного товара.ну видимо кому где повезет

Ответить
Развернуть ветку
263 комментария
Раскрывать всегда