{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

В чем кардинальная разница продаж на Ozon и Wildberries, и почему стратегия продаж Wildberries — путь на дно?

Сегодня хотелось бы немного сравнить внутренние алгоритмы продаж на двух самых больших маркетплейсах РФ и объяснить, почему стратегия Wildberries ущербна и ведёт в никуда.

Возможно, для кого-то (а может и для многих) сейчас будет откровение и неожиданность, но это факт, с которым бесполезно спорить:

природа продаж на Wildberries — это не внутренний поиск и не категории товаров.

Вы можете оказаться в топе категории или поискового запроса, и у вас не будет продаж. Понятно, что в топе стоят карточки с продажами, и ни для кого уже не секрет, что выход в топ по запросу или в категории — это исключительно сумма продаж в деньгах за последние N дней. Детально алгоритм ранжирования мы разбирать не станем, об этом будет отдельный пост в нашем телеграм-канале MPGO. Можем сказать лишь одно, на ранжирование (место в поисковой выдаче или в категории) имеет влияние ТОЛЬКО сумма продаж в деньгах за N дней. Никакие другие факторы на это не влияют. Они влияют на другие механизмы, о которых пойдёт речь дальше.

Почему мы так в этом уверены? Мы умеем двигать карточку товара искусственно вверх. Да, брать любую карточку и делать ее первой в категории или в поисковом запросе. И знаете, что происходит когда она первая? НИЧЕГО!!! Это или не добавляет продаж вообще, или добавляет единичные продажи. Мы это долгое время проверяли и можем сказать с уверенностью.

На Wildberries не продают первые места в категориях или поисковых запросах, даже если вы займете половину первой страницы.

Вероятно, в каких-то категориях (например, вещевых) это и работает, мы конечно же не тестировали все категории, но большинство из тех, которые мы протестировали, не дают продаж на основании одной лишь первой страницы. Не приходят люди на Wildberries за конкретным бытовым товаром (а если приходят, то в единичных случаях)— они покупают то, что показывает им робот.


Конечно, не только мы умеем так делать. Вот вам пример карточки, которую накрутили\поставили в ТОП категории, но она почти не имеет продаж.

https://new.shopstat.ru/product/wildberries/24112757 Аналитика для маркетплейсов Shopstat.ru

И вот ниже пример карточки из ТОПа в той же категории и ценовом диапазоне.

https://new.shopstat.ru/product/wildberries/2996494 Аналитика для маркетплейсов Shopstat.ru

Как видите, там совсем другой порядок продаж.

Откуда берутся огромные продажи на Wildberries?

Внутри движка Wildberries есть робот, назовем его ТБ (технический бот), который показывает карточки товара там, откуда люди покупают. Это как раз те разделы с персонализированными рекомендациями. Когда человеку подсовывают в разных местах товары с пометкой «подобрано для вас», посмотрите это и т.д. Туда входят пуши в приложениях, рассылки на почту и тому подобное. И благодаря этому большой массе людей показывают товар, которым они когда-то интересовались или смежный их интересам.

Естественно, там не все так просто, что робот ТБ тупо показывает смежный товар. Скорей всего — это наши догадки — там используются различные сегменты, аудитории, интересы, пути на сайте и т.д. Алгоритм точно довольно сложный. Но это нас не особо интересует. Нас интересует, как туда попадает именно наш товар.

Вот тут самое интересное. Дебильный алгоритм робота ТБ (простите, но кроме как дебильным его назвать сложно) заточен на то, чтобы генерировать продажи на те карточки на которые опустили цену ниже минимальной которая была когда-либо. Да, все так просто.

Wildberries вас продает, когда вы роняете цену.

Думаю, многие замечали, как падают продажи после акций. Вы опустили цену по просьбе Wildberries, акция закончилась, и вы ее подняли обратно, а продажи как рукой смело. И что вы делаете? Правильно — опускаете цену обратно, чтобы продажи вернулись. и — вуаля! — они возвращаются.

Вот вам пример такой карточки:

https://new.shopstat.ru/product/wildberries/10944704 Аналитика для маркетплейсов Shopstat.ru

Вся логика Wildberries заточена для того, чтобы прогнуть вас по цене. Задача в том, чтобы вы продавали как можно дешевле. Wildberries все равно на курс доллара, стоимость доставки в РФ, инфляцию и РРЦ. Они вас опустили по цене один раз на акцию, и если вы хотите опять продажи, то вам нужно упасть еще ниже. Думаю, вы теперь тоже согласны, что это именно дебильный алгоритм. Причем он запоминает цену за всю историю карточки и учтите:

если вам Wildberries сам прописал большую СПП (скидка покупателя), как было недавно на многих карточках, то робот запомнил эту цену, и после того как СПП уходит, продажи резко падают.

При этом вы можете купить всю существующую рекламу на Wildberries, (это отдельная тема для обсуждения, более убогую систему рекламы придумать сложно, но об этом в следующий раз), и эта реклама вам тоже почти не добавит продаж. Они будут единичными. Все это вы можете проверить сами благодаря бесплатному сервису Shopstat (их скрины мы используем в тексте), на котором доступны продажи всех товаров на Wildberries. Вы можете посмотреть, как менялась цена, и как от этого зависят продажи. Все данные открыты и доступны каждому.

Еще пару слов про алгоритм. После того как вы опустили цену ниже, чем она когда-либо была, робот начинает вас двигать в продажи, показывая огромной аудитории. Дальше все очень просто.

Оценивается конверсия из показов в продажи (и сумма продаж). Чем выше конверсия, тем выше рейтинг у товара внутри робота, и тем большей аудитории будет показан товар.

Задача робота ТБ — сделать максимальный оборот на ограниченной аудитории. Как раз тут участвует рейтинг карточки. Логично, что карточки с 5 звездами будут более конверсионные, чем аналогичные с низким рейтингом. Это же объясняет, что не все товары начинают хорошо продаваться после снижения цены. Алгоритм, естественно, не настолько простой, и учитывает еще много факторов. Но основной фактор, который нужно понимать, что его задача — сделать максимальный оборот на аудитории WB. Хороший ли это алгоритм для самого WB? Наверно, сейчас — да. Но в целом, по нашему мнению, это путь на дно. Так как Wildberries нет никакого дела до своих поставщиков. Маркетплейсу совершенно без разницы, что изменился курс валюты, что доставка из Китая подорожала в два раза, что есть РРЦ и ты делал скидку на акцию, а не на все время. Хотя это проявляется и в других моментах, в которых все понимают, что Wildberries не дорожит своими поставщиками и не держится за них.

https://new.shopstat.ru/product/wildberries/15536492 Аналитика для маркетплейсов Shopstat.ru

Отсюда становится понятно, почему платформа рекламы на Wildberries такая ограниченная. А она не нужна самому маркетплейсу. Нормальная платформа с рекламой сломает их логику продаж.

Почему мы считаем, что этот алгоритм плохой?

Опираясь на практику мировых маркетплейсов (в частности, Amazon, TaoBao и Lazada), мы знаем, что там не применяются такие алгоритмы, и продажи не зависят от внутреннего робота, который следит фактически только за ценой. Если это не работает у них, то почему должно работать у нас? И не будет работать. То, что это работает сейчас — это исключительно временная история, которой очень скоро придет конец.

Как работают продажи на Ozon

Тут нет никаких внутренних роботов и идиотских алгоритмов. Да, у Ozon есть алгоритмы ранжирования в поисковой выдаче и в категории, и они банальны и просты. Но самое главное, что природа продаж тут абсолютно совпадает с мировыми лидерами маркетплейсов. Реклама, акции, бонусы, скидки и т.д. Ozon предлагает десятки (!!!) методов продвижения внутри площадки, которые и генерируют продажи. То есть у них не стоит задача выкачать максимум денег с своей аудитории, а задача чтобы продавцы продавали больше. И не важно, какого товара и выгодно это Ozon или нет. Тут (ровно, как и на том же Amazon или TaoBao) работает простая схема.

Увеличивая рекламный бюджет внутри площадки, ты увеличиваешь свои продажи.

Да, конечно, это должна быть адекватная карточка товара с отзывами, нормальное описание и фото, конкурентная цена и т.д. Но ты получаешь продажи не благодаря роботу и снижению цены, а благодаря внутренней рекламе на площадке. Участие в акциях, скидки, промокоды и прочее. Методов продвижения очень много и каждый приносит продаж по чуть-чуть. Мы считаем, что это адекватная природа продаж и у нее есть будущее.

https://new.shopstat.ru/product/ozon/168739237 Аналитика для маркетплейсов Shopstat.ru

Если еще год назад мы сами на своих товарах смотрели на продажи только на Wildberries. Ozon генерировал 10% от продаж Wildberries и, если честно, иногда туда не заходили неделями, а сейчас мы полностью переключились на продажи на Ozon и максимально верим в его рост. Продажи за последнее время это отлично показывают. Но как мы писали выше продажи просто так сами не появляться (как они появляются на Wildberries и потом исчезают). Тут нужно взять и разобраться во всех методах продвижения.

P.S.: Думаем, многие замечали что на Wildberries в разы больше негативных и неадекватных отзывов, чего только стоит фраза “деньги на ветер”, которая стала уже мемом. При этом на Ozon чаще отзывы положительные, адекватные и более развернутые. Это хорошо заметно на одинаковых товарах.

И этот момент тоже объясняется природой продаж. На Wildberries товар покупателю навязал робот, а на Ozon он покупку сделал осознанно.

Если вы не согласны с нашим мнением, то предлагаем бурно его обсудить в телеграм-чате поставщиков.

Засим всем хороших продаж на всех маркептлейсах!

0
266 комментариев
Написать комментарий...
Артур Дунайцев

Очень странная и однобокая позиция. Бизнес - есть бизнес. Любая мало-мальски крупная площадка озабочена одним самым важным критерием "счастье пользователя". Пользователь тут тот, кто несёт деньги, а не тот, кто забирает. 

Ну так вот, клиент магазина в принципе жаждет всего нескольких простых вещей: купить все в одно окно, по самой низкой возможной цене, забрать рядом с домом, чтобы быстро, и все это еще обернуто ограничениями верстки и процесса: быстро и удобно найти, быстро и удобно оформить заказ, получить качественный заявленный товар. 

Если человек не знает, что он хочет, очевидно, что система ранжирует витрины по продажам. Это и есть счастье пользователя: показать человеку то, что чаще всего берут другие, потому что это продается. Соответственно, для поставщиков, чей товар не покупают, вывод вполне понятный и неутешительный: ваш товар - не соответствует пользовательскому ожиданию цена/качество, или же ваша аудитория слишком мала (для элитки, например, вот и мало продаж). 

Шоп не является дебилом, он считает свои затраты на обеспечение соответствующего уровня сервиса, а так же анализирует ассортимент схожего сегмента. Поэтому и проводит жесткую, но клиентоориентированную политику цен. Про косяки с наполнением свойств, описаниями и прочим я уже не говорю, хотя это точно их основная боль. Ну так собственно вопрос: а вы точно боретесь с тем? А то есть мнение, что перекладывая ответственность за свой продукт на маркетплейс вы идете в трубу, потому что ваш маркетолог/вы сами глупы? Очевидно, да. И сравнение с Озоном не самое уместное. Озон вообще хоть куда-то сдвинулся а последние годы, но им до аудитории ВБ еще далеко, сервис пока тоже еще не лучше. 

Что касается поставщиков, чьи интересы так сильно ущемляют и прочее - я вот знаю, что не ущемляют, все там в порядке. Вы просто даже правила прочитать не удосуживаесь и грузите саппорт вопросами, на которые уже есть ответы. Что касается потеряшек - тут согласен, есть косяки - но они есть и у Озона, да и у любой компании такого масштаба будут, слишком много человек. Только вот они решатся автоматизацией рано или поздно там, где на это хватит бюджета - т.е. у масштабных маркетплейсов. Во всех остальных случаях процент брака рабочих будет сопоставим, а в абсолюте видеть будут то место, где больше транзакций. 

Короч, меньше ныть надо, больше делать. Если бы не работало - маркетплейс бы загнулся, а не рос. Значит надо принимать правила, находить лучшие для себя метрики и способы - и нормально делать

Ответить
Развернуть ветку
MPGO - сообщество поставщиков
Автор

Вы все верно пишите, покупатель всегда важен. 
Вопрос в том,  что именно он покупает. Минимальная цена не всегда равна качеству товара. Продавливая продавцов в цене выдавливаются те, кто везет качественный товар, выживают торговцы низкосортной продукцией.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Дунайцев

Да чет ниразу не так. Если бы цена хотя бы в половине случаев была равна качеству товара - я бы согласился, но производство состоит из маржи, маркетинга и сервиса. И в случае с ВБ выдавятся производители, у которых неэффективно много уходит на это.

 А что касается качества - тут на долгой дистанции все рассудит рынок сам - кал сам по себе никто покупать и обелять на площадке не планирует, так что такие производители уйдут с площадки.

Что касается обилия дешевых товаров по сравнению с дорогими и реально более качественными (тут я разделяю ваше негодование) - то это не к ВБ вопросы, а к стране. К сожалению, народ покупает майки за 200 рублей не потому, что рассчитывает на качество, а потому что есть 200 рублей всего на покупку. Рынок вообще распределен у нас в сторону 80 процентов дешевых товаров не просто так, какие зарплаты - такой и спрос - такое и предложение, к слову (тут рынок регулирует, а не ВБ). 

У Вас же посыл, что ВБ должны ещё и качество завозить, а некачество отсекать. Зачем им это? (Не считая возвратов, тут они работают жестко с поставщиками) Ну и если вы видите эту картину целиком, то видится уже, что все у них корректно - и для поставщиков, и для покупателя, и для площадки. 

Ответить
Развернуть ветку
MPGO - сообщество поставщиков
Автор

Перечитайте еще раз статью)
Наш посыл - выдавливание всей продукции, где качество и цена выше, чем у похожих товаров конкурента. Как раз потому, что людей в силу многих причин, манит более низкая цена. Мы говорим о том, что поставщиков, фактически, загоняют в угол. Производители качественной, но более дорогой продукции против продавцов same same барахла с многократным запасом прочности по падению в цене.

Вы торгуете на Wildberries или только покупаете?

Знакомы со всеми блоками рекомендаций и внутренними механизмами, предлагающими альтернативу просматриваемого товара?

Ответить
Развернуть ветку
Артур Дунайцев

Как клиент давно, как поставщик несколько раз так же имел дело, но не очень глубоко. Тут больше разговор о после статьи - вы почему-то говорите, что все плюс-минус одинаковые, но одни дешевые, а другие нет, потому что ты якобы качественнее.

Во-первых, я успел за свой опыт проверить, что торгуется картинка, а не показатель качества, который только вам известен. Человеку с той стороны картинки неизвестно, ага. И при прочих равных (цена и качество картинки) чел выбирает по известности бренда, если ничего не знает про качество. Это ж простая пользовательская арифметика - если брать кота в мешке - то дешевле, если уж брать дороже - то знакомое. 

Так что все, что могу посоветовать - развивать омниканальность и качать бренд параллельно - и с течением времени все будет, если будет возможность поддерживать качество на уровне. 

А про политику ВБ в отношении поставщиков без имени и прочего - ну очевидно, что им пофигу на поставщика, которого не покупают. У них таких ещё вагон. Че делать) 

Ответить
Развернуть ветку
MPGO - сообщество поставщиков
Автор

Как и большая часть комментариев - мы сами что то неглубоко где то слышали, но вы, определенно, совершенно точно, нигде не правы.
Так и живем)

Ответить
Развернуть ветку
263 комментария
Раскрывать всегда