{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

50 оттенков серого в российской таможне

Честный гайд о том, как растаможить товар в РФ, почему все не так однозначно и какими вообще способами можно завозить импортный товар

Меня зовут Андрей Захарченко, я основатель компании Standard Trade по аутсорсингу ВЭД. Почти 9 лет занимаемся импортом: возили большое промышленное оборудование, медицину (даже злополучные маски), грузы с классами опасности, электронику собственной разработки и множество товаров попроще. Не буду долго себя рекламировать, перейду сразу к делу

"Белая" таможня в России

Начнем с базы. Как оно считается в теории.

Таможенные платежи (или, как говорится правильно, «совокупный таможенный платеж») состоят из трех компонентов:

СТП = ТП + НДС + ТС

ТП — таможенная пошлина

НДС — налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в таможню

ТС — таможенный сбор

Еще может быть акциз для определенного рода товаров, но это большая тема для отдельной статьи. Поэтому здесь о нем не говорю.

Итак, таможенная пошлина:

ТП=ФС*%пошлины

ФС — фактурная стоимость

Фактурная стоимость — это стоимость товара на фабрике поставщика + все расходы, необходимые для доставки груза до российской таможни

%пошлины — собственно, процент, берущийся из дерева ТН ВЭД. Дерево ТН ВЭД можно посмотреть, например, здесь. Базово, для разных типов товаров он может составлять от 0% до 42%. Процент этот открыт и подбирается вами, либо брокером исходя из типа товаров и его характеристик

Примечание: так считается подавляющее число пошлин, т.е. как процент от фактурной стоимости товара. Такая пошлина называется адвалорной. Но есть группы товаров, для которых величина пошлины привязывается не к цене товара, а к другому значению (например, паркет считается по квадратным метрам), тогда пошлина называется специфической. И, бывает, когда считается и процент от стоимости и какое-то специфическое значение, а затем из двух полученных значений выбирается, разумеется, наибольшее (так, например, таможатся автомобили: сравнивается пошлина по стоимости и по объему двигателя). Такая пошлина называется комбинированной.

Далее, НДС:

НДС=(ФС+ТП)% ндс

Про ФС и ТП мы уже поговорили

%ндс — собственно, процент, также берущийся из дерева ТН ВЭД. Опять же, для разных товаров может быть разным, но, базово:

0% — для редких категорий товаров (детали космических кораблей, большие производственные линии, временно может вводиться на продукты питания в случае голода в стране)

10% — встречается чуть чаще, в основном применяется для медицины и детских товаров

20% — в остальных 99% случаев

И, наконец, ТС:

ТС — таможенный сбор. Просто дискретная величина, зависящая от фактурной стоимости товара. Узнать ее можно, например, здесь

Пример "белой" таможни, чтобы стало понятнее

Дано: Токарные станки

FOB Shanghai (т.е. цена груза у поставщика + доставка и погрузка на судно + экспортное декларирование) – 30 000 USD

Доставка во Владивосток – 2000 USD

Код ТН ВЭД (его мы нашли сами, либо подсказала экспедиторская компания) 8458 91 200 8

Таможенная пошлина – 7,5%

НДС – 20%

Считаем:

ТП=(30000+2000)*7,5%=2400 USD

НДС=(32000+2400)*20%=6880 USD

ТС=8530 р. (из таблицы на сайте таможни)=120 USD

СТП=2400+6880+120=9400 USD

Казалось бы, все просто, понятно и красиво

Почему «Белая» в кавычках

Основной вопрос в том, как таможня оценивает сколько стоит ваш товар. В примере выше фактурная стоимость товара равна 32000 долларов. Но откуда таможня об этом знает?

В теории: исходя из контракта с поставщиком и сумм банковских переводов на фабрику.

На практике: почти всегда можно договориться и занизить стоимость в контракте и перевести официально только часть суммы, а остальную отправить левыми путями.

Собственно, в лихие 90-е все так и поступали. Для этого в российской таможне с 2004 года существует СУР - система управления рисками. Эта система определяет среднюю величину стоимости вашего товара при импорте. Есть разные названия этой стоимости - статистическая стоимость, реальная таможенная стоимость, ставка риска или проходная стоимость.

Статистическая стоимость (СС) - величина закрытая и доступна только таможне (ну и, конечно же, легко покупается и имеется у всех более-менее адекватных брокеров).

СС измеряется в долларах за кг и сравнивается с вашей ценой за кг. Если СС выходит больше, чем фактурная стоимость, начинаются вопросы.

Пример, когда вы вынуждены переплачивать

Дано: та же ситуация

Таможенный брокер сообщил что СС по этому коду ТН ВЭД = 8 USD/кг

Масса нетто нашего станка - 5000 кг

Т.е. наш станок стоит: 32000/5000=6,4 доллара за кг

В этой ситуации происходит процедура КТС - корректировка таможенной стоимости.

Таможня говорит вам: «Ваша ФС - не 32000 долларов, мы считаем, что ФС - 40000 долларов»

В этом случае расчет будет таким:

ТП=(5000*8)*7,5%=3000 USD

НДС=(40000+3000)*20%=8600 USD

ТС=12000 р.=160 USD

СТП=3000+8600+160=11760 USD

Итого переплата=2360 USD

Столько вы и должны будете заплатить таможне. Это называется выпустить товар под обеспечение. После этого у вас будет 2 месяца чтобы собрать пакет из примерно 20 документов и доказать таможне реальную стоимость товара.

Т.е., по факту, для таможни не играет роли за сколько вы купили товар. Система управления рисками срабатывает в автоматическом режиме, если вы нашли товар дешевле рынка.

А можно заплатить на таможню меньше?

Да. И тут мы начинаем углубляться в серую зону.

Представим брокер сказал, что СС на таможне всего 4 USD/кг

В таком случае минимальный СТП будет считаться так:

ТП=(5000*4)*7,5%=1500 USD

НДС=(20000+1500)*20%=4300 USD

ТС=8530 р.=120 USD

СТП=1500+4300+120=6920 USD

Итого «экономия»=2480 USD

Основная тонкость в том, что экономия возникнет если вы разберетесь как перевести на фабрику 32000-20000=12000 долларов не через ваш банк.

Раньше деньги переводились на фабрики через Western Union или наличными. Сейчас стоимость наличных денег растет и мутить подобные схемы становится невыгодно. Но кто-то по-прежнему мутит.

Почему все так сложно? Мне дают 2 доллара за кг, и я не подбираю никакие ТН ВЭД

А про это - в следующей статье. Спустимся в глубины серых таможенных схем, познакомимся с термином "карго" и поймем какие есть плюсы, минусы и риски, если вы захотите растаможить телефоны как кирпичи.

Друзья, статью писал максимально подробно, чтобы было понятно даже новичкам. Но мог упустить что-то очевидное мне и неочевидное вам, поэтому, если что-то непонятное в статье – спрашивайте, я отвечу.

И, если для сообщества VC тема растаможки, работы с зарубежными поставщиками актуальна – ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал, жмите на колокольчик. Буду писать чаще

0
64 комментария
Написать комментарий...
Alexander Makarikhin

Про разрешительную документацию ничего не написали, а ведь стоимость сертификации некоторых товаров может отбить всё желание их импортировать :-) 

Ответить
Развернуть ветку
Вэд Профи

Про многие вещи не написано, а про те, что есть в статье, написано с ошибками, подменой понятий и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Например?

Ответить
Развернуть ветку
Вэд Профи

Про подмену понятий, например:
в том контексте, который заложен в статье, правильно писать таможенные платежи вместо "совокупный таможенный платеж", таможенная стоимость вместо "фактурная стоимость", индекс таможенной стоимости вместо "статистическая стоимость" и т.д.
Про ошибки, например:
"Процент этот открыт и подбирается вами, либо брокером исходя из типа товаров и его характеристик" - это не верно. Ставка таможенной пошлины регламентирована и зависит от кода ТН ВЭД ЕАЭС, а вот правильно подобрать код поможет таможенный ПРЕДСТАВИТЕЛЬ.
"Почти всегда можно договориться и занизить стоимость в контракте и перевести официально только часть суммы, а остальную отправить левыми путями. Собственно, в лихие 90-е все так и поступали. Для этого в российской таможне с 2004 года существует СУР - система управления рисками. Эта система определяет среднюю величину стоимости вашего товара при импорте. Есть разные названия этой стоимости - статистическая стоимость, реальная таможенная стоимость, ставка риска или проходная стоимость" - это не верно. СУР основана на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу. СУР не ограничивается только контролем таможенной стоимости, а про индекс таможенной стоимости вместо "статистическая стоимость, реальная таможенная стоимость, ставка риска или проходная стоимость" было уже написано выше.
Et cetera

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захарченко
Автор

Это не подмена понятий, это разные наименования одного и того же. Когда работаешь с десятком разных компаний и менеджеров, привыкаешь что все говорят по-разному
Про процент - не ошибка. Я говорю ровно о том о чем и вы. Опять же, вы называете представителем того кого мы привыкли называть брокером
Про СУР - аналогично. Если я не расписал полностью определение СУР, это не значит что я ошибся

Ответить
Развернуть ветку
Вэд Профи

Это разные наименования РАЗНЫХ понятий, обозначения которых закреплены действующим таможенным законодательством.

P.s. Таможенного брокера переименовали в таможенного представителя в 2010 году. Часто люди, работающие не первый десяток лет в этой сфере, говорят по-прежнему "таможенный брокер". А вот Вы много проработали по направлению таможенного дела до 2010 года?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Константинов

к чем ведет использование других терминов? что меняется?
таможенный брокер или представитель - назвал по разному - дальше что? что сломается?

Ответить
Развернуть ветку
Вэд Профи

"По стене ползет кирпич, Деревянный, как стекло. Ну, и пусть себе плывет, Нам не нужен пенопласт" ©
Когда один термин при описании процесса заменяется другим, иным по смыслу, теряется суть. Таможенная стоимость вместо "фактурная стоимость", индекс таможенной стоимости вместо "статистическая стоимость" и т.д.
Кстати, странно выглядит использование устаревших терминов довольно молодыми людьми.

Ответить
Развернуть ветку
EdBy

Пока еще термин "таможенный представитель" не на слуху, не на языке у бизнеса. Ну как-то так сложилось. Все привыкли к словосочетанию "таможенный брокер". Наверное, пройдет несколько лет и будут называть пенопласт-псбсом )

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Соколов

Я больше скажу, у меня появилось ощущение что я после окончания университета пришел на работу в ООО "Рога и копыта" и мне за 5 минут в первый день это все описали и сказали:
"Ну вот так у нас работает если че подходи спрашивай".
И я естественно пошел пить кофе и думать когда начнется что-то нормальное.
 

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда