{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

50 оттенков серого в российской таможне

Честный гайд о том, как растаможить товар в РФ, почему все не так однозначно и какими вообще способами можно завозить импортный товар

Меня зовут Андрей Захарченко, я основатель компании Standard Trade по аутсорсингу ВЭД. Почти 9 лет занимаемся импортом: возили большое промышленное оборудование, медицину (даже злополучные маски), грузы с классами опасности, электронику собственной разработки и множество товаров попроще. Не буду долго себя рекламировать, перейду сразу к делу

"Белая" таможня в России

Начнем с базы. Как оно считается в теории.

Таможенные платежи (или, как говорится правильно, «совокупный таможенный платеж») состоят из трех компонентов:

СТП = ТП + НДС + ТС

ТП — таможенная пошлина

НДС — налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в таможню

ТС — таможенный сбор

Еще может быть акциз для определенного рода товаров, но это большая тема для отдельной статьи. Поэтому здесь о нем не говорю.

Итак, таможенная пошлина:

ТП=ФС*%пошлины

ФС — фактурная стоимость

Фактурная стоимость — это стоимость товара на фабрике поставщика + все расходы, необходимые для доставки груза до российской таможни

%пошлины — собственно, процент, берущийся из дерева ТН ВЭД. Дерево ТН ВЭД можно посмотреть, например, здесь. Базово, для разных типов товаров он может составлять от 0% до 42%. Процент этот открыт и подбирается вами, либо брокером исходя из типа товаров и его характеристик

Примечание: так считается подавляющее число пошлин, т.е. как процент от фактурной стоимости товара. Такая пошлина называется адвалорной. Но есть группы товаров, для которых величина пошлины привязывается не к цене товара, а к другому значению (например, паркет считается по квадратным метрам), тогда пошлина называется специфической. И, бывает, когда считается и процент от стоимости и какое-то специфическое значение, а затем из двух полученных значений выбирается, разумеется, наибольшее (так, например, таможатся автомобили: сравнивается пошлина по стоимости и по объему двигателя). Такая пошлина называется комбинированной.

Далее, НДС:

НДС=(ФС+ТП)% ндс

Про ФС и ТП мы уже поговорили

%ндс — собственно, процент, также берущийся из дерева ТН ВЭД. Опять же, для разных товаров может быть разным, но, базово:

0% — для редких категорий товаров (детали космических кораблей, большие производственные линии, временно может вводиться на продукты питания в случае голода в стране)

10% — встречается чуть чаще, в основном применяется для медицины и детских товаров

20% — в остальных 99% случаев

И, наконец, ТС:

ТС — таможенный сбор. Просто дискретная величина, зависящая от фактурной стоимости товара. Узнать ее можно, например, здесь

Пример "белой" таможни, чтобы стало понятнее

Дано: Токарные станки

FOB Shanghai (т.е. цена груза у поставщика + доставка и погрузка на судно + экспортное декларирование) – 30 000 USD

Доставка во Владивосток – 2000 USD

Код ТН ВЭД (его мы нашли сами, либо подсказала экспедиторская компания) 8458 91 200 8

Таможенная пошлина – 7,5%

НДС – 20%

Считаем:

ТП=(30000+2000)*7,5%=2400 USD

НДС=(32000+2400)*20%=6880 USD

ТС=8530 р. (из таблицы на сайте таможни)=120 USD

СТП=2400+6880+120=9400 USD

Казалось бы, все просто, понятно и красиво

Почему «Белая» в кавычках

Основной вопрос в том, как таможня оценивает сколько стоит ваш товар. В примере выше фактурная стоимость товара равна 32000 долларов. Но откуда таможня об этом знает?

В теории: исходя из контракта с поставщиком и сумм банковских переводов на фабрику.

На практике: почти всегда можно договориться и занизить стоимость в контракте и перевести официально только часть суммы, а остальную отправить левыми путями.

Собственно, в лихие 90-е все так и поступали. Для этого в российской таможне с 2004 года существует СУР - система управления рисками. Эта система определяет среднюю величину стоимости вашего товара при импорте. Есть разные названия этой стоимости - статистическая стоимость, реальная таможенная стоимость, ставка риска или проходная стоимость.

Статистическая стоимость (СС) - величина закрытая и доступна только таможне (ну и, конечно же, легко покупается и имеется у всех более-менее адекватных брокеров).

СС измеряется в долларах за кг и сравнивается с вашей ценой за кг. Если СС выходит больше, чем фактурная стоимость, начинаются вопросы.

Пример, когда вы вынуждены переплачивать

Дано: та же ситуация

Таможенный брокер сообщил что СС по этому коду ТН ВЭД = 8 USD/кг

Масса нетто нашего станка - 5000 кг

Т.е. наш станок стоит: 32000/5000=6,4 доллара за кг

В этой ситуации происходит процедура КТС - корректировка таможенной стоимости.

Таможня говорит вам: «Ваша ФС - не 32000 долларов, мы считаем, что ФС - 40000 долларов»

В этом случае расчет будет таким:

ТП=(5000*8)*7,5%=3000 USD

НДС=(40000+3000)*20%=8600 USD

ТС=12000 р.=160 USD

СТП=3000+8600+160=11760 USD

Итого переплата=2360 USD

Столько вы и должны будете заплатить таможне. Это называется выпустить товар под обеспечение. После этого у вас будет 2 месяца чтобы собрать пакет из примерно 20 документов и доказать таможне реальную стоимость товара.

Т.е., по факту, для таможни не играет роли за сколько вы купили товар. Система управления рисками срабатывает в автоматическом режиме, если вы нашли товар дешевле рынка.

А можно заплатить на таможню меньше?

Да. И тут мы начинаем углубляться в серую зону.

Представим брокер сказал, что СС на таможне всего 4 USD/кг

В таком случае минимальный СТП будет считаться так:

ТП=(5000*4)*7,5%=1500 USD

НДС=(20000+1500)*20%=4300 USD

ТС=8530 р.=120 USD

СТП=1500+4300+120=6920 USD

Итого «экономия»=2480 USD

Основная тонкость в том, что экономия возникнет если вы разберетесь как перевести на фабрику 32000-20000=12000 долларов не через ваш банк.

Раньше деньги переводились на фабрики через Western Union или наличными. Сейчас стоимость наличных денег растет и мутить подобные схемы становится невыгодно. Но кто-то по-прежнему мутит.

Почему все так сложно? Мне дают 2 доллара за кг, и я не подбираю никакие ТН ВЭД

А про это - в следующей статье. Спустимся в глубины серых таможенных схем, познакомимся с термином "карго" и поймем какие есть плюсы, минусы и риски, если вы захотите растаможить телефоны как кирпичи.

Друзья, статью писал максимально подробно, чтобы было понятно даже новичкам. Но мог упустить что-то очевидное мне и неочевидное вам, поэтому, если что-то непонятное в статье – спрашивайте, я отвечу.

И, если для сообщества VC тема растаможки, работы с зарубежными поставщиками актуальна – ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал, жмите на колокольчик. Буду писать чаще

0
64 комментария
Написать комментарий...
Otto Blotto

Самый быстрый и дешевый вариант - карго.

Дешево и сердито, не нужны никакие документы, там отдал, тут принял, работает с китаем и турцией.

Белая таможня - мороки много, паспорт сделки, пятое десятое, деньги отсюда отправить нельзя, платеж вернули и пр белиберда.

Две страны, в которых все сделано для бизнесменов- это китай и турция, потому они ориентированы на экспорт.

У нас же все через задницу- государство априори считает, что ты мошенник/спекулянт/ негодяй и оно не пытается доказать тебе, что ты виноват , нет, это ты должен доказать, что не верблюд, после того, как закроют твой счет или товар тормознут.

Или что то еще.

Потому то там бизнесмены кайфуют, а у нас в стране по выдуманным экономическим преступлениям сидят свыше 250 тыс человек!

Вдумайтесь в эту цифру!

250 тыс бизнесменов посадили потому, что они не захотели делиться или перешли кому то власть имущему дорогу!

Карго, только карго, мой вам совет!

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kantor

с карго только на садовод))) это не бизнес. Да и товар приезжает помятый в рваных коробках. Самое смешное, что полностью легально морем некоторые товары возить дешевле, чем карго. Особенно это касается объемных грузов, которые еще надо засунуть в обрешетку. Если пошлина "ноль" или 5%, даже полностью белая нарядная растаможка может быть не дороже карго. Так что не надо все под одну гребенку. Да и платежи кэшем не вдохновляют. Гавно - этот  способ. Не советую. Учитесь работать нормально. Скоро все промаркируют и куда с этим карго?

Ответить
Развернуть ветку
Otto Blotto

Кому надо, уже все промаркировал
😀

Ответить
Развернуть ветку
Otto Blotto

Не весь товар приезжает мятым, но бывает.

Если человек начинает возить товар, то зачем ему везти все вбелую?

Там одна минималка таможенных расходов всю прибыль сьест, при условии, что она будет, ибо живем не в 90-х, когда даже говно продавалось, а спустя 20 лет, люди
Обеднели по сравнению с 2008-м, стали щепетильнее, алиэкпресс наступает на всех фронтах и пр прелести жизни

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда