Ozon провоцирует покупателей на возврат товаров личного пользования. Как быть продавцам и можно ли вернуть носки и БАДы?
Для продавцов, процесс возврата товара — это обыденное дело и личная боль. Одно дело, когда товар возвращают в рознице — тогда покупка просто совершает круг почета до дома клиента и возвращается на полку. Другое дело, когда покупатель делает заказ на маркетплейсе.
Для него процесс возврата это всего лишь путь до пункта выдачи или почтового отделения и ожидание возврата средств. Для продавца этот же процесс оборачивается потерями. Потому что логистика маркетплейсов стоит денег.
Но и есть и еще один минус. Покупателей маркетплейсов умудряются возвращать продавцам товары абсолютно разных категорий и, что хуже всего, в совершенно разном состоянии. Маркетплейсы относятся к этому по-разному, но у Ozon с возвратами особый счет. Площадка четко придерживается буквы закона и правила "покупатель всегда прав". Судя по многочисленным история продавцов, на ПВЗ возвраты принимают без оглядки на их внешний вид. В итоге на склады возвращаются постиранные подушки, пустые коробки из под-конфет и все что душа пожелает. Получается обидно и непонятно: мало того, что продавец платит за возврат, так еще и остается один на один с вопросом — что делать дальше с возвращенным товаром.
Есть и еще один нюанс: чтобы не нагнетать атмосферу и остаться доброжелательными в глазах клиентов, Ozon сам провоцирует на возврат товаров покупателей, которые оставляют отрицательные комментарии.
Из-за чего сыр-бор?
На днях, в крупнейшем сообществе селлеров Ozon появился пост с сообщением от продавца, который неоднократно замечал, что сотрудники Ozon оставляют комментарии под отрицательными отзывами на его товары. Не просто приносят извинения и сообщают, что передадут информацию продавцу, а сразу предлагают вернуть товар.
Продавец недоволен сразу двумя моментами — фактом потенциального возврата товара, который по гигиеническим соображениям нельзя реализовывать дальше и тем, что Ozon опережает селлеров, оставляя свои комментарии. Вроде как, если бы продавец ответил первым, то смог бы успокоить покупателя и порекомендовать еще один товар. В сложившейся ситуации, лучшее что произойдет — товар никто не вернет, а на стене продавца останется грустный отзыв клиента и грузный ответ маркетплейса. В худшей — продавец получит обратно вскрытую расческу, которая возможно, была использована и будет делать моральный выбор между "продавать", "не продавать" или "дезинфицировать".
Другие продавцы Ozon тоже не рады сложившейся ситуации и, в первую очередь, потому что маркетплейсов плохо контролирует ситуацию с возвратами и не всегда адекватно оценивает качество товара, который сдает покупатель. В комментариях к посту десятки историй, которые можно собрать в сборник страшилок для молодых предпринимателей — про возврат использованных игрушек для взрослых и постиранные подушки.
По факту, продавцы обескуражены двумя вещами. Во-первых, предложение вернуть товар, которое Ozon предлагает покупателям — странное коммерческое решение. Возможно, построив ответ иначе, он бы все равно выглядит как "бережное отношение к клиенту", но обезопасил бы все стороны от возврата товара. Во-вторых, некоторые продавцы не понимают как покупатели могут возвращать товары, которые входят в список недоступных к возврату и почему маркетплейс их принимает. Собственно, Ozon, нужно отдать должное, ответил на пост продавца также быстро как и его покупателям.
Из ответа мы поняли следующее. Ozon очень трепетно относится к мнениям клиентов и бережет репутацию, поэтому стал оперативно реагировать на мельчайшие проявления недовольства. Похвально. Другой момент — отказать в возврате товара определенной категории, маркетплейс не имеет права по закону?
По какому такому закон?
Даже не все продавцы до конца понимают как работает "Закон о защите прав потребителей". А работает он, в зависимости от ситуации, с оговорками. Многие привыкли, что часть товаров — лекарства и нижнее белье, недоступно для возврата. Слишком это личное. Есть и другой риск — товар можно подменить, в итоге, возвращённое золотое кольцо может оказаться простой безделушкой, а БАД в банке — тертым мелом. Перечень таких запрещенных к возврату товаров прописан в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463.
Список гигантский, но весь он касается исключительно розничной торговли. Именно поэтому маркетплейсы, которые заявляют, что не могут отказать покупателям в возврате товара надлежащего качества — правы. Их действия точно соответствуют требованиям следующего документа.
Получается, что покупатель любого интернет-магазин и маркетплейса не может вернуть лишь одну категорию товаров — позиции, которые были изготовлены по его индивидуальному заказу. Не важно была ли это одежда, эксклюзивная парфюмерия или персональный набор витаминов. Во всех остальных случаях, покупатель может абсолютно законно требовать возврата денег и имеет право сдать товар продавцу.
Наверняка, найдутся селлеры, которые скажут, что в договоре оферты кучи интернет-магазинов и даже в документах Wildberries указан перечень товаров, которые недоступны к возврату. Получается, что такие площадки просто закрывают глаза на требования законодательства. Возможно, из-за недостатка знаний. В случае с Wb все выглядит так, будто им все равно и на продавцов и на покупателей. Ozon встает на защиту хотя бы одной из сторон.
Надлежащее или залежавшееся?
Да, тут тоже можно сделать оговорки. Вернуть маркетплейсу можно все, если товар не потерял своих характеристик, остался нетронутым и сохранил все свои качества. Звучит честно. Если товар был использован, расческу тестировали на собаках, а сухой завтрак попробовали всей семьей — возврата быть не должно. Но тогда возникает еще один вопрос к маркетплейсу Ozon: как получается, что на ПВЗ и продавцам возвращаются ранее использованные и даже съеденные товары. Хороший пример на скриншоте выше — покупатель возвращает подушку, которая не подошла ребенку во время сна. Еще один пример — случай, произошедший зимой этого года: продавцу вернули новогодний сладкий набор с фантиками от конфет. Здесь хотелось бы разобраться: на каком именно этапе работы Ozon может происходит сбой? Может быть это строго дело рук и замыленных глаз недобросовестных работников ПВЗ?
Все вернётся на круги своя
Потенциально, чтобы хоть как-то ограничивать покупателей в их желании вернуть все и вся, нужно изменить правила дистанционной торговли. Об этом сегодня думают и сами продавцы. Желание кажется вполне разумным и логичным.
По факту от возвратов страдают и сами маркетплейсы. Да, они получают компенсацию в виде комиссионных выплат от продавцов, но теряют время и место при доставке ненужного покупателю товара, а вместе с этим и доверие селлеров, которые либо захотят уйти с площадки, либо начнут закладывать потенциальные издержки в себестоимость товаров.
Лично нас смущает и другое. Хорошо, что Ozon научился оперативно отвечать покупателям. Но все же, нам бы хотелось видеть более глубокое погружение в проблему пользователя, которое не провоцирует его на возврат товара. А еще, хотелось бы, чтобы сообщения маркетплейса выглядели более лаконично. Огромный пласт текста от имени Ozon в отзывах, выглядит настораживающе и, кажется, может спугнуть покупателей, который обойдет товар с которым так масштабно пришлось «разбираться» самой площадке.
Озон одна из наихудших площадок для селлеров. По убеждению нашего коллектива. Как то в один из банов за отказы " напомню что в озоне запрещено снимать заказ, можно отправить штопанный гандон, но не снимать заказ, при том что из за глюков на один экземпляр бывает и три заказа" мы открыли для. себя яндекс. Комис 2 процента, лояльное отношение и продажи в нашей категории лучшие озона в разы. Мы смогли поставить минимальную цену, так как комис озона в категории до 700 р составляет 50 процентов. Так что скажем спасибо озон, ты подарил нам яндекс. Мы любим тебя за это. А в остальном озон полное дерьмо.
Денис, здравствуйте! Я из Ozon Marketplace. Если пришлось отменить заказ по нашей вине, то достаточно написать в поддержку – коллеги исключат отправления из расчёта и блокировки не будет. А отправлять неверный товар нельзя – если поступят жалобы от покупателей, то продавца на первый раз предупредим, а дальше уже можем пересмотреть вопрос о сотрудничестве.
Что касается комиссии, то после февральского изменения тарифов у большинства продавцов расходы снизились. Проверю, почему в вашем случае выходит невыгодно, если подскажете ID, который можно найти тут: «Настройки» → «API ключи» → «Сlient ID».
Вот посмотрите насколько яндекс лучше озона при одинаковых товарных позициях. Причем прибыль с яндекс выше в два раза, даже при равных продажах. У яндекс нет платы за прием, платы за возврат, магистраль, хуяль, последняя миля и все остальное что озон выставляет в счет. А когда озон отменил предоплату, возврат по носимым вещам увеличился до 70 процентов. Озону классно, плата за возврат, опять магистраль, хуяль, может забудут вовремя забрать еще счет выставим. Так вопрос зачем это все, когда есть Яшка и ставка 2 процента????
Сейчас начали заходить в сбермаркет. Не знаю что будет там, но будет еще одна адекватная платформа сбыта.
Озон давно уже не торт, особенно когда начал топить за бренды. Так что при всем уважении к Вам, могу сказать что Яшка гораздо круче и прибыльнее на данный момент.