Госзакупки для малого и среднего бизнеса: как продавать товары и услуги государству

Государственные предприятия, бюджетные учреждения и органы власти постоянно закупают товары и услуги у малого и среднего бизнеса. Например, школы берут учебники и продукты питания, госорганы — технику и ремонтные услуги, предприятия — сырье для производства. Этот список не закрытый: закупают даже услуги копирайтеров и дизайнеров.

Госзакупки — это обязанность бюджетных компаний и ведомств по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Просто договориться с любой компанией и заключить контракт они не могут. Чтобы закупить товары и услуги, государство объявляет тендер в электронной форме. Мы разобрались, где искать нужные закупки и как принимать в них участие, чтобы заработать на госзакупках.

Если времени на статью совсем нет, открывайте короткое резюме в конце статьи — больше минуты точно не потратите.

Шаг 1. Найдите тендер с подходящими товарами или услугами

Все планы, графики и тендеры размещают в каталоге на портале Госзакупок. Он содержит категорий товаров и услуг, которые закупают госучреждения. Выбираете категорию, открываете карточку тендера и получаете всю информацию: от описания товаров до сайта площадки, на которой проводят закупку.

Всего в каталоге доступно 26 рубрик и более 65 000 тендеров на госзакупки

Чаще всего покупают медицинские изделия и лекарства — более 80% от числа. Но товары закупают самые разные: от мебели до бытовой химии. Есть даже тендеры на дорожные пледы и корм для опоссумов.

А вот тендер на закупку очков виртуальной реальности. Нет, не для Госдумы — для детских центров, библиотек и университетов

Шаг 2. Изучите условия закупок и документацию

Каждая госзакупка — это десятки требований к товарам, документам и условиям поставки. Изучить их можно в карточках тендеров во вкладках «Описание товара, работы, услуги», «Дополнительная информация», «Вложения».

Например, к смартфонам предъявляют требования по ёмкости аккумулятора, количеству сим-карт и даже ядер процессора

При подготовке к тендеру следуйте тем критериям, которые изложены в документации. В отличие от договоров с обычными контрагентами, госучреждения и ведомства не согласятся изменить условия контракта под ваши требования.

Шаг 3. Зарегистрируйтесь на электронной площадке

Закупки проводятся на одной из девяти онлайн-площадок — название и адрес площадки указывают в документации по каждому тендеру. Сходу зарегистрироваться и стать участником не получится: сначала нужно создать личный кабинет в Едином реестре участников закупок. Для этого понадобится электронная подпись для госзакупок и профиль компании на Госуслугах.

Без электронной подписи и «КриптоПРО» на компьютере система не разрешит зарегистрироваться и выдаст ошибку

После регистрации в реестр автоматически поступит заявка на аккредитацию для электронных площадок. Обычно проверка занимает не больше дня. После того как вас включат в единый реестр, вы сможете авторизоваться на площадках с помощью электронной подписи.

Если вы никогда не пользовались электронной подписью, участие в госзакупках — отличный повод её завести. Мы рассказали, где оформить электронную подпись и как получить её бесплатно в статье «Электронная подпись: что меняется с 1 июля 2021 года».

Шаг 4. Откройте специальный счет для госзакупок

Чтобы получать деньги по госзакупкам, понадобится специальный банковский счёт. Его можно использовать только для платежей от государства: остальные операции нужно проводить через расчётные счета. Это правило ввели в 2018 году: раньше деньги перечисляли на обычный расчётный счёт, но государство почему-то решило усложнить процедуру.

Сейчас спецсчета открывают только 26 российских банков. К сожалению, среди них нет «Делобанка» — пока мы слишком молодые, но скоро обязательно попадём в заветный список. Кстати, если вы уже пользуетесь счетами в одном из этих банков, то можете подать заявление на признание счета специальным и получать на него деньги от государства.

Шаг 5. Подготовьте документы и подайте заявку

Обычно закупки проходят в два этапа. Первый — подготовка документов и подача заявки. Это самый ответственный шаг: если ошибиться, заявку не рассмотрят, какие бы выгодные условия вы ни предложили. Чтобы правильно подготовить документацию, найдите перечень и формы в карточке закупки. Обычно это три документа: письмо об участии, анкета и ценовое предложение.

Ещё один важный этап — заполнение заявки на электронной площадке. Данные нужно вводить в точности, как просит тендерная документация. Написано «мобильное средство связи, дополненное функциональностью карманного персонального компьютера» — так и пишите, а не сокращайте до «смартфона».

Важно! Иногда нужно детализировать информацию. Так, если в карточке госзакупки заказчик хочет получить смартфоны с ёмкостью аккумулятора до 5 000 мАч, вы должны указать точную ёмкость устройств, которые будете продавать.

Если заявку на первом этапе приняли, нужно подготовить и отправить дополнительные документы: информацию о поставщике, ещё одну анкету, а также письмо о крупной сделке и лицензию, если это актуально для вашей компании.

Пройдете второй этап — можно переходить к торгам, чтобы предложить лучшую цену заказчику. Или сразу к подписанию контракта, если закупки проходят в форме конкурса или запроса котировок.

Шаг 6. Заключите контракт

Если вас выбрали победителем — бинго! Государство готово заключить контракт и купить ваши товары или услуги. Но стать поставщиком можно и без формальной победы в конкурсе: если победитель предоставит некорректные документы, контракт достанется другому участнику закупок.

Чтобы подписать контракт, государство запрашивает финансовое обеспечение. Так заказчик понимает, способен ли поставщик выполнить свои обязательства, чтобы исполнить договор. Обычно нужно перевести от 10 до 30% от общей суммы по контракту. Если обеспечения не будет, контракт отдадут другому поставщику.

Есть два способа предоставить обеспечение: внести на спецсчёт оборотные средства и перевести заказчику или оформить банковскую гарантию. Второй вариант подходит предпринимателям, которые не могут себе позволить внести оборотные средства — ведь их не вернут до конца контракта.

Банковская гарантия работает так: банк обязуется перед государством выплатить деньги, если вы не завершите работы по контракту, а вы за это платите банку небольшую комиссию от суммы гарантии. Это очень удобно, если в бизнесе нет свободных денег: и кредит не берёте, и контракт остаётся.

Если перевод оборотных средств — не ваш вариант, то можете оформить банковскую гарантию в «Делобанке». Даже не придётся открывать расчётный счёт: достаточно отправить документы, чтобы получить обеспечение от банка. Неважно, какой залог просит государство по контракту: «Делобанк» выдает гарантии на сумму до 30 млн руб.

Коротко о госзакупках за самые полезные 60 секунд вашей жизни

1. Чтобы продавать товары и услуги государству, нужно найти подходящий тендер на портале Госзакупок. Он содержит всю необходимую информацию: от описания товаров до названия электронной площадки.

2. При подготовке к тендеру следуйте критериям, которые изложены в документации. Их можно изучить в карточках тендеров на портале Госзакупок.

3. Закупки проводятся на специальных онлайн-площадках. Чтобы стать участником тендера, нужно зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок и дождаться, когда вам выдадут аккредитацию.

4. Чтобы получать деньги по госзакупкам, понадобится специальный банковский счёт. Его можно оформить в одном из 26 российских банков.

5. Закупки проходят на два этапа. На каждом из них нужно подготовить заявку и документы — перечень и правила указывают в условиях. После этого проверки заказчик выбирает победителя по торгам, конкурсу или запросу котировок — это зависит от вида госзакупки.

6. Победители торгов получают право заключить контракт с заказчиком. Для этого нужно предоставить финансовое обеспечение: перевести оборотные средства или оформить банковскую гарантию.

______________

«Подпишитесь на наш блог, чтобы первыми узнавать лайфхаки для бизнеса»

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Nasha Rasha

а есть успешные кейсы кто реально на этом делает деньги? или эти люди не любят распространяться?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Gorsky

Да в списке форбс и параллельно в списке друзей приятелей сами знаете кого. Остальные как правило делают на этом банкротства и сроки.

Ответить
Развернуть ветку
Nasha Rasha

очень утрированно звучит, не стал бы я с вами делать бизнес) оптимизм на максималках

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

По данной модели бизнеса - нет и не может быть долгосрочно успешных кейсов (минимальная маржа, максимальные риски неприемки, высокий фактор удачи или неудачи), но почему-то именно эту модель работы с госзакупками продвигают и продвигали инфобизнесмены, официальные чиновники и прочий некомпетентный сброд.

При этом даже в рамках ФЗ 44 и 223 можно работать честно и без откатов. Но об этом вам никто не расскажет.

Ответить
Развернуть ветку
Nasha Rasha

А есть какие то другие модели? Как же работать честно и без откатов?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Ну вот, я же написал вам об этом никто не расскажет ))) - но так и быть - нужен высокий уровень квалификации и специализации, чтобы заказчик сам к вам бежал.

Например, представьте, что у вас есть высококвалифицированная команда скульпторов, которая качественно, быстро (потому что есть техника и опыт) и относительно недорого (потому что быстро и без рекламаций) делает бытовые скульптуры на зданиях и в парках.
Если госзаказчик с головой на плечах, то ни о каких взятках он и заикаться не будет.
Если головы нет, то такой и не нужен, дороже выйдет.

Ответить
Развернуть ветку
Nasha Rasha

ну все равно надо подавать заявку участвовать в тендере и тд, и там смотрят на самую меньшую цену. почему уверенность что ваш сосед Вася не будет демпинговать?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Пусть демпингует, значит это не ваш тендер)))
Васи со временем заканчиваются по причинам, которые я указал выше (минимальная маржа, высокие риски, фактор удачи и неудачи).

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда