{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Про применение AI-технологий в ритейле

Как мы разрабатывали полностью автоматизированный и интеллектуальный интерфейс продажи любых типов товаров, какие шишки набили в процессе создания и почему осознали, что комбинированное решение AI+человек все же лучше.

Добрый день! На связи Анатолий Фомин, основатель и совладелец Roby.market. В этой статье я расскажу о том, каким мы видим будущее офлайн-торговли.

Немного истории

Те вендинговые аппараты, которые вы привыкли видеть в торговых центрах и других публичных местах работают на технологиях, без преувеличения, 100 летней давности. Около 75% из них до сих пор не способны принять оплату за товар кредитной картой. И это в век повсеместного внедрения искусственного интеллекта. Осознали масштаб бедствия? Мы осознали это 5 лет назад, и стали разрабатывать новое решение для развития автоматизированной офлайн-торговли.

А что, собственно, плохого в классическом вендинге?

Да, «ламповые” технологии всегда оставляют теплый след в душе. Наши родители, например, ностальгируют по первым “хрущевским» автоматизированным пунктам продажи газированной воды. Тем самым, в которых всегда стоял 1 граненый стакан на всех желающих. И это прекрасное чувство, однако бизнесу нужно всегда быть быстрее, выше и сильнее. И вот что мы поняли про классический вендинг:

  • Можно ли продать любой товар через вендинговый аппарат? Нет. Всё ограничивается устройством для подачи товара (спираль, конвейер, налив и т.д.). Например, нежный торт со взбитыми сливками, продать через вендинг не получится.
  • Можно ли в вендинговом аппарате рядом с товаром размером 10 на 10 см разместить товар 20 на 60 см? Тоже нет. Все товары должны быть стандартизированы по размерам в соответствии со способом выдачи и иметь необходимый запас прочности, чтобы не получить повреждения.
  • Можно ли подержать товар в руках перед покупкой, а потом положить его на место и не покупать, если не понравился? Опять нет. Только посмотреть через стекло и вообразить, каким он будет на ощупь.
  • Можно ли выбрать и оплатить товар через приложение на смартфоне, после чего получить его в вендинговом аппарате? Может быть где-то и есть такие локальные решения, однако они не занимают и 1% рынка.

Добавьте к этому дороговизну производства вендинговых аппаратов, технические сложности в обслуживании, и вы получите неизбежный результат — технология устарела и пришло время её изменить.

Хочешь придумать что-то новое, посмотри что есть вокруг

Классический рецепт создания нового решения — посмотреть что уже изобретают на эту тему в разных странах мира. Например, в Америке есть концепция Amazon Go — магазина без продавцов. “Голубая” мечта любого предпринимателя.

Но, увы, еще не работает с должной степенью качества. Amazon хочет чтобы за всеми процессами следил исключительно искусственный интеллект, с помощью камер, дополнительных датчиков, RFID меток, сканеров и прочего. Идея бесспорно достойная, но не все решают деньги, которых у Amazon в избытке. Очевидно, что нужно потратить ещё не один год на отладку этого процесса, чтобы поставить запуск «магазинов без продавцов» на поток.

Идём своим путем

Мы посмотрели, какие технологии есть сейчас и какими инновационными путями можно улучшить оффлайн-торговлю сегодня. Наш выбор пал на решение, которое снимет проблемы и ограничения присущие классическому вендинговому аппарату, но при этом не будет требовать годы шлифовок и доработок, как в случае с Amazon.

В основе нашей технологии лежит AI (от англ. Artificial intelligence — искусственный интеллект). А если точнее, то технология «компьютерного зрения», которая способна распознать любой взятый с полки объект и дать команду списать за него деньги со счета покупателя. Это если коротко.

На самом деле технических и инженерных тонкостей много. Каждый товар нужно тщательно отснять в разных ракурсах при разном освещении, чтобы он безошибочно определялся. Расположение товара на полках тоже имеет значение, так как при определенных условиях одна позиция может помешать считать другую, даже тип товара имеет значение. Например, букеты цветов. Сколько не старайся, два одинаковых букета создать не получится. Какой-то чуть более распустился, какой-то немного иного цвета.

Тонкостей много. Мы постоянно копим эту экспертизу и вместе с тем понимаем, что 100% технология AI нужна скорее крепким сетевым магазинам, которые твердо определились со своим ассортиментом. А различным торговым сетям, начинающим предпринимателям, ресторанам и многим прочим бизнесам нужно нечто более простое, но не менее функциональное.

И вот тут-то и родился «хит продаж»

Мы осознали, что на самом деле в ближайшие 5-10 лет самыми востребованными будут гибридные технологии. Пока AI подрастет и окрепнет, мы вполне комфортно можем работать в паре робот+оператор.

Как работает это решение:

  • Мы оборудуем закрытую витрину или холодильник модулем Robymarket.
  • Данное устройство идентифицирует покупателя по кредитной карте или через приложение в смартфоне.
  • После начала сессии покупки включается видеозапись и ведется отслеживание, какой товар был взят с полок.
  • По завершению покупки происходит сверка отсканированных покупателем товаров с тем, что отследило устройство.
  • После сверки, если расхождений нет, происходит списание оплаты с кредитной карты или счета клиента в приложении
  • А если количество взятого и пробитого товара не сошлось, то устройство отправляет оповещение о событии оператору, и он добавляет недостающую покупку в чек.

Тут может быть много вопросов насколько это работает, и поэтому, чтобы не утонуть в деталях, мы просто расскажем одну историю и приведем статистику наших действующих киосков.

фото оборудования компании roby.market

История одного клиента

Однажды папа с сыном выбирали торт для семейного праздника. Подошли к киоску, приложили карту, открыли холодильник и стали по очереди брать каждый, чтобы лучше их рассмотреть и прочитать состав. Выбрав самый вкусный и красивый торт, они его отсканировали, оплатили и пошли домой, радовать своих близких. С карты отца списалась покупка, но дома он обнаружил, что сумма списания была выше, чем ценник на торте. Естественно, он обратился в техническую поддержку, где ситуация быстро разрешилась. Оказывается, что пока папа выбирал торт, сын взял с одной из полок пирожное и съел, видимо чтобы скрасить скуку от отцовских раздумий. Данную покупку отследила система безопасности, оповестила оператора и он добавил покупку в чек вместе с тортом.

Статистика

По статистике установленных для наших заказчиков автоматов, за период с 2020 по 2021, на каждые 1000 сессий продажи, в которых нужно самостоятельно сканировать и оплачивать товар, только у 1-2 покупателей возникают проблемы. Обычно они связаны с тем, что покупатель забывает отсканировать товар или делает эту операцию неудачно. В момент такой «неудачной» торговой сессии быстро включается оператор, находит несоответствие и делает досписание в чек. Поскольку мы являемся сертифицированным центром VISA, то мы можем оформлять такие транзакции в пользу наших клиентов.

Итог

При помощи новых автоматизированных устройств, можно превратить любой закрытый холодильник или закрытую витрину в автоматизированную точку продаж. При этом сразу же можно получить готовую облачную платформу в виде приложения для клиентов на смартфон, приложения для бизнеса по управлению ценами и скидками, устройства для приема платежей с карт или со смартфона и выдачи онлайн-чеков.

Помимо этого, малому бизнесу не нужно тратить ресурсы на обучение «компьютерного зрения» идентификации каждого товара, который будет продаваться через автоматизированную точку. Достаточно просто отсканировать штрих-код и определить цену товара. После чего его можно спокойно выкладывать на витрину. При постоянно меняющемся ассортименте это очень удобно.

А крупному бизнесу и франшизам со строгой продуктовой матрицей, наоборот, будет удобнее один раз потратить время на качественное обучение нейронной сети распознаванию каждого товара, после чего в буквальном смысле продавать их на лету. То есть без процедуры самостоятельного сканирования товара покупателем по завершению покупки.

Автоматизация — двигатель прогресса, это факт. Сегодня уже можно ставить проверенные решения, которые стоят дешевле классического вендинга, обладают более широким функционалом и универсальностью. Имейте это ввиду при планировании своей стратегии в ритейле и помните, что “автоматы всегда побеждают мечи”.

0
2 комментария
Максим Вальпа

Сколько у вас уже установлено точек по России?

Ответить
Развернуть ветку
robymarketrus
Автор

50+ терминалов уже работает и 500+ планируем поставить до конца года, по предварительным контрактам.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда