«Запоминают тех, кто сделал продукт массовым, а не придумал его первым»: пересказ интервью основателя Ecwid Статьи редакции

Руслан Фазлыев рассказал проекту «Русские норм!», почему для успеха не нужно быть первооткрывателем, привлекать большие инвестиции и уезжать за границу.

Программист Руслан Фазлыев в начале 2000-х писал в Ульяновске сайты для интернет-магазинов. В 2009 году он запустил платформу-конструктор Ecwid, на которой любой предприниматель может открыть свой магазин и платить только за аренду платформы.

За последний год Фазлыев провёл две успешные сделки: привлёк $42 млн от банка Morgan Stanley и договорился о продаже Ecwid канадскому разработчику облачных решений Lightspeed за $500 млн.

Цель Фазлыева — первенство Ecwid на рынке онлайн-торговли. Он рассчитывает, что благодаря сделке платформа станет мировым лидером по числу открытых на ней интернет-магазинов.

Пересказываем главное из интервью предпринимателя.

Как глава Ecwid находил клиентов за рубежом и придумал платформу для интернет-магазинов

Руслан Фазлыев вспоминает, что в начале нулевых не мог устроиться программистом в Ульяновске. Однажды он наткнулся на вакансию с зарплатой $5000 в месяц, в то время как он зарабатывал всего $20.

Я понимаю, что вроде какой-то обман, но думаю: «Зайду, посмотрю». На самом деле, это просто чуваки оптимизировали аффилиатную рекламу фриланс-портала Upwork. По сути ты просто заходишь на эту площадку и начинаешь там продавать свою работу.

И, на удивление, у меня это получилось. Первый заказ был на какой-то ecommerce-сайт. А тогда не было готовых платформ. Это сейчас у человека есть выбор, на чём строить интернет-магазин, а тогда его писали с нуля. Такой нас и попросили сделать, на что мы сказали: «У нас опыт есть, мы всё умеем».

Руслан Фазлыев

Предприниматель делал сайт со своими школьными друзьями. Для него фундаментальный критерий лидерства — это команда, которую человек собрал вокруг себя и может подбить её чем-то заняться.

Заказчик попросил Фазлыева показать примеры интернет-магазинов, которые они делали, но у них не было портфолио. Клиент предлагал около $5000 за работу всей команды. Они поняли, что не могут упустить такую возможность, и за сутки написали магазин.

Когда мы показали результат заказчику, у меня была смесь обиды и восторга. Он сказал: «Неплохое начало, вы действительно умеете работать, но надо ещё доработать». И написал огромный список. Мы-то считали, что построили что-то потрясающее. Но плюс был в том, что он сделал у нас заказ.

На основе этого хозяйства мы достроили и ему магазин, и потом пошли другие люди. И я подумал: «Зачем создавать всё с нуля?». Мы же можем запаковать всё, как одну готовую платформу, и просто перепродавать её. А платформ тогда не было вообще.

В России есть миллион контор, которые делают просто какой-то аутсорс. Я примерно с первых же дней понял, что в этом будущего нет совершенно. Я понимал, что там нет никакой дифференциации, в итоге разница будет в цене часа, и все будут дёшево продавать свой труд.

Когда ты продаёшь платформу, она масштабируется — ты можешь один раз написать и много раз продать.

Руслан Фазлыев

Так команда создала первую платформу и запустила её на доменном имени, которое подарил знакомый. Позже он увидел, что на нём построили бизнес, и «пришёл вымогать» за домен деньги, вспоминает Фазлыев.

Тогда предприниматель перенёс платформу на новый домен и назвал её X-Cart. Позднее эта платформа развивалась параллельно с Ecwid и в 2019 году объединилась с американской Seller Labs.

Несмотря на трудности, предприниматель считает, что расти из регионов проще, чем из Москвы. В столице он мог продать свой продукт российской компании и «прокормиться» за счёт этого, а в Ульяновске таких возможностей не было. Нужно было развивать более глобальное видение, говорит Фазлыев.

По словам предпринимателя, он не знал, что его платформа для интернет-магазинов была первой на рынке. Поэтому его идеи заимствовали и дорабатывали другие, а потом выгодно продавали.

Рой Рубин, основатель аналогичной платформы для интернет-магазинов Magento, изначально строил проекты на X-Cart, вспоминает Фазлыев. В 2011 году компанию Рубина купила eBay за $140 млн, а в 2018 году Magento перешла к Adobe за $1,68 млрд.

Фазлыев рассказывает, что запускал Ecwid с целью побить Magento по количеству магазинов, открытых на его платформе.

Очень многое из того, что я делал, было самым первым на рынке, а потом у меня начинали тырить. Я злился, топал ногами. В X-Cart у меня даже бывшие сотрудники что-то упирали, много всякого было.

Я думал, что раз я первый, то должен победить, но в реальности этого нет. Первопроходец получает только пули и шишки. Поэтому если проблема не решена, решай первым.

Но если кто-то что-то сделал до тебя, надо совершенно не стесняться копировать. Потому что в итоге мир запоминает тех, кто сделал что-то массовым, а не тех, кто что-то придумал.

Руслан Фазлыев

Почему нужно критично относиться к предложениям инвесторов

По словам Фазлыева, в 2009 году Ecwid создавался как один из продуктов для X-Cart, но со временем оказался успешнее первого проекта. Предприниматель создавал его вместе с партнёром Юрием Зайцевым.

С Ecwid я посчитал, что очень привязан к своей команде и своему бизнесу. Из-за этого мои бизнесы получаются непродавабельными, а мне важно иметь возможность продать Ecwid.

Потому что я не хочу оказаться в такой ситуации, как с Magento: их покупает какая-то большая компания, и потом с допресурсами они просто нас выносят с рынка.

Я хотел, чтобы у меня кто-то был, кто умеет всё это делать, и поэтому я взял деньги Runa. Не потому, что мне деньги были нужны — мне нужны были люди с ценностями венчурного капитала.

Руслан Фазлыев

Фонд Runa Capital тогда только начинал активно инвестировать. Выйти на него Фазлыеву подсказала директор по спецпроектам в Forbes Russia Ирина Телицына. Предприниматель хотел привлечь всего $500 тысяч, а глава фонда Сергей Белоусов убедил его взять $1,5 млн.

Когда инвестор говорит тебе, что нужно не $500 тысяч, а $1,5 млн, это значит, что он хочет больше твоей компании. А это значит, что оценка должна пропорционально вырасти. Я размылся сильно на руновском раунде, но зато у меня были правильные люди. Гораздо важнее с кем сделка, чем — какая сделка.

Чем меньше оценка, тем лучше для будущих сделок, потому что ты никогда не придёшь в тупик. Когда компании поднимают деньги по слишком большой оценке, они потом не могут привлечь следующий раунд, либо умирают.

Многие стартаперы не понимают, что продаваться надо по максимальной оценке, а инвестиции привлекать не факт, что нужно по максимальной оценке. Это не совсем столько, сколько у тебя есть. Это по сути то, сколько ты должен. Размер твоей оценки на раунде задаёт ожидания. Тебе потом нужно вырасти в три раза больше.

Руслан Фазлыев

Попытка привлечь инвестиции в 2014 году от люксембургского фонда Mangrove для Ecwid обернулась неудачей. Предприниматель вложился в рост компании, но не получил денег от фонда.

Мы подписали с ними term sheet об условиях инвестиций. Они говорят: «Мы за быстрый рост: ты начинай прямо сейчас тратить, а мы тебе потом дадим. Чтобы ты время не терял».

Понятно, что это нас сделало более уязвимыми. Я человек простой — мне сказали, я начал тратить. А потом случился Крым, они испугались и не закрыли сделку. До этого у них были конкуренты — калифорнийские фонды, которые готовы были в нас вложиться. А когда у тебя сделка не закрывается, уже никто не хочет тебя брать.

Потом был достаточно серьёзный кризис, но мы его преодолели — стали меньше тратить. Я очень «нассимоталебианский» человек: Нассим Талеб говорил, что у инвестора должен быть огромный аппетит к риску, но абсолютная аллергия к риску катастрофы.

Ты должен быть постоянно готов по-маленькому рисковать, но всегда выживать, потому что умирает человек один раз. Вот этого надо избегать, а всё остальное пробовать можно.

У нас всегда компания управлялась так, чтобы был план «Б»: мы никогда не уходили в бесприбыльность, я даже не говорю про убытки. Это наше ДНК бутстрапперов. Для меня всегда важно «а что если».

Руслан Фазлыев

Зачем Фазлыев продал компанию

После сорванной сделки с фондом Ecwid несколько лет рос только за счёт собственных средств. Фазлыев признаётся, что к поиску инвестиций его подтолкнула команда.

Ecwid привлёк $42 млн от Morgan Stanley в 2020 году, когда индекс волатильности рынка (VIX), который отражает уровень риска и настроения инвесторов, был на рекордной отметке за последние годы.

Это был очень жёсткий experience — сделки налево и направо разваливались. У меня работали хорошие юристы, которые видели много сделок и говорили: «Это рынок, это не рынок, здесь от тебя требуют то, чего не должны требовать, а вот здесь ты можешь на компромисс пойти».

И это непросто мнение — они действительно сравнивают с остальными, такой бенчмаркинг, который я даже и не просил. Но у них остальные сделки развалились и они смогли заняться моей. Term sheet он же, на самом деле, не обязывает другую сторону вложиться.

Часть команды мне тогда сказала: «Руслан, надо уже что-то менять. Нам нужно выходить на большее финансирование деньгами и быть готовыми их тратить и интенсивно расти. Не похоже, что мы сейчас готовы это делать, нам нужна инвестсделка. Если мы не будем расти, то всё».

Команду я терять не хотел. К счастью, сделка закрылась, и гораздо более агрессивный подход к вложениям на нас крайне положительно повлиял. Оказалось, мы сильно недооценивали свою юнит-экономику.

Наш рост ускорился до 100% год к году, и при этом, как ни странно, мы почти не потеряли прибыльность. Мы были прибыльными и сейчас почти прибыльные.

Руслан Фазлыев

В июне 2021 года канадская компания Lightspeed объявила о покупке Ecwid за $500 млн: $175 млн покупатель заплатит наличными, а $325 млн — акциями. Закрыть сделку стороны планируют в сентябре. За 12 месяцев, закончившихся 31 марта 2021 года, Ecwid получил $20 млн выручки. Мультипликатор составил 25, рассказал Фазлыев.

Оценка большинства крупнейших ИТ-компаний — это выручка за год умноженная на 10, рассказал предприниматель. Главного конкурента Ecwid — Shopify — оценивают по мультипликатору 70 годовых выручек.

Это часть нашего большого пути к тому, чтобы стать самой массовой платформой электронной коммерции в мире. У нас получится союз разных направлений: они идут с офлайн-мира, мы — с онлайн-мира и таким образом возьмём этих товарищей из Shopify в кольцо. Это правильный стратегический манёвр для победы.

Руслан Фазлыев

Фазлыев говорит, что после слияния Ecwid будет развиваться в том же направлении, что и до сделки, и вкладывать ещё больше ресурсов в развитие платформы. В частности, компания активно нанимает специалистов по всей России для удалённой работы.

В составе Lightspeed компания планирует синхронизировать каналы онлайн и офлайн-продаж, чтобы создать единую торговую платформу.

Почему не нужно пропагандировать предпринимательство и миграцию за рубеж

Фазлыев рассказывает, что у него есть записная книжка, куда он записывает идеи для новых проектов, но не берётся за них. Его текущая цель — сделать Ecwid самой массовой ecommerce-платформой на рынке, и ради этого он продал свою компанию.

По его мнению, предпринимательство не для всех и его не нужно пропагандировать. При этом он уверен, что ключевые навыки предпринимателя — умение рисковать, продавать, не бояться провалов и придерживаться свои убеждений — у себя может развить каждый.

Фазлыев убеждён, что идеи для бизнеса не нужно искать — предприниматель должен заниматься только тем делом, которое он не может не делать. Если для этого человеку нужен толчок, то он не справится с дальнейшими вызовами, считает Фазлыев.

Предприниматель думает, что общество напрасно ограждает детей и подростков от раннего опыта ошибок — провалы помогают легче преодолевать проблемы в будущем.

При этом он предостерегает предпринимателей от переезда за границу, хотя сам жил и работал на Кипре, в Великобритании и США.

Пока остальные будут идти вперёд, вы потеряете время на изучение новых правил. Суть в том, что я заработал эти ошибки, я знаю, чего они мне стоили. И мне очень болезненно от того, что я не могу поделиться опытом и сделать так, чтобы другие люди эти ошибки не совершали.

Какой бы ни был выбор у человека — лезть или не лезть, не нужно покупаться на маркетинг. Есть простой пример — «Спутник» против других вакцин в мире. В России беспрецедентный доступ к вакцинации: можно прийти и просто легко привиться.

Я знаю множество иностранцев, которые говорят: «Пустите меня в Россию, дайте мне бахнуться этой штукой, я знаю, что российская — самая забористая». Наши люди фундаментально не верят, что в России может быть что-то хорошо сделано, и отказываются.

При этом иностранцы, которым они смотрят в рот, готовы сюда ради вакцины прилететь.

Руслан Фазлыев

Многие принципы ведения бизнеса Фазлыев, по его словам, подчерпнул из книг:

  • «Бизнес в стиле фанк», Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрал.
  • «От хорошего к великому», Джим Коллинз.

Также он руководствуется принципами Реймонда Далио, основателя Bridgewater Associates. Один из них — «не нанимай людей для задачи, нанимай тех, с кем ты хотел бы провести жизнь».

Полное интервью Елизаветы Осетинской с Русланом Фазлыевым
0
23 комментария
Написать комментарий...
Evil Pechenka

Он замахивается на Shopify, но:

1. Shopify просто сильно больше (и не просто так).
2. У Shopify охренеть какой удобный интерфейс, у Ecwid весьма средненький.
3. Идеология разная, в Shopify заходишь и всё уже есть, на блюдечке, а в Ecwid тебе где-то сайт надо взять, там его тебе не дают...
4. У Shopify довольно мощные инструменты продвижения магазина, настройка рекламы и вот это всё.

Короче, удачи им и счастья, но в победу над Shopify убей, не поверю.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Сегодня тоже слушал пока ехал. Молодец! Человек сам с нуля создал такую компанию.
Хоть кино снимай.

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

пользуюсь ecwid очень давно, несколько маркетплейсов там сделал. очень удобный сервис

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Neonow

Преимущество Ecwid в том, что сделал магазин один раз, а разместить его можно на неограниченном количестве доменов. На одном сайте игрушки, на втором запчасти, на третьем мебель и т.д. Одна панель управления на сотни сайтов.💯🔥

Ответить
Развернуть ветку
Anton T.

Щас весь еком такой, даже Вукоммерс, Магенто, Битрих, Шопифай, не говоря уж про изначально рассчитанные на такое Bigcommerce, cmmercetools, ShopWare.
Типа Headless и M-A-C-H подходы.

Ответить
Развернуть ветку
Ann Partovi

Это разве не проплаченный комментарий или бот? Таких же куча. И повод хороший - выступил у блоггера. Тут наплывет тех, кто еквид будет хвалить

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

 После каждого видео Елизаветы одинакомые мысли - канал крутой, гости интересные, каждое видео мотивирует и заряжает, но создает иллюзию, что стоит только захотеть и есть 1001 возможность на успех, а реальность гораздо жестче.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
что стоит только захотеть и есть 1001 возможность на успех

Так и есть, для этого надо просто...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ревута

взять простой советский...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей из LOADING.express

Эквид это еще один конструктор медленных сайтов. Только тут от медлительности  страдают интернет-магазины...

Ответить
Развернуть ветку
Artem Gn

Он что под Петрова и Боширова косит???

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Семенов

Крутой мужик

Ответить
Развернуть ветку
Айдар Сыдыкбеков

Хитрый мужик, цифры не хочет говорить 😁

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

сейчас наверно, договор о неразглашении действует. через лет 20 расскажет только

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Sokolov
Ответить
Развернуть ветку
Роман Масленников

Молодец, чувак.  Ульяновск рулит. 

Ответить
Развернуть ветку
Barbanov Nikolay

Про Shopify это он конечно...
Там как минимум просто капиталы уже не сопоставимы, к сожалению. Вплоть до того, что в 2019 г Шопифай в США открыл свою логистику - вложение 1B$. Уверен - что пойдет дальше по континентам с полной инфраструктурой.
А новой идеи насколько понял нет - типо как есть onbuy vs amazon (молодой onbuy сиграл на буллинге Амазон - типо мы маркетплейс анти-амазон)

Ответить
Развернуть ветку
Serge

Как все просто в таких историях, просто делал потом просто поднял миллионы потом просто продал за миллиарды. Все как всегда.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ruslan Fazlyev

Я не знаю, давали ли "Русские Норм" разрешение на эту перепечатку (я точно не давал), но факт в том что в статье не буквально слова из самой видеозаписи, а их интерпретация, и эта интерпретация не всегда соответствует фактам.

Я так же не давал согласия на использование своих фотографий в этой перепечатке. Короче читателям которым реально интересна тема советую посмотреть оригинальную запись. 

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Fazlyev

.. сравнил то, что публикуется как прямая речь – тоже не является прямой речью

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Fazlyev

... спасибо за правки, теперь больше похоже на правду

Ответить
Развернуть ветку
Gullett ROSALEE

Он же у Дудя был? В Сан Диего живет, в Долину за инвестициями ездит? Его туда первый же инвестор перетянул, как я помню. Видимо забыл уже, насколько проще находить деньги и людей для работы в хайтек там, где для этого созданы все условия... А точно:
"Более-менее регулярно я стал ездить в Долину, когда мы открыли там офис управления партнерскими продажами – представительство Ecwid сейчас находится в четырхэтажном здании на Эль Камино Реал (старая дорога, соединяющая все деревеньки). Теоретически, мы могли бы открыть офис в другом американском городе, например, в Нью-Йорке. Но выбрали Долину, потому что только здесь в шаговой доступности работают все наши потенциальные IT-партнеры. Долина – это суперклево. Климат там особенный во всех в смыслах: в Сан-Франциско ветрено, носишь одежду слоями, а когда приезжаешь в Пало-Альто по соседству, ходишь как медведь в тулупах, а вокруг все в майках (тяжело привыкнуть, что климат меняется за пятьдесят километров). Но куда важнее, конечно, климат предпринимательский. Проще всего уловить дух Долины в местных кафе. Именно в них устанавливаются связи между программистами разных компаний."
https://ulpressa.ru/2012/07/13/ruslan-fazlyiev-silikonovaya-dolina-tuda-i-obratno-chem-ulyanovsk-luchshe-palo-alto/

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда