{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Это уже было в Южной Корее

История корейского маркетплейса Naver Shopping, которая поможет вам заглянуть в будущее российского рынка e-commerce

Глобальный рынок онлайн-торговли поделен между гигантами, которых знает каждый — Amazon, AliExpress, eBay, несколько менее крупных компаний. Локальные рынки чаще всего подчиняются общемировому тренду, однако в некоторых странах им есть, кому сопротивляться. Например, в России, помимо AliExpress, зарубежные e-commerce площадки практически не представлены, вместо них у нас есть Wildberries, Яндекс.Маркет, Ozon и другие.

Однако мы не единственные, кто может похвастаться развитым местным рынком онлайн-торговли. Здесь до степени смешения на Россию неожиданно похожа Южная Корея, страна с одной из наиболее успешных экономик в мире. Загибайте пальцы. В мире всего три страны, где Google — не доминирующий поисковик: Россия, Южная Корея и Китай. Локальный гигант Naver занимает почти 80% корейского рынка поисковых сервисов. Корейский рынок e-commerce также практически целиком контролируют местные игроки. Доминирующее положение в местном сегменте интернета позволило Naver запустить собственные сервисы на все случаи жизни, в том числе маркетплейс Naver Shopping, который на данный момент является лидером корейского рынка e-commerce.

На кейс Naver интересно посмотреть как на возможный сценарий развития российских онлайн-магазинов. Собственный платежный сервис, платная подписка, переход на бизнес-модель маркетплейса, войны с иностранными конкурентами и слияния с компаниями из смежных отраслей — что-то из этого для российских торговых площадок уже привычно, а что-то только предстоит освоить.

Первый поисковик и первый маркетплейс

Компания Naver появилась в 1999 году как первый поисковик в Южной Корее. Тогда еще Google не было на местном рынке, а интернет в стране только начинал развиваться. Naver была первой в мире, кто представил функцию «всестороннего поиска»: сбор результатов из различных категорий — сайтов, блогов, картинок, локаций — на одной странице.

В первые года работы компания столкнулась с проблемой — нехваткой веб-страниц на корейском языке. Naver подошла к её решению нетривиально — она сама создала сервис, где пользователи могли задавать вопросы и получать на них ответы, увеличив таким образом корейский интернет до необходимых размеров. Вскоре у портала появился и свой почтовый клиент, и прогноз погоды, и агрегатор товаров, о котором и пойдет речь в этой статье.

В 2001 году компания представила Naver Shopping — сервис, который позволял сравнивать цены на один и тот же товар у разных продавцов. Пользователи находили товар по более привлекательной цене и переходили на сайт продавца, где оформляли заказ. Сервис становился больше каждый год: росло количество продавцов с товарами, а вместе с ними и покупателей.

Главная страница Naver

В 2011 году, спустя 10 лет отличного роста, Naver Shopping решилась на эксперимент: попробовала перевести свой сервис в формат маркетплейса. Если до этого единственной функцией площадки было сравнение цен, то теперь покупатели могли приобрести товар, не покидая его страницу в Naver. Изменился и способ взаимодействия с продавцами. Будучи агрегатором, сервис брал с них комиссию за каждый переход на сайт магазина, вне зависимости от того, совершил ли человек в конечном итоге покупку — такая модель называется CPC, cost per click. Переходов на сайт могло быть много, а покупок мало, из-за чего продавцы уходили в минус или вовсе закрывали бизнес. Теперь же магазин платил фиксированную комиссию только за проданный товар — по модели CPA, cost per action. Этот шаг облегчил жизнь покупателям и обезопасил продавцов, но совершенно не понравился конкурентам.

Война с eBay

В 2014 году Naver представила платежный сервис Naver Pay, завершив переход от агрегатора к маркетплейсу. Теперь любой магазин мог зарегистрироваться на платформе Naver Shopping и рассчитываться с ней по модели CPA — прежде использовать её могли только продавцы определенных категорий товаров.

Это оказалось крупным ударом для корейского подразделения eBay и других конкурирующих e-commerce площадок — ведь они и сами размещались на Naver Shopping, когда тот был агрегатором, и получали оттуда трафик. С переходом сервиса на модель маркетплейса и расчеты по CPA, пользователи больше не переходили на внешние сайты, и eBay лишился значительной доли посетителей. Стоит отметить, что Naver не убрала модель CPC полностью, конкуренты могли и дальше выставлять ссылку на свои товары, но толку от этого было мало.

«Naver предоставляет услуги по сравнению цен и управляет собственным маркетплейсом, где клиенты могут использовать ее платежную систему Naver Pay», — сказала пресс-секретарь eBay Korea, — «На данный момент это самая большая угроза не только для нас, но и для других e-commerce площадок».

Корейская eBay имела большую долю на процветающем рынке, и, как можно понять по прямолинейному заявлению ее пресс-секретаря, была крайне обеспокоена переменами. Стремительный рост Naver Shopping стал угрозой не только для самой eBay, но и для ее дочерней компании, в которую входили другие корейские e-commerce площадки — Gmarket и Auction. За полгода доля пользователей Naver Shopping увеличилась на невероятные 29%. За тот же период Gmarket и Auction потеряли 21,5% и 9,9% трафика соответственно. При этом конкуренты продолжали выставляться на Naver Shopping по модели CPC, но утверждали, что Naver специально пессимизирует их предложения в поисковой выдаче. Высказывалась версия, что маркетплейс отдает приоритет товарам, которые можно приобрести с помощью Naver Pay. Товары от eBay, Gmarket и Auction так оплатить было, конечно, нельзя — якобы, поэтому они и оказывались внизу списка. Сама Naver все отрицает.

«Алгоритм определяет порядок отображения товаров, анализируя их популярность и цены, не учитывая использование Naver Pay при оформлении заказа».

Представитель Naver

Если заявление Naver правда, популярность размещенных по модели CPA товаров лишь доказывает гипотезу, что пользователи предпочитают собирать товар в одну корзину и оплачивать все покупки сразу, а не бегать по сайтам разных продавцов и делать заказы отдельно.

В 2018 году объем транзакций через eBay Korea составлял $15,3 миллиарда. Аналитики ожидали, что к концу года Naver Shopping приблизится к показателям конкурента, и объем транзакций через маркетплейс превысит $10 миллиардов.

Naver побеждает всех

В мае 2020 года Naver запустила платную подписку Naver Place, которая позволяет копить баллы за покупки с помощью Naver Pay. После введения подписки Naver двинулась дальше — в сторону упорядочения системы доставки товаров. Первым шагом стало объявление о сотрудничестве в этом направлении с крупным производителем косметики и товаров для дома от LG — благодаря новым договоренностям отправка товара теперь происходит в течение 24 часов с момента покупки.

В октябре того же года Naver и дистрибьюторская сеть CJ Logistics сообщили, что обсуждают создание широкого партнерства, фактически слияния. Цель — закрыть самую большую дыру в бизнесе Naver, отсутствие собственного распределительного центра. Прежде продавцам приходилось самостоятельно заботиться об упаковке и доставке, из-за чего часто возникали проблемы с задержками, порчей товара и возвратом средств, а репутационные потери из-за этого несла и сама Naver.

Han Seong-sook, генеральный директор Naver, и Choi Eun-seok, руководитель отдела стратегического управления CJ Corp., позируют после подписания соглашения о партнерстве 26 октября 2020 года. Фото: m-en.yna.co.kr

Единая система доставки оказалась еще одним беспроигрышным ходом для всех, кроме конкурентов компании. Сама Naver сэкономила на инвестиционных расходах на логистику, CJ Logistics приобрела самую большую клиентскую базу в стране, магазинам больше не приходилось решать проблемы с доставкой самостоятельно, а покупатели получили более качественный сервис.

Как результат, всего за два года объем транзакций через маркетплейс вырос на 568%. Еще в 2017 году он составлял $4.1 миллиарда, а к 2020 Naver Shopping наконец обогнал всех своих конкурентов — $23.5 миллиарда против $19 миллиардов у ближайшего соперника, eBay Korea.

Параллели с Россией

Naver сделала четыре больших шага, чтобы занять доминирующее положение на своем рынке:

  • перешла на CPA и бизнес-модель маркетплейса
  • запустила собственный платёжный сервис Naver Pay
  • ввела платную подписку Naver Place
  • создала собственную дистрибьюторскую сеть

Для того, чтобы провести параллели с ситуацией в России, сравню каждый шаг с тем, что уже есть на нашем рынке на примере Яндекс.Маркета, Ozon, Wildberries и СберМегаМаркета. Практически все игроки начинали с модели маркетплейса. Яндекс.Маркет до недавнего времени работал по рекламной модели, но теперь активно переходит на CPA и собирается закончить процесс до конца года.

С аналогами Naver Pay немного сложнее. Он пока что есть только у Яндекса в достаточно зачаточном состоянии, но буквально недавно компания купила банк, чтобы получить лицензию, и, по слухам, собирается в следующем году запустить рассрочку и кредиты для своих пользователей. У Ozon есть свои карточки Ozon Card, но это не совсем то. У остальных игроков ничего подобного нет.

А вот свои подписки есть практически у всех. У Яндекса в подписке кэшбек за покупки вместе с некоторыми дополнительными бонусами. «СберПрайм» и Ozon Premium дают доступ к бесплатной доставке для пользователей, но без кэшбека. Wildberries пока обходится без подписки.

Своя дистрибьюторская сеть давно есть у Ozon и Wildberries, а Яндекс постепенно открывает склады и сортировочные центры по всей стране. Сбер получил небольшую дистрибьюторскую сеть вместе с покупкой goods.ru, но пока что дропофф центры есть только в Москве и Санкт-Петербурге.

В общем, очевидно, что российский и корейский рынок отличаются, но путь, по которому идут наши e-commerce игроки, уже пройден Naver. Разница в том, что все четыре шага, которые сделала корейская компания, в России пока не сделал никто. Можно предположить, что на нашем рынке, как и в Корее, победит игрок с самой сильной экосистемой и максимальным контролем над процессом от оформления заказа до получения, как это сделала Naver. Остаётся только наблюдать, кто первым соберет все фишки.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Ann Partovi

Круто

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Never Pay – звучит прикольно))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin

В малюсенькой по территории Корее логистику сделать на 2 порядока проще, чем у нас.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Якушонок

да согласен. яндексу не по зубам решение проблемы логистики

Ответить
Развернуть ветку
egor gorelov

Партнерская сеть Яндекс Маркета состоит и большого множества ПВЗ, дропоффов, терминалов и перевозчиков. Так же часть заказов доставляют продавцы. Никакой глобальной проблемы с логистикой у Яндекса нет, он масштабируется.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Якушонок

яндекс мог бы, но из за своего расфокуса на такси скорее всего проиграет в долгую.

Ответить
Развернуть ветку
My Account

Хорошо если проиграет. Такая концентрация сервисов и бизнеса в одних руках напрягает

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Такси - это и сеть быстрой доставки. Курьеры там же администрируются. Это важнейший кирпичик их экосистемы.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Якушонок

как такси крупногабарит будет доставлять? только спец логистическая контора, которая сьела собаку на достваках. дроны самнительная перспектива использования

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
 как такси крупногабарит будет доставлять?

Очевидно - никак. "Такси" и курьеры доставляют мелкогабарит, подрядчики с фургонами - крупногабарит.

Ответить
Развернуть ветку
egor gorelov

Что в вашем понимании крупногабарит? Даже самые большие потребительские товары, которые продаются на маркетплейсах, обычно помещаются в машину типа Спринтер. Классы "такси" разные - есть Ларгусы, Портеры, Газели...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Статья на полгода устарела.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
EdBy

Имхо вы преувеличиваете проблему.  По-крайней, мере я не испытываю трудностей , проживая во Владивостоке, с получение заказов. Вот 5 минут назад в офис занесли посылку для коллеги: купил 10 книг. О какой петле речь?
Есть уже готовые сервисы, службы, дистрибуторы , которые сейчас "задыхаются" от изменения рынков сбыта, но у которых есть мощности логистические. Есть Почта РФ, в этот лакомый кусок индивидуальной доставки заходят новые игроки. 
Ставку нужно делать на "мультинабор" операторов по стране, в дальнейшей работе с которыми будут снижаться косты, отстраиваться процессы.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Не вполне справделиво утверждать что Naver - наше будущее, по некоторым аспектам мы давно убежали вперед. Логистика и дистрибьюция у Ozon и WB точно раньше появились  и гораздо дальше развились. 
Думаю и Naver кое-чему на нашем рынке поучился, и наши маркетплейсы туда смотрят

С аналогами Naver Pay немного сложнее. Он пока что есть только у Яндекса в достаточно зачаточном состоянии, но буквально недавно компания купила банк ... у остальных игроков ничего подобного нет.

WB тоже купили банк, даже раньше Яндекса. Ну а про СберМаркет и говорить нечего.

Вообще не очень понятно преимущество NaverPay, объясните подробнее. Это платежный шлюз? Так он у всех МП есть. Или что это?

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Palchuk

Кэшбэк баллами есть не только у Яндекс, у Ozon тоже - для держателей Ozon Card. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья
Автор

Да, я тоже изучал их, когда писал материал, но посчитал, что это немного другое, потому что у Naver подписка

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy DovoS

У озона теперь с недавних пор и кешбек баллами при условии активной подписки, неважно какой картой платишь. 

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Баканова

Ещё в Южной Корее популярен Coupang, он примерно как AliExpress. Вообще ни разу не видела, как кто то в Корее использует Google.

Ответить
Развернуть ветку
Хабиб Омаров

Мне кажется пока у всех равные шансы на данный момент. Однако кто сделает первый шаг, это другое дело

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда