Сначала сотрудничает, а потом копирует товары и разрывает контракты: как магазины Target зарабатывают на чужих идеях Статьи редакции
H&M и Zara копируют «подиумные» товары, а сеть розничных магазинов Target — целые бренды, сперва проверяя их жизнеспособность на собственных прилавках. Что думают о такой бизнес-модели стартапы, юристы и сама Target — в пересказе Fast Company.
В 2020 году американская розничная сеть Target выпустила свой бренд спортивной одежды для женщин, мужчин и детей — All in Motion. Все товары в линейке стоили менее $30 и были изготовлены из технологичных материалов.
За первый год продаж компания выручила $1 млрд, чего не смогли добиться даже известные спортивные бренды вроде Outdoor Voices и Tracksmith.
Однако ассортимент и дизайн для All in Motion компания скопировала с линейки C9 бренда Champion, которую сама продавала более 15 лет. В 2018 году Target принесла Champion $380 млн и спустя год решила не продлевать контракт с брендом.
Аналитики предполагали, что вместо сотрудничества сеть наверняка выпустит собственную линейку. Всё потому, что Target активно продвигала свои бренды ещё в нулевых, когда работала с дизайнерами Майклом Грейвсом и Айзеком Мизрахи и продавала эксклюзивные линейки одежды и домашней утвари. А в 2017 году объявила, что планирует удвоить число собственных марок.
Разрыв с розничной сетью повлиял на бизнес Champion: в марте 2020 года бренд подписал многолетний эксклюзивный контракт с Amazon. Но на новой платформе продажи линейки C9 сократились на $361 млн по сравнению с 2019-м. Товары Champion также рискуют затеряться в поисковой системе Amazon, поскольку та ставит на верхние позиции собственные бренды, которых теперь 110.
Бизнес-стратегия Target: она воссоздаёт целые бренды и продаёт товары стартапов
Бизнес-стратегия Target с каждым разом работает всё лучше, пишет издание:
- Компания вдохновляется чужими идеями.
- Проверяет их на жизнеспособность.
- Даёт задачу повторить успех товара или линейки штатным дизайнерам.
- А затем выпускает свой бренд и получает 100% прибыли.
Target не сообщает, сколько дизайнеров держит в штате, но рассказывает, что для разработок открыла:
- Фабрику трёхмерного прототипирования.
- Лабораторию для тестирования составов и материалов.
- Художественную мастерскую для создания принтов.
- Центр для тестирования готовых изделий.
Компания годами совершенствовала технологии, искала поставщиков, завоёвывала клиентов и считает себя одним из лидеров отрасли, говорит директор по мерчандайзингу Target Джилл Сандо.
На 2021 год у Target более 45 собственных брендов, в том числе одежды, косметики и товаров для дома.
Десять из них приносят ей более $1 млрд выручки в год. А четыре, среди которых одежда для детей Cat & Jack и домашний декор Threshold, — более $2 млрд.
Впрочем, собственные бренды — не единственный двигатель продаж Target, которые выросли почти на 30% с 2017 года и составили $94 млрд в 2020 году.
Target также охотно поддерживает перспективные линейки d2c-стартапов — тех, что сами создают, продвигают и продают товар напрямую потребителю. Правда, как показала история с Champion, Target всегда может превратиться из партнёра в конкурента.
Сотрудничество с уже признанным на рынке брендом со своей лояльной аудиторией — хороший способ для компании выйти на рынок самой.
Поклонники Champion узнали, что теперь в Target можно купить спортивную одежду, и потому стали туда ходить.
Target этим воспользовалась и начала предлагать им свой собственный товар — очень похожий на уже знакомую им линейку Champion.
Ритейлеры копировали тренды десятилетиями — иногда намеренно, иногда случайно, говорит аналитик NPD Group Маршал Коэн. На плагиате подиумных трендов зарабатывают такие бренды, как H&M и Zara. Копируют идеи розничные сети Walmart и Wayfair, а также сервис Amazon.
Но все они воссоздают отдельные продукты, а Target — целые бренды, которые могут конкурировать с лидерами рынка:
- Она анализирует поисковые запросы.
- Наблюдает за рынком и тенденциями.
- Прогнозирует тренды, чтобы вовремя выпустить свою линейку.
- Проводит опросы среди клиентов, чтобы совершенствовать дизайн.
Копируя других, Target редко нарушает законы — их в моде практически нет
Право интеллектуальной собственности при этом Target не нарушает, поскольку на рынке моды вообще мало соответствующих законов, говорит юрист Дуглас Хэнд.
Копирование идей — прибыльная для Target бизнес-модель. И пока она не посягает на запатентованные образцы и технологии, никаких законов она не нарушает.
Правда, несколько раз Target зашла слишком далеко, пишет издание. В 2018 году с ней судился производитель спортивной обуви и одежды Vans.
Компания Burberry потребовала выплатить ей $8 млн за использование её фирменного паттерна.
А в 2019 году на Target подала в суд основательница продовольственного бренда Garnish & Gather Эмили Голуб. Target выпустила линейку Good & Gather, которая повторяла не только название, но также логотип и сами товары Голуб.
Все три дела в итоге приостановили. Других в истории компании не так много, поскольку плагиат в рознице широко распространён, пишет издание.
Однако такая тенденция угрожает небольшим брендам, которые активно инвестируют в инновационный дизайн, а затем ещё больше вкладывают в маркетинг, рассуждает соучредитель бренда экологичной одежды и обуви Allbirds Джоуи Цвиллингер.
Крупные ритейлеры пользуются идеями маленьких брендов так, будто последние разрабатывали идеи для них.
И ставят ритейлеры на узнаваемость — преимущество, которого у d2c-стартапов нет.
Фирменный товар Allbirds — обувь из шерсти за $95 — скопировали десятки розничных сетей, в том числе Amazon. Последняя выпустила в 2019 году похожую линейку, предлагая пару обуви за $45. По словам Allbirds, из-за этого компания теряет $10-15 млн в месяц.
Allbirds не стала подавать в суд на Amazon. Она уже пыталась судится с другими плагиатчиками, но разбирательства длятся слишком долго и не защищают компанию от потерь, говорит Цвиллингер.
Пока суд к чему-нибудь придёт, мода поменяется раз 20, а вместе с ней потеряет актуальность и дело. У большинства брендов на это нет ни сил, ни средств.
Стартапы готовы к конкуренции с ритейлерами и потому вкладываются в инновации
Cтартапы стремятся сотрудничать с розничными сетями, чтобы хотя бы заполучить аудиторию, пишет издание. Например, создательница медиаплатформы Who What Wear Кэтрин Пауэр заключила контракт с Target, чтобы:
- Выпустить совместную линию спортивной одежды JoyLab.
- Эксклюзивно продавать свой бренд Who What Wear.
- А также предложить покупателям Target свою линию по уходу за кожей Versed.
Так же поступил и производитель товаров и средств для мужской гигиены Harry's, надеясь стать конкурентом лидерам сегмента. Target даже выделил бренду отдельный стеллаж.
Стартапы готовы к конкуренции, пишет издание. Соучредитель экологичного бренда Grove Collaborative Стюарт Ландесберг представил свои многоразовые распылители и чистящие средства в Target в 2021 году.
Он знает, что крупные ритейлеры будут «плагиатить» Grove Collaborative, поэтому его цель — выпускать то, что рынок раньше не видел: «Если ваши идеи не копируют, то, возможно, они не такие уж интересные». К аналогичному выводу пришёл и Цвиллингер.
Мы решили, что Allbirds — не обувная компания, а инновационное производство материалов. И если мы будем хорошо справляться, плагиатчики за нами не угонятся.
Да какая это копия)
Так, жалкая пародия на легенду.
Башмаков типа вансов на рынке полно.
Единственное чем бы я отметил этот экземпляр - редкостное дурновкусие
Ни в одном примере нет стопроцентных копий, там все разное, все детали. У обуви разный силуэт. Что за дое до клетки, теперь никому клетку нельзя что ли? Да многие, кто покупают «копии» понятия не имеют, что есть «оригинал»: увидели и купили. Я про вэнсы впервые слышу, кеды и кеды, не очень симпатичные. Что уникального во всей этой хрени, что они так бьются за свое единоличное обладание?
когда что-то входит в моду, его пытаются в разных вариациях изготовить все производители, в тренде оычно какая-то деталь, которую немного меняют и исполняют во всем, в чем только можно, вы же сами видите - все одеты похоже, суть тренда понять можно по внешнему виду больешй части толпы
В моду редко что-то входит само по себе, его туда вводят и ротация готова на годы вперёд
Есть vans и есть копии. Кому-то может и нравится носить копию, а мне вот и мысли не придет купить вместо vans что-то другое, даже если оно дешевле и выглядит точно так же. И всего остального это касается
Комментарий недоступен
Вы тут все с ума посходили, обувь это просто обувь, нужно носить то что удобно и норм выглядит.
И не разваливается за один сезон.
В 99% случаев пародисты делают говно пытаясь сэкономить
Бренды молятся на вас и единомышленников :)
Комментарий недоступен
Ну, ванс это уже достаточно раскрученный бренд, а есть новички, которых никто не знает, и купить вещь похожую на их уже не такой зашквар, как с раскрученными брендами.
+ скорее всего сетевой магазин не уронит качество продукта, что в принципе на дистанции экономит вам кучу кеша
Что то кеды Ванс очень сильно напоминают мне мои кеды из моих далёких 80-х СССР... Моему отцу они также напоминаю его кеды из 60-х...Не верите?Так "Приключения Электроника",там точь в точь "почти"...
Кто же кого копирует и копировал?
Ты видимо с кедами Converse путаешь
Были "полукеды",как Ванс,были с отличием -резиновая косынка сверху над пальцами ,в области носка.Мы их называли "вьетнамки".
Были собственно КЕДЫ - высокие с обоих сторон имели резиновые кругляшки нашлепкт - защита выпирающих костей голени у стопы.
Были кеда как с косынкой резинки на носке,так и без нее.
Были и разного цвета - одноцветные,были и расцвеченные.
Были и с усиленной подошвой слегка ребристой.
Были и с усиленным бортиком в области стопы боковин.
Были как прошитые ,так и клееные.
Найду фото себя в таких 40-ка летней давности - приложу,как доказательство оного.
И отцовское - где он в таких же рассекал в 60-е.
Если что, я тоже жду
Комментарий недоступен
Зачем покупать vans если можно купить adidas?
Другой дизайн, другое качество, другой цвет. Нет, так не катит. Бренды слишком хитровыебанные и хотят патента на все, даже отдаленно похожее. Этого допускать нельзя.
Замечал и не раз, та же бершка так же делает, да в принципе многие
Zara на это всегда делала упор.
Касательно Зары, был несколько лет назад скандал из-за одной шмотки.
Референс не есть копия. Тогда все авто - это копия ford model T и т.д.
У Зары вообще коллекции раз в 2 недели меняются - откуда вы столько подиумных брендов найдете?
Так премиальные бренды сейчас сами, как зара. Некоторые хреначат по 6-8 коллекций в год. Круиз, хуиз и т.п.
Прочитал заголовок и подумал это про яндекс
И ещё немного про логотипы.
( ͡° ͜ʖ ͡°) да-да
Да многие так делают и прекрасно себя чувствуют. Успех одной только Зары чего стоит
Комментарий недоступен
Vans и Target это вообще смешно, если честно. Чёрные кеды с белой подошвой и какой-то полоской. Ну да, ну да.
Был удивлён в 2017, увидев в H&M мерч с тура Канье, который продавали только на его сайте и на концертах
и что тут такого?
Бизнес по-американски.
Он там хотя бы есть и его чинорасты не душат
Ну и что в этом такого, многие фирмы копируют стилистику известных брендов, меняя один-два элемента.
Создание чего-то нового - это и есть изменение каких-то элементов. Диван не станет треугольным и высотой в трёхэтажный дом.
"Цвиллингер" - слишком говорящая фамилия для адвоката по делу о плагиате. Специально что ли таких подыскивают?
Он тоже копия.
Цукерберга?
ну так "Близнец"...
«И если мы будем хорошо справляться, плагиатчики за нами не угонятся.»
Ха.
Тестируешь новый продукт, находишь бизнес-модель для масштабирования, начинаешь качать объем. И как раз в этот момент становишься заметным, а все твои сливки забирает ритейлер с большим количеством внутреннего трафика. Ты сделал всю грязную работу, а по-настоящему заработают они:)
Идея бежать быстрее остальных — вообще никак ситуацию не исправляет) Делаешь больше нового — мы больше твоего нового украдём. Если, конечно, твои идеи приносят деньги.
Эппл удалось. Сделали свой проц М1 и никого теперь рядом нет, смысл покупать другие ноутбуки исчез, эти будут мощнее. Если материал сделать революционный, а не валяющийся на каждой китайской фабрике - то и амазон не угонится.
IKEA, копирует мебель и предметы интерьера известных дизайнеров. Почти все что у неё дико популярно придумано не ими:)
Плагиат уже давно стал синонимом амазона. Они даже внутри одной платформы воруют идеи.
Думаю, скоро с этим будут разбираться законодательно.
InWin из Ленты передаёт привет :)
Помню в далеком 1992 году продавал на рынке кроссовки- MONTANA - ABIBAS, на меху, нород брал.