{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Visa и Mastercard хотят обложить банки штрафом 25 000 $ за допкомиссии Wildberries. Неудобно вышло, а могло быть попроще

Wildberries, словно Спилберг, нашли сценарий для крутого и зрелищного блокбастера и начали воплощать его в жизнь. Мнения со стороны не слушали, пошли по собственному режиссерскому пути. Так, какие-то 2% комиссии с покупки стали самой обсуждаемой темой прошлой недели. И тема пока не иссякла.

Хотя история с новыми комиссиями от Wildberries пока не дошла до своего финала, теперь в ней появились хоть какие-то крайние точки. Например, стало ясно, что Visa требует от российских банков до 31 августа решить вопрос со своим партнером — маркетплейсом: запретить взимать ему дополнительные комиссии за оплату картами Visa или смириться с тем, что после на банки будут наложены штрафы в 25 000 долларов, которые будет ежемесячно расти до тех пор, пока WB не удастся угомонить.

Подключился к истории и MasterCard. Платежная система также потребовала от банков разрешить ситуацию с Wildberries и провести расследования по поводу надбавок, которые маркетплейс стал взимать с пользователей. Срок который MasterCard поставил своим партнерам истекает уже 25 августа, а дальше платежная система планирует наложить на них штрафы от 25 000 до 100 000 долларов.

В итоге, ситуация пошла по постоянному сценарию. Wildberries заварил кашу и ввязал в некую заваруху кучу игроков рынка. Отнекиваться и защищаться теперь придется не самому маркетплейсу — он свое слово уже сказал. Теперь в ответе банки.

Тут стоит напомнить, что Wildberries сказал свое веское слово уже дважды. Сначала площадка громко заявила о том, что иностранные платежные системы берут слишком большие комиссии и решила показать их народу явно — добавив в форму оплаты соответствующее сообщение. Сегодня, к слову, сообщение о взимании дополнительной комиссии выглядит так:

Это уже 100500 итерация данного сообщения. Сначала, WB поясняла, что комиссия взимается Visa и MasterCard напрямую, потом называла его просто "платеж картами Visa и MasterCard. Теперь сообщение разворачивается в полноценном окошке — слова и мысли больше не помещаются.

Второй раз свое грозное слово Wildberries сказал, когда Visa и MasterCard начали проводить собственные расследования и обращаться с вопросами в банки-партнеры маркетплейса. Тут уже площадка стала не защищаться, а защищать:

комментарии Wildberries после начала расследования

«Рассматриваем эти инциденты как попытки давления на отечественные финансовые организации, ограничения их независимой работы»…

«Мы также считаем подобные запугивания проявлением недобросовестной конкуренции со стороны иностранных платежных систем и попыткой воспользоваться своим доминирующим положением на российском рынке»…

Слово сказали, но и сообщение в форме оплаты изменили. Как раз тогда информация о том, что комиссия «взимается иностранными платежными системами» исчезло. Если уже забыли, то выглядело оно так:

А все могло бы быть по-другому

На самом деле, будь Wildberries аккуратнее в словах и выражения, никакого скандала не произошло бы. Подойти маркетплейс к сообщению их 5 слов более грамотно, все бы затихло уже через пару дней. Например, как история с платными для покупателей возвратами товаров. Кто сейчас обсуждает те самые 50 рублей за каждый невостребованный товар?

Но из песни слов не выкинешь и WB сказал все, что хотел. Возможно, последующие изменения текста сообщения о комиссиях были сделаны просто для того, чтобы скандал немного утих, а не ради того, чтобы скрыть свой злой умысел. Но кто его разберет?

Давайте вместе порассуждаем как еще можно было поступить в ситуации с выделенной комиссии, чтобы она не разорвала рынок, а лишь обрадовала его. Предлагаем несколько сценариев, а вы решайте какой мог бы оказаться самым-самым.

Сценарий сегодняшний.

Сейчас все выглядит так. Цены на маркетплейсе не изменились и товары продаются по тем ценам, что и до выведения 2% комиссии во внешний мир. Покупатель может купить условный товар за 100 рублей с помощью карты «Мир» или же за 102 рубля при оплате «Visa». Это противоречит основной мысли WB о том, что продавцам приходиться закладывать дополнительные деньги в стоимость товаров (ту самую комиссию), ведь после ее отделения от цены покупки дешевле не стали. Ход изначально странный и провальный, но если оттолкнуться от него и постараться сообщить об изменениях рынку, можно было сделать это иначе. Например, сначала снизить все цены на 2%, а уже потом выводить сообщение о дополнительной комиссии.

Сценарий первый. Снизить все цены

Если вчитываться в свежее сообщение, которое покупатели видят пытаясь оплатить товары картой Visa или MasterCard, вопросов меньше не становится.Например, теперь Wildberries указывает на то, что 2% — стоимость межбанковских комиссий, устанавливаемых иностранными компаниями, которая уже включена в стоимость товара. На это маркетплейс давил всю неделю — мол, бизнес страдает из-за того, что ему приходится делать товары дороже, закладывая ту самую комиссию в их стоимость.

Пусть так. И если речь идет о товаре, который продает сам маркетплейс, страдающий от того, что мечтает сделать товары дешевле на 2%, то все складывается. Теперь маркетплейс не страдает и может продать свои товары дешевле. Захотел — дал скидку. Видимо не захотел.

Кроме того, так поступить было невозможно и по еще одной причине — Wildberries пришлось бы насильно заставить всех продавцов понизить стоимость их товаров на 2%. Площадка могла бы аргументировать это тем, что теперь покупатели не платят дополнительных комиссий иностранным компаниям, а значит в себестоимость продукта их можно не вкладывать. Но, признаемся честно, огромная часть рынка и производителей не закладывает конкретные 2% в себестоимость товара. Они либо закладывают в нее общие издержки в виде некоторой суммы, либо делает общую наценку на себестоимость...

А еще требование снизить все цены прямо противоречило бы договору оферты Wildberries с продавцами, ведь спасенные 2% процента возмещать бы им вряд ли стали.

Сценарий второй. Снизить цены при оплате картой «Мир»

В этом случае, все покупатели видели бы на сайте одинаковую стоимость товара и имели бы возможность выбора — оплатить заказ привычной картой Visa полную стоимость или отыскать на дне кошелька "Мир", чтобы получить скидку в 2%. Все выглядело бы прозрачно, понятно и точно не противоречило бы законам.

Но тогда возник бы еще один вопрос — кто станет оплачивать дополнительную скидку в 2%? Это может сделать маркетплейс, потому что топит за правду и хочет наказать наглые иностранные системы. Это может сделать продавец, но зачем ему снижать стоимость товара, особенно, если он и не думал закладывать 2% в себестоимость товара. Дополнительные затраты могли бы упасть на "Мир", чтобы еще раз продвинуть отечественную платежную систему среди покупателей. Могли бы, но так не вышло.

Сценарий третий. Снизить комиссии продавцам

Если Wildberries заявляет, что 2% заложены в стоимость товаров и говорит при этом про все товары (а не только о тех, что реализует сам), значит будет логичным снизить комиссию от продажи для тех продавцов, чьи товары будут оплачены с помощью карты «Visa».

Пока крупные игроки рынка скандалят, проводят расследования и доказывают, что позиция WB верная — продажи уже идут. Если следовать логике маркетплейса о том, что продавцы закладывают 2% в стоимость товаров, то эти самые проценты должны уйти конечному селлеру в виде выплат, либо сниженной комиссии. Но продавцов к истории с выделенной комиссией пока вообще никто не привлек — в оферте нет изменений, скидки и наценки к их товаров в личных кабинетах не применены.

Сценарий четвертый. Повысить СПП всем покупателям

Если заставить всех продавцов снизить цены на 2% невозможно, можно пойти по иному пути и увеличить скидку постоянного покупателя для клиентов. Как? Предложить покупателям привязать постоянную карту для оплаты и менять размер СПП в зависимости от платежной системы, которая ее обслуживает.

В этом случае, маркетплейсу не понадобилось бы снижать цены на все товары на площадке и требовать этого от продавцов, а пул довольных покупателей с выросшей скидкой хлынул бы на WB снова.

Можно подумать, что сейчас все происходит именно так. Однако, в окне оплаты клиенты видят товар с первоначальной стоимостью, размер своей скидки, дополнительную наценку для Visa и MasterCard (или только первоначальную цену при выборе карты "Мир"). Так Wildberries получает тонну недовольных покупателей и даже не может обрадовать "мирных" клиентов, ведь для них цена не меняется. На выходе — громкий скандал и маркетинговый провал.

Что вы думаете? По какому сценарию мог пойти маркетплейс, чтобы не изменять своим планам, но и влезать в огромную заваруху с банками и платежными системами?

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Aleksey Goncharov

В wildberies работают гении. 
Ниже распишу почему. 

https://tass.ru/ekonomika/11069357
Согласно статье оборот их за три месяца в начале года 134 миллиарда и рост год к году 79%. 
То есть сейчас скорее всего ещё сильнее вырос оборот. Но пускай такой же. 
134 миллиарда делим на 3 месяца и умножаем на 2 процента комиссии. Получаем 893 миллиона. Это почти по 30 миллионов рублей в день. Это чисто комиссия 2%. 
Пускай у них оплата иностранными картами рухнула до 50% (что вряд-ли). 
То есть в день они берут комиссии 15 миллионов.
Даже если банк перевыставит штрафы в 50 тысяч долларов суммарно - это всего лишь чуть меньше 4 миллиона рублей. 
Wildberies зарабатывает на доп комиссиях за 11 часов эту сумму. То есть штраф этот они даже не заметят. 

При этом ребята получили колоссальное количество упоминаний. 

Да даже штраф скорее всего сбер им не перевыставит. Это уже включено в продвижение их платежной системы. 
Да и сбер никогда не считал деньги. 

Wildberies молодцы. Сбер тоже. Я не пользуюсь ни первым, ни вторым. Но маркетологи у них красавцы

Ответить
Развернуть ветку
Koxae Sun

Меня терзают смутные сомнения (с). Могу судить лишь по себе, но я пока закрыла для себя wildberries и установила приложение ozon. Цены у них примерно одинаковые, но у озона, вроде бы, период неоднозначных решений, на данный момент, прошёл. А странная активность wildberries меня сильно смущает, мне некомфортно покупать там, где происходит какая-то шизофрения.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Головлёв

Озон тоже та ещё помойка, которая в случае чего будет тебя отправлять к продавцу, который тебя будет игнорить, а озон будет отписываться, что не несёт ответственности за продавца, который через их сервис продает товары. Сейчас озон стал практически копией Авито, как впрочем и wb. В таких интернет магазинах можно покупать на столько, сколько не жалко будет потерять в случае чего

Ответить
Развернуть ветку
Ozon

Добрый день, Владислав. Обычно продавцы отвечают в чате в течение 3-х дней. Давайте разберёмся и всё проверим, если в вашем случае не так. Напишите нам номер заказа.

Ответить
Развернуть ветку
Socolik

да вы даже когда вам пальцем показали в прямое нарушение законов с вашей стороны игнор включили. о чем вы .. 

Ответить
Развернуть ветку
Koxae Sun

В общем и целом соглашусь. Но я даже не представляю где сегодня удобнее и выгоднее покупать некоторые позиции. В этом случае мп представляется лучшим выбором.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Serov

Что за мп? 

Ответить
Развернуть ветку
Koxae Sun

Маркетплейс - мп 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Чего озонтвсегла забирает товар у клиента сам

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

Мы здесь только штрафы видим в виде наказания. 
Отключать wb для визы и мастеркарда - выстрел себе в ногу

Ответить
Развернуть ветку
work tasks

Выстрел в ногу — это допустить создание прецедента. Сегодня эти, завтра еще кто-нибудь.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

Формулировки уже поправлены. Юридически докопаться сложно. Теперь это скидка для мир , сбп и сбера.
А прецедент уже создан. Платежные системы схавают. Им деваться некуда. 
Ведь прецедент отключения ещё хуже. Вайлдберриз пострадает безусловно. Но пользоваться им не перестанут. И миллионы пользователей начнут платить миром и сбп. И привыкнут им платить и будут чаще пользоваться в других точках. 

Ответить
Развернуть ветку
Ник Галч

Ля, псц, ЧТО ТАКОЕ КАКОЙ-ТО ТАМ WILDBERRIS и МЕГА-КОРПОРАЦИЯ VISA и MASTERCARD???

Вы где вообще живёте ребят? Моська лает на слона. Огромного слона. Вот как я эту ситуацию вижу. Позорно и смешно. Очередные чёрные пятна на всех русских. Я теперь, когда в Европе бываю (а по работе это часто), то приходится говорить, что я фин или украинец. Называться русским в цивилизованном мире из-за вот таких вот тупых прогосударственных шмаронедокорпораций уже стало стыдно!!! Это все очень печально. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

Мне не стыдно называть себя русским. 
Но было стыдно за себя, если бы моя самооценка зависела от разборок не связанных со мной частных компаний. 

Ответить
Развернуть ветку
Ник Галч

А мне стыдно. Потому что дело не в компаниях, а в самой внешней политики России. А все корпорации (не путайте с частными компаниями) здесь под крышей у государства. Мне вообще стыдно за всю страну. Уж точно, будь у меня выбор, я бы отказался от такого клейма на всю жизнь – быть русским. Для Цивилизации, каким бы не был эрудированным и образованным, ты будешь невеждой. Просто из-за того, что тебе "посчастливилось" родиться здесь. И всем плевать, что ты считаешь себя человеком – гражданином мира, а родиной твоей является Планета Земля. Людя редко смотрят дальше своих ярлыков. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

У меня нет таких проблем. Но вам я искренне сочувствую

Ответить
Развернуть ветку
Савва

Просветите плиз невежду, а кто у нас цивилизация?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Быков

Я когда покупал билеты на концерт в европу, всегда идёт отдельной строкой комиссия за оплату картой. 

Ответить
Развернуть ветку
animegravitation

Как раз юридически очень легко докопатся . Алеша жди завтра статю по своей Гнилой ягоде ))))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

Был бы это мой сервис я бы с троллями на vc не общался))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Т

И тут visa и мастеркард рискуют стать необязательными системами в РФ, они сами дадут карты в руки ЦБ и Минфину....

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Скорее WB сама это правило не устанавливало, а попросили сделать банки партнёры, а тех тихо попросил Путин

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Kagan

Не все  забыли про платные возвраты, люди во множестве разбежались по другим маркетплейсам, где такого скотства нет. 

Ответить
Развернуть ветку
animegravitation

Какие гении? обьем попок упал ))) Или на гнилую ягоду работаешь? ))

Ответить
Развернуть ветку
Mike Prokopenko

WB снова чета изменят после статьи, придется третий раз инструкцию писать)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

Не знаю, что такое объём попок и почему он упал. 
А вот по продажам интересно будет посмотреть на результаты. Если у вас есть инсайды в цифрах - поделитесь

Ответить
Развернуть ветку
Николай Т

Не уверен, но исходя из того что вокруг есть много людей покупающих на wb, все просто перешли на мир (у кого нет Сбера, а это крупнейший по картам банк в РФ) кто-то даже карты выпустил (бесплатно в 99% случаев).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пронин

Ни сбер, нт ваййлдберрис не привлекают абсолютно. Хреновые у них маркетологи.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Goncharov

А вам они и не должны нравится. Главное - цифры продаж. Я и сам не люблю сбер и вайлдберрис. Но вб делает все верно, рост у них космический год к году

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Степанов

Wb включает комиссию по эквайрингу в цену.
Wb скорее всего заключает сделку со сбером и/ или с государством на продвижение мира и сбер пей.
Wb вводит доп комиссию в 2% для владельцев Visa и Mastercard, которую и так уже включена в цену. Те покупатели платят её два раза.
Причём если платить через Visa и MC через сберпей комиссии нет (чудеса).
Wb пиз... Всем про какую-то скидку 2% на все товары.
Wb винит во всем Visa и Mastercard, хотя сама нарушила условия договора. Если не нравится условия этих компаний, можно не принимать их карты для оплаты.
Wb продолжает игнорировать возмущения простых покупателей.
Ps ну конечно wb до этого не знали про комиссию банков при эквайринге. Компания с млрд оборотами и исключительно оплатой по картам, только через несколько лет обнаружили её. 

Ответить
Развернуть ветку
Маришка

Удалила Wildberries 17.08.2021 и перешла на покупки в Ozon. Мне невыгодно всякие миры, сберпеи и прочую муть использовать. Когда отменят, я подумаю, возвращаться обратно на площадку или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Zloy

Читая такие истории, в очередной раз убеждаешься, что миром правит явная лажа, а не тайная ложа.
Неужели при принятии этого решения не нашлось людей, которые сразу указали бы на очевидные скандальные последствия?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Le

Кмк, так и было задумано с самого начала. Этот скандал был спровоцирован осознанно, намерено и грубо. Для чего - другой вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

Мне вот интересно. WB недавно себе банк купил. Как теперь планирует к  визе и мастеркард подключаться? 

Ответить
Развернуть ветку
микроблоги мыстрана.рф

WB решил оригинально компенсировать свои расходы за услуги эквайринга, в целом услуги банков? Сделав поборы в 2% с держателей виза и мастеркард... Это реально произвол, ведь мне как потребителю решать с какой карты мне удобнее платить. Например я решил потратить ровно 500 рублей (не больше и на карте ровно эта сумма) и нашел два одинаковых товара по оной цене - эти самые 500 рублей. Один товар в WB, второй в другом магазине... И вот какая штука, в другом магазине я без проблем купил этот товар, а в WB нет, по причине, что потребовались эти самые дополнительные 2% комиссии... Впрочем, если WB будет предлагать товары по цене, которая сильно ниже рынка уже будет привлекать покупателей, но тут уже будет другая проблема - продавцы(владельцы товаров) могут быть несогласные с такой политикой и на этот счет я даже уже видел статьи... Для меня, как для покупателя нет принципиальной разницы у кого покупать, главное цена и возможность оплатить товар так, как мне удобнее и выгоднее...

Ответить
Развернуть ветку
Ник Галч

Читать не стал, после упоминания Спилберга в сравнении с ВБ-парашей. Скажу только, что ВБ и яйца выеденного не стоит. Действует с толстого напева государства, которое последние два года только и грезит уничтожением цивилизации, путем отключения РФ от международных платёжных систем(загнание России в бкспросветный мрак, иными словами). Вот они уже и искусственный прецедент подбили для этого. А в ВБ, как был полным Г, так им и остаётся, ситуация эта его лишь ещё сильнее чернит в глазах интеллигенции. Но понятно для чего они это делают и кто стоит сверху. 

Ответить
Развернуть ветку
Dan Priwalow

Бокальчуху путен и фёдоров покусали. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новиков

Теперь дважды задумаюсь, если возникнет желание заказать через Вилдвериз

Ответить
Развернуть ветку
ArsTG1

В computeruniverse уже много лет система разных надбавок за перевод в различных платежных системах, что за ажиотаж с wb ?

Ответить
Развернуть ветку
Darth Sidious

Через год на vc выйдет статья:
"WB взлет и падение или как маркетплейс сам слил свой бизнес в унитаз"

В Озон, АлиЭкспресс и Яндекс-маркете очень радуются возможности откусить себе кусок того рынка, который был у WB...

Ответить
Развернуть ветку
Мальвина Монтескье

Пропихивать сбер и мир начали с тех, кто первый язык высунул, чтоб ж..у полизать властям. Вот рассуждают о каких-то выгодах, считают чё то. 

Ответить
Развернуть ветку
Fi Wu

Даже не читал новость. 25к баксов для банков это как для дяди васи в сельском магазине спички купить не за 9.50 а за 10

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shulyaka

При чём здесь вообще тарифы Visa и Mastercard, если все операции всё равно идут через НСПК в обход них и по тарифам НСПК?

Ответить
Развернуть ветку
Gottlieb Schneider

Идут через НСПК, да, но это касается только данных. Комиссии у каждого свои

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shulyaka

И по картам МИР комиссия тоже есть и она сравнимая с Visa и MC

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пронин

Как в этой помойке можно что-то покупать...
Ужасная фильтрация товаров. Алиэкспресс и то по сравнению с ними уже лучше воспринимается.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Романцов

ЦБ РФ : Товарисчи из Visa и MC оштрафовав банки России вы превысили свои полномочия. 
На первый раз штраф по $500.000 с каждой системы)) 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kapibarov

У меня все переводы и платежи через мастеркард - бесплатные! Но в ВБ мне сказали, что я, якобы, не знаю чего-то про свою карту. Послал их и купил в другом месте. Плачу я - стало быть и Падишах тут я. Поучил тоже самое, за те же деньги, но быстрее и без всяких закидонов, в случае одного товара, а в случае второго так еще и дешевле. В следующий раз вообще на ебей буду покупать.

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда