Почему закрылись KupiVIP и Mamsy: поставщики подавали в суд, конкуренция росла, а «Яндекс» отказался от покупки бизнеса Статьи редакции

Клиенты получат все активные заказы, заверил ритейлер. Что будет с долгами перед партнёрами, пока неясно.

Интернет-магазины одежды KupiVIP и Mamsy объявили о закрытии после 13 и 12 лет работы соответственно. «Так сложилось, что наша история завершается», — говорится в сообщениях на сайтах.

В службе поддержки KupiVIP сообщили vc.ru, что компания ликвидируется, активные заказы будут доставлены получателям. В пресс-службе ритейлера на момент написания заметки не ответили на вопросы о причинах закрытия магазина и том, что делать поставщикам.

Оба проекта развивала Private Trade, среди владельцев которой сооснователь CarPrice Оскар Хартманн. За всё время KupiVIP привлекла почти $120 млн.

Открытие магазина KupiVIP Фотография со страницы KupiVIP во «ВКонтакте»

С какими проблемами столкнулся ритейлер

Сложности с поставщиками

На середину 2021 года у компании было свыше 3000 российских и зарубежных партнёров, писали «Ведомости». На странице KupiVIP во «ВКонтакте» они жалуются, что ритейлер уже полгода задерживает выплаты за проданные товары.

Один из поставщиков направил летом ритейлеру жалобу. В ответ менеджер компании якобы сообщил, что она не может возобновить платежи за товар «без внешнего финансирования». Ритейлер продолжает искать покупателей и ведёт переговоры о продаже части бизнеса, процитировал поставщик его письмо.

В профильных группах в соцсетях партнёры делятся вариантами решения проблемы с долгами. Одни предлагают писать досудебную претензию, а затем подавать иск. Другие отмечают, что после долгих переписок им всё-таки удалось вернуть большую часть выплат или забрать товар со склада.

По данным картотеки, с середины августа к ООО «Приват Трэйд», которое управляет KupiVIP и Mamsy, было подано больше 20 исков в московский арбитраж на общую сумму свыше 64,8 млн рублей.

Недостаток денег и конкуренция

Источник vc.ru на рынке fashion-ритейла отмечает, что у KupiVIP были большие остатки из-за неправильной закупки ассортимента и, как следствие, недостаток наличных денег для оплаты по другим счетам. При этом такие проблемы были последние четыре года.

Среди проблем Mamsy — нехватка денег на рекламу и скидки для конкуренции с крупными маркетплейсами, продолжает собеседник. По данным «Контур.Фокуса», выручка ООО «Мамси» упала на 41% до 671,6 млн рублей по итогам 2020 года, чистый убыток составил 167,9 млн рублей.

Выручка ООО «Приват Трэйд» продолжала сокращаться последние три года, следует из данных системы: с 4 млрд рублей на конец 2017-го до 1,18 млрд рублей на конец 2020-го. Чистый убыток составил 230,9 млн рублей в 2017 году и 414,4 млн рублей в 2020-м.

На уход KupiVIP и Mamsy с рынка могли повлиять возросшие финансовые обязательства, которые компаниям не удалось покрыть при отсутствии крупных внешних инвесторов, считает ещё один источник. Среди других возможных факторов — высокая конкуренция со стороны крупных онлайн-ритейлеров, а также устаревшие модели бизнеса.

По данным Crunchbase, за всё время с 2008 года KupiVIP привлёк $119,6 млн, последний раз в 2012 году. Среди инвесторов — Mangrove Capital Partners, Accel Partners, Russia Partners и другие фонды.

Предположение про недостаток инвестиций у KupiVIP поддерживает другой собеседник vc.ru на рынке. По его словам, онлайн-рынок одежды очень конкурентный, все игроки хотят стать лидером, поэтому демпингуют, а для этого нужны инвестиции.

Попытка пойти в более высокий средний чек не удалась, так как население не платёжеспособное. Поэтому в более высоком ценовом сегменте очень маленькая ёмкость рынка, а для поддержания собственной инфраструктуры требуется большая ёмкость и высокая доля на рынке. Поэтому сначала ушёл Butik, который был среднем ценовом сегменте и начал сильно сдуваться после падения курса в два раза в 2014 году, а теперь и КupiVIP.

Источник vc.ru

По данным Data Insight, в 2020 году по объёму продаж среди онлайн-продавцов одежды и обуви в России первым стал Wildberries с долей рынка в 54%. На втором месте — Lamoda, на третьем — Ozon; KupiVIP вошёл в десятку.

Сорванная сделка с «Яндексом»

«Внешним финансированием», о котором якобы сообщил менеджер поставщикам, могла бы стать сделка с «Яндексом». В мае 2021 года «Яндекс.Маркет» договорился о покупке Private Trade, которая управляет KupiVIP и Mamsy. В сделку также вошли бы пять офлайн-магазинов KupiVIP и распределительный центр на 20 тысяч м² в Подмосковье.

Представитель маркетплейса пояснял, что компания «покупает в первую очередь налаженные процессы, экспертизу и инфраструктурные мощности», чтобы выйти на рынок продажи одежды.

Однако спустя чуть больше месяца «Яндекс» отказался от покупки KupiVIP. Знакомый с ходом переговоров источник Forbes говорил, что опцион не обязывал заключать сделку. После его получения «Яндекс» оценил KupiVIP и возможные риски и решил, что актив ему не подходит. В пресс-службе «Яндекс.Маркета» отказались комментировать vc.ru, какие риски увидела компания.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров предполагал, что команда KupiVIP могла не убедить «Яндекс» в том, что сможет решить амбициозные задачи по активному выходу в fashion-сегмент. Среди других возможных причин он называл цену сделки, поскольку у KupiVIP много акционеров, которые должны были между собой договориться.

Чем запомнились KupiVIP и Mamsy

Созданный в 2008 году интернет-магазин KupiVIP специализировался на продаже брендовых вещей с большим дисконтом, обещая постоянные скидки на товары до 90%. Mamsy проработал больше 12 лет и продавал в основном одежду и товары средней ценовой категории для детей и женщин.

Private Trade принадлежит кипрской Blacksquare Investments. Представитель компании говорил «Ведомостям» в мае 2021 года, что её акции распределены между 19 крупными фондами и физлицами, среди которых есть и сооснователь KupiVIP — предприниматель Оскар Хартманн.

В 2012 году Хартманн заявлял о планах выйти на Нью-Йоркскую фондовую биржу в ближайшие два года, но после скорректировал сроки: холдинг планировал провести IPO в 2015 году, к этому времени компания должна была оцениваться в $700 млн – $1 млрд.

В феврале 2021 года Forbes поставил KupiVIP на 19 место среди самых дорогих интернет-компаний в России с оценкой $318 млн (23,3 млрд рублей по курсу на 1 сентября).

Михаил Бурмистров предполагал в разговоре с «Ведомостями», что «Маркет» мог договориться заплатить за компанию около 1 млрд рублей. Это дёшево, считает он: KupiVIP проигрывал конкуренцию крупнейшим интернет-магазинам и маркетплейсам, и уже к концу 2021 года стоимость сервиса могла быть равна нулю и его бы пришлось закрыть.

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон

А в вайлдберриз кто то покупает вообще? Из 30 -40  знакомых с которыми общаюсь им не пользуется никто. 

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Alex Trofimov

Аххахаха:) ну она молодец, правильно оценила покупательскую способность населения страны и ей забабахали Садовод онлайн. С точки зрения покупателей это классная площадка, спору нет. Вот когда заходишь туда как поставщик, тогда начинается самое веселье. Даже при беглом сравнении Озон и ВБ понимаешь, что есть что :)
Чего же нет (вообще или в нормальном виде) у ВБ в отличие от ОЗОНа (если Ты поставщик):
1. Маркетинговых инструментов мало, почти все, что есть куцые. Гибкости настройки акций, рекламы на уровне бетонной конструкции - очень прочно и  неповоротливо.
2. Условия участия в акциях от самой площадки. У ВБ позиция исключительно диктаторская. они плевать хотели на всё, как пример: не участвуешь в их суперпупер акциях, отключаем карточки товара в категории на время акции. И никакие аргументы для них не аргументы. Конечно, если Ты современный ИП, прослушавший курсы инфоцыган в стиле "бери и делай, не важно что, куда и как", то это может и не быть проблемой. Но как только встаёт вопрос о том, что у Тебя отгрузки по РФ и СНГ на пару-тройку сотен млн в месяц и Тебе нужно держать среднюю цену по рынку, вот тогда и осознаешь всю прелесть подхода СадоводОнлайна (ВБ).
С ОЗОНом не было беды договориться на взаимовыгодные условия даже на такие сэйлы как Черная Пятница.
3. Возврат товара. Хочешь забрать у ВБ товар? -никаких проблем, оформляешь всё как положено и в течение 6месяцев Ты его получишь... Наверно...Скорее всего. В сравнении с неделей, которая уходит на всё про всё в ОЗОН прям умиляет. Да даже Алик возврат товара делает оперативнее в 20 примерно раз :)
4. Разгрузка поставки/Возврат паллет (да, казалось бы мелочь, но всё же!). Привозим 99паллет товара на ОЗОН, увозим 99пустых, никаких вопросов. Привозим 99паллет товара на ВБ -спасибо всем Богам, сегодня приёмщик встал с нужной ноги, у него недавно случилось счастье дома и он не насилует мозг водителей в извращённой форме. И да, все регламенты соблюдены, но даже так приёмщик будет делать с мозгом такие вещи, что МАМА ДАРАХАЯ! и вот после всего водитель ещё пытается забрать паллеты... Я понимаю, что тут, наверно, вопрос везения тоже играет роль. Пол года у нас прям вообще не было проблем от слова совсем. Но почему из всех РЦ и складов куда возим "везёт" всегда в Коледино ? :)
5. Адекватный менеджер с не слишком задранным ЧСВ. Как же приятно ездить на встречи в Озон, где Тебя и похвалят и поругают, но всё аргументированно, с указанием какие инструменты продаж используются недостаточно хорошо, какие не используются вообще и как их правильно использовать, а какие появятся в скором времени. В ВБ что-то близкое  к адекватности за три года не удалось встретить в роли линейного менеджера. Да, весьма адекватное попадается начальство у этих линейщиков, но невозможно же дёргать их каждый раз по любой мелочи, решать которую не хочет/не может рядовой менеджер, сопровождающий поставщика?

И да, это на 63.7% эмоциональный пост. И ДА, СадоводОнлайн не попытка задеть или обидеться на маркетплейс, это субъективная исключительно оценка, не претендующая на истинность. И слово садовод тут даже не из-за ценовой политики, а потому что перестал там покупать что-то вообще сам. Покупая там я вообще не уверен, что товар будет соответствовать заявленным качествам и характеристикам, они же не требуют даже банального сертификата соответствия от поставщика до тех пор пока клиент его сам не затребует. Обувь: где, мать Вашу, ЧЗ? Приехала мне пара обуви и никакого дата матрикс кода на товаре или его упаковке.  Как раз про юзер экспирианс: я хочу и должен иметь возможность убедиться, что мне приехала не палёная обувь, государство такую штуку гарантирует в законе. Но поставщикам некоторым на ВБ плевать, самому ВБ, наверно тоже? :)

Ответить
Развернуть ветку
Настасья Советова

К чему сарказм? У WB конкурентное преимущество перед этими брендами. Бесплатная и быстрая доставка, простой и быстрый сайт, большой ассортимент и цены приятные для нищебродов. 

Ответить
Развернуть ветку
ave ego

не 2% процента комиссию ввести, а 4%?  с их наценкой в 70% это как бы незаметно совсем, почему же никто ничего там не покупал...

Ответить
Развернуть ветку
Иван Борода

сарказм детектед

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

сколько раз видел этот магаз и их рекламу, но ни разу ничего там не покупал. цыганщиной какой-то отдавало)))

ну и у меня просто ещё денег нет.

:D

Ответить
Развернуть ветку
AR17

ага, они думали, что если будут продавать хлам, наплюют на нейминг, брендинг, ux/ui и рассуют себе по карманам 100 лямов, то сдлеают успешный ecommerce биз
хотя они просто рассовали себе 100 лямов по карманам и не особо думали о чем то другом)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Dimitri Kosh

Удивительно, что они так долго просуществовали с таким названием.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Хартманн с самого начала был инфоцыганом, бизнесом там и не пахло реальным. Набрали инвестиций - проели - закрылись.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Чернов

А что Рыбаков?)

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

Красивое

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кулешов

Есть вопросики к метрикам форбс: с 23 млрд до закрытия за полгода.

Ответить
Развернуть ветку
Птиц

В наше время оценивать убыточные компании в миллиарды долларов считается нормой.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Poinntt

Форбс что угодно напишет, если денег достаточно дать.

Ответить
Развернуть ветку
ave ego

Какое же счастье, что яндекс это не купил, оно сразу и протухло :D

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард

наверное яндексу показали отчётность по прибыли перед сделкой и он понял что такое он и сам сделать может

Ответить
Развернуть ветку
Денис Караван

А так бы была история успеха.

Ответить
Развернуть ветку
okman

А что у них за бизнес модель? Продавать дорого добавив Vip в конце?

Ответить
Развернуть ветку
Lil Trump

потомучто у оскара в голове одни распродажи,аукционы как на рынке где бабки торгуют перекрикивая друг-друга, на большее его не хватает. что то втюхать, продать, намутить скидочку, бе

нет тут венчура и близко

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Жуковский
Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан
Однако спустя чуть больше месяца «Яндекс» отказался от покупки KupiVIP.

чето таких историй про Яндекс уже столько, что теперь только идиот будет предлагать им что-то купить

Ответить
Развернуть ветку
Yakovlev

то что объект покупки оказался г@...но вы не рассматриваете.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Антон Першин

Казалось бы шмотками торговать, это не ракеты в космос запускать. Сделай фотки приличные, напиши размер реальный, поставь хорошую цену и сами все купят. Так нет у ламоды например половина товара или размер от балды написан или фотки от другого товара поставили. 

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан
Казалось бы шмотками торговать, это не ракеты в космос запускать.

с точки зрения получения дохода шмотки посложнее, ибо за все промахи при запуске ракеты заплатит дядя Сэм (или,если повезёт, дядя Вова), а со шмотками всё сам, всё сам.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

В пресс-службе «Яндекс.Маркета» отказались комментировать vc.ru, какие риски увидела компания.
А так не понятно что маркетплейсы похоронят все инет магазины, кроме узкоспециализированных
P/S
Купи не считаю маркетплейсом

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sedov

Странный, почти одинаковый, текст на заглушках.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

Консультанты из BCG не помогли)))

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Анциферова

KupiRIP

Ответить
Развернуть ветку
Kesha Pazzy

Казалось, что из-за Wildberries только оффлайн магазины и торговые центры закрываются.
А тут, оказывается, и онлайн маркетплейсы из-за конкуренции с Wildberries закрывются.

Ответить
Развернуть ветку
Птиц

Если не заливать ВБ дешёвыми кредитами, думаете долго продержится? Бакальчук входит в наблюдательный совет банка, который выдает ей кредиты. Вся эта история завязана на том, что финансирование дешевое и неограниченное.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Otto Blotto

Уже который интернет магазин закрывается.

В статье написано, что купивип привлекли 120 миллионов долларов, вот проели денежки, лафа закончилась, финиш.

А вб в свое время привлек свыше 600 миллионов долларов, вот и выжили.

А озон уже 20 лет как типа банкрот, без прибыли работает.
Вангую, скоро в Рф останутся 4 магазина- вб, ламода, озон и яндекс маркет

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Белов

Меряете успешность по наличию прибыли? Ну ну. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Mikhail Sedov

Ламода принадлежит озону

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
К М

если Озон банкрот, почему он в списке 4 магазинов?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Befort Street

Вангую,через 3,5 года -ни одно из этих "рога и копыта" не будет в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Antiloh Club

Buyout не случился, но премии думаю все за годы получили. Успешный успех Хартмана)

Ответить
Развернуть ветку
Antiloh Club

Пока живут на свете хвастуны,
Мы прославлять судьбу свою должны!

Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На хвастуна не нужен нож,
Ему немного подпоешь —
И делай с ним, что хошь!

Покуда живы жадины вокруг,
Удачи мы не выпустим из рук.

Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На жадину не нужен нож,
Ему покажешь медный грош —
И делай с ним, что хошь!

Покуда есть на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки.

Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь —
И делай с ним, что хошь!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов

Слоник Мамси падох

Ответить
Развернуть ветку
Настя Сластенина

Скоро многих это ждет))) но покупать на вб с огромной наценкой так себе затея.. Не ленитесь покупайте в других интернет магазинах и намного выгоднее, с нормальной обратной связью и качеством! 

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Судя по прощальному письму это были конкретные мракобесы 😂

Ответить
Развернуть ветку
Алла Миронова

Много моих любимых вещей были куплены в KUPIVIP. Жаль.
У Валберис тоже покупаю, но редкие их вещи стали любимыми.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда