{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Годовая выручка одного даркстора Dmart — $1,7 млн, средний чек «Самоката» — $7: исследование рынка экспресс-доставки Статьи редакции

Главное из данных фонда CM Ventures о мировом рынке дарксторов.

Многие инвесторы воспринимают дарксторы — магазины, работающие только на доставку, — как новую, непроверенную бизнес-модель с ограниченным потенциалом масштабирования. «Мы более оптимистичны», — говорят в фонде CM Ventures, инвесторе американского сервиса доставки продуктов Buyk от создателей «Самоката».

Он провёл исследование рынка дарксторов (есть у vc.ru), в частности, модели «Яндекс.Лавки», «Самоката», Getir, Dmart. Для работы фонд изучил больше 40 открытых источников и поговорил с более чем 30 начинающими игроками, а также использовал собственную платформу для включения данных об около 100 развивающихся компаний на этом рынке.

  • Суммарно «восходящие звёзды» Gorillas, JOKR, Flink, Zapp привлекли около $1 млрд инвестиций, но, по оценкам CM Ventures, у них лишь 250-300 дарксторов. У «большой четвёрки» — «Самоката», «Яндекс.Лавки», Getir и Dmart — больше 2250 точек. Выручка Gorillas, JOKR, Flink, Zapp — около $500 млн, у «четвёрки» — около $3 млрд.
  • Дарксторам нужны инвестиции на быстрый рост: Dmart потребовалось $440 млн, чтобы масштабировать бизнес до $1,2 млрд выручки. Getir понадобилось меньше денег, но потребовалось больше времени.
  • Дарксторы могут быть прибыльными в будущем.
  • На любом рынке есть место минимум для двух крупных игроков или больше.
  • Рынку далеко от насыщения: даже если предположить, что темпы роста всех компаний останутся прежними, к концу года их суммарная выручка составит $5 млрд. Это 0,05% мирового рынка продуктового ритейла.
  • Дарксторы — мировой тренд.

Getir

Getir — один из пионеров модели даркстора — появился в Турции в 2015 году и недавно вышел на другие рынки. Это частная компания, и её финансовые показатели публично не раскрываются. По данным СМИ, оценка — $7,5 млрд.

  • У стартапа 500 дарксторов в 30 турецких городах на июнь, план — 100 магазинов в Великобритании к концу 2021 года, из которых компания уже открыла 28.
  • Прогноз выручки по итогам 2021 года — $800 млн.
  • На май сервис выполнял 9 млн заказов в месяц.
  • У сервиса 1,5 тысячи товарных позиций (SKU).
  • Годовая выручка на один магазин составляет примерно $1,5 млн.

Публичных данных о прибыльности Getir и данных о среднем чеке нет.

Турецкий рынок более конкурентный, чем может показаться: доля рынка конкурирующего Dmart — 30-40%. Это означает, что бизнес может работать даже в присутствии более одного игрока, отмечают в фонде.

Dmart

Dmart в 2019 году запустил сервис доставки еды Delivery Hero. Стартап начал работу с Турции и за полтора года смог занять 30-40% местного рынка.

  • Сервис насчитывает 687 дарксторов во втором квартале 2021 года против 491 магазина в декабре 2020-го.
  • Прогноз выручки по итогам 2021 года — $1,2 млрд.
  • Во втором квартале сервис обрабатывал около 6 млн заказов в месяц.
  • Количество товарных позиций (SKU) — от 2,5-3 тысяч до 10 тысяч в зависимости от рынка.
  • Средний чек — $10-13.
  • Годовая выручка на один магазин составляет около $1,7 млн.

Сейчас сервис работает в 38 странах, в том числе нескольких европейских. Рентабельность по EBITDA в первом полугодии 2021 года составляла -28% против -42% годом ранее. Одновременно выручка выросла с $63 млн до $450 млн.

Это указывает на то, что прибыльность будет расти после завершения фазы роста, считают в фонде. В Delivery Hero заявляют, чтовыхода в точку безубыточности каждый даркстор Dmart должен обрабатывать более 400 заказов в день.

Рентабельность по EBITDA и выручка Dmart CM Ventures

«Самокат»

«Самокат» запустился в России в 2018 году и пока работает только в России (входит в совместное предприятие «Сбера» и Mail.ru Group).

  • На конец июня 2021 года у сервиса было 699 дарксторов против 400 магазинов в декабре. По последним данным, у сервиса 722 магазина.
  • Прогноз выручки по итогам 2021 года — $432 млн.
  • Сервис обрабатывает около 5,2 млн заказов в месяц.
  • Количество товарных позиций (SKU) — 2-2,5 тысяч.
  • Средний чек — $7.

Данных о годовой выручки с одного даркстора нет. Стартап публично никогда не раскрывал данные о прибыльности, но основатели сообщали, что компания может быстро выйти на безубыточность, если остановит экспансию.

«Яндекс.Лавка»

Запущенная в 2019 году «Яндекс.Лавка» входит в экосистему «Яндекса».

  • Количество дарксторов — 362 на июнь 2021 года против 270 в декабре.
  • Прогноз выручки по итогам 2021 года — $297 млн.
  • Количество товарных позиций (SKU) — 2 тысячи.
  • Средний чек — $9.
  • Около 20% пользователей делают заказы более восьми раз в месяц, принося половину всей выручки.

Количество заказов в месяц и годовая выручка на один даркстор публично не раскрываются.

Кроме России «Лавка» также работает в Израиле, в 2021 году открылась в Париже и объявила о планах открыться в Лондоне, несмотря на большую конкуренцию в этих городах.

«Большая четвёрка» сервисов доставки продуктов CM Ventures
0
94 комментария
Написать комментарий...
KSA
 даркстора

По-русски это называется "склад".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Alex Nam

Вы, видимо, эксперт. Может тогда подскажете, слово «душнила» заимствованное или есть исконно русский аналог?

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Ziniakov

Пока у всех дарсторов модели реально убыточны

Прикинул цифры модели самоката
Срединий чек 7$
кол-во доставок на 1-н даркстор 240 доставок в день либо 7202 в мес
умножаем 7 на 7202 = 50 415$
gross margin в идеальном мире 40%

расходы на обеспечение одного заказа
ЗП сборщиков. 1 человек собирает за 12 часовую смену  (минус 2 часа на обеды, перекуры, приемку товара И так далее 10 часов) при 5 минутах на заказ (оптимистично) выходит 120 заказов на человека. 
Нужно мин 2 человека в смену (4 в мес) + 1 начальник или старший. Ср зп 500$ = 2500$ в мес
логистика 1 заказ 3$. 7202*3=21606
упаковка на 1-н заказ 0,25$  7202*0.25=1800
CAC по рынку 5$ 7202*5=36010 
аренда склада - 1000$ (очень оптимистично)

итого
Contribution margin –42 750$

Рычаги давления которые могут как-то  уменьшить Burn Rate 
1. Стоимость привлечения одного клиента CAC
2. Логистика
3. закупка товаров (хоть в моей модели очень положительно заложено 40% наценка)

Все остальное здесь роли не играет

Кому интересно сделал таблицу в которой можно посчитать зависимости показателей закупки. Там же можно и посмотреть как влияет САС, логистика  и упаковка.
Там не учтены затраты на сборку заказов и ИТ поддержку софта

https://docs.google.com/spreadsheets/d/1EnHay4Y34rjP-n63KOMoG5Z1-qN1Uj42bD_T3cEs5DY/edit?usp=sharing

Ответить
Развернуть ветку
KSA

Заменяем сборщиков на роботов и долго пытаемся отбить капитальные вложения. Но зато не платим зарплату.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yury Polyakov

1. Доходы в потенциале больше - порядка $1-2 млн в год на точку ($10 * 400 заказов * 30 *12 = $1.5M)
2. Маржа опер = 30% * 1,5 = $500 тыс
3. Доставка по $2 это реально = 250-300 тыс
4. Прочие опер расходы - 100 тыс
5. Итого 100 тыс опер прибыль с одной точки (CAC не включаются сюда - это венчурные инвестиции, по факту, а не опер расходы)
6. В крупном городе надо 1000 точек = $100 млн
7. 100 городов = $10 млрд прибыли (G&A не берем для простоты)
8. Капитализируешь P/E = 25x = $250 млрд оценка бизнеса через 5-10 лет
9. Дисконтируешь к текущему моменту = $50 млрд
10. Прочие факторы, конкуренция, доля рынка, минус инвестиции = $10 млрд оценка бизнеса на глоабальном уровне

Вот так оценивают венчурные фонды, а текущие минуса могут быть еще в течение 5-10 лет

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Жуковский

Всегда думал, что в Дарксторах торгуют какой-то запрещёнкой и нелегальщиной (по аналогии с Даркнетом), а оно во как ))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Медведь

Сыром санкционным???

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
anvarich

Очень странно что российские сервисы не хотят идти в ЕС

Ответить
Развернуть ветку
KSA

Кто их пустит?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Птиц

Таджиков для работы курьерами с собой привозить? Они нерентабельны здесь, а там не продержатся и года.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Anton

Зачем они там?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
leha2014 leha2014

а причем русский? термин с запада и все.

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Smitty

Dmart пример всем, при количестве дарксторов как у самоката делают в 3 раза большую выручку. Что они станут профитабл можно верить, а что самокат...

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Это просто исследование дурацкое. Это разные типы дарк-сторов. Такие же у GoPuff в США. Надо сравнивать не по абсолютному количеству, а по площади. Очевидно, что 10К СКУ они не на 200 квадратах размещают

Ответить
Развернуть ветку
Павел Морозов

Оказывается выгодно открывать свою доставку☝️

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Величко

Они про выгоду ничего не писали, как и про прибыль. 400 заказов с точки в день для работы в 0 - это довольно много. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Jaroslav Michailov

Семь долларов у Самоката? Маржинальненько

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кулешов

 «На любом рынке есть место минимум для двух крупных игроков или больше» - вот что я называю экспертизой. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

Даркстор: Кому доллар за 50 центов?! Пааадхади, налетай, доллар всего за 50 центов, только сегодня в нашем дарксторе!!!! Ловите момент, завтра будет доллар за полтора )))

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Как эти люди смогли свой фонд создать, если проводят исследования такого уровня, кто им деньги доверяет?)

Количество товарных позиций (SKU) — от 2,5-3 тысяч до 10 тысяч в зависимости от рынка

Если у дарк-стора такое количество позиций, то как его можно сравнивать с дарк-стором, где СКУ 1-2К?
Все равно что сравнивать гипермаркет и супермаркет.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Morozov

Я всё-таки не понимаю, чем даркстор отличается от интернет-магазина? У юлмарта была идентичная схема с кучей точек-складов. У озона в каждом крупном городе есть склад, с которого доставляют напрямую курьером

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Ziniakov

Вся суть в скорости доставки.
По мнению ребят из самоката они делает "водопровод" продуктов к клиенту, чтобы было такж просто получить продукты как набрать воду из крана

Задумка хорошая. проблема в бизнес модели, низкий средний чек и высокий САС просто не дает ей право на жизнь

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Неплохо было бы развивать дарксторы в направлении доставки пусть простых, но свежих блюд - готовых или почти готовых. На это и заработать можно больше, по-моему. А для доставки продуктов есть доставка продуктов - Сбер, Лента, 5-ка...

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Это называется dark-kitchen Их тоже немало Есть даже сети, которые работают только по этой модели

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
KSA
  развивать дарксторы в направлении доставки пусть простых, но свежих блюд

Доставим свежеубитую индейку еще теплой!

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Сомнительное исследование. У того же DH есть суб-бренд Foodpanda с Pandamart, учитывает ли исследование эти магазины? И где в таблице goPuff?

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда