{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Маркировка молочной продукции. К чему готовиться рознице?

В этом году производители и импортеры начали маркировать молочную продукцию. В следующем году маркировка молока станет обязательной для розничных продавцов. Как закупать маркированную молочную продукцию общепиту? Как правильно продавать такой товар в рознице? Как продавать в нарезку? Собрали самые актуальные вопросы на вебинарах. На них отвечает Вячеслав Предыбайло, директор по маркировке ИТ-компании «Эвотор».

1. Какие молочные товары попадают под маркировку?

Молоко и сливки, сыры, мороженое, творог, сливочное масло, кисломолочные продукты, в соответствие с кодами ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС (список кодов).

Коды ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС совпадают не полностью. Согласно разъяснению Минпромторга, преимущество отдается ТН ВЭД ЕАЭС. Если по кодам общероссийского классификатора товар подлежит маркировке, а по кодам ТН ВЭД ЕАЭС – нет, то тогда ее маркировать не надо.

2. Какие товары не попадают под маркировку?

  • Продукция с массой 30 граммов и менее (если такая продукция продается в блоке, тогда нужен один код на весь блок);
  • детское питание;
  • специальное и профилактическое питание;
  • остатки товаров, которые предприниматели закупили без кодов маркировки и не успели продать до старта обязательной маркировки.

3. Нужно ли маркировать товарные остатки магазинам?

Нет. Предприниматели могут спокойно продавать остатки товаров, которые закупили без кодов маркировки и не успели продать до старта обязательной маркировки.

4. Когда производители начинают маркировать свою продукцию?

Производители (кроме фермеров) и импортеры должны начать маркировать свою продукцию в этом году:

  • с 1 июня ― сыры и мороженое,

  • с 1 сентября ― молочную продукцию со сроком годности более 40 суток,

  • с 1 декабря ― молочную продукцию со сроком годности 40 суток и менее.

Фермеры и СПК начинают работать с маркировкой с 1 декабря 2022 года.

5. Когда маркировка коснется розничных продавцов?

В следующем году продавцы должны начать передавать информацию о продаже маркированной молочной продукции в «Честный ЗНАК». Для этого кассир должен сканировать код маркировки на товаре во время продажи. При этом онлайн-касса будет передавать информацию о выводе кода маркировки из оборота в «Честный ЗНАК».

С 20 января 2022 года рознице нужно фиксировать выбытие из оборота молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее.

С 1 июня 2022 года ― маркированной продукции со сроком годности более 40 дней.

Совет. Если на товаре есть код маркировки ― его надо сканировать при продаже!

6. Когда вводится электронный документооборот между участниками оборота?

С 1 сентября 2022 года ― вводится электронный документооборот (ЭДО) для всех участников оборота, в том числе и для розницы. Это значит, маркированный товар должен отгружаться-приниматься с электронной накладной (УПД ― универсальным передаточным документом). Первоначально достаточно передавать в УПД общий код товара GTIN и количество этого товара, пока без кодов маркировки (объемно-сортовой учет).

7. Когда вводится объемно-сортовой и поэкземплярный учеты для молочной продукции?

С 1 сентября 2022 года все участники должны передавать в “Честный ЗНАК” сведения о выводе продукции из оборота по всем причинам (кроме розничной продажи через кассу), например, утилизация или утрата. При этом используется объемно-сортовый учет ― достаточно указания GTIN товара и количество выводимого товара без указания конкретных единиц (кодов маркировки) товара.

С 1 декабря 2023 года начнётся поэкземплярный учёт для молочной продукции со сроком годности более 40 суток. Это значит, что в УПД должна передаваться информация о коде маркировки для каждого товара. Так система маркировки будет контролировать путь каждой единицы товара от производителя до покупателя.

Также поэкземплярный учет должен использоваться для подачи сведений о выводе продукции из оборота по всем причинам. В систему «Честный ЗНАК» нужно передавать данные о коде и количество выводимого товара с указанием конкретных единиц маркированного товара.

Для продукции со сроком годности 40 суток и менее поэкземплярный учёт не вводится, действует объемно-сортовой.

На вебинарах предприниматели часто спрашивают: зачем мне до 1 сентября 2022 года продавать по коду маркировки, если я эти коды на себя не принял? Как выводить код, если он на мне не числится? Требование выводить код товара из оборота для розницы вводится до введения поэкземплярного ЭДО (п.3 Постановления правительства № 2099). Если на товаре есть код маркировки ― вы по закону обязаны при продаже вывести этот код из оборота, вне зависимости от того приняли вы этот товар или нет.

8. Как торговать маркированным товаром?

При продаже кассир должен считывать код маркировки. Вместе с чеком информация о выводе товара из оборота поступает оператору фискальных данных. ОФД передает данные в “Честный ЗНАК”.

9. Возможен ли возврат товара из категории молочной продукции?

Нет, согласно Постановлению №2099 от 15.12.2020, молочную продукцию нельзя вернуть в оборот после выбытия.

10. Как списать коды маркировки на просроченные товары?

Списать коды маркировки на просроченный товар нужно в «Честном ЗНАКе» или в товароучетной системе, если она поддерживает интеграцию с системой маркировки.

В «Честном ЗНАКе» есть документ Вывода из оборота и Списания. Важно не путать их. Коды маркировки, которые были получены и распечатаны, но не использованы для маркировки продукции и не были введены в оборот, нужно списать. Списание применяется в случае, когда списывается исключительно код маркировки, а не сама маркируемая продукция.

Магазины работают с документом Выбытия из оборота. Кроме “розничной реализации”, может быть несколько причин выбытия из оборота. Для просрочки нужно в качестве причины указать «Утилизация или уничтожение».

11. Поставщик отправляет товар (например, сыр) с разным фасовочным весом, в карточке товара указан диапазон веса. Как вести учет таких товаров и продавать их на кассе?

Пока этот момент уточняется. По проекту поправок в Постановление №2099, будет предусмотрена возможность производителям добавлять в сам код маркировки данные о весе продукции. Кроме того, по этому законопроекту, производители должны будут подавать сведения о конкретном весе каждого товара в коде маркировки.

12. Как торговать молоком на розлив, сыром, творогом на развес?

Если вы в точке получаете маркированный товар, который потом продаете на розлив/развес, в течение 3 рабочих дней после первого факта разделения продукции на части вам нужно вывести эту продукцию из оборота в Честном ЗНАКе.

При этом вы указываете в системе:

а) ИНН;

б) причину вывода из оборота (реализация на развес, в нарезку);

в) фактическую дату упаковки;

г) коды идентификации молочной продукции, выводимые из оборота (сосканируйте с товара);

д) стоимость товара.

Сам результат нарезки/фасовки в торговой точке не маркируется.

13. Как должны внедрять маркировку организации и ИП, закупающие молочную продукцию для собственных нужд, например, общепит?

Юрлица/ИП, закупающие маркированную молочную продукцию, должны зарегистрироваться в Честном знаке как участник оборота. С 1 сентября 2022 г. при приемке (закупке) маркированных товаров, они должны самостоятельно выводить продукцию из оборота с указанием причины “Использование для собственных нужд предприятия”.

Поставщик должен отгружать товар с УПД по ЭДО.

Также поставщик (по договоренности с вами) может сам вывести эти коды из оборота, указав причину ― “другое”.

Если вы покупаете молочную продукцию как ИП/юрлицо через онлайн-кассу (допустим, в гипермаркете) и в чеке пробит ваш ИНН, то коды могут автоматически перейти на вас. В этом случае вам надо самостоятельно вывести их из оборота в «Честном ЗНАКе» (указав, например, причину “Использование для собственных нужд предприятия”). Прямых финансовых расходов вы при этом не несете.

14. Как наладить маркировку при перепродаже маркированного товара?

С 1 сентября 2022 года отгрузка-приемка маркированной молочной продукции между юрлицами и ИП должна происходит с УПД по ЭДО.

Если юрлицо/ИП покупает у вас товар через онлайн-кассу, то в чеке должен быть указан ИНН/реквизиты покупателя. Таким образом на кассе в системе «Честный ЗНАК» фиксируется информация, что данный товар передан другому юридическому лицу.

15. По 54-ФЗ ларьки с мороженым могут продавать без ККТ. Как им по закону продавать маркированный товар?

В этом случае предприниматели должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». В срок не позднее 30 календарных дней с момента продажи молочной продукции, нужно в «Честном ЗНАКе» выводить коды проданного товара из оборота.

16. Если я уже продаю маркированные сигареты, что мне нужно сделать для работы с маркированной молочной продукций?

В Честном ЗНАКе подключите новую товарную группу ― молочная продукция.

Если используете “Эвотор”, то на смарт-терминале ничего дополнительно делать не нужно, новая категория добавится автоматически. При продаже кассир будет также сканировать код маркировки.

17. Можно ли использовать ЭДО для немаркированного товара и других документов?

Да, в одной УПД могут быть и маркированный, и немаркированный товар. Мы видим, что предприниматели, которые начинают использовать ЭДО для маркированного товара, также активно используют его и для немаркированного.

Сейчас около трети накладных в сервисе Маркировка в Эвоторе идет по немаркированному товару. Также пользователи обмениваются в электронном виде не только накладными, но и другими документами (актами сверок и договорами).

Как уже сейчас готовиться рознице, которая будет продавать маркированную молочную продукцию:

  1. Получите квалифицированную электронную подпись (понадобится для работы в Честном ЗНАКе и в ЭДО). Выбор зависит от того, как вы будете осуществлять приемку товара (в ноутбуке, на кассе).

  2. Зарегистрируйтесь в Честном ЗНАКе как участник оборота.

  3. Оснастить рабочее место кассира 2D-сканером, который совместим с вашей ККТ и сканирует коды Data Matrix (проверить сканер).

  4. Проверьте, как работает ваша ККТ с маркированным товаром. Для смарт-терминалов Эвотор нужно приобрести приложение “Маркировка”.

  5. Уточните, какого оператора ЭДО используют ваши поставщики. Если у вас несколько поставщиков с разными операторами ЭДО, уточните варианты роуминга. Протестируйте передачу электронных накладных и сверку товара.
  6. Если вы уже продаете другую маркированную продукцию (например, сигареты), вам нужно в Честном ЗНАКе добавить новую товарную группу.

Какие законы регулируют переход на маркировку?

Распоряжение Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 года “Перечень отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации”.

Постановление Правительства РФ №2099 от 15 декабря 2020 года “Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции”.

Постановление Правительства РФ №843 от 31 мая 2020 года “О внесении изменений в постановление Правительства РФ” №2099 от 15 декабря 2021”

Проект изменений в Постановления Правительства РФ №2099 от 15 декабря 2020 г “О внесении изменений в постановления Правительства РФ №2099 от 15 декабря 2020 г”

Штрафы за торговлю молочными продуктами без маркировки

За производство товара без маркировки:

  • для должностных лиц 5 000 – 10 000 рублей;
  • для юрлиц 50 000 – 100 000 рублей. (ст. 15.12 КоАП РФ).

За продажу, хранение, перевозку или покупку товаров без маркировки:

  • для граждан 2 000 – 4 000 рублей;
  • для должностных лиц 5 000 – 10 000 рублей;
  • для юрлиц 50 000 – 300 000 рублей.

1 декабря 2021 года вступят в силу два закона, которые ужесточают наказание за нарушение правил торговли маркированными товарами — 204-ФЗ от 11 июня 2021 года и 293-ФЗ от 1 июля 2021 года.

За оборот продуктов на сумму свыше 400 000 рублей с поддельной маркировкой предусмотрен:

  • штраф до 400 000 рублей;
  • принудительные работы до трёх лет;
  • лишение свободы до трёх лет со штрафом до 80 000 рублей.

За непередачу сведений о товаре в «Честный ЗНАК» будут грозить штрафы:

  • для должностных лиц и ИП 1000 – 10 000 рублей;
  • для юрлиц 50 000 – 100 000 рублей.
0
20 комментариев
Написать комментарий...
Я не скажу свое имя машине

Очень хочу знать как звали корову, молоко которой я с утра пью.
Ну там Зорька, Буренка или, например, Серёга

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

Серёга ))))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Донской

От быка Серёги не хотелось бы молочко попивать 😁 Не понимаю, зачем вообще столько сложностей с этой молочкой.

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Козёл, конечно, задрочен, но жить будет (с) -) 

Ответить
Развернуть ветку
Yury

Бухло маркируют и что?!
Как была отрава на полках, так и стоит. В Ленте ром купил, открыл, а там ацетон с запахом резины. Поехал возвращать, на стойке администрации без разговоров быстро спрятали бутылку и без всяких заявлений отдали налом оплаченную сумму.
Я был готов к скандалу, а они всем видом показали что в курсе о контрафактной партии в этой сети. 
Вот вам и маркировка. Как травили народ, так и будут. За деньги всем насрать на всё.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

Можно жаловаться через приложение Антиконтрафакт Алко https://fsrar.gov.ru/antikontrafakt_alko 

Ответить
Развернуть ветку
Yury

и что с этого приложения?
Лента имеет лицензию.
Есть на карте приложения.
Палёный ром имеет все необходимые маркировки.

Но внутри ацетон с севухой. Это только экспертиза докажет.
Приложение без толку.

Ответить
Развернуть ветку
Max Mustdie

увидел в ленте новостей, что в Лен. области разливали джемесон таджики на складе, джемесон больше не беру.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Yurganov

и даже без чека взяли?

Ответить
Развернуть ветку
Yury

чек забрали с бутылкой, и налом вернули деньги. Хотя покупал по карте.
В шестёрочке так-же, покупаешь мясо, куру по карте, открываешь дома, там тухляк, идёшь возвращать. Деньги налом отдают.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Демидов
Ответить
Развернуть ветку
Андрей Греханов

Работать будет так же как марка на алкоголе, которая джим бим из подвала ставит на полки ритейлов?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

А как вы считаете, у нас с молоком такая же ситуация как и с палёным алкоголем?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Греханов

Даже не приходит в голову как его можно подделать…

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

Тогда будем надеяться, что с молоком будет лучше ситуация. Хотя имени коровы, увы, по коду маркировки нельзя будет узнать ((( 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

вы адже не узнаете, сколько в молоке реально пальмового масла подмешано,  а оно ведь там есть)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

вроде его в сыр добавляют, а не в молоко, не?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy P

Про ларьки с мороженным - это сильно. Где они в конце месяца возьмут коды, которые были напечатаны на проданной продукции?
Ну то есть можно работать без кассы, но без кассы работать невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ветчинкина
Автор

Да, тут нет пока удобного решения. На вебинарах представители ЦРПТ говорят о том, что работают над какими-то вариантами, но пока ничего конкретного представлено не было (   

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда