{"id":7299,"title":"\u0413\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 vc.ru: \u0432\u044b\u0431\u0438\u0440\u0430\u0435\u043c \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u043d\u0435\u0432\u044b\u043d\u043e\u0441\u0438\u043c\u043e\u0435 hr-\u043a\u043b\u0438\u0448\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=7299&url=https:\/\/vc.ru\/special\/vacancy&placeBit=1&hash=fe5f20397da228f9ae42ee87503a61e3a31884b3954f080b0a1e6dbbf239fec6","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Alexey Zagaynov

Все, что вы хотели знать о Workforce management, но боялись спросить

Как показали результаты квиза про HR-технологии в ритейле, который недавно провела ИТ-компания КРОК, многие современные компании (66% опрошенных) не до конца понимают возможности workforce management (WFM). Зачастую на WFM смотрят только как на ИТ-решение – систему для планирования рабочего времени. Мы же в КРОК предлагаем смотреть на WFM шире. А именно – как на набор процессов и инструментов, которые позволяют повысить эффективность и вовлеченность сотрудников. И рассказываем почему.

Проблемы современного ритейла

Работа ритейла напрямую зависит от работы персонала с конечным потребителем. Пандемия коронавируса усложнила условия работы, став своеобразным катализатором диджитал-изменений. Сегодня ритейл выходит на новый уровень: компании ускоряют свое обучение, увеличивают инвестиции в удаленную работу, принимают дополнительные меры по обеспечению безопасности. Большую роль играет удовлетворенность сотрудников, ведь из-за пандемии стресс и рабочая нагрузка также вышли на новый уровень.

Самоизоляция сильно ударила по некоторым сферам, а другим дала ощутимый толчок. Однако ситуацию усложняет отток рабочей силы. Так, доставка стала более востребованной, чем до пандемии, но иностранные граждане, которые чаще всего работали курьерами в ритейле, уехали из страны. По данным МВД России, до пандемии в стране ежегодно находилось от 9 до 11 миллионов иностранных граждан. В период пандемии их количество сократилось почти в два раза — до 6 миллионов. Нехватка персонала остро сказывается на работе общепита, а также не строительстве, транспорте, логистике и некоторых других сферах.

Дефицит ощущают не только небольшие компании, но и крупнейшие ритейлеры – такие, как Х5 Group. В 2019 году доля иностранцев в штате компании составляла менее 2% розничного персонала (339 000 человек) в магазинах и онлайн-доставке, а по данным за август 2021 год она сократилась до 0,9%.

Другая проблема, которая появилась вместе с коронавирусом – переход на удаленную работу, который требует подготовленности как компаний, так и сотрудников. Как показала практика, во время карантина многие сотрудники начали перерабатывать, что нередко приводит к профессиональному выгоранию. А по статистике, в компаниях, которые занимают лидирующие позиции на рынке, показатель вовлеченности сотрудников не ниже 90%. Вовремя заметить проблему и решить ее – то, что должна уметь каждая компания.

Другими словами, на фоне привычной для компаний текучки кадров появилась острая нехватка персонала, а также внутренние проблемы, связанные с распределением обязанностей. Помочь справиться с ситуацией могут информационные технологии и грамотный workforce management.

Управление обучением

Система workforce management может упростить многие процессы внутри компании, в том числе – помочь в управлении обучением сотрудников. Решения способны учитывать запланированное обучение при составлении рабочих смен и даже подбирать наименее загруженное для сотрудника время. Кроме того, система учитывает навыки и квалификацию сотрудников при планировании.

Автоматизация процессов обучения, внедрение информационных технологий и грамотный подход к вопросу позволяют существенно сократить как временные, так и денежные затраты. Так, крупнейшая розничная сеть Великобритании – Tesco – сэкономила 1 200 000 $ на обучении, просто внедрив систему, которая позволяет обучать более 50 тысяч сотрудников и дает подробные отчеты о процессах.

Другое ИТ-решение, применяемое в сети супермаркетов «Магнит», позволяет обучать сотрудников основам информационной безопасности, принципам охраны здоровья, владению статистическим аппаратом, обращению с Excel, удаленной коммуникации и другим навыкам работы «на удаленке». По итогам применения, вовлеченность сотрудников в процесс обучения выросла на 65%.

Геймификация для обучения

Многие современные компании используют геймификацию для обучения. Её также можно объединить с системами WFM – например, начислять сотрудникам бонусные баллы за отсутствие опозданий, выполненные планы и так далее. И геймификация, и WFM повышают вовлеченность и удовлетворенность сотрудников. Так, система позволяет учитывать пожелания сотрудников при планировании смен, а внедрение удобного мобильного приложения облегчает взаимодействие – специалистам легко отметить нерабочие дни, поменяться сменами с коллегами, а также взять подработку.

Сам по себе игровой формат – отличная возможность повысить интерес сотрудников, улучшить их компетенции, навыки и знания. Например, сотрудники Walmart регулярно проходят игру, в которой нужно отвечать на вопросы о безопасности. А для отдела продуктов питания была создана отдельная игра-симулятор, позволяющая почувствовать себя управляющим. По итогам внедрения геймификации, количество регистрируемых инцидентов в 8 распределительных центрах Walmart снизилось на 54% во время пилотного проекта, моральный дух был повышен, а расходы на травмы уменьшились.

Геймификацию для обучения используют и другие крупные компании: так, OBI внедрила обучающую игру-стратегию, которая имитирует деятельность целой компании. В игре участникам нужно управлять магазином OBI. Игровой формат учит управлять продажами и затратами, следить за уровнем сервиса, расставлять приоритеты и учитывать возможные риски. И все это – без финансовых потерь для компании. Ведь даже если специалист совершит ошибку, то это будет в симуляторе, а не в реальности. Неоспоримый плюс такого обучения: сотрудники могут побывать в непростых ситуациях, ошибаться, вырабатывать навыки, не нанося вред ни себе, ни компании. Геймификация в OBI позволила на 30% сократить затраты и на 85% сократить время на обучение персонала.

Существуют примеры внедрения геймификации не только для обучения, но и для мотивации сотрудников. Например, в Yota был запущен проект Yota Star Wars. Чтобы заряжать лазеры или уничтожать корабли противников, персоналу необходимо выполнять рабочие задачи и закрывать KPI. Со временем игра получила развитие и новые квесты, направленные на решение конкретных задач. По итогам на 87% вырос уровень обслуживание клиентов, а уровень выполнения стандартов продаж поднялся на 30%.

Планирование рабочего времени

Ещё один вопрос для менеджмента – планирование рабочего времени. Как сделать так, чтобы на планирование тратилось не так много времени и ресурсов? На помощь также приходят автоматизация и внедрение ИТ-решений. Яркий пример – британский книжный магазин The Book People, который для планирования рабочих смен использовал таблицы Excel. С виду простой и удобный метод на деле отнимал много времени и ресурсов.

Ситуация изменилась, когда The Book People внедрил систему, которая позволила составлять гибкие расписания, формировать смены из специалистов разных профилей, обрабатывать данные и формировать отчетность о результатах работы сотрудников в режиме реального времени. Функционалом также был предусмотрен доступ сотрудников, которые даже со смартфонов могли смотреть свои смены и время отпусков. В результате уровень обслуживания клиентов вырос на 5%.

Автоматизация рекрутинга

Автоматизация рекрутинга и WFM также могут быть неразрывно связаны. Ведь WFM дает возможность долгосрочного планирования персонала. Это значит, можно выстроить эффективный и удобный процесс планирования и найма сотрудников. А если автоматизировать полный цикл рекрутинга, можно сократить стоимость подбора сотрудника на четверть. В этом убедились уже многие компании, которые перешли на ИТ-решения в области HR. Так, «Перекресток» использует автоматизированный виртуальный подбор сотрудников, который анализирует укомплектованность штата, планирует подбор, делает первичный звонок соискателю и ведет его по воронке. Стоимость подбора сократилась на 27%, время найма уменьшилось с 7 до 2 дней, а укомплектованность выросла на 4%.

Современные компании нередко применяют для общения с кандидатами чат-ботов – такой опыт уже есть у Hoff и X5 Retail group. Так, X5 Retail group подключила чат-бот, который помогает кандидатам подобрать вакансию, записаться на собеседование и узнать информацию о своем статусе. За 4 месяца работы бот доставил кандидатам 31 562 SMS. Из всех кандидатов: 8 600 перешли по ссылкам из сообщений, 5 612 стали рассматривать вакансии, а 3 144 нашли работу. Боты также помогают упрощать и улучшать процессы внутри компаний – например, занимаются адаптацией новых сотрудников. Яркий пример – чат-бот «Василиса», используемый сетью магазинов «Перекресток».

Мониторинг труда

Использовать автоматизацию и ИТ-решения можно и для мониторинга – например, для более эффективного распределения нагрузки среди сотрудников, реализации новых проектов и другого. Так, сеть супермаркетов «Пятерочка» сейчас тестирует систему мониторинга физического труда, основанную на искусственном интеллекте. В рамках проекта сотрудники некоторых магазинов получают «умные часы», отслеживающие их активности и собирающие статистику. Такой подход позволит магазинам эффективнее распределять нагрузку и оптимизировать многие внутренние процессы.

Другой пример – сервис «Свои люди» в «Утконосе», который помогает управлять штатом и привлекать сотрудников на дополнительные проекты. Как только в системе появляется новое задание, свободный от задач персонал получает особое push-уведомление, на которое можно откликнуться. Таким образом не возникает перегрузок – ведь задания отправляются с учетом графика и занятости специалистов.

Удаленная работа

Различные сервисы можно использовать и для организации удаленной работы. Например, сеть гипермаркетов «Лента» использует сервис для измерения настроения 5 тысяч сотрудников и получения информации о том, как проходит их адаптация к новому формату работы. Такой подход улучшает работу, делает ее более эффективной и позволяет своевременно реагировать на выгорания или перегруз. Согласно результатам исследования, индекс эффективности удаленной работы в «Ленте» составил более 40%.

Подводя итоги

Инструменты Workforce management позволяют оптимизировать многие процессы в компании. Однако применять и внедрять в процессы их нужно грамотно. При выборе решений для управления рабочей нагрузкой необходимо просчитать возможности и опции, которые потребуются, и найти баланс между эффективностью инструмента и удовлетворенностью сотрудников.

Вовлеченность в мир ИТ-решений, упор на актуальные тренды и знание ключевых игроков на рынке Workforce management позволяют КРОК отлично ориентироваться в ключевых процессах. А значит – со знанием дела подбирать оптимальные варианты для каждой конкретной ситуации. К специалистам компании всегда можно обратиться за консультацией и помощью при внедрении решении.

Посмотреть на другие интересные примеры и проверить свои знания в трендах HR и WFM можно с помощью квиза от КРОК.

Алексей Загайнов, директор по отраслевым решениям для ритейла, ИТ-компания КРОК

{ "author_name": "Alexey Zagaynov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 13, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 298663, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 28 Sep 2021 10:03:14 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Лекарство или яд: самые интересные исследования про алкоголь Статьи редакции

Материал издания Reminder.

Будущее наступит во вторник на OneRetailConf
Может ли Тинькофф распоряжаться вашими ценными бумагами

Сегодня хочу рассказать об особенностях работы российских брокеров, механизмах, которые позволяет им распоряжаться ценными бумагами клиентов без их ведома, рисках при банкротстве брокера и своём личном отношении к данной проблеме.

Дефицит цифровых кадров в России и их подготовка

Весь мир переходит в цифровую среду. Пока в ежегодном глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 43-е место, но задерживаться на нем не намерена. Для этого правительство запустило программу «Цифровая экономика РФ», которая будет поддерживать цифровую экономику в стране и подготовку необходимых кадров.

В Казахстане гонения русскоязычных. Я против

Я Казах. Русский язык в Казахстане имеет официальный статус НАРАВНЕ с казахским, это прописано в конституции, матчи комментируют на двух языках, новости по ТВ на двух языках, вывески на двух языках, описание продуктов питания, инструкции по применению лекарств и т.д. везде должен быть русский язык.

Onboarding как отражение продукта
Реклама? Нет, TikTok - двигатель торговли

Как ретейл в США поднимает продажи? Рецепт прост: дополни привычный ассортимент товарами, популярными в TikTok

«Российский рынок акций был и остаётся одним из самых привлекательных в мире»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие» («Открытие Инвестиции»).

«Spotify: История продукта». Как мы разработали алгоритмы музыкальных рекомендаций

Из онлайн-библиотеки — в сервис персонализированных рекомендаций.

Когда устал вечером в Додо

Заказал пиццу и залипаю на то как ее готовят, и тут внезапно девушка начинает рисовать на раскатке и писать надписи, снова зашел через пару минут и тут...

Объявлены победители Finlanding
null