Инвестировать в логистику и догнать Ozon: Тигран Худавердян о развитии «Яндекс.Маркета», конкурентах и планах на роверы Статьи редакции
Главное из разговора Forbes c управляющим директором группы компаний «Яндекс».
7071
просмотров
План «Маркета» — догнать Ozon
- По итогам 2021 года товарооборот всего сегмента электронной коммерции «Яндекса» вырастет на 200%, прогнозирует Тигран Худавердян. За второй квартал общий объём оборота товаров (GMV) сегмента вырос на 155%, до 35,1 млрд рублей.
- В Goldman Sachs среди крупнейших игроков российского рынка электронной коммерции называют Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. По словам Худавердяна, компания «сейчас сфокусирована на том, чтобы догонять ближайшего конкурента — Ozon, это важнейшая тема».
- Стать первыми хотят многие: AliExpress видит себя в тройке лидеров, Ozon планирует достичь оборота 2,5 трлн рублей к 2026 году, заняв треть рынка, «Сбер» — стать третьим на рынке электронной коммерции к 2023-му с оборотом 500 млрд рублей, а к 2030-му — занять первое место, обогнав Ozon и Wildberries.
Если бы мы хотели оставаться маленьким игроком, то предоставляли бы сервис по онлайн-торговле только в Москве. Амбиции быть крупным федеральным игроком в числе лидеров на какой-то из позиций у нас есть. Но зачем сейчас друг друга раздражать? Кто-то из нас будет первый, кто-то второй, кто-то третий. Поживем — увидим.
- За весь 2021 год «Яндекс» планирует вложить $650 млн в развитие«Маркета», «Еды» и «Лавки». До этого компания хотела инвестировать $400-500 млн. По словам Худавердяна, деньги пойдут в основном на логистику: склады, распределительные центры, пункты самовывоза.
- Сейчас у «Маркета», «Еды» и «Лавки» восемь складов общей площадью 260 тысяч м². На сколько вырастет их количество, в компании не говорят.
«Маркет» — это ещё и технологии
- Бизнес «Яндекс.Маркета» — это не только физическая инфраструктура, но и технологии. По словам Худавердяна, в ИТ-команде сервиса сейчас около 1200 человек.
- Чтобы контролировать качество доставки в регионах, «Яндексу» пришлось отказаться от сторонних курьерских служб в крупных городах: невозможно было узнать, доставлен заказ или нет.
- Автопарком фургонов для доставки управляет «Яндекс.Драйв». На машинах установлены специальные платы телематики. Они позволяют следить за передвижением автомобилей и её показателями, например уровнем топлива.
- «Маркет» также использует генеративные нейросети. Они позволяют анализировать большие объёмы текста в отзывах, а затем создавать на их основе дайджест про конкретный товар.
Скептик скажет: за счёт этой технологии нельзя победить Ozon. И я согласен. Но если у нас будет критическая масса разных технологических решений, это существенно улучшит продукт и сделает нас более эффективными в процессах.
«Яндекс» планирует предлагать роверов другим компаниям
- «Яндекс» начал тестировать роботов-курьеров в 2019 году, а летом 2021-го «Роверы» стали доставлять заказы в кампусы университетов США.
- «Роверов» создаёт Yandex Self-Driving Group в Москве, которая делает беспилотные автомобили. Пока «Яндекс» может выпускать около 100 роверов в месяц, а оператор одновременно мониторить до 10 устройств.
- По словам Худавердяна, скачок в технологии произойдёт, когда один оператор сможет следить за 100 роверами. Тогда речь пойдет о бизнесе в десятки тысяч роверов в месяц, а «Яндекс» сможет предоставлять их как услугу, в том числе другим компаниям.
Скачок произойдет, когда цена доставки ровером будет ниже курьера, а сам он ездить будет быстрее его. И это вряд ли получится у Яндекса в ближайшие годы.
Не помню на каком сайте, но читал статью по исследованию распространения ии в обработке звонков в европе, короче, итог таков, 90% крупные компании имитируют ии реальными людьми, чтоб поддержать тренд и не обанкротится, т.к. введение и обучение ии в разы дороже чем стоимость оператора)
Еще долго будут у роверов вместо мозгов операторы
Тем более, от "Яндекса" тут не зависит ровным счётом ничего. При идеальной инфраструктуре уже сейчас возможна полная автоматизация доставки.
Почему это не получится?
Яндекс выдающаяся технологическая компания, которая вполне успешно противостоит мировому монстру в лице гугл.
Но в торговле у них ничего не получится, по крайней мере, не получится обогнать Озон или WB, так как торговля очень сложное дело, очень много нюансов. Она должна быть главным направлением у компании, как это происходит в Амазон, Алибаба, Озон или WB.
PS Только сегодня пришло от Яндекса письмо написанное роботом, что мой магазин заблокирован, причина блокировки: не проставленные финальные статусы у некоторых заказов.
Зашел в эти заказы (всего десяток) и увидел старую боль с которой обращался к яндексу много раз, люди заказывают и не выкупают, отказаться от заказов без предоплаты нельзя, пункт СДЕК-а позволяет держать такие заказы две недели, но Яндекс считает, что неделю достаточно и тупо блокирует весь магазин.
Возможность добавление трека в модели DBS анонсировали пару месяцев назад, но функция так и не работает в реальности, техподдержка уже месяц пытается выяснить почему программисты выкатили нерабочую фичу.
Вот как они с таким подходом собрались кого-то побеждать?
Боюсь, тут вера Яндекса в свои технологии скорее подведёт их. Их вера уже дошла до того, что в поддержке (не) отвечают бездушные боты, не понимающие смысл сообщений, а все вопросы решаются только через VC.ru и соцсети. Впрочем, непонятно, какие у них такие технологии касательно товаров, в которых они существенно опережают тот же Озон или Алиэкспресс? Нейросети сейчас не клепают только ленивые.
В вопросах доставки важно человеческое взаимодействие с пользователями, а эта именно та компетенция, в которой Яндекс плавает. Как они могут хорошо относится к пользователям, если даже в отношении к собственным сотрудникам у них проблемы и хронические недоплаты? Причём речь не только о таксистах/курьерах, которых они тоже умудряются обижать больше конкурентов, но о вполне себе сотрудниках офиса и разработчиках. В этом ключе иронии добавляет то, что в этом вопросе их опережает тот же Тинькофф, который они чуть было не договорились купить, но тупо пожадничали. А специалистов по нейросетям легко схантят конкуренты, просто предложив рыночную зарплату.
Что же, запасаемся попкорном и ждём лулзов с описаний товаров в стиле китайских продавцов.
Это особенно становится понятно когда начинаешь общаться с HR Газпрома или Яндекса, у них в тоне голоса всегда чувствуется "выебон", а это целая корпоративная культура :)
Комментарий недоступен
А где у Яндекса недоплаты собственным сотрудникам?
Догнать Озон - руководство ЯМ похоже в своей реальности существует, вообще не в курсе, что у них происходит с маркетплейсом.
У меня такой вопрос: ну почему визуально ровер Яндекса в антураже Америки выглядит лучше, чем у нас?
Малоэтажная застройка не заслоняет небо, нет давящего эффекта, ощущение свободы.
Вот и весь антураж
Нет заборов, тротуар на уровне дороги
потому что тут агрессивная барьерная городская среда
Субъективно, у них худшая логистика из большой 3-ки онлайн-ритейла
По большому счету, у них её почти нет, все партнеры типа ПЭК и dpd, даже главный склад был на аутсорсе, как сейчас не знаю, кажется так и остался.
Комментарий недоступен
И тут такой Фёдор Овчинников вылезает и говорит: "Ребята, вы стали сытыми котами! Никто заказ не принимает и не спешит готовить. Грязь повсюду! - и реально будет прав. :)
Кто кого съест? Кто сытый, а кто голодный? Ничего не понял.
"По словам Худавердяна, в ИТ-команде сервиса сейчас около 1200 человек...«Маркет» также использует генеративные нейросети."
Звучит очень круто! Но вместо нейросетей хотелось бы, чтобы просто приложение маркета работало стабильнее и была более адекватная поддержка клиентов.
Больше месяца назад сделал заказ на маркете (заказ 61951623 от 02.09.21). Списали оплату и из-за ошибки в приложении отменили заказ через пол часа, как не оплаченный. Ок, бывает, но почему мне до сих пор не могут вернуть 2079 яндекс баллов за этот отмененный заказ не очень понятно. Поддержка отвечает классическими "подождите 48 часов и все вернется". И так уже 34 дня подряд.
Здравствуйте! Я из Маркета.
Сейчас написал коллегам, чтобы предоставили решение вопроса как можно скорее. Прослежу за процессом лично.
Баллы обязательно вернём.
"«Маркет» также использует генеративные нейросети."
Автор, у Вас в статье опечатка в слове "дегенеративные".
Сервиса хуже чем у яндекс маркета в РФ уже нет, обогнали всех.
Руководству ЯМ бы не помешало бы посетить этот чат https://t.me/chat_marketplace_YM и в реальности посмотреть, что на самом деле происходит с ЯМ со стороны продавцов. А потом зайти сюда https://market.yandex.ru/shop--yandex-market/431782/reviews и тоже почитать, что думают реальные пользователи о ЯМ. А потом делать прогнозы на будущее. Строить систему, где клиентоориентированность отсутствует во всех направлениях, мне кажется недальновидно.
Да ладно, там явно завышена оценка, 2.2 это слишком много для такого сервиса
Яндекс сольет лояльность покупателей в унитаз раньше, чем сможет выкатить хоть какие-то технологии. Уже сейчас все моё окружение знает, что ни в коем случае у яндекса ничего покупать не надо. Знакомые сделали заказ - отмена с повышением цены после полной предоплаты. Я сделал заказ - отмена с повышением цены, сдедал в другом магазине, где появилась скидка - опять не можем привезти в срок. Какой смысл в роверах, если процессы настолько через жопу, что товары просто купить нельзя?
Озон в сравненнии с ними даже хорош, за два десятка заказов всего пара просроков и те на день, два. А тут бинго - три из трех.
Выбор на ЯМ скуден и сейчас, цены иногда немного дешевле Озона и ВБ, но доставка полностью бесплатная у них только в собственные мононопункты выдачи, которых на миллионник может быть пара штук) Тогда как ВБ и Озон на каждом улице и в каждом квартале практически готовы бесплатно товар свой выдавать. Пакеты не дают.
Доставка бесплатная потому, что доставлять никто ничего не планирует. 2 из 3 заказа просто отменили через 4 дня при полной предоплате (особенно смешно - отмена потому, что товара нет на складе, хотя его продолжает продавать даже тот же магазин)
3 уже сейчас пишут, что в срок доставить не смогут, завтра скорее всего тоже отменят.
Всем своим знакомым я уже говорю что яндекс просто крутит деньги и ворует время, и едва ли какие нибудь скидки меня теперь убедят даже посмотреть в их сторону.
А откуда взяться пунктам выдачи, когда, напомню прецедент:
24 июля 2021 Партнеры «Яндекс.Маркета» пригрозили массовым закрытием пунктов выдачи
Они говорят, что оказались на грани разорения из-за новых правил, установленных маркетплейсом. Представители «Яндекс.Маркета», наоборот, считают, что новые правила помогут бизнесу заработать больше
https://www.bfm.ru/news/477135
Далее. Чтобы доставка была бесплатно надо заказать на 300 руб. У меня товар стоит 140 руб.. С первого раза по 3 шт. не покупают - надо попробовать. Ну и в итоге всё пришлось распродать по 35 руб., чтобы хотя бы не платить за утилизацию. В довесок не могут сделать мне перерасчет уже скоро как полгода. Ошибку признают, а перерасчет не делают, всё какие-то отмазки. Вопрос на засыпку: буду ли я пытаться выводить у них другой товар на продажу или сосредоточусь на Вб и Озон (где всё пучком, кстати).
Недавно сделал свою первую покупку на Яндекс.Маркет. Яндекс никогда не был сервисной компанией и вряд ли ей станет. Опыт ужасный! Почему они по ФИО не могут покупку выдать, это я не понял.
Иван, здравствуйте! Я из Маркета.
Паспорт или любое другое удостоверение личности (водительские права, пропуск на работу с фотографией, студенческий билет, военный билет, удостоверение моряка и т.д.) запрашиваются, чтобы убедиться, что посылка вручается правильному лицу. Особенно важно это для предоплаченных заказов.
Если служба доставки работает с SMS-идентификацией по коду, то предъявлять удостоверение личности уже не нужно. Поэтому можно выбирать постаматы :)
Мне выдают без проблем, даже по придуманным ФИО. Но заказываю все с оплатой в момент получения.
Да ладно? Мне курьер принес коробку на 12-14тыс. и просто оставил в офисе. Я еще спросил "Может где подписать надо?" на что получил отрицательный ответ. Просто отдал и всё, правда посетив перед этим соседний офис. Вот это вообще что было?
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
А куда делся маркетплейс от сбера и янды- беру?
Его заменил Яндекс маркет. А у Сбера теперь свой отдельный
Я думаю многое скрывают. Туже лавку уже думали развивать за счёт складок на третьи компании и т.д
История с повышением например цен для продавцов в серых зонах и ТД, повлиять на более мелких игроков. Именно мелкие игроки с не идеальными сайтами и т.д, вытеснят многих.
Пока не сделают выдачу- в каждом дворе, никаких шансов, только дальше тонуть, это в целом всех касается- 2 основных игрока сделали- они растут! только там и покупаем- а эти доставки, курьеры- прошлый век.
""«Маркет» также использует генеративные нейросети. Они позволяют анализировать большие объёмы текста в отзывах, а затем создавать на их основе дайджест про конкретный товар.
Бесполезная хрень.
Лучше бы ввели фильтр 'отзывы доверенных пользователей'