{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Заказывают тракторы «по приколу» и платья в нескольких размерах: что происходит с возвратами в онлайн-магазинах Статьи редакции

Компании тратят на повторную упаковку и перевозку больше, чем стоил товар: иногда чтобы всё равно отправить его на свалку. Из-за кого политика «купи всё, верни потом» стала услугой по умолчанию и почему сервисам вроде Amazon проще отдать деньги и не забирать заказ — в пересказе The Atlantic.

The Atlantic

В конце 19 века примерочная была элементом роскоши в элитных магазинах, где посетители могли посидеть на мягких диванах и угоститься бесплатным шампанским. В 2021 году примерочные есть практически везде, только условия в них не всегда хорошие:

  • Кривые зеркала и неправильное освещение.
  • Повсюду вещи, которые предыдущий покупатель бросил после примерки.
  • Шторы не закрываются до конца, а на дверцах не всегда есть замок.

На протяжении 1990-2000-х годов людям было важно примерять одежду перед приобретением. Но всё изменилось с развитием онлайн-торговли. Покупатели поняли, что смысла испытывать неудобство нет: можно заказать товар на дом и вернуть его, если не подойдёт. В 2020 году до 50% одежды американцы приобрели в интернете, и пандемия лишь ускорила рост продаж.

Вот только потребители не могут оценить качество товара до покупки, поэтому вместе с бумом продаж увеличилось и количество возвратов. В среднем в розничных магазинах возвращают от 1% до 10% вещей, а в онлайне — 15-30%.

Некоторые интернет-магазины поощряют эту практику, чтобы покупатели меньше сомневались в заказе: предлагают не только бесплатную доставку, но также бесплатные возвраты и скидки — всё, чтобы клиент покупал и сдавал вещи чаще.

В 2020 году американцы вернули в онлайн-магазины товаров на общую сумму $100 млрд.

Сдают товары по разным причинам: разонравился, не подошёл, не работает, не соответствует описанию. Потом их выкупают оптовые «перепродажники», а технику, например, разбирают на части. Остальное отправляют на мусоросжигательный завод или свалку.

Такая практика в долгосрочной перспективе вредит окружающей среде и в целом невыгодна. Товар, на который и так ушло много материальных и логистических ресурсов, придётся снова перевозить. И зачастую просто для того, чтобы выбросить.

Магазины принимали возвраты и раньше, но не в таких масштабах. Всё это, считает The Atlantic, побочный продукт культуры потребления, которую торговые сети продвигают как минимум последние 15 лет.

Товары редко возвращают на полки — чаще всего перепродают и утилизируют

Розничная логистика состоит из двух основных частей:

  • Исходящая — когда товар переходит от производителя к потребителю. В этом процессе также участвуют сотрудники сортировочных складов и доставщики.
  • Обратная — когда покупатель возвращает товар продавцу.

Обратная логистика требует много сил, времени и денег. Возвраты собираются массово — из дома самого клиента, от доставщиков, розничных магазинов и многочисленных сторонних партнёров.

Работники сортировочных пунктов сперва открывают каждую посылку, чтобы убедиться, что в ней нужный товар. А затем пытаются оценить его состояние: надевали ли платье и чистое ли оно, работает ли телефон и можно ли сдать его на запчасти.

Потребители заявляют, что возвращают такой-то товар, а на самом деле в 5-10% случаев подкидывают вместо него дохлую крысу или шлакоблок.

Тим Браун, руководитель центра логистики при Технологическом институт Джорджии

Многие покупатели привыкли думать, что после возврата вещь попадает вновь в магазин, а затем — в руки новому владельцу, но зачастую это не так, пишет издание. Многие компании запрещают перепродавать ранее распакованный товар как новый.

Физические точки раньше обходили эту политику стороной: если предмет вернули туда же, где приобрели, то он практически новый, а значит, его можно снова продать. Но теперь даже если товар вернут магазину по почте в первозданном виде, продавать его снова вряд ли станут.

Вернуть товар в поток новых продуктов слишком дорого. Иногда потому, что магазин продаёт десяток тысяч новых товаров в день, и вещь, купленная за месяц до возврата, перестаёт быть интересной покупателям. А иногда потому, что обратная пересылка обойдётся компании дороже, чем стоимость покупки:

  • Клиентка покупает платье за $25 и возвращает его без упаковки.
  • Компании придётся потратить деньги на то, чтобы забрать товар, переупаковать его и, возможно, неоднократно переслать.

Почему компании не говорят об обратной логистике публично и не хотят жертвовать товары нуждающимся

Многие товары после возврата попадают в дисконтные или оптовые центры, которые решают, можно ли их перепродать — в том числе отправить за границу. Американская сеть магазинов бытовой электроники Best Buy, например, иногда продаёт полученные назад компьютеры на запчасти.

Вариантов сбыта много, а отчитываются компании редко, поэтому точно подсчитать, сколько товаров попадает на свалку, невозможно. Известно лишь, что ежегодно в США выбрасывают сотни миллионов килограммов покупок.

Некоторые потребители не понимают, почему магазины отказываются жертвовать товары нуждающимся, вместо того чтобы выбрасывать их:

  • Во-первых, это шанс помочь тем, у кого нет возможности купить телефоны и тёплые зимние пальто.
  • Во-вторых, хорошая реклама для ритейлера.
  • В-третьих, это способ частично списать налоги.

Но дело в том, что компании попросту боятся «размыть» бренд: если платёжеспособные клиенты увидят, что магазин раздаёт вещи бедным бесплатно, то решат, что они не имеют ценности, пишет издание.

Крупнейшие ритейлеры вроде Amazon и Target нередко возвращают за товар деньги и даже не забирают его назад. Клиенту компании кажутся щедрыми, а те на деле просто не хотят тратить деньги на утилизацию.

Магазины создали проблему сами

Многие считают, что проблему с возвратами породил американский интернет-магазин обуви и одежды Zappos, пишет The Atlantic. В середине 2000-х годов он убедил миллионы американцев покупать обувь в онлайне, что тогда казалось почти невозможным, пишет издание. Магазин обещал быструю и бесплатную доставку, а также возврат без особых условий.

Товары сдавали и до Zappos. Однако именно он, как считают эксперты, масштабировал отрасль и заставил покупателей поверить, что возврат — возможность по умолчанию. Последние, правда, совсем не понимают, сколько стоит логистика.

Из-за крупных сетей политика «купи всё — верни потом» стала отраслевым стандартом. При этом лидеры рынка благодаря высоким объёмам продаж от расходов не беднеют. Сетям поменьше же приходится труднее, а отказаться от политики они не могут — иначе потеряют клиентов.

Магазины породили эту практику и теперь сами от неё страдают.

Джоэль Рампольдт, менеджер консалтинговой фирмы AlixPartners

Интересно, что начинающим специалистам по торговле о проблеме почти не рассказывают. «При этом про исходящую логистику и цепочки поставок твердят во всех бизнес-школах США», — отмечает Тим Браун. Но оно и понятно, пишет издание: людей учат продавать, а говорить о возвратах не хочет никто. Ведь это значит, что товар клиента не устроил.

Из-за корпоративного молчания трудно оценить масштаб проблемы, но даже крупные сети ищут теперь способы ограничить возвраты. Они используют специальное ПО, чтобы находить клиентов, которые сдают покупки слишком часто, а затем запрещают им оформлять возвраты — иногда даже заказывать в принципе. Такую политику практикуют Amazon, Sephora, Ulta и Walmart.

Сами компании говорят, что отказывают в возврате только при подозрении в мошенничестве или злоупотреблении возможностями. Некоторые потребители занимаются «развлекательным шопингом», рассказывает директор отдела исследований розницы при Колумбийском университете Марк Коэн: они еженедельно покупают много вещей и возвращают практически все. Причём приобретают они даже дорогие и крупногабаритные предметы: тракторы, газонокосилки и холодильники.

Некоторые компании разрабатывают единые сервисы для возврата — например, Happy Returns. Он размещает свои стойки в аптеках, книжных магазинах и пунктах FedEx, где покупатель может сдать не подошедший ему товар. После этого Happy Returns сортирует и отправляет заказы магазинам.

Решить проблему полностью, впрочем, вряд ли возможно. Люди привыкли покупать больше, чем нужно, и, скорее всего, продолжат это делать, возвращая неугодные покупки. А компании поднимут цены, чтобы покрывать расходы на логистику, пишет The Atlantic.

0
221 комментарий
Написать комментарий...
Zoringer

это как в Икее:
- Здравствуйте. Это отдел возврата?
- Здравствуйте. Да, что Вы хотели вернуть?
- Я хочу вернуть вот это.
- А что это?
- А я не знаю. Пока собирал, чем только это не было: и диван, и тумба, в какой-то момент даже первый канал ловило…

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

В Икее ужасный отдел возврата. Во-первых, хрен доедешь. Во-вторых, очереди на час. В-третьих, начинаются приколы, что без упаковки не возвращают (с лампочками, например). В итоге все их заявления «не понравится — можете вернуть» превращаются в пшик. Проще не брать, чем связываться с таким возвратом, и тратить на него кучу времени.

Ответить
Развернуть ветку
Юля Корнева

Лампочки по закону не подлежат возврату.
Вообще когда побываешь по другую сторону торговли (как предприниматель), на многое по-другому смотришь. Люди почему-то считают, что можно вернуть использованный товар (а сам бы он его купил?), без упаковки, без чека, что уж там. Принести назад стиральный порошок - «я передумала», купленные месяц назад канцелярские ножницы, наполовину съеденный сыр - «нам не подошёл» (реальная история))

Ответить
Развернуть ветку
Бур Магнус

Согласен, нам тут пытались вернуть Б/У зубную щетку со словами: "Не подошла", пришлось дать отворот поворот.

У людей совсем нет понимания что можно вернуть, а что нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Вообще я возвращал, потому что лампочки гудели. Это существенный недостаток. Гудение было несильное, но вполне слышное в тихой комнате, особенно когда лампочек несколько.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Иванов

Ну так существенный недостаток — это совершенно другая процедура, тут уже не имеет значение политика магазина по возвратам и вступает в силу ЗОПП

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Очередь и время на доехать эта другая процедура совершенно не сокращает. Плюс пришлось там долго разбираться, писать заявление и т. п. Говорю же, там всё ужасно и недружественно.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Иванов

Какая очередь и куда ехать? Сейчас все процедуры делаются онлайн, даже судиться можно дома по гражданскому производству. При существенном недостатке обязанность забрать товар на продавце, ехать никуда не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Это было лет с 5 назад или больше. Хрена два что онлайн тогда делали. В прошлом году, когда последний раз им писал, ответили так:

«Чтобы мы смогли произвести обмен/возврат товара, Вам необходимо обратиться с товаром, электронным чеком/номером заказа/кассовым чеком, и паспортом в ближайший для Вас магазин ИКЕА в Отдел ИКЕА Сервис, где сотрудники отдела смогут произвести данную процедуру.»

В общем разбежались вы. Так и будут вам онлайн что-то делать, ага.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Иванов

Ну так это для этого и существует суд

Ответить
Развернуть ветку
Артём Иванов

Мне, кстати, Икея сама привезла на замену бракованную дверцу шкафа, просто на их сайте онлайн отправил запрос и фото

Ответить
Развернуть ветку
Fatal Error

Ст 18-21 закона о защите прав потребителей. Да, возможно без упаковки не примут, если ты сдаешь как работоспособный товар, для этого его нужно просто "убить" и принести как нерабочий и обменять по гарантии, если уж не хотят забирать целый, что ж делать?)
Я так сдавал в ДНС видеокарту, ее брать не хотели, пришлось принудительно сжигать чип и вернуть как не рабочую.
Что касается лампочек: если производитель заявляет характеристики(яркость, продолжительность работы, цоколь и тд) и товар не соответствует заявленным характеристикам, такой товар подлежит возврату.

Ответить
Развернуть ветку
Fatal Error

Просто в ДНС я сидел с той стороны, с которой пытаются всеми правдами и неправдами обмануть покупателя и не исполнять гарантийные обязательства. Уволился по причине "у меня есть совесть"

Ответить
Развернуть ветку
Fatal Error

Я не буду рассказывать как это сделать, могу лишь сказать что для этого нужен пьеза-элемент с зажигалки)

Ответить
Развернуть ветку
Fatal Error

Кроме того у сдачи нерабочего куча преимуществ: например не нужна упаковка, диагностика проходит быстрее и самое главное на что ведутся покупатели, это "Без чека товар возврату не подлежит" это НЕ ПРАВДА!!! В законе о защите прав потребителя черным по белому написано "Отсутствие чека НЕ является поводом для отказа исполнения гарантийных обязательств"

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бурлаков

Если производитель обещает год работы, а лампочка сгорает через 2 месяца, что тогда делать по закону? И ещё вопрос, пункт о возврате лампочек был внесён до массового появления светодиодных лампочек на полках или после?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Петров

Лампочки можно вернуть! На них есть гарантия!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Петров

Лампочки подлежат возврату. Я в пятерочку постоянно возвращаю. И по факту пользуюсь бесплатно. Потому что у них гарантия два года написано на светодиодные, а по факту они год служат. И у меня такой круговорот лампочек. Сами виноваты что продают такого низкого качества.

Ответить
Развернуть ветку
Victor

А почему они должны брать без упаковки?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Teplo

В теории так написано в Законе о правах потребителя

Ответить
Развернуть ветку
Константин Мазаев

Да и на практике. Все завист от манеры общения с компанией. Если они почувствуют, что ты соплежуй, не знающий базовых прав человека, то будут активно заворачивать. Но если у них появится стойкое вречатление о том, что палец вам в рот класть не стоит, то права заработают сами собой. Штрафов, судов и общество защиты прав потребителя в принципе ссат все магазины. Т.к. в большинстве случаев закон в россии стоит на стороне покупателя, коммерческую контору с многомилионной выручкой, торгующую, жалеть особо не будут. Поэтому в случае если запахло жареным, им проще взять издержки на себя в случае их вины, чем втягивать себя в часто проигрышные процессы.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Golubev

Победитель по жизни, гроза магазинов. Увидев его все сразу ссут и не кладут пальцы в рот.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бурлаков

Они - это кто? Девочка на приемке или директор отдела возвратов? Издержки им выгодно взять на себя, вот только когда наступает момент запаха жареного? Когда вы тратите время на написание претензии по возврату двухсотрублевой лампочки? Когда вы отстояли часовую очередь в тот самый отдел возврата? Когда потратили выходной на то, чтобы написать исковое заявление в суд и к тем двумстам рублям отсудить ещё 100 моральной компенсации?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Иванов

Много раз: многие уже юристы, у кого-то куча времени в метро и на работе и т.д. так что не судите по себе и не думайте, что принципиальных людей мало.
Тем более, что шаблонов претензий и гайдов как что делать уже полно

Ответить
Развернуть ветку
Аб Вг

Только если товар бракованый. Если товар работает, то без упаковки я могу его не принять на законных основаниях. Упаковка должна быть целой, а не в лохмотья.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

А смысл сдавать в разрезанной упаковке, которую повторно использовать нельзя?

Ответить
Развернуть ветку
Victor

Тут ничего не надо разрезать чтоб достать лампочку

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Когда я сдавал, была пластиковая упаковка, которую без разрезания не открыть, вроде такой (фотка с Lamptest.ru Алексея Надёжина)

Ответить
Развернуть ветку
Аб Вг

Брак можно вернуть в любом виде. Если
лампочка работает, а вы лоханулись с цоколем это ваши проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Skynet

Хз, возвращал несколько раз в Икею брак, всё принимали без вопросов. Единственный минус, да, дорога.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Teplo

В Леруа раньше давали гарантию 1 год (чуть ли не 3 года?) на лампочки. Принимали по чеку без вопросов.
Как там сейчас — не знаю 🤷🏼‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

1 год — это очень мало. Плохие лампочки. На нормальные 3–5 лет гарантии. Икеевские где-то года 3 и проработали, но дорога до возврата дороже чем новые взять поближе.

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Мне икея и возвращала деньги за товар и давали запчасти взамен поврежденных(если их именно это просили)
При этом никакой придури с упаковками.
Но правда во всех случаях речь про вот это что даже первый канал ловило а не мелочи.

Ответить
Развернуть ветку
218 комментариев
Раскрывать всегда