{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Заказывают тракторы «по приколу» и платья в нескольких размерах: что происходит с возвратами в онлайн-магазинах Статьи редакции

Компании тратят на повторную упаковку и перевозку больше, чем стоил товар: иногда чтобы всё равно отправить его на свалку. Из-за кого политика «купи всё, верни потом» стала услугой по умолчанию и почему сервисам вроде Amazon проще отдать деньги и не забирать заказ — в пересказе The Atlantic.

The Atlantic

В конце 19 века примерочная была элементом роскоши в элитных магазинах, где посетители могли посидеть на мягких диванах и угоститься бесплатным шампанским. В 2021 году примерочные есть практически везде, только условия в них не всегда хорошие:

  • Кривые зеркала и неправильное освещение.
  • Повсюду вещи, которые предыдущий покупатель бросил после примерки.
  • Шторы не закрываются до конца, а на дверцах не всегда есть замок.

На протяжении 1990-2000-х годов людям было важно примерять одежду перед приобретением. Но всё изменилось с развитием онлайн-торговли. Покупатели поняли, что смысла испытывать неудобство нет: можно заказать товар на дом и вернуть его, если не подойдёт. В 2020 году до 50% одежды американцы приобрели в интернете, и пандемия лишь ускорила рост продаж.

Вот только потребители не могут оценить качество товара до покупки, поэтому вместе с бумом продаж увеличилось и количество возвратов. В среднем в розничных магазинах возвращают от 1% до 10% вещей, а в онлайне — 15-30%.

Некоторые интернет-магазины поощряют эту практику, чтобы покупатели меньше сомневались в заказе: предлагают не только бесплатную доставку, но также бесплатные возвраты и скидки — всё, чтобы клиент покупал и сдавал вещи чаще.

В 2020 году американцы вернули в онлайн-магазины товаров на общую сумму $100 млрд.

Сдают товары по разным причинам: разонравился, не подошёл, не работает, не соответствует описанию. Потом их выкупают оптовые «перепродажники», а технику, например, разбирают на части. Остальное отправляют на мусоросжигательный завод или свалку.

Такая практика в долгосрочной перспективе вредит окружающей среде и в целом невыгодна. Товар, на который и так ушло много материальных и логистических ресурсов, придётся снова перевозить. И зачастую просто для того, чтобы выбросить.

Магазины принимали возвраты и раньше, но не в таких масштабах. Всё это, считает The Atlantic, побочный продукт культуры потребления, которую торговые сети продвигают как минимум последние 15 лет.

Товары редко возвращают на полки — чаще всего перепродают и утилизируют

Розничная логистика состоит из двух основных частей:

  • Исходящая — когда товар переходит от производителя к потребителю. В этом процессе также участвуют сотрудники сортировочных складов и доставщики.
  • Обратная — когда покупатель возвращает товар продавцу.

Обратная логистика требует много сил, времени и денег. Возвраты собираются массово — из дома самого клиента, от доставщиков, розничных магазинов и многочисленных сторонних партнёров.

Работники сортировочных пунктов сперва открывают каждую посылку, чтобы убедиться, что в ней нужный товар. А затем пытаются оценить его состояние: надевали ли платье и чистое ли оно, работает ли телефон и можно ли сдать его на запчасти.

Потребители заявляют, что возвращают такой-то товар, а на самом деле в 5-10% случаев подкидывают вместо него дохлую крысу или шлакоблок.

Тим Браун, руководитель центра логистики при Технологическом институт Джорджии

Многие покупатели привыкли думать, что после возврата вещь попадает вновь в магазин, а затем — в руки новому владельцу, но зачастую это не так, пишет издание. Многие компании запрещают перепродавать ранее распакованный товар как новый.

Физические точки раньше обходили эту политику стороной: если предмет вернули туда же, где приобрели, то он практически новый, а значит, его можно снова продать. Но теперь даже если товар вернут магазину по почте в первозданном виде, продавать его снова вряд ли станут.

Вернуть товар в поток новых продуктов слишком дорого. Иногда потому, что магазин продаёт десяток тысяч новых товаров в день, и вещь, купленная за месяц до возврата, перестаёт быть интересной покупателям. А иногда потому, что обратная пересылка обойдётся компании дороже, чем стоимость покупки:

  • Клиентка покупает платье за $25 и возвращает его без упаковки.
  • Компании придётся потратить деньги на то, чтобы забрать товар, переупаковать его и, возможно, неоднократно переслать.

Почему компании не говорят об обратной логистике публично и не хотят жертвовать товары нуждающимся

Многие товары после возврата попадают в дисконтные или оптовые центры, которые решают, можно ли их перепродать — в том числе отправить за границу. Американская сеть магазинов бытовой электроники Best Buy, например, иногда продаёт полученные назад компьютеры на запчасти.

Вариантов сбыта много, а отчитываются компании редко, поэтому точно подсчитать, сколько товаров попадает на свалку, невозможно. Известно лишь, что ежегодно в США выбрасывают сотни миллионов килограммов покупок.

Некоторые потребители не понимают, почему магазины отказываются жертвовать товары нуждающимся, вместо того чтобы выбрасывать их:

  • Во-первых, это шанс помочь тем, у кого нет возможности купить телефоны и тёплые зимние пальто.
  • Во-вторых, хорошая реклама для ритейлера.
  • В-третьих, это способ частично списать налоги.

Но дело в том, что компании попросту боятся «размыть» бренд: если платёжеспособные клиенты увидят, что магазин раздаёт вещи бедным бесплатно, то решат, что они не имеют ценности, пишет издание.

Крупнейшие ритейлеры вроде Amazon и Target нередко возвращают за товар деньги и даже не забирают его назад. Клиенту компании кажутся щедрыми, а те на деле просто не хотят тратить деньги на утилизацию.

Магазины создали проблему сами

Многие считают, что проблему с возвратами породил американский интернет-магазин обуви и одежды Zappos, пишет The Atlantic. В середине 2000-х годов он убедил миллионы американцев покупать обувь в онлайне, что тогда казалось почти невозможным, пишет издание. Магазин обещал быструю и бесплатную доставку, а также возврат без особых условий.

Товары сдавали и до Zappos. Однако именно он, как считают эксперты, масштабировал отрасль и заставил покупателей поверить, что возврат — возможность по умолчанию. Последние, правда, совсем не понимают, сколько стоит логистика.

Из-за крупных сетей политика «купи всё — верни потом» стала отраслевым стандартом. При этом лидеры рынка благодаря высоким объёмам продаж от расходов не беднеют. Сетям поменьше же приходится труднее, а отказаться от политики они не могут — иначе потеряют клиентов.

Магазины породили эту практику и теперь сами от неё страдают.

Джоэль Рампольдт, менеджер консалтинговой фирмы AlixPartners

Интересно, что начинающим специалистам по торговле о проблеме почти не рассказывают. «При этом про исходящую логистику и цепочки поставок твердят во всех бизнес-школах США», — отмечает Тим Браун. Но оно и понятно, пишет издание: людей учат продавать, а говорить о возвратах не хочет никто. Ведь это значит, что товар клиента не устроил.

Из-за корпоративного молчания трудно оценить масштаб проблемы, но даже крупные сети ищут теперь способы ограничить возвраты. Они используют специальное ПО, чтобы находить клиентов, которые сдают покупки слишком часто, а затем запрещают им оформлять возвраты — иногда даже заказывать в принципе. Такую политику практикуют Amazon, Sephora, Ulta и Walmart.

Сами компании говорят, что отказывают в возврате только при подозрении в мошенничестве или злоупотреблении возможностями. Некоторые потребители занимаются «развлекательным шопингом», рассказывает директор отдела исследований розницы при Колумбийском университете Марк Коэн: они еженедельно покупают много вещей и возвращают практически все. Причём приобретают они даже дорогие и крупногабаритные предметы: тракторы, газонокосилки и холодильники.

Некоторые компании разрабатывают единые сервисы для возврата — например, Happy Returns. Он размещает свои стойки в аптеках, книжных магазинах и пунктах FedEx, где покупатель может сдать не подошедший ему товар. После этого Happy Returns сортирует и отправляет заказы магазинам.

Решить проблему полностью, впрочем, вряд ли возможно. Люди привыкли покупать больше, чем нужно, и, скорее всего, продолжат это делать, возвращая неугодные покупки. А компании поднимут цены, чтобы покрывать расходы на логистику, пишет The Atlantic.

0
221 комментарий
Написать комментарий...
Alex

Если вы думаете куда вложить деньги, то ждите стартап, который предложит открывать клиентам не пункт выдачи, а работать как возвратный склад.

Если вы думаете над следующей идеей для вашего смузи-стартапа, то уберизация складов с мини-доставкой - это то, что будет актуально через год.

Пара слов, почему крупным операторам невыгодно обрабатывать возврат и почему он зачастую идет в утиль: процессы внутри складской работы настроены на средне-крупнооптовые поставки. Вы, как поставщик на склад, бронируете время стокинга, во время которого завозится партия из разных SKU. Обработка единичных возвратов с проверкой качества, переупаковку и перемещения юнита обратно на склад на определенную стойку невыгодна т.к. ресурсы затрачиваемые на труд сотрудников не окупают маржу, а зачастую и стоимость этих товаров.

Бизнес-задача, которую надо решить - это что делать владельцу склада с возвратным товаром, который он не может продать, и который его владелец вряд ли захочет забрать

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

По первому абзацу, некоторые уже успели такое замутить и продаться стратегу даже https://happyreturns.com/nationwide-return-bar-locations

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Очень круто, с одним лишь замечанием - happyreturns не решает проблему ну никак.

Вот у вас небольшой онлайн-магазинчик, который продает трусы с Рогозиным. Вы заказали партию из 1000 трусов, где Рогозин тащит ракету под хохлому на веревочке. Первые 500 итемов разлетелись за две недели, и вы заказали еще 1000 итемов с Рогозиным который прыгает на батуте. Вместимость вашего склада - 1000 трусов, потому что вы работаете с полной оптимизацией.
Еще через две недели вам приходит новая партия и начинаются возвраты из первой - где вы их будете хранить? Склад забит.

Помимо этого, мы как модные считаем юнит экономику. И если трусы пришли нам по 5 баксов, а продаем мы их по 15, то, допустим 5 из них заложены на шиппинг+склад, а еще 5 - наша маржа. Если без возвратов все складывается хорошо, то с возвратами, даже через happy returns мы получаем обратно товар, который уже сжег заложенные 5 баксов на склад+доставку, и последующий ре-сток означает, что нам надо взять новые $5 откуда-то. Откуда? Из маржи. Т.е. мы получили обратно товар, который мы будем прокручивать бесплатно, только для того, чтобы освободить склад, на который мы уже заказали партию новых трусов, с Рогозиным и Симоньян в караоке.

Масштабный бизнес с онлайн-продажами может функционировать на низкой марже только если проблемы с возвратами нет и он оперирует в одном направлении цепочки: поставщик, склад, потребитель. Еще надо понимать, что склад - это не эфемерный сарай с амбарным замком. В этой вашей юнит-экономике, складоместо имеет определенную стоимость хранения за час.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Они на другую проблему направлены, да. На проблему того, что если клиент заказал трусы с Рогозиным и они не подошли, то процесс возврата должен быть супер легким для клиента и не рушащим бизнес процессы продавца. Иначе клиент столкнется с гемором и никогда не вернется за новой серией трусов, да еще и на vc статью напишет про писец с возвратами в этом магазине. А проблема, которую вы описываете, вряд ли решаема в принципе. Разве что гибким расширением складских мощностей, но это маркетплейсы и так предлагают (пошли возвраты и продавцу нужны доп. места хранения, их же маркетплейс дает?)

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Проблема, которую они решают как правило имеет намного более оптимальный солюшн - в мусорное ведро выкинуть и не коптить воздух.

Маркетплейс - это, извините за тавтологию, склад складов. Если есть гибкое решением распределением избытка складских мощностей и налажена логистика, то, конечно, все проще. Но маркетплейсы не берут на себя работу по выбору SKU и заполнению своих мощностей, им эти риски не нужны. А вот клиентам happy returns деваться некуда

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

А, ну да, вариант с мусорным ведром тоже в некоторых случаях хорош. Тут уже надо считать исходя из трех основных вводных:
1. Цена и себестоимость товара. Вероятно, трусы более целесообразно списать чем макбук
2. Стоимость обратной логистики. Возврат клиента из Владивостока и Москвы, например
3. Возможность после возврата пустить товар повторный оборот. Как раз трусы нельзя продать вновь, если не ошибаюсь
Дальше уже магазин может решать, предложить клиенту отнести в аналог хэппиритернс или сказать: «Деньги вам вернули, товар присылать назад не надо»

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Безусловно, тысячи комбинаций, и выкидывать макбуки в помойку никто не будет. Равно как и говорить «вот вам деньги, оставьте товар себе». Абсолютно важно вещь забрать, иначе так будут делать 100% покупателей.

В общем, чтобы не раздувать тему дальше: выход простой, это система аутлетов на аукционной основе на основе мини-складов.

По сути, когда оформляется возврат, товар никуда не вывозится за пределы города/района. Он попадает на виртуальную комиссионку-склад в подвале. Хозяин возвращаемой вещи указывает минимальную стоимость, которую он хочет получить. Склад указывает период хранения до ликвидации. И за этот период вещь на голландском аукционе продается. Сначала торги идут до минимальной цены поставщика. А если она не достигнута, то за пару дней до окончания срока хранения - до 0. И у поставщика всегда есть возможность вывезти свой товар. Сама задача состоит в том, чтобы построить систему объединяющую сток этих мини-складов и торговую систему.
Тут важно учитывать еще следующее: выкидывать вещи на свалку на удивление дорого для бизнеса, надо постараться продать вещь любой ценой.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Да, это кстати очень неплохое решение. Будет интересно, если реализуют.
Но и вернуть деньги без просьбы вернуть товар в некоторых случаях может быть разумно имхо. Если точно понятно, что клиент не фродит, а товар оч дешевый. Допустим, впервые возврат у клиента, до этого история покупок на 1 млн руб. за пять лет, а возвращаемый товар стоит 200 руб.
P.S. Я таки дочитал статью и увидел, что про хэппи ритернс там уже есть)) Че-то я лажанул с первоначальным комментом)

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Ещё один кейс неприятный, это когда вам из старой партии с ракетой под хохлому вернули всего пару трусов, и вам надо делать маркетинг компанию, чтобы избавиться от двух юнитов, или они так и останутся на складе навечно.

Ответить
Развернуть ветку
somenickname

Ну тут можно сдать на переработку, не вижу проблемы

Ответить
Развернуть ветку
218 комментариев
Раскрывать всегда